АРМЯНСКАЯ ОДИССЕЯ ТУРЕЦКОГО РЕЖИССЕРА
"Геноцид армян - это колоссальная фигура умолчания"
С 27 по 6 сентября на острове Лидо в рамках биеннале искусств проходил старейший в мире киносмотр - 71-й международный кинофестиваль в Венеции. Надо признать, что в этом году конкурсная программа была очень сильной, даже по сравнению с Каннами. У нас, армян, к нынешнему фестивалю особый интерес. Ведь в основной конкурс попала новая картина турецкого режиссера Фатиха Акина "Шрам", повествующая о Геноциде армян в Османской империи.
ФАТИХ АКИН СЕГОДНЯ - ОДИН ИЗ САМЫХ МОДНЫХ РЕЖИССЕРОВ. Его картины "Быстро и без боли", "Головой о стену", "На краю рая" и "Душевная кухня" прогремели на мировых кинофестивалях и были щедро обласканы критикой и публикой, сделав из их создателя фигуру поистине культовую. Все его предыдущие работы повествуют о современной действительности и проблемах молодых людей. Новый фильм - "Шрам" - первая попытка осмысления режиссером исторического материала. "Шрам" - смелая попытка создать широкомасштабное историческое полотно, что называется, тяготеющее к большому стилю американского кино. Оно должно было быть представлено на Каннском кинофестивале, но в самую последнюю минуту Акин отозвал свою заявку, говорят, по личным причинам, о которых он сам не желает распространяться. Попытаюсь выдвинуть версию. В этом году в Каннах широко праздновали 100-летие турецкого кино, и с самого начала было ясно, что победит турецкий режиссер Нури Бильге Джейлан со своей "Зимней спячкой". Так что фильму Акина попросту не нашлось бы места в хитросплетениях политической паутины. Не беда - он попал в Венецию. Спасибо все понимающему Альберто Барбера.
"Шрам" - третья, заключительная часть трилогии
Акина, повествующая о любви, смерти и дьяволе. По его собственному признанию, в
жизни есть две вещи, которые движут миром. Это Эрос, Любовь и Танатос, страх
смерти. Фильм "Головой о стену" повествовал о любви, "На краю
рая" - о смерти. "Шрам", соответственно, рассказывает о дьяволе,
сатане.
Сценарий фильма написал Мардик Мартин, автор многих
ранних картин Мартина Скорсезе. Главные роли исполнили Макрам Хури, Хинди Зара,
Симон Абгарян, Арсине Ханджян, Кеворк Маликян, а в роли главного героя фильма
кузнеца Назарета Манукяна выступил французский актер алжирского происхождения
Тахар Рахим, известный по своим ролям в фильмах "Пророк",
"Любовь и ссадины" и "Секреты прошлого" Асгара Фахради. Это
первый большой международный проект Акина, в котором участвовали Германия,
Франция, Италия, Канада, Польша, Турция и Россия, последняя в лице продюсеров
Рубена Дишдишяна и Арама Мовсисяна.
По словам самого режиссера, его не интересовала
политика, в фокусе его внимания судьбы
людей, участь которых становится трагической. "Фильм о той части турецкого
общества, которая знает и признает
Геноцид армянского населения, и о той, что не считает произошедшую трагедию
геноцидом. А есть еще армяне, рассеянные по миру, диаспора, и у многих там своя
позиция, свое мнение. Я постарался сделать фабулу картины универсальной, выбор,
перед которым стоят герои, - понятным для зрителей, при том что, так или иначе,
персонажи моей картины в большинстве своем враги. Я надеюсь, что каждый увидит
в этом рассказе о трагедии свое. И получит ответы на свои вопросы", -
говорит Акин.
А ТЕПЕРЬ ХОТЕЛОСЬ
БЫ ПРЕДСТАВИТЬ КРАТКИЙ ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРЕССЫ по поводу нового детища Акина, а
также поговорить о резонансе, который получил фильм у мировой
общественности сразу же по выходу на экраны. Первым из критиков откликнулся
Сергей Сычев: "Фильм этот снят в одном из самых старых жанров романа о странствиях и страданиях. Эта
классическая форма выбрана для того, чтобы придать повествованию эпическую
монументальность и при этом пробуждать чувства зрителей. Стиль у фильма
медленный, неповоротливый, упрощенный, как и в любом голливудском фильме такого
же жанра. Кузнец Назарет лишился голоса и почти потерял рассудок, но узнал, что
две его взрослые дочери выжили после Геноцида и их можно найти. Дальше действие
развивается по закону жанра. Странствия Назарета поделены на эпизоды, и в
каждом из них он сталкивается с самыми страшными проявлениями человеческой
природы и рискует потерять не только веру и надежду, но и жизнь. Однако каждый
раз возникает добрый самаритянин, который вдруг оказывает Назарету
безвозмездную помощь, и Назарет отправляется дальше".
Следующим свою рецензию в "Афише" опубликовал Антон Долин, который, однако, искренне
считает, что фильм этот - крупная драматическая неудача. Из всей его длинной
рецензии можно извлечь лишь одно рациональное зерно. Вот что он пишет:
"Кое в чем можно снять вину за неудачу с плеч Акина, который все-таки
очень старался. Само название фильма, оно же его центральная метафора, выбрано
чрезвычайно точно. Турок, которому приказано убить Назарета, не решается
доделать жуткую работу до конца: он надрезает горло армянину, раня его, но
после наступления темноты возвращается, чтобы спасти. В результате Назарет
немеет, теряет голос навсегда. Геноцид армян - это ведь колоссальная фигура
умолчания, которая остается белым пятном современной истории на протяжении
целого века, и кинематографу до сих пор не удалось этого изменить".
Отметим, что на новый фильм Акина моментально
откликнулись почти все крупные новостные агентства, СМИ, телеканалы,
радиостанции, печатные и интернет-издания Европы, некоторые ведущие критики
США, ну и, конечно, наши российские
коллеги, в частности, телеканал "Культура", Первый канал, отдел кино
телеканала "Россия" и другие. Не забудем отметить и турецкие СМИ.
Российские СМИ вообще подготовили не только новостные выпуски, но репортажи и интервью с создателями картины.
Наиболее интересным, на мой взгляд, оказался спецпроект "Индустрии
кино" и кинопортала Filmpro.ru "Эспрессо. Венецианские
кинохроники", в рамках которого автор и ведущий рубрики Иван Кудрявцев
подготовил обширный репортаж о фильме, лично встретился со всей съемочной
группой, а также опубликовал свою авторскую рецензию. Другим интересным
материалом стал объективный и беспристрастный репортаж телеканала
"Евроньюс". Что самое интересное - все эти СМИ не боятся и смело
говорят о Геноциде армян. В подтверждение своих слов они даже приводят
исторические факты и исследования ведущих историков мира, тем самым придавая
вес и картине, и той теме, которую она затрагивает.
В ЭТОМ КОНТЕКСТЕ
ПО ПОВОДУ ПОЗИЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СМИ ТОЛЬКО И ОСТАЕТСЯ, ЧТО РУКАМИ РАЗВЕСТИ. Нет, понятно, что в нашей стране
кино как искусство никому особенно не
нужно и наши киножурналисты, кинообозреватели не имеют возможности ездить на
мировые кинофестивали, чтобы эксклюзивно освещать их именно для нашей страны.
Но ведь "Шрам" в наших раскладах – особая статья, фильм, снятый с
позиций общечеловеческих, универсальных ценностей и доносит трагедию нашего
народа до населения всей планеты! А у
нас в активе пара-тройка довольно блеклых и невыразительных телерепортажей и ни
одной рецензии от отечественных кинокритиков. Неужели в преддверии 100-летия Геноцида армян у Армении не нашлось
возможности отправить в Венецию хотя бы одного специалиста, чтобы написать
рецензию, проанализировать и осмыслить картину Акина? Весь мир, отставив в
сторону другие, может быть, более достойные фильмы конкурса, трубит в трубы
именно об этом кинособытии. И даже не столь важно, хорош фильм или плох. В данном контексте, уверяю, это
совсем не главное. Наша же критика, как народ в "Борисе Годунове",
безмолвствует. Стыдно, господа!
А ведь так важно, что, во-первых, снята крупномасштабная
кинолента, сделана она по всем законам киноискусства и поднимает нашу проблему
на совсем иной, высочайший уровень. Во-вторых, создал эту картину не
кто-нибудь, а этнический турок, хотя и гражданин Германии, родившийся и
выросший в Гамбурге. Даже не видя фильма, стоит снять шляпу перед его смелостью, непоколебимой нравственной и
гражданской позицией. Фатих Акин не побоялся кинуть камень в витрину турецкой
государственности. В канун 100-летней годовщины Геноцида армян в Османской
империи молодой режиссер взывает к совести своего народа, исповеди, покаянию,
искуплению... Через честное, откровенное принятие греха прошлого, шрам от
которого кровоточит вот уже целый век.
Попробую выдвинуть еще одну версию: почему Акин - человек
с большой буквы взялся за такую тему. В 2010 году он гостил у нас в рамках
"Золотого абрикоса". Значит,
поход на Цицернакаберд, в Музей Геноцида, поездки по многим армянским церквам и
храмам, наконец, общение с армянами,
которые не бросили в него камня, не прошли даром, а оставили глубокий след в
его душе и сердце, вместе с чувством вины за грехи своих предков и жаждой
искупления. Видимо, все это родило в художнике благородную идею покаяния,
которую Акин наконец-то успешно воплотил.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2016-11-02 15:00
Продюсер Гоар Игитян и режиссер Артавазд Хачикян скоро выпустят на экраны свой новый фильм - плод длительной совместной работы. Картина называется "Переход" и поднимает очень острую и злободневную проблему миграции.
-
2016-10-26 16:19
В начале октября в Айгедзоре, в гостинице, а по совместительству и культурном центре народного искусства "Шелковый путь", и параллельно в Гюмри и Уджане проходил уже второй по счету международный фестиваль этнографического и антропологического кино "Абрикосовое дерево". Организаторы форума - центр "Шелковый путь" и Фонд народного искусства и ремесел "Ангуйц" ("Узел"). Действенную поддержку фестивалю оказали Министерство культуры РА, Фонд развития национального кино "Золотой абрикос", Фонд армянского кино "Фильмадаран" и Российско-Армянский (Славянский) университет.
-
2016-10-25 12:02
В прокат выходит новый фильм о Геноциде армян В середине сентября текущего года в канадском городе Торонто проходил один из самых престижных и авторитетных мировых кинофестивалей. В нынешнем году он был особенно важен для нас, потому что в рамках киносмотра состоялась премьера фильма "Обещание", посвященного теме Геноцида армян в Османской Турции.
-
2016-10-24 15:45
Вышла в свет книга о талантливом роде Калемкарян 19 октября в Национальной картинной галерее Армении состоялась презентация новой книги известного художника, этнографа и антрополога Раздана ТОКМАДЖЯНА "Калемкаряны. Айнтап. Дамаск. Алеппо". Это роскошно иллюстрированный альбом-каталог, в котором представлена прославленная армянская семья Калемкарян, на протяжении 200 лет занимавшаяся обработкой металлов - золота, серебра, меди. Презентацию организовало Министерство диаспоры и лично министр Грануш Акопян.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-12 12:28
20-й Международный фестиваль детско-юношеских фильмов "Ролан" завершил работу. Он продлился всего 5 дней, с 5 по 9 ноября, но его охват был достоин юбилейной даты и стал демонстрацией масштабной деятельности, осуществленной за весь период жизни этого прекрасного праздника на отечественной кино-карте. Торжественная церемония закрытия фестиваля стала одним из ярких его событий. Одним - потому что каждый из фестивальных дней был полон взрывных мероприятий, которые вспыхивали морем детских улыбок, радости и счастья в разных уголках Армении. Ереван, Гюмри, Ванадзор, Гавар - детская и юношеская публика получили возможность не только окунуться в мир кино, создаваемый именно для нее и о ней, но и стать неразрывной частью культурной программы фестиваля.
-
2024-10-29 10:46
Известный журналист, режиссер, продюсер и сценарист документального кино Ашот ДЖАЗОЯН представил в Ереване свой новый фильм «Петербург! Жизнь в городе...». Фильм стал своеобразным зеркалом исторического прошлого и современных веяний в северной столице России, историй ее старожилов, трепетно относящихся к традициям города, и молодого поколения, которое полно решимости сохранить такой разный, но всеми любимый Петербург.
-
2024-10-07 09:13
В разных странах мира установлены десятки мемориалов в память о жертвах Геноцида армян, ассирийцев и понтийских греков, совершенного Османской империей в начале ХХ века. За сто лет после массовой резни младотурками представителей этих народов на мировые киноэкраны вышло немало разножанровых фильмов о Геноциде, снятых как армянскими, так и зарубежными кинематографистами.
-
2024-09-27 09:20
Четыре года назад, утром 27 сентября, Азербайджан начал третью, широкомасштабную войну против Республики Арцах (Нагорно-Карабахской Республики). Как и его предшественники, третье поколение независимых граждан Арцаха было вынуждено взять в руки оружие, чтобы защитить от агрессора себя, свои семьи и родину.