Последние новости

ЭНЕРГИЯ ПОДВИЖНИЧЕСТВА

В январе этого года выдающемуся композитору Эдгару ОГАНЕСЯНУ исполнилось бы 95 лет

Судьба подлинного художника - всегда урок для современников: нравственная основа его творчества проходит испытание реальностью собственной жизни, проверяется событиями, фактами биографии, итогом жизненного пути, и все обретает истинное значение. 50-90-е годы... Это была целая эпоха, уникальная реальность, которая открывала путь для больших величин, отлично чувствующих страну, ее историю, культуру, дыхание и пульс. Они приходили в непростое время как проявление защитных механизмов нации, как отражение глубинной культуры, призванные противостоять и устоять в бурях времени. Эдгар Оганесян - один из таких.

С ТЕЧЕНИЕМ ВРЕМЕНИ ВСЕ БОЛЬШЕ ПРОСТУПАЮТ ИСТИННЫЕ ЧЕРТЫ ЭТОГО КОМПОЗИТОРА, подлинный масштаб его мира, его личности. И это закономерно: подлинная личность раскрывается во времени. Его творчество стояло особняком в музыкальном мейнстриме. Он был одним из самых одержимых и преданных своему делу современных армянских композиторов. Активные поиски нового - вот что в первую очередь бросалось в глаза. Несмотря на свою кристальную ясность, его музыка - явление сложное, не до конца исследованное, хотя всегда она оставалась в центре внимания и прессы, и музыковедов.

Его мир - это главным образом мир собственной личности, мир той музыки, в которых он жил, мир литературы, которую он тонко чувствовал и глубоко любил. Мир друзей, которым он был предан до конца жизни.

Красота души, красота интеллекта, блистательный талант, упорный, настойчивый повседневный труд во имя высокой радости, которой искусство одаривает человек - в этом был весь Эдгар Оганесян - истинный художник. В его творчестве было нечто завораживающее и подчиняющее слушателя: невозможно сопротивляться магии его музыки. В отличие от большинства своих коллег - современников, выделяющихся горячим темпераментом, эмоциональной раскованностью характера, он был более сдержанным и самоуглубленным, более утонченным. Но эта сосредоточенность и самоуглубленность вовсе не исключали живости характера, чуткости и общественного темперамента.

Образ этой исключительной личности с поразительной поучительной судьбой никогда не изгладится из памяти тех, кто его знал, слушал его произведения, погружался в мир его глубокой музыки. Всегда занятый, нацеленный на работу, собранный, ценящий каждую секунду, не откладывающий решение любой проблемы среди обилия дел, забот и обязанностей, сохраняющий ясную голову, четкость мысли Эдгар Сергеевич был всюду задействован, необходим. Больше, чем кто-либо, он не укладывался в какие-бы то ни было рамки. Он был призмой с тысячью гранями, и казалось, что весь он целиком существует в каждой из них. В творческом порыве эти грани объединялись, чтобы обрести внутреннее единство. Здесь проявились неистовство, упорство, воля, отличающие Оганесяна-художника. Словно его заставляла работать неукротимая жажда высказаться, то, что он слышал внутри себя. Только это неизменное следование внутреннему голосу определяло логику его поступков.

ПРЕВОСХОДНЫЙ КОМПОЗИТОР, АВТОР МНОЖЕСТВА ПРОИЗВЕДЕНИЙ В РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРАХ - балетов "Мармар", "Голубой ноктюрн", "Вечный идол", "Антуни", оперы "Путешествие в Арзрум", кантат "Миру мир", "Страна родная", "Эребуни", "В армянских горах", хореографической кантаты "Памятник героям", концертов, симфоний, сонат, сочинений для хора с оркестром, музыки для спектаклей и кино - Эдгар Оганесян привлекателен был не только захватывающей искренностью, страстью, своеобразием, но и прекрасным организаторским талантом. Время его работы в Академическом театре оперы и балета (1962-1968 гг.) - период подлинного расцвета для самого главного очага музыкальной культуры республики. Плодотворна была деятельность композитора и в качестве художественного руководителя Государственного ансамбля армянской народной песни и пляски, музыкального руководителя Гостелерадио Армении, художественного руководителя Ереванского объединения "Армконцерт", заместителя правления СК Армении...

Нет, пожалуй, в нашей музыкальной жизни области, на развитие которой Э. Оганесян не оказал бы влияния - непосредственного или косвенного. Труд мастера настолько велик по объему и многогранен, что его можно было назвать десятиборцем на музыкальном поле. Все эти разновеликие грани его деятельности, переплетаясь и дополняя друг друга, образовали гармоничное целое, характеризуя мудрую личность, имя, звучащее как символ.

Эдгар Сергеевич жил насыщенной жизнью, был участником и свидетелем многих событий в жизни страны, активным гражданином, подлинным сыном своего отечества. А его творчество корнями уходило в многовековые традиции национальной музыки, а ветвями касалось свежих веяний в мировой музыке. Поэтому музыка его говорит на языке нашего времени - трудного, трагического, жаждущего идеала. Масштабные концепции Оганесяна, в центре которых вечные вопросы жизни (отсюда любимые жанры - опера, балет, симфония, концерт, хоровая музыка, песни), всегда озарены остротой личного переживания. Вот почему мы воспринимаем его музыку как изживание собственной боли, как слово о каждом из нас, о мире в целом.

Сделанное Эдгаром Сергеевичем воистину можно считать подвижничеством. Он не уповал лишь на талант, дарованный ему природой. Благодаря упорной работе, он шел к вершинам общечеловеческой культуры и отдал отечественной музыке весь свой талант и горячее сердце. Он был в центре художественной жизни своего времени и хорошо знал многие ее особенности -  пестрое мелькание быстро свергаемых идолов и бездумное экспериментаторство. Этой музыке он противопоставил то, что было драгоценным наследием армянских композиторов прошлого и его учителей - высокоартистичное, глубокое искусство, дышащее подлинной, благородной силой, красотой и яркостью мысли. Это искусство было проникнуто чувством сопричастности жизни Родины, ее истории, судьбе, ее культуре.

У ЭДГАРА ОГАНЕСЯНА, ОТЛИЧАЮЩЕГОСЯ ЯРКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬЮ, был свой стиль, своя интонация, своя гармония, драматургия, всегда узнаваемый звуковой облик. Вместе с тем это всегда откровение, открытие, в этой музыке постоянно обнаруживаем все новые и новые достоинства. Так считали не только многие поклонники композитора, но и его коллеги. Приведем лишь слово грузинского композитора Сулхана Насидзе:

"Эдгар Оганесян - композитор моего поколения, мы формировались в одно и то же время, наши взгляды, вкусы часто складывались под воздействием многих одинаковых факторов, мы оба испытывали очарование народных истоков, плодотворное влияние советской музыкальной классики... Мое уважение к нему определяют многие моменты. Во-первых, мне импонирует интенсивность его творческой работы, высокое художественное качество его балетов, симфонических и камерных сочинений, которые заняли достойное место в современной советской музыке... Я с особым уважением отношусь к художникам, которые умеют преодолевать инерцию собственного же творчества, никогда не теряют вкус к поискам и одновременно с этим сохраняют единство стиля, свое индивидуальное лицо... Мне просто хочется подчеркнуть дорогую мне черту творчества Оганесяна - его особенность преломлять личные впечатления сквозь интеллектуальную призму. В его творчестве нет ничего случайного, непродуманного, поэтому он современен".

Как я уже отметила, деятельность Эдгара Сергеевича не ограничивалась только творчеством. Профессор, ректор Ереванской консерватории, он много сил отдавал педагогической работе, создал свою школу композиторов, основное достоинство которой ее активное участие в процессе развития национальной музыкальной культуры, опора на традиции и чуткое ощущение интонационной эволюции современной школы.

Мы помним, что Эдгар Оганесян способствовал созданию в 70-х годах Ансамбля современной музыки под руководством замечательного дирижера Завена Варданяна. Особый расцвет нашего Оперного театра тоже связан с его именем. именно при Оганесяне наш театр осуществил постановку таких выдающихся произведений, как опера-оратория Стравинского "Цари Эдип" и опера Менотти "Консул". Разнообразный репертуар, гастроли звезд мирового класса, блестящие постановки Чанги, сногсшибательные новаторские декорации Минаса Аветисяна и Арто Чахмахчяна... А гастроли? Имена известных певцов и танцоров экстракласса не сходили с афиш театра...

Давний друг и автор нашей газеты, знаменитый композитор, чье творчество на протяжении многих десятилетий привлекает внимание многочисленной слушательской аудитории и у нас, и за рубежом, лауреат Государственной премии СССР, народный артист СССР Эдгар Оганесян стал одной и знаковых фигур XX века. Всей своей жизнью и творчеством он утверждал живую связь времен. Тем он и дорог.

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • ЧЕМ ТЕПЛИТСЯ ДУША...
    2025-04-25 09:46

    Самвел Паркевович Мурадян - личность уникальная. Известный литературовед, доктор филологических наук профессор ЕГУ, отметивший недавно свое 80-летие, до сих пор сохранил в себе детское восприятие жизни. Для многих он - соединение ребенка с мудрецом. В его книгах, монографиях, многочисленных статьях, научных исследованиях присутствует тот же праздник смысла, формы и колоссальных знаний, что и много лет назад. Вся его деятельность - и лекции, и книги, комментарии по случаю, споры, в которые он ввязывается, всегда имеют прямую и благородную цель: защитить базовые ценности литературы. Защитить наши исторические культурные завоевания, оживить коллективную память, чтобы не затерялась в ней чья-то драматичная судьба, не пострадала, не искривилась чья-то репутация от злого навета или пустой молвы.

  • ПОСВЯЩЕНИЕ СКОРБНОЙ ДАТЕ
    2025-04-24 10:47

    В ночь с 23-го на 24 апреля в Большом зале филармонии им. А. Хачатуряна Национальный филармонический оркестр под управлением своего художественного руководителя и главного дирижера Эдуарда Топчяна исполнением «Реквиема» Моцарта отметил скорбную дату нашей национальной боли. В концерте кроме филармонического оркестра приняли участие Государственный камерный хор «Овер» (художественный руководитель и хормейстер Сона Оганесян), Ереванский государственный камерный хор под управлением Кристины Восканян и солисты – Анна Аглатова (сопрано), София Туманян (меццо-сопрано), Тигран Мелконян (тенор) и Милан Сильянов (бас). Дирижер – Эдуард Топчян.

  • СОЗЕРЦАНИЕ ТИШИНЫ
    2025-04-21 09:35

    Замечено, что мировая культура не ведает сиротства. Для нее в отличие от политики не бывает метрополий и провинции, нет сверхдержав и отсталости. Ваграм Гайфеджян, родившись в тихой, консервативной грузинской провинции, небольшом городке Тифлисской губернии России Ахалцихе (1879 г.), одной из крупнейших армянских общин за пределами Армении, стоял у истоков авангардизма, которому, по формулировке искусствоведа Эллен Гайфеджян, выпала судьба определить облик и своеобразие путей развития национального изобразительного искусства первой половины двадцатого столетия, навести мост между дореволюционным и советским искусством, стать одним из основоположников советской армянской художественной школы. На протяжении многих десятилетий творчество этого выдающегося художника определяло художественный уровень наших выставок, было эталоном профессионального качества. Но, вероятно, в том и состоит тайна и сила подлинного искусства, что каждое новое соприкосновение с ним открывает нам новые грани, меняет ракурс восприятия, обогащает зрителя эмоционально и нравственно.

  • ИМ БЫЛА ДОСТУПНА МАГИЯ ИСКУССТВА
    2025-04-12 11:35

    Этапы большого пути: филармоническому оркестру Армении 100 лет Существует понятие социальной сущности понятия интонация, “интонационного фонда нации”, который является достоянием культуры народа и не менее важен, чем язык, архитектура, письменность. Поскольку уже по интонации можно определить принадлежность музыки к тому или иному народу, времени, эпохе. Именно таким “интонационным фондом нации” можно назвать Национальный филармонический оркестр Армении, который в этом году отмечает свою круглую дату – 100 лет со дня основания.

ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ