КРАСАВЦЫ И КРАСАВИЦЫ ЛИАНЫ ХАЧАТУРЯН
Комната Лианы Хачатурян похожа на музей диковинок: здесь можно найти уйму старинных изделий, давно отживших свой век, но не утративших своей значимости для хозяйки. Ведь с каждым изделием – будь то огромный деревянный сундук, столик на вычурных ножках, настенные часы или антикварная рамка с репродукцией полюбившейся картины - у Лианы Гургеновны связаны теплые воспоминания. Жена военного врача, она в течение долгих лет собирала свои уникальные экспонаты в городах, где проходил службу супруг Александр Хачатурян.
ОДНАКО САМЫМ ДОРОГИМ УКРАШЕНИЕМ ЭТОЙ ОБИТЕЛИ по праву можно считать куклы-сувениры, сделанные ею собственноручно и известные сегодня далеко за пределами страны. Разодетые в армянские национальные таразы, оригинальности и богатству которых могут позавидовать многие народы мира, эти тряпичные дамы и господа из Муша, Сасуна, Карина, Васпуракана, Карабаха, Нахиджевана и других исторических регионов Армении - уникальные образцы отечественного декоративно-прикладного искусства. Особенность кукол также и в том, что созданы они по технологии, разработанной самой мастерицей и применяемой лишь ею самой. В отличие от подобных сувениров, коими усеян столичный вернисаж, "каринцы" и "нахиджеванки" Лианы Гургеновны снабжены "постаментом", скрытым от глаз под красочным нарядом, что позволяет им прочно стоять "на ногах", демонстрируя окружающим горделивую осанку и крепость армянского характера.
Лиану Хачатурян я застала за швейной машинкой, рядом с которой красовались ее куклы. Мягкие при первом прикосновении и твердые внутри, они схожи с истинными армянами - добрыми и гостеприимными миролюбцами и несгибаемыми с недругом. Другими и не могли быть ее герои в национальных костюмах, созданные умудренной женщиной, прожившей в разных странах и городах, от Германии до советского Азербайджана, вынужденной бежать с детьми, спасаясь от бакинских погромов, и наконец осевшей на родине.
Народный мастер Армении Лиана Хачатурян увлеклась изготовлением кукол в 1990-х годах. Произошло это случайно: возвращаясь однажды домой, супруги Хачатурян увидели на витрине магазина кукол, качество и внешние данные которых оставляли желать лучшего. Глава семьи нечаянно проронил: "Не могла бы ты сделать куклу? Уверен, у тебя получится намного лучше!" Известная в семье и кругу друзей как "мастер на все руки", Лиана Гургеновна согласилась, хотя для нее, педагога по образованию и издательского работника по роду деятельности, куклоделие поначалу казалось чем-то неизведанным. Однако уже первый образец превзошел все ожидания – кукла не просто понравилась домочадцам и самой мастерице, но и подстегнула ее на новые подвиги в не известной доселе сфере.
ВСКОРЕ АРМЯНСКИЕ КРАСАВИЦЫ И КРАСАВЦЫ СТАЛИ РОЖДАТЬСЯ в ее умелых руках без промедлений. Узнав о необычном увлечении Лианы Гургеновны, все спешили помочь с материалом для обшивки кукол. Как говорит мастерица, до сих пор в доме хранятся мешки, полные лоскутов от разных тканей, вышедшей из употребления одежды и иного необходимого материала, из которого она и принялась кроить и шить национальные таразы для своих кукол. В ход пошли капрон, нейлон и прочий чулочный материал, послужившие нежной "кожей лица", а также парча, тесьма, кружева. Наряды предстояло обогатить принятыми у армян традиционными для каждого региона украшениями, посему в работе пригодились бисер, мелкие металлические монетки, пуговки и прочие "драгоценности", которые Лиана Гургеновна находила в магазинах и у торговцев всякой всячиной. Кукол-мужчин постарше иногда приходилось "снабжать" бородой и усами, что также требовало привлечения нового материала.
- Процесс изготовления кукол – долгий и трудоемкий, таразы приходится кроить не только с предельной точностью ввиду небольших размеров (рост кукол не превышает 35-40 см), но и тщательно обрабатывать каждую деталь, - рассказывает Лиана Хачатурян. – Ведь каркас туловища я делаю вручную, без единого шва и профессиональных инструментов, пуская в ход лишь кухонный нож и небольшую пилку.
Кстати, образцы нарядов она берет из знаменитой энциклопедической книги Аракела Патрика "Армянский тараз", являющейся сегодня основным источником информации по национальному костюму для историков, этнографов, культурологов, дизайнеров на всем армянском пространстве – от нашей страны до Спюрка. Однако, как и любой искусствовед, Лиана Хачатурян подходит к работе творчески, работая по собственному усмотрению над отдельными деталями. Фантазия позволяет создать непохожие куклы, каждая из которых в процессе изготовления приобретает свои "личные" черты внешности и свойственный лишь ей характер, а само творчество становится авторским. Какими бы ни вышли в итоге тряпичные куклы – носатыми, нежными, круглолицыми, высокомерными, изящными или строгими, - всех их мастерица именует не иначе как "мои красавицы", "мои герои".
ЕЩЕ В 1990-х ОНА ОКАЗАЛАСЬ СРЕДИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ ВЫСТАВКИ ТАРАЗОВ, устроенной в Ереване нашими соотечественниками из Спюрка. Здесь она познакомилась с тогдашним замдиректора Музея народного творчества Адой Манукян, которая пришла в восторг от ее кукол, взяла несколько образцов в музей и наряду с работами мастеров других жанров декоративно-прикладного искусства представила их в экспозиции. В тот же день пару кукол в таразах Лиана Гургеновна преподнесла в дар организаторам выставки, которые не только удивились, что их создательница – самоучка, но и увезли с собой за рубеж ценный подарок. Спустя годы по предложению Министерства культуры Армении несколько национальных "красавиц" и "героев" Лианы Хачатурян отправились навсегда в Аргентину, в одном из музеев которого и ныне представлены в масштабной коллекции кукол народов мира. Востребованы они и в столичных сувенирных магазинах, которые не обходят своим вниманием заезжие гости и туристы.
Творчество Лианы Хачатурян не раз было представлено на выставках декоративно-прикладного искусства в Армении и за рубежом. О ней написаны статьи в прессе и эссе в книжных изданиях, сняты телевизионные и документальные фильмы. Ведь мастерица с каждым днем совершенствует свои идеи и навыки. Однажды она изготовила на заказ куклы по образу и подобию женских портретов именитого художника Акопа Овнатаняна.
Счет своим работам Лиана Гургеновна потеряла давно. Она также является членом международной организации CIOFF - Международного совета организаций фольклорных фестивалей и народного творчества, с которым активно сотрудничает. Пару лет назад она занялась керамикой, в которой вновь продемонстрировала природное дарование, великолепное знание культуры, большой эстетический вкус и богатое воображение. Шахматный чайный набор, керамические куклы, бижутерия и прочие глиняные экспонаты недавно были выставлены вместе с тряпичными куклами в государственной общеобразовательной школе Пограничного управления ФСБ России в Армении, где Лиана Хачатурян преподает предмет "Технология". И вновь ученики, родители и коллеги поразились ее мастерству и таланту. "Это не я, это все – мои руки", - скромно заметила Лиана Гургеновна и села за швейную машинку.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-10-11 09:50
- Кинематограф – это синтез нескольких видов искусства: театра, музыки, живописи, литературы. Через кино можно познать многообразие культуры того или иного народа, и именно поэтому уже много лет мы проводим в Армении Фестиваль японских фильмов, позволяющий армянской общественности и гостям нашей страны соприкоснуться с богатой культурой Японии, - сказала на открытии декады японского кино в Армении председатель Армяно-японской культурно-образовательной общественной организации «Хикари» Карине Пилипосян. Фестиваль, инициированный ОО «Хикари», по традиции открылся 9 октября, и в формате 9 показов продлится до 19-го числа. Лучшие фильмы японских режиссеров будут показаны не только в Ереване. Жителей Вайка, Гюмри, Вагаршапата, Ехегнадзора также ожидает встреча с кинематографом Японии, который отличается философской глубиной, самобытной эстетикой, традиционной структурой и умением донести до зрителя ценные мировоззренческие идеи.
-
2024-10-10 10:23
На прошедшей в Национальной библиотеке Армении (НБА) Международной научной конференции «Сохранение наследия во имя стабильного будущего» была рассмотрена и тема историко-культурного наследия Арцаха. На одном из заседаний прозвучали доклады Нунэ Сарумян и Овика Аванесова – разные по проблематике, но имеющие логическую взаимосвязь.
-
2024-10-09 10:21
Именитый дирижер, заслуженный деятель искусств Армении Арам Карабекян прожил недолгую, но насыщенную жизнь. За неполные 60 лет он успел пройти обучение и развернуть деятельность в разных странах мира: США, Италии, Германии и других. Однако своим домом он всегда считал Ереван, где на протяжении долгих лет трудился на благо развития классической музыки, будучи главным дирижером и художественным руководителем Государственного камерного оркестра Армении. Ереван не остался в долгу у маэстро Карабекяна. На днях в центре нашей столицы состоялось открытие памятной именной таблички, украсившей вход в здание по адресу ул. Спендиаряна, 5, где жил этот прославленный музыкант.
-
2024-10-07 09:13
В разных странах мира установлены десятки мемориалов в память о жертвах Геноцида армян, ассирийцев и понтийских греков, совершенного Османской империей в начале ХХ века. За сто лет после массовой резни младотурками представителей этих народов на мировые киноэкраны вышло немало разножанровых фильмов о Геноциде, снятых как армянскими, так и зарубежными кинематографистами.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2023-07-26 10:33
Недавно в Сети мне попался на глаза репортаж «Голоса Америки», рассказывающий о нашей талантливой соотечественнице Анне Маркосян – автора необычных кукол ручной работы. Будучи пианисткой по основной специальности и делая успехи на этом поприще, Анна не отказалась от своего хобби и даже сделала его второй профессией.
-
2022-04-29 10:08
Музей Ованнеса Туманяна в Ереване можно по праву назвать очагом армянской культуры, где не только хранятся экспонаты, архивы и творческое наследие великого писателя, но и реализуется масса проектов по разным видам национального искусства. Одним из важных направлений, привлекших внимание музея, с недавних пор стала армянская вышивка, обретшая здесь своеобразное покровительство.
-
2022-03-10 10:45
В старину в Армении жило столько людей, сколько в стране росло персиковых деревьев. Когда рождался младенец, появлялась богиня красоты Астхик и бросала у ворот дома персиковую косточку, поздравляя тем самым семью новорожденного. Отец или дед малыша подбирал косточку и сажал ее в своем саду. Так росли вместе малыш и персиковое дерево...
-
2021-12-28 10:07
Уже не в первый раз в канун Нового года известный коллекционер - сотрудница Музея истории Еревана Марина ХАЧМАНУКЯН радует жителей и гостей столицы необычной выставкой, создающей праздничное настроение у всех, кто перешагнул ее порог. Не исключение и нынешний показ, открывшийся 18 декабря в Музее русского искусства на Каскаде. В экспозиции куклы разных времен и народов, выступающие в качестве игрушек, декора, елочных украшений, собирательством которых Марина занимается много лет.