Последние новости

ДВА ВЕКА ЛЕРМОНТОВА

Нынешний год - юбилейный для Лермонтова, исполняется 200 лет со дня рождения, и в Армении, где уже шестой год по инициативе председателя общества дружбы "Армения - Россия" доктора филологических наук М.Амирханяна проводятся международные литературные конференции, посвященные классикам русской литературы, не могли не отреагировать на юбилейную дату. Под эгидой представительства Россотрудничества и с участием ЕГЛУ им. Брюсова и общества "Армения - Россия" 5 июня прошла конференция "Творчество М.Ю.Лермонтова: диалог культур".

НА СЕЙ РАЗ В БРЮСОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ СОБРАЛОСЬ не так уж много народа, учитывая некоторую экспромтность организации конференции. Российские участники по ряду причин не смогли приехать, но в сборнике докладов представлены. И эти работы вместе с выступлениями армянских литературоведов (как отметил руководитель представительства Россотрудничества М.Калинин) стали значительным вкладом в исследование творчества Лермонтова и развитие общекультурных контактов между Россией и Арменией.

За два века интерес к творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова не угасает не только на родине поэта, но и в среде любителей русской словесности других стран. В докладах (М.Амирханян, К.Ханян) прослеживаются армянские контакты и мотивы в творчестве поэта, а также хроника армянского лермонтоведения. Его стихи в армянском переводе были изданы в 1843 году. Переводили их Микаэл Налбандян, Александр Цатурян, Ованес Туманян, Аветик Исаакян, позже Паруйр Севак, Геворк Эмин и другие.

О последнем сборнике переводов Фрунзика Киракосяна - "Одинокий парус" (2013 г.) - выступил с сообщением К.Мартиросян, отметивший как достижения, так и упущения переводчика. Параллели Лермонтов - Есенин провела М.Мелкумян. Оба глубоко и сильно чувствующие лирику, оба служили в царской армии, оба любили родину, "но странною любовью", или "а за что, разгадать не могу..." Оба рано и трагически ушли из жизни, Лермонтов - в 27, Есенин - в 30. Оба оставили прекрасные стихи, так и ложащиеся на музыку. Недаром они обрели второе рождение в романсах. В доказательство М.Мелкумян проникновенно исполнила (это стало славной традицией конференций) романс "Выхожу один я на дорогу", а следом есенинский "Отговорила роща золотая". Здесь ее поддержала А.Амирханян.

Замечу, что кроме музыкального дуэта Анаит Амирханян представила и литературный - статью в соавторстве с Еленой Белоусовой (Музей-усадьба Л.Н.Толстого "Ясная Поляна"). Они исследуют сказку "Ашик-Кериб" и выдвигают убедительную версию связи этого лермонтовского произведения с армянскими первоисточниками. Белоусова едва ли не бессменная участница ереванских конференций. Причем, в отличие от очень многих, она проявляет интерес и к армянской литературе, изучает ее, ищет параллели, видимо, понимая, что культурный диалог не может быть односторонним. И это стремление исследователя заслуживает внимания и похвалы.

В СВОЕЙ ИЗЛЮБЛЕННОЙ СТИХИИ ПРЕДСТАЛ "ПАРАДОКСОВ ДРУГ" Т.Тадевосян из Ванадзора. В манере интригующего публику телеведущего он увлекательно проанализировал дуэль Лермонтова по произведениям В.Щепетнева и О.Тарасевич. В одном из них разворачивается дерзкая, авантюрная версия дуэли и смерти. Поэт, как в свое время Байрон в Германии, решил перейти на сторону горцев и сражаться с царизмом. Но ближайшие друзья, чтобы не компрометировать Лермонтова, решили без шума ранить его на дуэли и как-то разрулить ситуацию. Но Мартынов, целившийся в ногу, случайно поразил Лермонтова насмерть. Вслед за писателями Тадевосян приводит интересные детали, вынуждающие читателя призадуматься над тем, что случилось 15 июля 1841 года. Чего стоит один только штрих, что пуля при росте Лермонтова в 165 см, а Мартынова - 180 пробила тело снизу вверх и вышла под немыслимым углом? Может, стрелял другой?

Невозможно даже просто перечислить все темы докладов, которые, безусловно, обогатили лермонтоведение и будут в дальнейшем использованы в качестве учебного материала при изучении наследия поэта. И это еще при нынешнем, скромном для ереванских конференций формате участия. А на осень к юбилею М.Е.Салтыкова-Щедрина уже подтверждено наличие 112 (!) докладов, и не приходится сомневаться, что под "диктатом" организатора литературных форумов Михаила Давыдовича материалы поступят в срок и будут изданы к началу высокого собрания. Ожидается участие литературоведов из 11 стран, постепенно осознающих, что исследователей русской словесности каждый год ожидают в Ереване.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ИСТОРИЯ АРМЯНСКОЙ ФОТОГРАФИИ
      2024-11-05 09:54

      Начинается она с середины XIX века, когда братья из семейства Абдулла (Абдулян) открыли в Османской Турции фотостудию. Вскоре они были назначены придворными фотографами султана, с 1867 года о трех братьях заговорила европейская публика. А как было в Ереване?

    • ЧТОБЫ ВАША ГОЛОВА БОЛЕЛА О ДРУГОМ...
      2024-11-04 09:52

      Когда примитивный провинциальный политический пустозвон пришел в мае 2018-го на волне, поднятой большей частью соблазненной популистскими обещаниями молодежью, к вожделенной власти, люди постарше полагали, что эйфория продлится недолго. Ведь встав у руля страны, ты должен каждым своим шагом реально доказывать, что правишь лучше прежних. И доказательства эти начинаются с безопасности страны, доходя до кошелька поверивших обещаниям граждан. За 30 предыдущих лет (1988-2018) мы пережили огромное количество катаклизмов, надорвались, устали от побед и поражений, властной правды и кривды, обессилели в своем практически политическом одиночестве. Поэтому часть поверила в посулы "всенародного" премьера и ждала результатов. Дождалась?

    • ШКОЛА "АРАМЯН-УНКУЯН" В СТАМБУЛЕ
      2024-10-31 10:19

      Различные армянские школы, функционирующие в Стамбуле, берут свое начало с конца XIX века. Одной из них является школа "Арамян-Ункуян". Поблизости от церкви Сурб Такавор еще в 1858 году открылась школа "Хамазаспян-Мурадян". В ее двух частях раздельно обучались мальчики и девочки. Число учеников росло, поэтому решили расширить территорию.

    • НИКОЛАЙ БУНИАТЯН - АРХИТЕКТОР ГОСТИНИЦЫ "ИНТУРИСТ"
      2024-10-21 09:48

      В первой половине XX века многие ключевые здания Еревана были созданы Александром Таманяном и Николаем Буниатяном. Постройки Буниатяна отличались от таманяновских, в которых было больше неоклассицизма и конструктивизма. Стиль Буниатяна восходил к классическим образцам эстетики. Одним из таких примеров является гостиница "Интурист" на ул. Абовяна, позже названная "Ереван".

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ