Последние новости

О ПАРАДЖАНОВЕ НА АНГЛИЙСКОМ

Джеймс СТЕФФЕН – профессор университета Атланты, американский историк кино, специализирующийся на советском и постсоветском кинематографе. Он автор первой англоязычной книги о Сергее ПАРАДЖАНОВЕ, изданной осенью прошлого года в США и ставшей одним из популярных зарубежных исследований о жизни и творчестве режиссера. The Cinema of Sergey Parajanov ("Кино Сергея Параджанова") – так названа книга Стеффена, раскрывающая широкой аудитории феномен Параджанова.

Недавно Джеймс Стеффен побывал в Ереване, где в рамках международного кинофестиваля "Золотой абрикос" принял участие в мероприятиях, посвященных 90-летию маэстро Параджанова, и презентовал свою книгу. Это не первый визит американского киноведа в столицу Армении: здесь он работал с архивами в Музее Параджанова, общался с теми, кому довелось дружить и работать с этим талантливейшим мастером кино своей эпохи, собирал материал для своего будущего труда.

- С ТВОРЧЕСТВОМ СЕРГЕЯ ПАРАДЖАНОВА Я ПОЗНАКОМИЛСЯ БОЛЕЕ 20 ЛЕТ НАЗАД, когда был студентом выпускного курса колледжа. Я был потрясен фильмом "Тени забытых предков", поскольку до этого никогда не видел на экране более красивой, трогательной и осмысленной истории. Это случилось в Лас-Вегасе, где я вырос и получил начальное образование. Затем я поступил в Университет Невады, где изучал историю искусств. Помню, однажды оператор Юрий Ильенко, снимавший картину "Тени забытых предков", посетил университет - он был дружен с одним из наших профессоров музыки. Я к тому времени уже видел пару фильмов Ильенко, но живое общение с человеком, работавшим с Параджановым, меня особенно вдохновило. Затем я посмотрел фильм "Цвет граната", еще более изумивший меня, а за ним и другие картины гения советского кино. Я был поражен не только самобытным творчеством этого режиссера, но и своеобразием его личности и стал шаг за шагом исследовать все, что было связано с ним.

- И каковы были эти шаги?

- В течение долгих лет я изучал кинематограф России, Украины, Грузии, выучил русский язык, научился читать на грузинском и украинском языках, а также пытался исследовать восприятие Параджановым окружающего мира, его отношение к советской действительности, понять причины мощного воздействия его фильмов на публику. Чтобы найти ответы на волнующие вопросы, мне приходилось много раз смотреть фильмы Параджанова – и популярные, и мало известные широкому зрителю. Мне было интересно исследовать творчество режиссера сквозь призму советских республик, в которых он жил и работал, - Украины, Грузии, Армении. Сергей Иосифович пренебрегал правилами и советского общества, и кинематографа и заплатил за это высокую цену. Будучи этническим армянином, выросшим в мультикультурной атмосфере Грузии, он стал одним из редких инновационных режиссеров послевоенного советского кино. Параджанову удалось создать не очень много фильмов, но большинство из них – чудесные, живописные творения кинематографа, сотканные из элементов народного искусства, живописи средневековой миниатюры, раннего кинематографа, пронизанные эстетикой российских и европейских фильмов, манерой сюрреализма и, наконец, культурными мотивами Украины, Грузии и Армении. Эту мозаичность творчества и личности Параджанова я и пытался разобрать по полочкам. И в этом мне очень помог директор Ереванского музея Параджанова Завен Саркисян.

- То есть материалы для книги вы собирали в Ереване?

- Не только. Я бывал в Российском государственном архиве литературы и искусства в Москве, изучал многочисленные документы киноцензуры тех лет, а также другие источники в разных учреждениях Москвы, Киева, Тбилиси, где хранилась информация о Параджанове. Я написал доклад о деятельности Сергея Иосифовича – вообще я многократно обращался к его творчеству, писал статьи, доклады, рецензии. В 2005 г. я получил степень доктора наук в Университете Эмори, Атланта, защитив диссертацию на тему о визуальном стиле кино Параджанова, использовании им в фильмах местного фольклора и традиционных культур. К вопросу я подошел шире: специализируясь на советском кинематографе, я изучал его в целом и кино советских республик в частности. Это позволило мне понять взаимодействие России и других союзных республик на разных уровнях, в частности, на уровне культуры и кинематографа, способность кинематографистов при общности идеологии снимать национальное кино. В книге "Кино Сергея Параджанова" я затрагиваю и этот аспект, который помог мне глубже прочувствовать то, чем жил и дышал Параджанов-режиссер и Параджанов-человек. Я трижды посещал Ереван, где в основном работал с архивами Музея Параджанова, любезно предоставленными мне Завеном Саркисяном: без его помощи, уверен, я не смог бы довести до конца эту работу.

- И о чем ваша книга?

- В этом труде представлен подробный обзор творческой карьеры Параджанова-режиссера, рассмотрена его личность как армянина, выросшего в Грузии, – стране, оказавшей, безусловно, большое влияние на эстетику его фильмов. Отдельные главы посвящены ранним фильмам, которые Сергей Иосифович снимал на Украине. Затем я обращаюсь к его международному прорыву в 1964 г., благодаря фильму "Тени забытых предков" рассматриваю его сложнейшую работу "Цвет граната" (1969), переработанную и отредактированную вне его воли и тем не менее ставшую шедевром мирового кино. Уверен, особый интерес для читателя представят и главы о его нереализованных проектах 1970-х годов, затем о его мировой славе, которую он как бы закрепил такими картинами, как "Легенда о Сурамской крепости" и "Ашик-Кериб". Не обойдена вниманием и драматическая история конфликтов Параджанова с властями, что привело к его аресту и заключению в 1973-77 гг.

- Насколько популярны фильмы Параджанова в США?

- В США, как и в других странах, есть не очень большая, но особая аудитория любителей творчества Параджанова. Есть также много профессиональных кинематографистов, киноведов, критиков и иных специалистов кино, знающих и ценящих творчество и личность Сергея Параджанова. Возьмем, к примеру, Скорсезе, студия которого отреставрировала недавно картину "Цвет граната" – мы посмотрели эту ее версию на открытии нынешнего "Золотого абрикоса". В США фильмы Сергея Иосифовича можно найти в продаже и на DVD. Творчество Параджанова - это особая форма искусства, предназначенная для избранной публики, ведь таким, особенным и избранным, был и сам Параджанов.

- И последний вопрос - о "Золотом абрикосе": как вы оцениваете наш кинофестиваль?

- Это самый приятный фестиваль из числа тех, на которых мне доводилось бывать. Здесь происходит много интересных событий и мероприятий, встречаются кинематографисты со всего мира. Как человеку, мне нравятся дружеская среда и атмосфера гостеприимства, свойственная народам Армении и Грузии. Как историку кино, мне интересна и программа фестиваля. На "Золотом абрикосе" всегда много серьезных игровых картин не только из США и Европы, но и необычных фильмов из бывших республик Союза, что редко встретишь на других международных фестивалях, а также самобытных фильмов из Ирана, Турции. И самое главное: организаторы "Золотого абрикоса" всегда помнят великих режиссеров и кинематографистов прошлого и настоящего, включают в программу ретроспективных показов лучшие работы самых талантливых режиссеров разных стран и, в частности, Армении и постсоветских государств. Это обеспечивает преемственность поколений в кинематографе, причем профессиональную преемственность.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ФЕСТИВАЛЬ "КИН": ЖЕНСКОЕ КИНО НЕ ТОЛЬКО О ЖЕНЩИНАХ
      2021-11-27 09:33
      390

      29 ноября в Ереване начнет работу Международный фестиваль женских фильмов "КИН", в 18-й раз дав возможность отечественным синефилам и гостям столицы стать свидетелями достижений кинематографа режиссеров-женщин. Фестиваль примет на своей площадке 51 фильм из 19 стран. Картины можно будет посмотреть в двух традиционных секциях - конкурсной и программе гостей.

    • МОРСКОЙ ПРИЗ ФИЛЬМУ ИЗ АРМЕНИИ
      2021-11-25 09:59
      1439

      В конце сентября в Санкт-Петербурге прошел весьма необычный и уже 18-й по счету Международный кинофестиваль морских и приключенческих фильмов "Море зовет!". Фестиваль остался вне поля зрения общественности Армении, а зря, ведь среди 67 картин, отобранных для участия, значился и фильм из нашей  - самой "морской", как отшутились его авторы, страны.

    • ТЕХНОПАРКУ В АРЦАХЕ НУЖНА ПОДДЕРЖКА
      2021-11-19 11:28
      1753

      В Армении, Арцахе и Диаспоре начался сбор средств для реализации важной и актуальной программы "Технопарк в Арцахе". Проект призван дать арцахской молодежи профессиональную подготовку в области информационных технологий с дальнейшим созданием рабочих мест и собственных небольших компаний. 

    • РИШАР БОНА ВНОВЬ В ЕРЕВАНЕ
      2021-11-19 09:01
      3223

      В Ереване, в рамках 7-го Международного фестиваля джазовой музыки Yerevan Jazz Fest, состоялся концерт всемирно известного певца, виртуоза бас-гитары, мастера-инструменталиста Ришара (Ричарда) Бона. Несмотря на обострение ситуации на границах Армении, концерт невозможно было отменить, так как Бона уже находился в самолете и летел в Ереван в момент активизации военных действий. Организаторы фестиваля в лице Армянской ассоциации джаза решили пока ограничиться концертом этого представителя западно-африканского современного джаза, который должен был дать старт фестивальному проекту.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • МОРСКОЙ ПРИЗ ФИЛЬМУ ИЗ АРМЕНИИ
      2021-11-25 09:59
      1439

      В конце сентября в Санкт-Петербурге прошел весьма необычный и уже 18-й по счету Международный кинофестиваль морских и приключенческих фильмов "Море зовет!". Фестиваль остался вне поля зрения общественности Армении, а зря, ведь среди 67 картин, отобранных для участия, значился и фильм из нашей  - самой "морской", как отшутились его авторы, страны.

    • ЕСЛИ ИЗЫДЕТ САТАНА...
      2021-11-15 09:26
      5350

      Его фильм о Первой Карабахской войне назывался "Если все...". Нынешний можно было бы назвать "Если изыдет Сатана...", но он называется иначе. Может ли в прямом и переносном смысле яма стать "ямой Возрождения", парадоксальной взлетной полосой? Может - если мы все вместе очень этого захотим. А до этого - многое осознаем. По крайней мере, на этом настаивает народный артист РА Микаэл Погосян, выпустивший на экраны свою новую картину "Հայ Հայը"․

    • ВЫШЛА В СВЕТ СЧИТАВШАЯСЯ УТЕРЯННОЙ КНИГА ЛЕВОНА МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯНА
      2021-10-27 09:18
      2557

      В 2001-2002 годах известный армянский политолог, автор многочисленных публикаций, монографий и книг по проблеме Арцаха и политологическим вопросам Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН работал над очередной монографией, посвященной геополитике региона и Армении в частности. Книга была набрана и готова к печати, оставалось найти издательство для ее публикации. И вдруг старенький домашний компьютер заглох... 200-страничный готовый труд, казалось, был утерян навсегда.

    • ВЕЧНОЕ ДРЕВО АРМЯНСКОЙ ИСТОРИИ
      2021-10-16 10:00
      2824

      Виктор Вухрер, глава культурной общественной организации немцев "Тевтония", человек разносторонний. Химик, подполковник, да еще книги пишет. Главной его темой была судьба немцев Поволжья, сосланных в августе 1941 года в места не столь отдаленные. Там познакомились будущие родители Вухрера: мать прибыла из Поволжья, отец - из Катариненфельда (Грузия). Потом они с детьми оказались в Армении.