Последние новости

ВХОД ВОСПРЕЩЕН, или МИЛОСТИ ПРОСИМ

"Прости их, ибо не ведают, что творят…" С христиански-гуманистических позиций простить, конечно, можно. Но когда тезис о том, что правая рука не ведает, что творит левая, реализуется в контексте правительства, рассматривать происходящее с сугубо этических позиций сложно, а думать о последствиях – так совсем грустно становится.

КАК ИЗВЕСТНО, ПО ПРИКАЗУ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РА перед началом нового сезона государственным театрам страны вменяется в обязанность произвести аттестацию своих творческих составов: провести ревизию, отделить от малоперспективных плевел зерна таланта, профессионализма и креатива, которые в будущем должны взойти буйным цветом реформированного и обновленного армянского театра. Позиция ясная: государство не устраивает нынешнее состояние театров, на щит поднимается девиз "лучше меньше, да лучше", и берется курс перехода от количества к качеству. Еще раз отдадим должное Минкульту, который в сложившихся реалиях шашкой не бряцает и даже проявляет максимальную корректность. Тем не менее предлагаемый подход можно коротко охарактеризовать, возможно, циничным, а вернее, продиктованным прагматизмом сегодняшней жизни тезисом "рожденные ползать, освободите взлетную полосу!" Тут следует добавить, что на попытки защитить от аттестационной секиры представителей старшего поколения порой с не слишком высоким КПД, представитель Минкульта, как правило, исходит праведным гневом: "Вы хоть представляете, какое количество выпускников ГИТиКа с дипломами на руках заваливают нас письмами с требованием обеспечить их работой!"

Тут "какое количество!" и "какое качество!" вступают в явное диалектическое противоречие. Так же как Министерство культуры с Министерством образования. Может, Минобр вообще не в курсе курса, взятого Минкультом? А ведь вроде в одном правительстве пребывают. Так или иначе, нынешние вступительные экзамены в Государственный институт театра и кино отличило знаковое событие: брать всех, кто получил положительные отметки! Мы - народ талантливый, любой армянин с детства Папазян? В итоге в нынешнем году на отделение театральной режиссуры принято 25 человек, а на актерское – 70! Даже с учетом недопустимо большого для такой маленькой страны количества театров можно уже сейчас выразить соболезнования отделу писем Министерства культуры, а заодно и руководителям театров, чьи пороги в очень недалеком будущем будут обивать новые кадры "с дипломами на руках". И хотя "молодым везде у нас дорога" как никогда в тренде, уже сейчас понятно: девать эти самые молодые дарования будет решительно некуда. Тем не менее институт недальновидно, зато гостеприимно распахнул двери практически перед каждым желающим…

ЕСЛИ УМЕРИТЬ СКЕПСИС И ЗРИТЬ В КОРЕНЬ, все достаточно очевидно. Творчество – вещь хорошая, но в основе стремления Минкульта к театральной реформе лежат все-таки, простите, деньги. Точнее, стремление хоть в какой-то мере их экономить. Государство, единственный реальный спонсор культуры вообще и театров, в частности, устало повторять, что загибается под гнетом Мельпомены. Тем же стремлением, как это ни парадоксально, продиктована и распахнутость ГИТиКа.

В кузнице арт-кадров, не в пример университетам, количество учащихся совсем немногим превышает количество преподающих и администрирующих. Займемся грубой арифметикой: вычтем госзаказ, и из примерно 400 человек, обучающихся в институте, останется человек 300 платников. О, это сладкое слово "платежеспособный"! Но 500 – а на теоретических отделениях 400 тысяч драмов с 300 студентов – не штука, чтобы содержать большое здание, оплачивать руководяще преподавательский состав, обеспечивать техническую базу. В смысле периодически закупать камеры, монтажные столы и прочее киношникам, обеспечивать исходящим, и не только, реквизитом студенческие спектакли… Конечно, государство вносит свою лепту в содержание института, но частично, остальное изволь зарабатывать сам. И как же тут не принимать кого ни попадя, зато платежеспособного?..

Все разговоры о театральных реформах и устремлениях шагать на театре в ногу со временем – артель напрасный труд, если не начать со школы. И чтобы быть кузницей достойных, да что достойных, элементарно профпригодных кадров, начинать надо с кадров собственных.

Непомерно раздутый административный штат с высокими окладами (по выражению многих, "свое министерство в стенах института") ставили "в заслугу" прошлого ректора. Его нет. Но сократить "министерство" никому не позволили – надо же иметь территорию синекур. В итоге, заработная плата профессора ГИТиКа, на которую, кстати, приказ об увеличении окладов арт-работникам не распространяется, как была, так и остается "нетто" позорными 45 тысячами драмов. Ладно профессора – это в основном ведущие режиссеры, руководители театров, которые могут относится к преподаванию как к хобби. Постоянно же работают со студентами ассистенты и педагоги, выступающие в качестве почасовиков, и больше 25 тысяч за месяц у них не набегает.

Тут следует отметить, что те, кому досталось руководить искусством, особо разбираться в его тонких материях так и не научились, зато хорошо усвоили: артисты - это такой вид умом не искалеченных, которые готовы пахать на энтузиазме. Суждение это, увы, работает только частично. Пахать на энтузиазме готовы те, кому пахать не на нем одном никто не предлагает. Но есть и другие, кстати, молодые, профессиональные, талантливые, а главное, востребованные. Которые в институт не рвутся и за него не цепляются. Это их надо рвать и цеплять. В смысле создавать стимулы, привлекать, даже просить и уговаривать, если потребуется.

А что мы имеем? Григор Хачатрян выковал десяток кадров для своего Драматического и ушел не оглянувшись. Ваан Бадалян, присутствие которого в ГИТиКе считалось чуть ли не насущной необходимостью, до него так и не дошел. Переговаривались, переговаривались – извините, не вышло. Заруи Антонян и Нарине Григорян (кстати, в 30 лет ставшая заслуженной артисткой), слава богу, работают в качестве ассистентов, их "курсовые" каждый раз вызывают неслыханный ажиотаж, они заслуженно могли бы иметь собственные курсы, но… Но есть многое на свете, друг Горацио…

А ВАМ ИЗВЕСТНО, ЧТО В ГОСУДАРСТВЕННОМ ИНСТИТУТЕ ТЕАТРА И КИНО изучают такой предмет – "экология"? И армянский, и иностранный языки, которые, видимо, студенты не удосужились выучить в школе. И с десяток историй искусств и театров, перечислять которые не имеет смысла, так же как копаться в истории их возникновения в учебных планах – в зависимости от того, какого "позвоночника" надо обеспечить часами. Нет, изначально готовить артиста, который к концу творческой карьеры может самостоятельно написать книгу "Моя жизнь в искусстве", - миссия благородная. Но не менее благородное назначение – готовить артиста, который способен сделать настоящую творческую карьеру.

Такая уж видно наша участь – входить в тренд, когда всех уже обратно потянуло. Между прочим в тех краях, где актеры действительно "синтетические", виртуозно работают на сцене и экране, пришли к выводу, вернее, определили на основе всяческих мониторингов, которые они так любят, – институтское, университетское арт-образование сильно уступает студийному. В смысле актер, окончивший студию мэтров-практиков, в разы профпригоднее тех, кто из "Моей жизни в искусстве". Еще проще – пятерка по истории музыки совершенно не помогает владеть телом, мимикой, речью. Владеть ремеслом. Тем самым, без которого не обойтись ни в какой профессии. Наше арт-образование, основанное на русской театральной школе, десятилетиями ставило во главу угла именно тот комплекс навыков и умений, которое именуется "мастерство актера". Потом наступила Болонская система. Кажется, приходит время возвращаться из Болоньи на круги своя.

Новому ректору ГИТиКа Давиду Мурадяну не позавидуешь. Наследство ему досталось нелегкое. Перемены, когда дело касается живых людей, – работа тяжелая и неблагодарная. Но перемен требуют не только наши глаза и сердца, но и жизненные реалии. Без преобразований в школе любые реформы в театре малоперспективны, чтобы не сказать бессмысленны.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПРЕВРАЩЕНИЕ!
      2022-12-07 10:49
      172

      Когда тыква превращается в карету на сцене - это волшебство ожидаемое. Но когда тыква превращается практически в сказочный замок в реальности - это обыкновенное чудо. Именно такая метаморфоза произошла с Арташатским Государственным драматическим театром им. Амо Харазяна. И это тот случай, когда есть повод поговорить "о месте личности в истории" и том, что никакие реформы невозможны, если только этого не захотят "на местах" и все вместе.

    • "ЧАРЕНЦУ" АПЛОДИРОВАЛИ 15 МИНУТ!
      2022-12-02 09:48
      2747

      "После показа спектакля "Неистовые толпы" - и это, конечно, очень воодушевляет - мне позвонили из ГИТИС-а и сказали: "Просто потрясающий спектакль! Языка никто не понимал, но публика стоя аплодировала целых 15 минут! " - говорит ректор ЕрГИТиК-а Лилит Арзуманян. Сотрудничество нашей театральной alma mater с Московским ГИТИС-ом продолжается уже не один год. Не первый раз армянские студенческие спектакли заявляют о себе со сцены главной российской кузницы театральных кадров громко и ярко. Но спектакль "Неистовые толпы" студентов второго курса мастерской Гора Маркаряна в его же постановке, кажется, произвел настоящий фурор.

    • "ВЕКТОР - КУЛЬТУРА, МИЛОСЕРДИЕ, ВЗАИМОПОНИМАНИЕ"
      2022-11-29 12:35
      4909

      Свою музыкальную карьеру великий Владимир Спиваков сделал, играя на скрипке знаменитого венецианского мастера Гобетти. Отныне у маэстро есть еще одна скрипка. Скрипка, на которой не сделаешь музыкальной карьеры. Но в ее деке, грифе, струнах - во всем ее металлическом теле - звенит бесконечная благодарность всего армянского народа.

    • ПУСКАЙ РЕМОНТИРУЮТ, ТОЛЬКО БЫ НЕ РЕФОРМИРОВАЛИ!
      2022-11-24 10:27
      3297

      "В 2023 году будет отремонтировано более 70 школ и 19 дошкольных учреждений", – так говорил Заратустра. В смысле, министр НОКС Ваграм Думанян на заседании НС, представляя отраслевые ассигнования в рамках обсуждения законопроекта «О государственном бюджете Республики Армения на 2023 год»... Из моего окна видно здание детского сада, ремонт которого начался весной 2021 года. На исходе 22-й. Процесс идет - "лэтом, лэтом, генацвале"...






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ТЕАТРАЛЬНЫЙ МАГИСТР И ТЕАТРАЛЬНЫЙ МАГ
      2022-11-01 12:40
      6479

      Позавчера читка пьесы "Лев зимой", которую начали в Русском театре, не состоялась - не было приглашенного режиссера-мэтра. У него была уважительная причина. Единственная причина, способная заставить выдающегося армянского режиссера, народного артиста Республики Армения Ваге ШАХВЕРДЯНА пропустить репетицию, не прийти в театр - он умер. Не спасли ни медики, ни Бог. На сей раз не спас даже Театр, как спасал всегда.

    • ШЕКСПИР И МЫ - "SAVE CULTURE, STOP AGGRESSION!"
      2022-10-22 08:55
      4800

      "Город мечты", "женщина мечты"... Оказывается, бывает еще и спонсор мечты для арт-проекта. А еще оказывается, что главное в человеке, финансирующем такой проект, - не толстый кошелек с толстым слоем щедрости, а органическая связь и органическое понимание того самого искусства, которое решил поддержать. XVI Ереванскому Международному Шекспировскому фестивалю повезло. Его спонсор, проживающий в Лос-Анджелесе бизнесмен, основатель общественной организации "Менк" Айк ГРИГОРЯН именно такой - совершенно "свой человек", а значит совершенно экзотическая птица в наших краях.

    • "БОРИТЕСЬ ЗА ТО, ЧТОБЫ СПОРТИВНЫЙ ВУЗ БЫЛ СОХРАНЕН"
      2022-10-20 08:08
      4179

      Уже около недели армянское общество обсуждает проект, предложенный Министерством образования, науки, культуры и спорта. В рамках программы укрупнения вузов правительство выдвинуло инициативу, предусматривающую объединение Ереванского государственного лингвистического университета им. В. Брюсова с Государственным институтом физической культуры и спорта Армении, которые далее войдут в состав Армянского государственного педагогического университета имени Х. Абовяна.

    • РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ ПРИГЛАШАЮТ АРМЯНСКИХ СТУДЕНТОВ
      2022-10-08 09:37
      5142

      В Ереване 6-7 октября состоялась двухдневная выставка «Образование в России. Ереван-2022», организованной Российским центром науки и культуры в Ереване в рамках. В числе представленных 13 университетов, наряду с действующими в Армении РАУ(Славянским), филиалами МГУ им. Ломоносова и РЭУ им. Плеханова, участвовали также ведущие вузы из регионов, где традиционно проживает многочисленная армянская диаспора.