Последние новости

ДУДУК И КЛАССИКА ИЗ КАЛУГИ

В Ереван приехал Муниципальный камерный оркестр города Калуги под управлением заслуженного артиста России Гарри АЗАТОВА. Приехал не в рамках обычных гастролей, а с эксклюзивной программой, которая вот уже несколько лет покоряет музыкальную общественность и за пределами России. Бах, Шомберг, Ловленд, Рахманинов, Комитас, Хачатурян… Да, да! Известные произведения классиков вызывают удивление у широкой публики Европы, ибо звучат они "из уст" армянского дудука, в который вдохнул новую жизнь заслуженный артист Армении, известный в мире музыкант Ашот КАЗАРЯН.

ПРОЕКТ, ШАГАЮЩИЙ ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ КАРТЕ МИРА под названием "Дудук и классика", разработан впервые. Впрочем, как и впервые был представлен в Армении, где не ограничил свою географию столицей. После ереванского концерта, прошедшего с большим успехом, Калужский камерный оркестр и его неизменный солист последних лет выступили перед любителями музыки в Эчмиадзине, где также удостоились оваций. Необычный праздник музыки стал возможен благодаря Министерству диаспоры Армении и личной инициативе его главы Грануш Акопян, поддержке заслуженного строителя России, благотворителя Рубена Галстяна и, конечно, безграничной любви к музыке и дудуку наших соотечественников Гарри Азатова и Ашота Казаряна.

"После грандиозного успеха в Италии и Франции мы загорелись желанием представить проект на исторической родине – нашей с Гарри Азатовым и дудука, - говорит Ашот Казарян. – В Армении к дудуку относятся с особым трепетом и любовью, это, пожалуй, самый популярный народный инструмент. Однако здесь он известен именно в формате исполнения народной музыки, мы же решили открыть перед армянской публикой новую, неизведанную ипостась дудука".

Встреча дудука и классической музыки в жизни Ашота Казаряна произошла случайно. Сам он увлекался музыкой и народными инструментами с юных лет, учился игре на кяманче и дудуке в ереванском Дворце пионеров. Одаренный мальчик, он за несколько лет овладел игрой на зурне, шви, паркапзуке (волынка), кларнете и других народных инструментах – духовых, струнных, клавишных. Сегодня Ашот Суренович играет на 20 инструментах, однако главным из них остается дудук, ставший много лет назад его основным учебным "предметом" в Ереванской консерватории и проложивший ему дорогу к победе на республиканских и всесоюзных конкурсах.

АШОТ КАЗАРЯН БЫЛ ДОВОЛЬНО ИЗВЕСТНЫМ МУЗЫКАНТОМ, когда встретился с оперной звездой Еленой Образцовой, ставшей "виновницей" союза классики и дудука в его жизни. "Мой друг открыл ресторан в Набережных Челнах и пригласил меня выступить. Я играл одну мелодию за другой, как вдруг ко мне подошел незнакомец и сказал, что в соседнем зале меня ждет некая женщина. Это была Елена Образцова, отмечавшая удачный концерт в том же ресторане. Оказалось, что знаменитую певицу восхитило звучание дудука в моем исполнении, и она пригласила меня в Санкт-Петербург в качестве гостя в один своих проектов. Я согласился, но не предполагал, что на месте мне предложат не что-нибудь, а ноты романса "Не пой, красавица, при мне" и "Вокализа" Сергея Рахманинова", - вспоминает Казарян. Ему пришлось серьезно поработать над первым классическим произведением в репертуаре. Играл он с симфоническим оркестром. Публика аплодировала стоя.

Прошли годы, история с Образцовой и Рахманиновым превратилась в приятное воспоминание. В 2004г. Ашот Казарян переехал в Калугу, потом вернулся в Ереван, а в 2008 г. вновь в Калугу, став одним из самых активных представителей многочисленной армянской общины города. Он организовал мероприятия с участием деятелей культуры из Армении, возглавил творческий центр армянской диаспоры, основанный главой общины Васпураком Погосяном, где действуют танцевальные группы во главе с женским танцевальным ансамблем "Ташир", студия армянской песни и народных инструментов, а также класс дудука, в котором проходят музыкальное крещение как армяне, так и русские. Кстати, две русские ученицы Ашота Суреновича не раз выступали с концертами, покоряя слушателя.

Ашот Казарян также часто выступал в Калуге с концертами армянской музыки. Тут его и заприметил композитор, дирижер и художник, наш соотечественник родом из Грузии Гарри Азатов, в свою очередь сыгравший огромную роль в истории современной Калуги. Это он в начале 1990-х гг. собрал под свое крыло выходцев из разных российских консерваторий, проживающих в городе, и организовал оркестр, вскоре получивший статус Муниципального камерного оркестра Калуги. Это он инициировал создание калужского Дома музыки, где и базируется сейчас оркестр. Он и загорелся идеей привлечь к сотрудничеству Ашота Казаряна в качестве дудукиста-классика, не будучи в курсе о его "рахманиновском прошлом".

"Я был вынужден переложить многие произведения для камерного оркестра, всерьез поработать над аранжировкой, оркестровкой, - рассказывает Гарри Владимирович. – Пришлось ослабить свойственную дудуку вибрацию, но так, чтобы не пострадали ни звучание инструмента, ни классические произведения. Мы были полны энтузиазма и горели сумасбродной на первый взгляд идеей". Ашоту Казаряну пришлось обзавестись множеством дудуков разной длины, изготовляемых мастерами Армении, чтобы менять диапазон и соответствовать требованиям исполняемого произведения.

ПРОГРАММА БЫЛА ГОТОВА, ЕЕ ОРКЕСТР СНАЧАЛА ПРЕДСТАВИЛ ДОМА – апробировали, так сказать, "на своих". После успеха задумались над экспортом проекта. Долго ждать не пришлось: вскоре оркестр отправился в турне по городам Италии, а затем Франции, где произвел фурор. В Париже, в церкви Мадлен (Святой Марии Магдалины) больше тысячи слушателей вызывали музыкантов на бис, аплодируя стоя.

"Это уже закономерность, ведь мы смогли угостить европейцев "блюдом", которого они доселе не пробовали, - улыбается Гарри Владимирович и продолжает: - Ашот же – наш талисман, с появлением которого оркестр начал активно гастролировать. И еще: сегодня мы основываем школу классического дудука – нового музыкального направления для древнего армянского инструмента".

На ереванском концерте Калужского муниципального камерного оркестра и Ашота Казаряна в Доме камерной музыки им.Комитаса звучала классическая музыка - Бах, Шомберг, Рахманинов, Свиридов, Хачатурян, Бабаджанян, Комитас, Спендиаров. Прозвучали и сочинения самого Гарри Азатова, впервые представленные армянской публике. Это композиция "Принц Бадор", написанная им к спектаклю "Лампа Аладдина" Калужского кукольного театра, и сюиты, посвященные Геноциду армян и еврейскому Холокосту. Зал аплодировал стоя. После концерта Ашоту Казаряну была вручена золотая медаль Министерства диаспоры Армении, а Муниципальный камерный оркестр Калуги был награжден благодарственной грамотой Миндиаспоры.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • «ЛУЙСЕР» - ФИЛЬМ О ДЕТЯХ 44-ДНЕВНОЙ ВОЙНЫ
      2022-09-27 08:27
      896

      Шел злосчастный октябрь 2020 года, когда по всему Арцаху взрывались снаряды, испепеляя все вокруг: поля, где еще недавно трудились сельчане, густые, не успевшие еще поменять свой окрас леса, дома, дороги, города и села… Мирное население Республики Арцах вынуждено бежало кто куда: одни перебирались Армению, другие выживали в бомбоубежищах, третьи, взяв в руки оружие, спешили защитить Родину.

    • ВРУЧЕНА ЕЖЕГОДНАЯ ПРЕМИЯ «ВААН ТЕКЕЯН»
      2022-09-26 07:49
      1404

      Культурный союз «Текеян» подвел итоги ежегодного Международного конкурса, который в этом году состоялся в 28-й раз. Основанная в 1991 году, престижная премия «Ваан Текеян» присуждается особенно отличившимся деятелям науки и культуры за их разработки и творения, удостоившиеся высокой оценки профессионального жюри и призванные обогатить сокровищницу армянского интеллектуального и культурного наследия.

    • АЗЕРБАЙДЖАН ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРИВЛЕЧЕН К ОТВЕТСТВЕННОСТИ
      2022-09-24 08:37
      2115

      «Следует констатировать, что Азербайджан превратил применение силы в основной метод решения своих вопросов в регионе, что является нарушением 10 основополагающих принципов международного права. В лице Азербайджана мы имеем дело с преступным государством, руководимым военными преступниками, которое периодически совершает преступления против мирового армянства, в частности, населения Армении и Арцаха», - заявил омбудсмен Арцаха Гегам Степанян.

    • ВЕЛИКИЙ ПОЖАР В СМИРНЕ: 100 ЛЕТ СПУСТЯ
      2022-09-24 08:18
      1686

      В Музее-институте Геноцида армян (МИГА) состоялась международная научная конференция «Смирна в орбите армянского и греческого геноцидов: истребление, поджог, изгнание». Форум с участием историков, геноцидологов, картографов, арменоведов, а также потомков очевидцев событий сентября 1922 г. продлился 3 дня и собрал представителей Греции, США, Канады, Голландии, Чехии, Италии и других стран. Некоторые участники подключились к работе конференции в режиме онлайн. Доклады отличались широтой тем и новыми данными, собранными в результате кропотливой работы в архивах, библиотеках и других источниках.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • КОГДА ЗА ПУЛЬТОМ – МАСТЕР
      2021-12-10 09:39
      12373

      Большой концертный зал им. Арама Хачатуряна. На сцене – Государственный симфонический оркестр Армении (художественный руководитель и главный дирижер Сергей Смбатян).

    • ВОЗВРАЩЕНИЕ "АИДЫ"
      2021-11-04 09:54
      6955

      Афиша, извещающая о премьере оперы "Аида" Верди на сцене Национального академического театра оперы и балета им. Спендиарова, заинтриговала: одна из вершин классического оперного репертуара вновь возвращается на нашу сцену.

    • "ДУДУКМЭН" ВО ИМЯ ПОБЕД И ДОСТИЖЕНИЙ
      2021-09-13 12:32
      3963

      Армянский дудук набирает все большую популярность в мире. Об этом свидетельствует его использование не только в саундтреках голливудских и европейских фильмов, но и в жанрах музыкального искусства, далеких от народных, - опере, симфонической музыке, эстраде, джазе.

    • В ПРОГРАММЕ - "ПЕСНЬ О ЗЕМЛЕ" МАЛЕРА
      2021-05-24 11:33
      6069

      Музыка Малера в Большом зале филармонии им. А.Хачатуряна всегда находит путь к сердцам слушателей. Уже сама программа - необыкновенная и не заигранная - не оставляла сомнений: концерт должен быть интересным. В афише значилось одно из масштабных сочинений - "Песнь о земле", ставшее трагической исповедью и занявшее совершенно особое место в творчестве выдающегося австрийского композитора и дирижера.