ЗВАРТНОЦ И СЕНТ- ШАПЕЛЬ. УДИВИТЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ
В парижском храме Сент-Шапель начались реставрационные работы, в которых принимают участие и армянские специалисты. Об этом корр."ГА" сообщил архитектор-реставратор Шаэн Мурадян.
Один из известных памятников готической архитектуры Франции – храм Сент-Шапель был сооружен в 1243-1248 гг. Обладает наиболее полным ансамблем витражного искусства XIII века и считается одной из самых красивых готических церквей Парижа.
ХРАМ БЫЛ ЗАДУМАН ЛЮДОВИКОМ СВЯТЫМ КАК МЕСТО ХРАНЕНИЯ СВЯЩЕННЫХ РЕЛИКВИЙ, вывезенных крестоносцами из разграбленного в ходе крестового похода Константинополя. Главной среди них был "Терновый венец, обагренный кровью Христа", обладание которым должно было упрочить влияние французского королевства в христианском мире. В августе 1239 года терновый венец прибыл в Париж, куда позже были доставлены частицы Креста Господня, копье Лонгина и другие предметы-свидетели Ветхого и Нового Заветов.
Для святынь такого ранга потребовалось достойное архитектурное обрамление, и на месте старой королевской капеллы Святого Николая была возведена новая церковь. Она была построена в рекордно короткий срок, с 1242 по 1248 годы, предположительно, под руководством Пьера из Монтрейля, одного из крупнейших архитекторов готики. За образец была взята Святая Капелла при Сен-Жерменском замке, ставшая временным местом хранения реликвий до освящения Сент-Шапель. За свою многовековую историю церковь подвергалась нескольким реставрациям. В частности, в ходе работ в XV веке были заменены шпиль капеллы и круглый витраж на западной стороне.
Большие реставрационные работы в здании были начаты в 1837 году. Ими руководили архитекторы Виолле-ле-Дюк, Феликс Луи Жак Дюбан и Лассюс. Капелла и оставшиеся витражи XIII столетия были полностью отреставрированы, кроме того, воссоздан новый деревянный шпиль, являющийся точной копией шпиля XV века.
Известный своими прекрасными витражами памятник привлекает внимание армянских искусствоведов барельефами на западном фасаде, высеченными на стене слева от входа в открытый портик второго этажа, и является темой научной полемики.
На барельефе изображены история всемирного потопа, Ноев ковчег и трехъярусное, в виде ротонды сооружение. Впервые об этих барельефах написал в 1959 г. архитектор Тигран Марутян, по мнению которого среди рельефов представляющих связанную с именем Ноя библейскую легенду, изображено церковное здание, представляющее собой воспроизведение храма Звартноц, стоящего в Араратской долине.
"ХРАМ ЗВАРТНОЦ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ УНИКАЛЬНОЕ АРХИТЕКТУРНОЕ СООРУЖЕНИЕ, которое вызывало интерес и восхищение как среди известных армянских, так и зарубежных экспертов и исследователей своего времени, – сказал Ш. Мурадян. – Это удивительное сооружение воплощает в себе богатое наследие армянской архитектуры, собирая в себе многовековой опыт и знания.Величественный армянский средневековый храм Звартноц был построен при Католикосе Нерсесе III Строителе в 640-650 годах. Согласно записям армянского историка Степаноса Таронаци (также известного как Асохик), жившего в конце X и начале XI века, Звартноц уже к X веку находился в состоянии разрушения. Вероятно, обрушился в результате землетрясения. В 2000 году руины Звартноца были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Армянский храм на барельефе Сент- Шапель изображен в трех вариантах: в одном на его фоне играют сыновья Ноя, в другом изображены поселившиеся в Ковчеге звери, в третьем Звартноц изображен в самом Ковчеге Ноя как символ спасения".
Собор Звартноц внес значительный вклад в искусство церковного строительства не только своим уникальным трехэтажным строением и невиданными ранее планировочными и конструктивными решениями, но также роскошным художественным оформлением как снаружи, так и внутри храма. Этот орнамент был богат различными изображениями: растениями, животными, геометрическими узорами, а также мирскими и духовными символами. Среди всех деталей Звартноца особое внимание заслуживают скульптурные капители, на которых изображены орлы, украшающие четыре колонны. Эти орлы представляют собой уникальное произведение искусства раннего средневековья. Орел символизирует власть, мужество, силу и свободу. Все четыре изображения орлов хорошо сохранились, и интересно, что каждый из них уникален и не похож на других. Они изображены с раскрытыми крыльями, готовыми к полету, и их головы повернуты в разные стороны, как бы наблюдая друг за другом и защищая храм. В 2009 году одна из скульптур орла из Звартноца была выставлена в Лувре в рамках Дней Армении во Франции.
"Собор Звартноц и французская церковь Сент-Шапель имеют удивительную и таинственную связь. Церковь, построенная в стиле французской готики в XIII веке, что было спустя шесть веков после сооружения собора Звартноц, впечатляет своей невероятной красотой и декором. Отмечу, что реставрационные работы продляться год, и к лету будущего года парижане и гости столицы Франции смогут вновь увидеть одну из жемчужин готики".
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-22 09:38
В 2023 году врач-радиолог из Великобритании Николь Стрикленд отправилась в отпуск на карибский остров Тобаго, настоящий тропический рай с живописными пустынными пляжами. В первый день она прогуливалась вместе с подругой и нашла несколько сладко пахнущих зеленых фруктов, напоминающих яблоки. Обе женщины решили попробовать плоды и через несколько мгновений почувствовали жжение и мучительную боль в горле. Через несколько часов они скончались.
-
2024-11-21 11:02
"Болезнетворные бактерии обнаружены в партии куриного мяса общим весом 3850 кг, которое было поставлено в 146 детсадов cтолицы", – заявила в понедельник и.о. начальника Управления контроля мэрии Анна Геворкян.
-
2024-11-21 10:45
Праздничное оформление столицы в этом году началось за два месяца до Нового года. На площади Республики устанавливается елка, электрическими гирляндами полностью увешан Дом правительства, в супермаркетах появились елочные игрушки и т.д.
-
2024-11-19 09:35
15 ноября при содействии Министерства образования, науки, культуры и спорта РА в ереванском Доме-музее А. Спендиаряна в зале "Творческий путь композитора" открылась экспозиция с новыми уникальными материалами. Корр. "ГА" побывал в этом уютном и очень гостеприимном очаге культуры, где в обновленных выставочных залах хранятся в общей сложности 1345 экспонатов, рукописей, писем и книг А. Спендиаряна. При реставрации и обновлении залов сотрудники музея учитывали интересы посетителей с тем, чтобы как молодым, так и пожилым людям было интересно сюда приходить и получать по возможности полную информацию о жизни и творческом наследии композитора.