Последние новости

"ФЕСТИВАЛЬ ДОЛЖЕН РАЗВИВАТЬСЯ. ИНАЧЕ НЕТ СМЫСЛА", -

считает президент Международного фестиваля пантомимы им. Леонида Енгибарова Жирайр ДАДАСЯН

10 августа в Цахкадзоре возьмет старт Международный фестиваль пантомимы им. Леонида Енгибарова. Основанный в 2008 году, это всего лишь четвертый "Майм-фест", поскольку проводится он раз в два года. Но ни подобная периодичность, ни юность лет не мешают фестивалю занять прочное и серьезное место в нашей культурной панораме. Лето, курорт, люди, спектакли под открытым небом, мастер-классы и просто веселые тусовки – праздник, одним словом. Но президенту фестиваля, художественному руководителю Государственного театра пантомимы Жирайру ДАДАСЯНУ этого недостаточно. Он, ну совсем как кот Матроскин, все время задается вопросом – а какая от фестиваля польза?

Президент Международного фестиваля пантомимы им. Леонида Енгибарова, художественный руководитель Государственного театра пантомимы Жирайр ДАДАСЯН

- Жирайр, мы уже привыкли, что в программах наших фестивалей пластические спектакли превалируют, что понятно – снимается языковой барьер. В этом контексте в чем специфика майм-феста?

- Когда мы только задумывали фестиваль, я был уверен, что в первую очередь следует выработать концепцию, и такую, чтобы фестиваль постоянно развивался. Иначе он не имеет смысла. И в этом контексте решение проводить фестиваль в одном из регионов было правильным. То есть когда есть куда расширяться, в том числе и географически. С одной стороны, проводить такой фестиваль достаточно сложно, а с другой - у него есть перспектива, и он не устаревает, не становится самодостаточным. В этом году мы сделали первый шаг именно в этом направлении.

Уже достигнута договоренность с администрацией Дилижана. Там есть замечательно красивый амфитеатр, и уже после официального закрытия фестиваля в Цахкадзоре, 15 августа, мы покажем в Дилижане своеобразный гала-концерт с участием всех наших зарубежных гостей. Это такая первая проба пера, и, поверьте, этот шаг только кажется простым. Надо было убеждать мэрию Дилижана, чтобы они тоже внесли свою лепту, хотя бы решили вопрос света и звука. Надо было вести переговоры с приезжими труппами – им же играть дополнительно, и их пребывание в Армении еще на пару дней – это дополнительные траты. Зато, если все пройдет хорошо, у нас уже будет основание просить дополнительное финансирование, чтобы в дальнейшем реализовывать подобные шаги программно, а не по-партизански. Чтобы была программа, утвержденная правительством, чтобы местные администрации были в курсе, что в их арт-жизни есть такой пункт, несли бы ответственность за реализацию и прочее. Вот таким образом мы можем серьезно расширить рамки нашего фестиваля – вплоть до Карабаха. Словом, изначально для меня было очевидно, что фестиваль надо проводить в одном из регионов, что он должен быть открытым, некоммерческим и пропагандирующим жанр пантомимы в частности и театральное искусство в целом. Ведь если ты идешь навстречу зрителю, он потом сам приходит к тебе.

- Это вроде бы линейная логика, но она, увы, не всегда работает. А вы ощущаете результат?

- Конечно, с тех пор как мы начали наше движение, интерес к жанру явно увеличился. Все это развивается комплексно, в одной единой идеологии, а без нее вообще ничего быть не может. Еще одним важным пунктом этой идеологии, который, бесспорно, сработал, стали мастер-классы и обмен опытом. Скажем, после нашего первого фестиваля, в котором принял участие итальянский "Сайленс Театро" и его артисты, которые изображали живые скульптуры, у нас вдруг стала развиваться эта культура. Сегодня "живую скульптуру" приглашают на различные презентации, прочие мероприятия, даже свадьбы "заказывают" этот жанр. Мои актеры часто получают подобные приглашения, это стало их регулярным заработком. Или – мы привезли огненное шоу из Москвы. После этого показа файер-шоу создали - где бы ты думала? – в Ехегнадзоре! Вот в этом году в рамках фестиваля мы пригласили француза, который занимается тем, что создает различных зверушек из воздушных шариков. Хочется, чтобы и эта культура нашла у нас распространение. На Западе много таких артистов, и на наших фестивалях зрителю доводилось с ними встречаться, но я хочу, чтобы просто выступлениями дело не ограничилось, чтобы были проведены мастер-классы. У меня вполне прагматичный подход – каждый фестиваль должен принести конкретную пользу. Если государство дает нам деньги на развитие нашего жанра, значит, что-то полезное мы просто обязаны закрепить. Пусть никто не обижается, но вот мы так гордимся своим "Золотым абрикосом", но ведь ни одного нового кинотеатра после него не появилось. А такие задачи надо ставить и стремиться воплотить их в жизнь.

- Ты сказал – не открылись кинотеатры. Здание Государственного театра пантомимы тоже никак не только не откроется – даже строительство не начинается, хотя проект был совершенно замечательный. Как у вас обстоят дела?

- У меня уже ставший традиционным ответ - в процессе. Вариант на Северном проспекте, о котором ты говоришь, отпал, а вместе с ним и этот проект. Там проблемы с соседями - кому-то мы загораживали вид из окна, кому-то витрины магазинов. Теперь есть новый проект - еще лучший! На данном этапе вопрос решен на девяносто процентов. Теперь здание планируется строить чуть ниже, ближе к "Ереванпроекту".

В прошлом году установили памятник Енгибарову в Цахкадзоре и как бы закрепили этим актом фестиваль

- Давай вернемся к фестивалю. Чего от него ждать, какие главные фишки?

- Повторюсь, главная фишка – практический результат. Только тогда фестиваль по-настоящему обогащает. Тем более что наш жанр дает к этому все возможности. В этом году мы изменили профиль армянской программы. "Мим-Студио", "Мигр", "Овасис" - их в нынешней программе не будет. Зато будет рисование на песке – даже лого фестиваля на открытии будет нарисовано-слеплено руками тех, кто работает в этом жанре. А еще будут цирковые иллюзионисты. Ты знала, что у нас есть ассоциация иллюзионистов? Вот! Молодые ребята, им по восемнадцать-девятнадцать лет, увлеченные до невозможности, фокусы делают потрясающие! Они, думаю, и станут фишкой нынешнего фестиваля. Ведь не стоит повторяться в смысле программы и утомлять зрителя, вызывая его "привыкание". Еще один армянский спектакль я пригласил участвовать еще в прошлом году. Это дипломная работа выпускника ГИТиКа, кстати, тоже не классическая пантомима, а современный балет.

- Это не "Плюс Минус" ли часом?.. На "Театре-Х" это было настоящее открытие фестиваля. Они и приз получили – миллион драмов от Минкульта…

- Вот-вот, иногда хорошо, когда мнения совпадают. Я видел этот спектакль во время прошлогоднего "Арт-феста" - был там членом жюри. Мне очень понравилось. Я даже настаивал, чтобы спектаклю присудили первую премию, но этого не произошло. Считалось, что главный приз в институте должен достаться спектаклю драматическому. Я такую точку зрения не разделяю – театр есть театр. В итоге спектакль получил второе место, а я на церемонии награждения объявил, что приглашаю его принять участие в нашем фестивале.

- А с чем выступит Государственный театр пантомимы? Ты ведь недавно выпустил новый спектакль.

- Нет, он не подходит для формата "опен-спейс". Мы покажем только моноспектакль "Стул" Юры Костаняна. Ему предстоит ехать на международный фестиваль во Вроцлав, в Польшу, вот и решили устроить такой расширенный показ, а для Юры – генеральная сдача.

- Осталось презентовать зарубежных гостей…

- К нам опять приезжает Макото, японский мим, которого уже видел наш зритель и который изъявил желание приехать в Армению снова. У нас будет дуэт из Таиланда, работающий в комическом жанре. Будут артисты из Франции, Испании, дуэт из Германии. Да – еще Иран! Очень интересное трио. Стоит посмотреть. Между прочим, такое количество участников - это очень много для нашего фестиваля. В Цахкадзоре только одна сцена и всего два часа времени. Мы ведь начинаем спектакли только с наступлением темноты. И играем с девяти до одиннадцати. Так что график получается очень плотный. Ну первый день – открытие, его можно не считать, каждый будет показывать какие-то этюдные вещи. А дальше спектакли и, конечно, мастер-классы. Мы намерены повторить опыт прошлого года – чтобы они были и со зрителем. В прошлый раз в Цахкадзоре под открытым небом наши гости занимались – причем по два часа! – с ребятами, почти детьми, местными жителями и отдыхающими. Было очень интересно. Ребята просто не хотели их отпускать.

- В прошлом году фестиваль стал носить имя легендарного Енгибарова. Это отразилось на имидже?

- В нашем жанре иметь такое имя и не использовать его – просто грех. Мало какой народ может похвастаться таким великим мимом. Во-первых, это популяризация его имени для зарубежных исполнителей, а в главных, для нашего молодого поколения, которое, увы, абсолютно Леню не знает. Буквально на днях ко мне пришла творческая группа одного из телеканалов. Я, чтобы ознакомить с фестивалем, показал им восьмиминутный ролик, в котором есть отрывок из фильма "2 Леонид 2" - Леня показывает свою знаменитую стойку. "Это на прошлом фестивале снимали? Очень плохая камера!" Я говорю – деточка, это Леонид Енгибаров! "Понятно, но это на прошлом фестивале?" То есть абсолютная "табула раза"! А вот в глазах того поколения, которое его знает и любит, фестиваль многое приобрел. Мы ведь в прошлом году установили памятник Енгибарову в Цахкадзоре и как бы закрепили этим актом фестиваль.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • РАЗДАН - "МОЛОДЕЖНАЯ СТОЛИЦА". ВЕСНОЙ - ТЕАТРАЛЬНАЯ
      2022-01-29 11:02
      60

      Город Раздан в нынешнем году объявлен Молодежной столицей.  В этом контексте и возникла идея проведения Республиканского Молодежного театрального фестиваля, который на протяжении многих лет  с театром практически не встречался.  А в процессе переговоров по этому вопросу  в очередной раз подтвердилось - роль личности важна не только в истории.  Роль личности - профессионала, полного желания и умения работать важна в любом временном отрезке и в любой локации.

    • ПРОЖИТЬ ЗА СЕБЯ И ЗА НИХ!
      2022-01-28 09:46
      824

      "Я люблю жизнь во всех ее проявлениях... Люблю людей, кого-то - больше, кого-то - меньше... Сейчас попытаюсь отделить свои хорошие качества от плохих. Я честен, не терплю предательства. Терпеть не могу слабых мужчин, вообще слабаков - не спорю, бывает, что даже храбрецам очень страшно, но это частность. Не терплю лжи, хотя, не скрою, нередко пользуюсь ее плодами, которые порой кажутся сладкими... Не люблю компромиссов, не умею проигрывать..." - такую "автохарактеристику" он написал себе в 11 лет. И навсегда остался 20-летним.

    • 2021-й ОКАЗАЛСЯ ГОДОМ ТЕАТРАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ
      2022-01-25 09:48
      1574

      Парадоксальным образом минувший сложный год оказался на редкость удачным для армянского театра, по крайней мере в части его молодых режиссеров. Де-факто - просто год нашей театральной молодежи!

    • ЕСЛИ ЗВЕЗДЫ ГАСЯТ - ЭТО КОМУ-НИБУДЬ НУЖНО
      2022-01-24 10:11
      1709

      Послушайте, ведь если учреждения культуры закрывают, значит это кому-нибудь нужно! И не только в глобальном смысле - чтобы лишить нас этического канона, памяти и превратить в манкуртов. Это нужно, чтобы сделать кому-нибудь отдельно взятому и ненасытному - красиво! Поэтому, если учреждения культуры закрывают, прикрываясь "реформами", мучительно стремишься открыть для себя - кто на этом разживется, нагреет руки, прихватизирует. И как правило, каминг-аута приходится ждать недолго.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • РАЗДАН - "МОЛОДЕЖНАЯ СТОЛИЦА". ВЕСНОЙ - ТЕАТРАЛЬНАЯ
      2022-01-29 11:02
      60

      Город Раздан в нынешнем году объявлен Молодежной столицей.  В этом контексте и возникла идея проведения Республиканского Молодежного театрального фестиваля, который на протяжении многих лет  с театром практически не встречался.  А в процессе переговоров по этому вопросу  в очередной раз подтвердилось - роль личности важна не только в истории.  Роль личности - профессионала, полного желания и умения работать важна в любом временном отрезке и в любой локации.

    • ПРОЖИТЬ ЗА СЕБЯ И ЗА НИХ!
      2022-01-28 09:46
      824

      "Я люблю жизнь во всех ее проявлениях... Люблю людей, кого-то - больше, кого-то - меньше... Сейчас попытаюсь отделить свои хорошие качества от плохих. Я честен, не терплю предательства. Терпеть не могу слабых мужчин, вообще слабаков - не спорю, бывает, что даже храбрецам очень страшно, но это частность. Не терплю лжи, хотя, не скрою, нередко пользуюсь ее плодами, которые порой кажутся сладкими... Не люблю компромиссов, не умею проигрывать..." - такую "автохарактеристику" он написал себе в 11 лет. И навсегда остался 20-летним.

    • 2021-й ОКАЗАЛСЯ ГОДОМ ТЕАТРАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ
      2022-01-25 09:48
      1574

      Парадоксальным образом минувший сложный год оказался на редкость удачным для армянского театра, по крайней мере в части его молодых режиссеров. Де-факто - просто год нашей театральной молодежи!

    • "ГАМЛЕТ" КАК СУДНЫЙ ЧАС
      2022-01-19 09:42
      3064

      "Быть или не быть - вот в чем вопрос... Ну, а что там дальше вы все хорошо знаете"... Так, без пиетета произносится самый знаменитый монолог всех времен и народов в спектакле ереванского Камерного театра "ГАМЛЕТ", который даже сложно назвать трагедией. Верный собственной театральной теории отождествления режиссер спектакля, народный артист РА Ара ЕРНДЖАКЯН добивается того, что трагедия происходит не на сцене, а в душе зрителя. На сцене - грешный час лжи, вероломства и убийств, в душе зрителя - час осознания неискупимого греха, час нравственных мук, час расплаты.