ДУХОВНОЕ В ПРИЗМЕ КИНО
Преодолев англо-итало-армяно-русский языковой барьер, мне удалось разговорить почетную гостью кинофестиваля современного искусства и духовно-моральных фильмов "Фреско" Катерину МАЛАТЕСТУ. Она - одна из ведущих специалистов в области восстановления и консервации культурного наследия, более 10 лет пишет научные статьи и специальные материалы в разные авторитетные издания, ныне работает в Центре восстановления и сохранения исторических и культурных памятников в итальянском городе Тренто. 2008 год ознаменовался значительным событием в профессиональной биографии итальянки. Она возглавила аналогичный нашему кинофестиваль "Религия сегодня" (Religion Today), который посвящен диалогу между религией и кино и их взаимоотношениям в современном мире.
- Госпожа Катерина, хотелось бы узнать, как искусствоведческое образование помогло вам на административном посту в управлении кинофестивалем?
- Помогло во многом. Организовывая фестиваль, мы в первую очередь ставим акцент на художественном качестве представленных картин. И это не менее важно, чем, например, их идея, смысл, философия и посыл. Когда я училась в университете, мы в основном проходили пластические искусства, хотя многие лекционные часы, особенно на высших курсах, были отведены кино, театру, литературе, музыке, танцам. Так что и пространственно-временные, и техногенные искусства не прошли мимо моего образования. По окончании университета у меня собрался огромный багаж знаний в самых разных областях искусства и культуры и в частности кино, то есть экранных искусств.
- Кинофестиваль "Религия сегодня" посвящен связям между кино и религией в современном мире. Как вы оцениваете эти взаимоотношения в нынешних условиях?
- Кино - мощнейшее средство выражения, позволяющее преодолеть узкие рамки национального и перерасти в общечеловеческую ценность. Помимо этого, как говорит Стивен Спилберг, "кино - это язык, на котором говорит весь мир". Язык ярких образов, выразительности и пластики, понятный всем даже без перевода, если мы имеем дело с истинным искусством. В этом аспекте кино выполняет две самые главные эстетические функции. Оно обучает людей, образовывает их и создает поле коммуникации, объединяет. Считаю, что именно язык кино можно считать главным международным и общепонятным.
Что касается взаимоотношений кино и религии, то это очень большая и интересная связь, в чем-то редкая, уникальная. Религия - очень древнее понятие. Она очень устойчива и консервативна, а кино - самое молодое из всех искусств, которое все время трансформируется, видоизменяется, шагает в ногу со временем. Совмещая эти два фактора воедино, можно сказать, что подобные кинофестивали в современном мире - это прежде всего смелый вызов. К тому же кино - это средство представить религию, то есть духовное начало. И не только христианство, но и самые разные вероисповедания, их схожести и различия, те значительные изменения в обществе и в умах людей, которые они совершают. За все годы существования фестиваля к нам всегда попадали два типа фильмов. Первый - непосредственно фильмы о религии, второй - фильмы, представляющие ее связи с разными институтами: с политикой, обществом, социумом, культурой. Сегодня такие фильмы просто необходимы. Думаю, фильмы эти способны вселить толерантность, мир и согласие в людей. Ведь они рассчитаны не только на людей верующих, посещающих церковь, но на всех желающих и интересующихся.
- Кто из режиссеров-классиков или наших современников создавал и создает эталоны подобных картин?
- Достаточно вспомнить Карла Теодора Дрейера, Робера Брессона, Кшиштофа Занусси и многих других классиков, которые в своих фильмах поднимали фундаментальные вопросы человеческого бытия, духовного начала и моральных ценностей. Бергман во многом нащупывал духовно-моральный кризис. Лично для меня несомненный авторитет в этой области - испанец Луис Бунюэль, человек с четким моральным кодексом. На вопрос, заданный Карлосом Фуэнтесом во время их последней встречи, "что вы познали, Луис, прожив 83 года?" Бунюэль ответил: "Я отдал бы жизнь за человека, который ищет истину. Но я убил бы того, кто поверил бы, что обрел ее". Для меня это великие слова великого мыслителя и философа.
Не могу не отметить также и Кшиштофа Кеслевского - автора замечательного "Декалога", серии фильмов, каждый из которых на материале современности трактует одну из 10 заповедей Господних. И особенно "Короткий фильм о любви", посвященный заповеди "Возлюби ближнего своего..." Фильм этот ну просто чудо какое-то, истинное откровение. Не будем забывать, что великий немецкий кинорежиссер, один из лидеров "новой волны" в немецком кино Вим Вендерс свой знаменитый фильм "Небо над Берлином" посвятил трем ангелам кино, которых он именовал режиссерами божественного лика: Франсуа, Андрею и Ясудзиро, то есть Трюффо, Тарковскому и Одзу. А сегодня, я думаю, несомненный лидер в этой области - корейский режиссер Ким Ки-Дук, который, как я узнала, будет гостить в Ереване на 11-м международном кинофестивале "Золотой абрикос" в июле. Так что советую читателям не пропустить ретроспективу его духовных и высокохудожественных, эстетических фильмов. Ведь последние три с лишним десятилетия в мировом кино - это годы победного шествия именно азиатского кино, мудрого Востока.
- Вы упомянули "Золотой абрикос". В этом году фильмы, представленные в его конкурсных программах, в основном посвящены глобальному духовному и моральному кризису. Какую роль играют подобные фестивали именно сегодня, в современных условиях?
- Да, сегодня наблюдается духовный и моральный кризис. Исчезает человек, простые человеческие взаимоотношения, качества и наивные чувства. Все прагматично. Все больше и больше говорят о закате цивилизации. Компьютеры и современные технологии стали нашим новым богом. Вымышленный, запрограммированный мир "Матрицы" стал вполне реальным, вытесняя и заменяя привычный и настоящий. Но надо же искать какие-то выходы из сложившейся ситуации. Сама я замечаю, что, например, у нас в Италии, особенно молодые, люди действительно нуждаются в настоящей жизни, полноценных человеческих взаимоотношениях и общении вне Всемирной паутины. Я считаю, что именно такие культурные мероприятия во многом способствуют реанимации настоящего во всех смыслах. Человек в современном мире очень одинок, как герой культового фильма Люка Бессона "Леон". Он потерян в большом мегаполисе, и нет того единственного, который бы понял и принял его и разделил с ним все радости и горести существования. И, кстати, эти проблемы не новы. Еще Антониони в 60-х годах прошлого века говорил об обществе потребления, об омертвении чувств, разобщенности и некоммуникабельности между людьми даже на фоне фешенебельных домов и материального благополучия.
- Вы уже неделю гостите в Армении. Как вам нравится наш "Фреско"? Какие у него перспективы?
- Мне очень понравился кинофестиваль "Фреско". Он напомнил мне мою родную Италию. Вечером, когда все мы собирались около Лебединого озера, было так интересно! Простые люди, не знавшие друг друга, вместе собирались в одном месте, чтобы разделить просмотр фильма и пройти коллективный сеанс очищения искусством. Потом охотно делились друг с другом и с организаторами, экспертами своими впечатлениями и мыслями. Кстати, считаю, что армяне - очень мудрый народ. Я у вас многому научилась. Эти обсуждения сплотили людей, сделали их ближе в наше трудное время перемен. И это уже большое достижение. И потом, верующий человек - понятие весьма относительное. Потому что, например, человек может не ходить в церковь, но нести в себе непоколебимые духовные и моральные ценности более осмысленно, чем тот, кто каждое воскресенье по привычке идет в храм Божий. И действие это превратилось у него в механический, ничего не значащий и ничему не способствующий обряд. Именно об этом повествует скандальная, шокирующая трилогия "Рай" австрийского режиссера Ульриха Зайдля. Считаю, что все люди без исключения нуждаются в духовной подпитке.
- А какие у вас впечатления от Армении, ее людей? Что вы успели увидеть, что увезете с собой?
- Я успела пообщаться с замечательными людьми, настоящими профессионалами, тонкими знатоками своего дела. Это общение обогатило меня и навсегда останется со мной как доброе воспоминание о хороших людях с открытой душой и внутренней теплотой, которую они дарят каждому, кто с ними соприкасается. И все они очень сплоченные, что не маловажно. Я успела побывать в Одзуне и Ахтале. Меня просто потрясли эти архитектурные памятники древности огромного исторического и культурного значения, их размах и устойчивость во времени и пространстве. А также замечательные фрески с нежными цветами, особенно лазурно-синим - тут я поняла, откуда идет наименование "Фреско". Но фрески эти повреждены временем, неблагоприятными условиями или набегами врагов. Вот так и в душах людей есть белые пятна, трещины, раны, которые надо заполнить, восстановить, излечить именно посредством духовных и моральных, вневременных и вечных ценностей. И они, несомненно, изменят людей в лучшую сторону, заставят их в этом бурном потоке жизни задержаться на минуту и задуматься, посмотреть внутрь себя и ближнего. Заставят их переоценить свою жизнь, стать на правильный путь, ведущий, как говорит Эмир Кустурица, "к жизни, людям, цветам и свету..." Я бы очень хотела, чтобы все поверили в эту великую идею и помогли кто чем может. Вот тогда фестиваль действительно состоится.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2016-11-02 15:00
Продюсер Гоар Игитян и режиссер Артавазд Хачикян скоро выпустят на экраны свой новый фильм - плод длительной совместной работы. Картина называется "Переход" и поднимает очень острую и злободневную проблему миграции.
-
2016-10-26 16:19
В начале октября в Айгедзоре, в гостинице, а по совместительству и культурном центре народного искусства "Шелковый путь", и параллельно в Гюмри и Уджане проходил уже второй по счету международный фестиваль этнографического и антропологического кино "Абрикосовое дерево". Организаторы форума - центр "Шелковый путь" и Фонд народного искусства и ремесел "Ангуйц" ("Узел"). Действенную поддержку фестивалю оказали Министерство культуры РА, Фонд развития национального кино "Золотой абрикос", Фонд армянского кино "Фильмадаран" и Российско-Армянский (Славянский) университет.
-
2016-10-25 12:02
В прокат выходит новый фильм о Геноциде армян В середине сентября текущего года в канадском городе Торонто проходил один из самых престижных и авторитетных мировых кинофестивалей. В нынешнем году он был особенно важен для нас, потому что в рамках киносмотра состоялась премьера фильма "Обещание", посвященного теме Геноцида армян в Османской Турции.
-
2016-10-24 15:45
Вышла в свет книга о талантливом роде Калемкарян 19 октября в Национальной картинной галерее Армении состоялась презентация новой книги известного художника, этнографа и антрополога Раздана ТОКМАДЖЯНА "Калемкаряны. Айнтап. Дамаск. Алеппо". Это роскошно иллюстрированный альбом-каталог, в котором представлена прославленная армянская семья Калемкарян, на протяжении 200 лет занимавшаяся обработкой металлов - золота, серебра, меди. Презентацию организовало Министерство диаспоры и лично министр Грануш Акопян.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-12 12:28
20-й Международный фестиваль детско-юношеских фильмов "Ролан" завершил работу. Он продлился всего 5 дней, с 5 по 9 ноября, но его охват был достоин юбилейной даты и стал демонстрацией масштабной деятельности, осуществленной за весь период жизни этого прекрасного праздника на отечественной кино-карте. Торжественная церемония закрытия фестиваля стала одним из ярких его событий. Одним - потому что каждый из фестивальных дней был полон взрывных мероприятий, которые вспыхивали морем детских улыбок, радости и счастья в разных уголках Армении. Ереван, Гюмри, Ванадзор, Гавар - детская и юношеская публика получили возможность не только окунуться в мир кино, создаваемый именно для нее и о ней, но и стать неразрывной частью культурной программы фестиваля.
-
2023-07-12 13:07
20-й Ереванский международный кинофестиваль «Золотой абрикос» в самом разгаре. Он открылся в воскресенье, 9 июля, и включает в свою программу множество самых разных ярких событий - встречи с режиссерами мирового класса, мастер-классы, выставки, производственные дискуссии и, конечно же, показы лучших фильмов как последних двух лет, так и из сокровищницы мирового кинематографа.
-
2023-07-03 09:43
Фестиваль уругвайских фильмов вновь возвращается на отечественные экраны. С 4 по 7 июля ереванская публика получит уникальную возможность окунуться в атмосферу жизни, быта, обычаев и культуры страны, расположенной на расстоянии более 13 тысяч километров от Армении, но, тем не менее, имеющей с ней некую общность.
-
2022-11-30 12:19
В первый день зимы в Ереване зажжется экран Международного фестиваля женских фильмов «КИН», который в этом году пройдет в 19-й раз. Ценители кино, созданного режиссерами-женщинами, найдут в программе фестиваля продукцию на самые разнообразные темы – от женских мечтаний и проблем до шутливых историй про мужчин и политической сатиры.