ЕСЛИ ЖДЕШЬ ПРАВИЛЬНО - ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЖДЕШЬСЯ
В зале Театра юного зрителя яблоку негде было упасть – заслуженный артист РА и просто кумир публики Ованнес БАБАХАНЯН играл свой феерический моноспектакль "Контрабас" по Патрику Зюскинду. Когда три года назад актер уехал в США, многие испытали не только чувство утраты, но и искреннего удивления – настоящая звезда, столько обретений! Но артиста поманили иные берега и иные масштабы, а главное – в этом масштабе он сумел не просто не затеряться, но высоко держать планку.
В ЕРЕВАН ОВАННЕС БАБАХАНЯН ПРИЕХАЛ НЕ ТОЛЬКО ВСТРЕТИТЬСЯ с родным городом и родной публикой, но и отметить дома свой 45-летний юбилей. Признание в любви – артиста своему зрителю и зрителя – кумиру. А творчество его и служение отечественному искусству и через океан было оценено по самому высокому прейскуранту. Бабаханян удостоился медали "Посол родного языка" Министерства диаспоры РА, памятной медали Григора Нарекаци Министерства культуры РА и золотой медали СТД Армении.
- У тебя были ведущие роли в Драматическом театре, множество фильмов и клипов, невозможность пройти по улице – поклонники разорвали бы на сувениры… Так что, уже когда ты уезжал, возник резонный вопрос: Овику-то чего не хватало?
- Весь вопрос в стремлении вперед, в самосовершенствовании. Благодаря работе в театре и кино я достиг определенного уровня, когда захотелось попробовать делать больше, чем делаю. Для этого надо было "изменить формат", чтобы видеть большую перспективу, делать что-то новое, что-то, чему я хочу учиться. А тут поступило предложение из Америки, о котором можно только мечтать. Конечно, в моем поступке была доля авантюризма – взять жену, троих детей и в сорок с лишним лет изменить всю свою жизнь. Силы придавало то, что в качестве певца я уже несколько раз выступал в США и имел возможность убедиться, что и там контакт со зрителем у меня получается, меня понимают и принимают. Все это дало силы осмелиться на такую пробу сил.
- Судя по всему, там ты больше выступаешь в качестве певца?
- В феврале 2010 года я опустился в Нью-Йоркском аэропорту, а через два дня у меня уже состоялся первый сольный концерт. Действительно, там я больше пою, потому что это более короткий путь коммуникации. И это легче, чем ждать, пока тебя возьмут в фильм, предложат роль. Так можно прождать всю жизнь. Я пою на пяти языках - лирические песни, в том числе на испанском и итальянском, почти весь репертуар Рэя Чарлза, что-то из Фрэнка Синатры… И, конечно, наш армянский фолк на многих сугубо американских концертах. Так было на последнем концерте, который прошел в Беверли-Хиллз. Исполнил несколько английских песен, а потом перешел на Саят-Нову. Реакция была потрясающая! Подходили американские музыканты и просто зрители, спрашивали, что за песни, кто автор, я рассказывал о нашем великом ашуге. Это ведь очень важно – уметь правильно представлять свою нацию. Мы пробыли в Нью-Йорке полгода, а когда контракт закончился, перебрались в Калифорнию, где, как вы знаете, весь голливудский бизнес. Слава богу, все эти три года занимаюсь исключительно своей профессией. Теперь у меня уже есть свой агент. Недавно был очень интересный концерт в Writers Guild Theatre – театре Гильдии писателей. Вообще я люблю такие сборные концерты, в которых участвуют самые разные певцы - американцы, испанцы, японцы. За три года выходил на сцену вместе с порядка 300 музыкантами, среди которых очень серьезные люди, певшие со Стиви Уандером и Джанет Джексон. Приятно осознавать, что в этой обойме мастеров и мне нашлось место. Недавно получил премию из рук Рене, дочери Рэя Чарлза – за исполнение песен репертуара великого певца. А на последней After Grammy Party я исполнял культовую Somewhere on the rainbow. А через несколько дней Дженис Обри, хозяйка знаменитого модельного агентства, занимающаяся также кинопродюсингом, прислала мне журнал со своим интервью, в котором сказала: "Мне довелось слышать множество исполнений этой песни, но ни одно не доводило меня до слез". И фотография, иллюстрирующая эти самые слезы. Кроме того, что все это, конечно, очень приятно, лишний раз убеждаешься – ты на правильном пути.
- Будучи уже известным актером, ты окончил консерваторию по классу вокала, занимался танцем, рисовал, занимался дизайном одежды… Это такое стремление к творческому многообразию или в этом был элемент рационализма?
- Сказать, что я целеустремленно шел к тому, чтобы быть мультифункциональным, тем более при моей загруженности, - конечно нет. Ведь никто не знает, что будет с нами завтра. Но где-то в глубине души я всегда понимал: все это когда-нибудь пригодится. Вообще, думаю, это очень важно для актера - чем больше ты умеешь, работаешь над собой, тем легче твой путь. В конце концов, даже в простой беседе – если человек может на уровне поддержать некухонный разговор, это же импонирует, сразу меняется отношение. То же и в нашей профессии. Вот, скажем, традиция red carpet, которая очень популярна в Штатах. Это ведь не только фотографии перед рекламным постером. Потом бывают концерты. Как правило, само упоминание об Армении уже вызывает интерес. Хотя мне часто приходится отвечать на вопрос, что значит honorabale actor, заслуженный артист… Если ты поешь на английском и американец понимает, что ты знаешь его культуру, после этого легко представлять свое, этническое, скажем, "Келе лао". Начинаются какие-то профессиональные разговоры, даже сравнения с испанской музыкой. Или если общаешься с художником не просто, а еще говоришь, что рисуешь, - это же общая почва! И это очень помогает. Я уже обзавелся друзьями модельерами, они французы, приехавшие на работу в Америку. Все началось после того, как они узнали, что платье, в котором была на презентации моя супруга, - дело моих рук. И предложили работать вместе. Чем больше ты умеешь, тем больше возможностей творческого сотрудничества.
- А что актерская ипостась? Антрепризные спектакли армянских коллег тебя там не слишком привлекают?
- Дело в том, что, как уже сказал, я работаю с агентом и обязан все дела делать через него, а наша армянская среда с агентами не дружит. А если совсем честно, не было такого армянского проекта, который бы по-настоящему увлек. Успел сняться в нескольких фильмах и рекламных роликах. Это все чисто американские проекты - совершенно другие ставки и совершенно другие условия. Играю свой моноспектакль "Контрабас" на английском – немного изменил его, адаптировал, сделал более американским, но чувства же неизменны! Принимают так, что, сыграв один спектакль, мне тут же хочется играть второй. Сам сделал два спектакля – по Сарояну - "Мое сердце в горах", где играли и мои дети, еще была главная роль в постановке "Черное сердце – белый голубь". Зато я не раз участвовал в очень серьезных армянских концертах. Последний был приурочен к визиту в Калифорнию Католикоса Киликийского Арама Первого, и я пел в присутствии двух с половиной тысяч человек, в том числе и губернатора штата.
- Ты сказал – успел сняться в нескольких фильмах. Тебя уже можно считать нашим человеком в Голливуде?
- Сейчас продюсер Джон Вудберг начал работу над новым фильмом "Бескрайняя долина", в котором я сыграю одну из главных ролей. Буду сниматься со знаменитым Калигулой и "Заводным апельсином" - великим Майклом Макдауэллом. Картину будет делать Джон Бьюкер или Бьючер – произносят почему-то по-разному - режиссер, который явил миру Фредди Крюгера, "Кошмар с улицы Вязов". Большая и очень ответственная работа. Уже сейчас, сразу после кастинга, согласно американской системе, началась рекламная кампания. Что я считаю очень правильным. В течение года мы будем ходить на red carpet-ы, интервью, фотосессии, говорить о фильме, о своих образах. А потом уже начнутся съемки, которые обычно длятся примерно два месяца. В данном случае где-то с мая по июль. А потом состоится премьера, к которой зритель уже полностью подготовлен. У нас, когда говоришь о рекламе, обычно в ответ слышишь: – Как! Сначала сделай, а потом труби на всех углах. А "потом" - уже поздно. Картина уже в прокате, а ты только начинаешь кричать: "Мы фильм сняли!" Кто снял, какой фильм, кто играет? Пока зритель разберется, поезд ушел. Надо научиться подавать свою работу. У нас ведь тоже многое делается, и многое очень даже неплохо, самому пришлось работать в интереснейших проектах. И, надеюсь, даст бог, еще поработаю. Вот сейчас у нас переговорный процесс с Арменом Ватьяном. Фильм по его сценарию с очень интересной ролью, который должен сниматься в Литве. Посмотрим.
- Десятки армянских актеров, и среди них очень известные, уехав в Америку, в лучшем случае остаются в рамках диаспоры, если не переквалифицируются в коммивояжеров. Тебе удалось пробиться в американскую арт-среду. Это талант, везение или особый уровень адаптации?
- Ну почему? В том же Голливуде огромное количество невероятно талантливых и известных людей из сферы кино – армяне. Правда, они давно в Штатах, и многие изменили фамилии. На моей фамилии ведущие концертов тоже часто оступаются. Но я не в том возрасте уехал, чтобы вдруг становиться Джоном Бахом – смешно! И это проблема не только армян. В конце концов, Америка действительно многонациональная страна, и практически все как-то американизируются и адаптируются. Я никого не виню. У нас, армян, есть такая черта характера – когда кто-то выезжает, начинает вести себя так, словно он единственный на свете. "Я единственный избранный сын этого народа и Господь поцеловал меня в темечко" - ничего, кроме проблем, это не дает. А вообще очень важно, как любят говорить американцы, оказаться в нужное время в нужном месте. Кому-то повезло больше, кому-то – меньше. И если кто-то не смог достичь чего-то серьезного, это не значит, что он не креативен или не талантлив. Просто очень важно не отчаиваться, если поначалу что-то не получается, не опускать руки и продолжать работать над собой. Постоянно работать и уметь ждать. Это очень трудно. Может, труднее всего на свете. Но если ждать правильно – обязательно дождешься. И еще надо не запираться в своем маленьком мирке и смотреть на всех с недовольством – мир очень велик, но если его любишь, он тебя примет.
- А предложений участвовать в серьезных проектах из Еревана тебе, завоевавшему Америку, не поступало?
- Очень хотелось бы, чтобы такие проекты были – независимо от того, буду я сниматься в них или нет. Мне очень важно, чтобы в моей стране мои друзья, мои коллеги имели бы стоящую работу. Чтобы испытывали удовлетворение и гордость от того, что делают. Ведь наш зритель так умеет отличать искусство от неискусства! И не дай бог нам потерять это качество. Тогда мы, артисты, перестанем существовать - потому что не бывает артиста без публики. Поэтому я дорожу каждым аплодисментом, люблю каждого своего зрителя. Я этим питаюсь и стараюсь идти вперед. Образ, имидж артиста – это такой хрупкий кубок, который ты наполняешь годами, а разбить его можно в минуту. Поэтому, приступая к каждой новой работе, всегда испытываю сомнение, даже страх. Лучше заниматься любым другим делом, чем работать в профессии без планки.
- За эти дни ты сыграл "Контрабас" на сцене ТЮЗа и спектакль "Мама миа" в родном Драматическом. Каково было снова встретиться с нашим, вернее, со своим зрителем?
- Я вышел на сцену – и этих трех лет отсутствия как не было. Энергетика, которую ты получаешь от своей публики, – это особое чувство. Мне довелось играть на многих международных фестивалях в разных уголках мира. Публика разная, и, слава богу, мне удавалось подобрать к ней ключик, контакт возникал всегда, и это неизменная радость. Но когда ты играешь для своего, родного зрителя, для жителей города, в котором родился, – это исключительное удовольствие и счастье.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-22 12:12
Ереванский Государственный театр музыкальной комедии им. А. Пароняна только что вернулся из поездки в Китай. Вернулся и сразу объявил о премьере мюзикла "Ереван 2024". Отыграют - и опять на фестиваль, на сей раз в Россию. Дальше вернутся и приступят к реализации большого международного проекта. И это не считая спектаклей, с завидной регулярностью выходящих на Малой сцене театра. Что самое удивительное: все это громадье работы театр осуществляет без получения грантов от государства. "Работай качественно, имей сто друзей и - жизнь удалась!", - считает директор театра Каро ШАХБАЗЯН.
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-10-28 10:57
Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...