Последние новости

ЕВРОПЕЙСКИЙ ВЗГЛЯД НА НАШУ ШЕКСПИРИАНУ

В нынешнем году весь мир празднует 450-летний юбилей величайшего драматурга всех времен и народов Вильяма Шекспира. Главные торжества пройдут в апреле, приуроченные непосредственно к годовщине. Ереванский международный театральный шекспировский фестиваль, проводимый Союзом театральных деятелей при поддержке Министерства культуры РА, в этом контексте можно отнести к акциям-увертюрам – он возьмет старт 18 марта.

ШЕКСПИРОВСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ПО ПРАВУ МОЖНО СЧИТАТЬ ДОСТИЖЕНИЕМ нашей театральной жизни. Родившись по инициативе Акопа Казанчяна в моноформате, он с подачи великого режиссера Роберта Стуруа переродился в один из самых масштабных. За годы существования фестиваля ереванской публике довелось воочию увидеть спектакли-легенды – такие как "Макбет" и "Гамлет" того же Стуруа, его "Венецианского купца", сделанного на сцене московского театра Et Cetera с народным артистом СССР Александром Калягиным в главной роли. Звездный состав "Гамлета" МХТ-овского – Константин Хабенский, Михаил Трухин, Михаил Пореченков, Марина Голуб на ереванской сцене - еще одно достижение фестиваля. В рамках Ереванского шекспировского читали лекции величайшие шекспироведы современности Анджей Журовский и Алексей Бартошевич, густо аранжирующие свои выступления отрывками из культовых шекспировских спектаклей, в разное время идущих на мировой сцене. Было и множество других – спектакли из Британии, Польши, Италии, Македонии, опять же России и Грузии. Не столь распиаренные имена, не столь хорошо известные нашему зрителю артисты и режиссеры, но множество неожиданных открытий, каждое из которых в очередной раз подтверждало безбрежность и вечность океана, именуемого Вильямом Шекспиром.

"У армянского театра очень глубокие шекспировские корни, и это не просто слова, а страницы истории, в которую не одно имя вписано золотыми буквами, - говорит председатель СТДА и директор Шекспировского фестиваля Акоп Казанчян. - И сегодня наши режиссеры с завидным постоянством обращаются к этому великому автору, и сегодня на армянской сцене идут шекспировские спектакли, способные выдержать конкуренцию по самому высокому прейскуранту. Думаю, настало время заявить об этом во всеуслышание".

Такая преамбула многое объясняет в изменении формата, которым отмечен нынешний Шекспировский фестиваль. На сей раз его директор решил позаботиться в первую очередь не о зрительском удовольствии, а об интересах собственно театров. Так что нынешний фестиваль – это шоу-кейс армянских спектаклей. А международный статус будут обеспечивать директора буквально всех шекспировских фестивалей, входящих в существующую уже двенадцатый год Европейскую сеть.

"НАМ ГРЕХ ЖАЛОВАТЬСЯ, - ГОВОРИТ АКОП ЕРВАНДОВИЧ. – НА ВСЕХ предыдущих фестивалях у нас всегда были гости–отборщики, и практически не было случая, чтобы хотя бы один ереванский театр не получил приглашения на ответный визит. Благодаря этим контактам в Гданьске побывали театры им. Пароняна и Драматический, "Макбет" Армена Хандикяна с блеском прошел в Венгрии, примеры можно продолжать. Но на этот раз хочется сфокусировать внимание европейских коллег именно на наших спектаклях. Тем более что многие из них уже прошли серьезную апробацию, и я уверен, что такой подход будет продуктивным и в плане дальнейшего сотрудничества наших театров с большими европейскими фестивалями, и в плане конкретных приглашений".

Спектакли, которые с 19 по 25 марта предстоит смотреть европейским мэтрам, отбирались по самому жесткому принципу – не в контексте "как бы кого не обидеть", а в плане – не ударить в грязь лицом. "Юлий Цезарь" в постановке Армена Хандикяна был удостоен сначала премии "Артавазд", а затем и Государственной премии. "Артаваздоносцами" стали и Ваге Шахвердян, и Акоп Азизян – режиссер и исполнитель главной роли в спектакле "Король Лир" на сцене Ванадзорского театра им. Абеляна. "Король Джон" в постановке Тиграна Гаспаряна в Национальном театре им. Сундукяна уже успел получить международное признание, показавшись полтора года назад на сцене лондонского Глобуса. В рамках Ереванского шекспировского запланирован еще один "Король Лир" - Акоп Казанчян готовит международный проект при участии армянских и грузинских актеров и со звездным Вигеном Степаняном в главной роли. Премьера состоится в рамках фестиваля.

ЧТО КАСАЕТСЯ ГОСТЕЙ, ТО ИНАЧЕ КАК АРЕОПАГОМ ИХ СОСТАВ НЕ НАЗОВЕШЬ. Номером раз в "директорском списке" следует поставить Филиппа Пара - основателя Европейской сети шекспировских фестивалей и директора фестиваля в Баффе. Райнер Виерц представляет фестиваль в ирландском Нойсе, Эрнандес Монсеррат - шекспировский театральный форум в Барселоне, Андрей Гермецко - летний Шекспировский фестиваль в Остраве в Чехии. Есть среди гостей и арт-деятели, уже успевшие стать друзьями нашего фестиваля. Дважды приезжал в Ереван Эмиль Борогина – директор крупнейшего фестиваля, проходящего в румынской Крайове. Сандор Гедеон представляет Венгрию, и на сцене средневекового замка в Гюле – главной площадке фестиваля – довелось играть "Макбета" артистам Драматического. Жоанна Снежко-Мистерк – координатор шекспировского форума в Гданьске, где армянский театр засветился давно. Наконец, Том Берд возглавляет Globe to Globe - гигантский, можно сказать, фестиваль, объединяющий на театральной сцене, на которую выходил сам Шекспир, труппы со всего мира. Господин Берд успел открыть для себя Армению еще два года назад, когда приехал в Национальный театр принимать ими же заказанного "Короля Джона" и уже оценил театр неведомой ему доселе страны по достоинству.

Формат Ереванского шекспировского фестиваля предполагает не только знакомство наших гостей с Арменией вообще и ее театром в частности. В рамках фестиваля пройдет конференция "Вильям Шекспир в современном театре", которая, будем надеяться, станет интересной не только ее участникам, но и молодым деятелям театра, которые, надо отдать им должное, в последние годы стремятся не только к самоутверждению, но и информированности. А еще будем надеяться, что желание Акопа Казанчяна сбудется – наше "шекспировское заявление миру" будет оценено по достоинству, и наши спектакли получат возможность заявить о себе еще громче. На европейских фестивальных площадках.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ВЕЧНЫЙ СВЕТ" ПРИДЕТ В 2025 ГОДУ?
      2024-07-26 10:25

      "Знаете, почему я не использую слова? Портреты, дела, звуки, голоса, шум, музыка... все вместе говорит больше, чем слова. С помощью музыки и лиц вокруг фильма выстраивается "эмоциональное поле". Я стремлюсь к тому, чтобы звукозрительное сочетание уподоблялось не физической смеси элементов, а их химическому соединению. Я монтирую не только имеющиеся кадры, но и отсутствующие. Именно в этом причина того, что вы, смотря фильм, находите в нем что-то новое. Весь фильм создан, но половина фильма, половина кадров отсутствуют. Однако благодаря монтажу, музыке и образам они присутствуют в подсознании", - написал когда-то Артавазд ПЕЛЕШЯН, классик мирового кинематографа, которого Сергей Параджанов назвал «одним из немногих подлинных киногениев»...

    • "ПИТАТЬСЯ КУЛЬТУРОЙ, ПОЗВОЛЯЮЩЕЙ СОХРАНИТЬ СЕБЯ"
      2024-07-25 09:43

      Летний вояж в Армению Театральной труппы им. Гаспара Ипекяна из Бейрута, вот уже скоро 100 лет работающей под эгидой "Общенационального армянского культурно-образовательного союза", привычно называемого "Амазгаин", никто Культурным Событием не называл, да и сами гости амбиций не демонстрировали.  И все-таки это событие с маленькой буквы "с" заставило задуматься над многими вопросами, как постоянно думают над ними те представители армянской Диаспоры, которых по праву можно назвать армянскими интеллигентами.

    • УВИДЕТЬ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ АРЦАХА - ТЕПЕРЬ ТОЛЬКО ИЗ КОСМОСА
      2024-07-23 09:42

      "Тысячелетнее наследие Нагорного Карабаха находится под угрозой. Это не только страх 100 000 армян, бежавших со своей земли в сентябре 2023 года после военной операции Азербайджана, но и вывод, сделанный Европейским центром права и правосудия (ECLJ)", - публикация в конце прошлой недели французской Le Figaro стала очередным подтверждением Геноцида армянского культурного наследия Арцаха, последовавшего за Геноцидом его армянского населения. В докладе ECLJ он назван "культурным уничтожением".  "От того, какие конкретные действия (заявления из общих слов не в счет!) начнут предпринимать власти Азербайджана в отношении христианских памятников Нагорного Карабаха, и можно будет судить о том, каково этическое здоровье этой страны, о дееспособности всех тех положительных, нравственных качествах ее народа, которые преподносятся его руководителем как образец для подражания", - писал портал Regnum.ru еще в ноябре 2020 года, сразу после окончания 44-дневной войны.

    • "ВСЕ НЕЛЕГКО, НО ЛЮДИ КУЛЬТУРЫ ПРОДОЛЖАЮТ ЗАНИМАТЬСЯ ТВОРЧЕСТВОМ"
      2024-07-12 10:48

      Андрей МОСКВИН - доктор филологических наук, театральный критик, переводчик, доцент кафедры межкультурных исследований Центральной и Восточной Европы Варшавского университета, редактор научного журнала "Studia Teatralne Europy Środkowo-Wschodniej", посвященного театральному искусству Польши и соседних стран.  Его интерес к нашему театру ознаменовался несколькими "армянскими" проектами и привел к работе над капитальным трудом "Армянская драматургия в Национальном театре", а вместе с ней - к четырехмесячному пребыванию в Ереване.  Андрей Москвин - о своих впечатлениях об армянском театре и не только.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "МОЗГ - ЭТО СУЩЕСТВО ВНУТРИ НАС"
      2024-06-24 10:31

      7 июля ученый мир отметит 100-летие со дня рождения нейрофизиолога, крупного исследователя мозга, научного руководителя Института мозга РАН (1990-2008), академика Натальи Бехтеревой.

    • ДВЕСТИ ЛЕТ НАЗАД И СЕГОДНЯ
      2024-06-11 10:06

      К юбилею школы Нерсисян В нынешнем году исполняется 200 лет со дня основания первой армянской средней школы в Закавказье - Тифлисской семинарии Нерсисян. Она была создана в 1824 году по инициативе главы епархии ААЦ в Грузии Нерсеса Аштаракеци и в дальнейшем названа его именем.

    • АКСАКАЛ АРМЯНСКОГО СПОРТА
      2024-05-17 14:00

      17 мая исполнилось 80 лет одному из самых заслуженных и известных спортивных деятелей Армении – Деренику Абрамовичу Габриеляну. Этот человек прошел славный жизненный путь, а его вклад в развитие армянского спорта трудно переоценить.

    • "ВОССТАНОВИТЬ ВСЕ - ОТ ДОСТОИНСТВА ДО ТЕАТРА"
      2024-05-17 11:01

      "Вы еще будете не раз приходить на премьеры в "Гой", - уверен режиссер и художественный руководитель Национального экспериментального центра исполнительских искусств "Театр Гой" Артур СААКЯН. "Мы боремся не только за свой театр, но за систему ценностей, которую хотят отнять" - этот тезис они подняли на щит в противостоянии желанию Министерства ОНКС оптимизировать "Гой" в пользу театра им. Сундукяна. И в этой упорной борьбе они уже победили - в 2024 году "Гой" останется в статусе государственного театра и будет делать репертуар на своей площадке. А что будет дальше... Поживем - увидим.