Последние новости

С ЛЮБОВЬЮ К ДОНСКОЙ СТЕПИ

В собрании ростовского Музея изобразительных искусств есть небольшого размера холст Ильи Хашхаяна "Дон Тихий"; в эту внешне не броскую живопись можно долго всматриваться и испытывать все новые и новые ощущения, кажется, что такой первозданной тишины в окружающей нас природе почти не существует. Это негромкое по образному звучанию полотно художника вместило в себя и высокое небо с плавным движением облаков, и уходящую к горизонту спокойную оливковую гладь воды. Почти прозрачно, не нарушая общей цветовой гармонии реки, земли, небесного простора, на одном из прибрежных холмов автор наметил белокаменный храм, создав таким образом поэтический ансамбль, в основе которого заложено особое, светлое ощущение жизни и глубокое чувство родины.

Илья Хашхаян

МЫ НЕ СЛУЧАЙНО ОСТАНОВИЛИСЬ ИМЕННО НА ЭТОЙ РАБОТЕ ИЛЬИ ХАШХАЯНА, ибо она весьма красноречиво характеризует творческую концепцию художника и человека, сумевшего отыскать в нашей не всегда дающей повод для оптимизма жизни крупицу доброго, обнадеживающего. Вера в жизнь - главное кредо художника, которому он следовал на протяжении всего своего творческого пути, где бы он ни был и над какой бы темой ни работал.

Илья Маркович Хашхаян родился в 1922 году на Донщине в селе Большие Салы, в Ростове он начал свой нелегкий путь в искусстве. Нелегкий потому, что в юность ворвалась война, а вернувшись с фронта и поступив в 1946 году в Ростовское художественное училище, через год вновь был призван в армию и продолжал служить в жарком Туркестане. И только в 1956 году Илья Маркович завершил прерванную учебу в РХУ имени М.Б.Грекова, где его педагогами были В.Г.Лень, М.И.Бабич, П.Ф.Осташенко.

Но были и другие учителя у Ильи Марковича, творческое наследие которых формировало его художническое восприятие жизни и природы, вкус и особые привязанности в безбрежном мире искусства. Это тонкий поэт донской степи Иван Иванович Крылов, глубокий мастер русского пейзажа Николай Николаевич Дубовской и неповторимый солнечный живописец Мартирос Сергеевич Сарьян. Все они тоже родились на Дону, но видели и писали свой край по-разному, и каждый из них был прав и правдив. В их непохожести и особой творческой единственности и было их величие. Наверное, в этом и была заложена суть их уникальных талантов.

Илья Маркович не стремился подражать своим кумирам и никогда в своем творчестве не использовал их приемов, но всю жизнь учился у них умению любить, чувствовать и понимать Родину, родной край, природу, человека. Илья Маркович неоднократно выставлял свои произведения в станице Вешенской, в выставочных залах Ростова-на-Дону, Москвы, а иногда и на борту теплохода во время творческих поездок по голубым дорогам родного края. Живопись Ильи Хашхаяна особенно зрелого периода и последних лет интересна зрителю, как нам кажется, не только возможностью увидеть еще не загубленные цивилизацией места и уголки края, в котором мы живем и который нам дорог, но, наверное, ее притягательность заложена прежде всего в том заряде человечности, который она в себе несет, несмотря на разрушительные процессы и кризисы, сопровождающие сегодня нас в повседневной жизни и, что особенно печально, в нашей культуре.

Работа Ильи Хашхаяна

ИСКУССТВО ХАШХАНЯНА ИМПОНИРУЕТ НАМ ТАКЖЕ ВОЗМОЖНОСТЬЮ И ДОВЕРИТЕЛЬНОСТЬЮ духовного контакта художника со зрителем. Иногда это случается в атмосфере грустных тонов ("Забитая Куликовка", "Одиночество"). Ну что ж, значит таковы приметы дня. Но одно можно сказать с уверенностью: основа творческого тонуса художника - его неиссякаемое жизнелюбие и все его творчество - это вера в жизнь.

Илья Маркович Хашхаян не только оставил прекрасное наследие своего живописного творчества, но и воспитал сына, ныне известного художника, которым он вправе гордиться. Христофор Ильич Хашхаян родился в 1957 году, окончил Ростовское художественное училище им. М.Б. Грекова, где его педагогами были Герман Павлович Михайлов и Тимофей Федорович Теряев. В 1987 году окончил факультет истории и теории искусств Ленинградского художественного института имени И.Е.Репина. Он часто и много выставляется как живописец. В его активе республиканские, всероссийские и всесоюзные художественные выставки. В числе зарубежных: Германия, Швейцария, Испания. Он много работает в различных жанрах живописи. И тем не менее хотелось остановиться на одном из них. Это городской пейзаж старого Ростова. Серия живописных произведений Христофора Хашхаяна так и называлась - "Старый Ростов".

Работа Ильи Хашхаяна

Это архитектурные ансамбли городских жилых домов с уютными двориками и верандами, где людям удобно и легко общаться. Эти дома проектировались архитекторами старой русской школы, которые думали о том, как здесь будет жить человек, а не о том, как удивить своего коллегу уродливым полунебоскребом. В этих кирпичных постройках, сегодня уже уходящих в прошлое, скромных по своим масштабам архитектурных композициях, запечатленных Христофором Хашхаяном, есть теплота, особый лиризм и память о прошлом и в той же уже почерневшей кирпичной кладке, в доживающих свой век старых акациях, тополях, вязах. Конечно же, на всем этом уже лежит печать усталости от времени, но это и объединяет их в сложный и тонкий колорит, который художник сумел прочувствовать и выразительно донести до зрителя.

К этому циклу произведений Христофора совершенно органично вписывается написанное художником здание работавшей в Нахичевани-на-Дону школы имени Михаила Врубеля, где в начале XX века преподавали великий Мартирос Сарьян, Мариэтта и Магдалина Шагинян и целая плеяда выдающихся русских и армянских художников. Естественно, что цикл работ, о которых мы только что вели речь, не единственный в творчестве Христофора Хашхаяна. Он совершенно неожиданно, словно пролистав слои классического мирового искусства, раскрыл свои мысли в холсте "Культурологический сон, отягощенный агрессией", а также немало удивил зрителя своей "Вавилонской блудницей", экспериментами в области абстрактного искусства.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПОДЛИННОЕ ЧУДО ФОРТЕПИАНО (Видео)
      2021-10-13 09:49
      2427

      В эти дни один из классиков современной игры на фортепиано Евгений Кисин отмечает свой полувековой юбилей. Он кумир не одного поколения меломанов. Его жизненное кредо – поиск себя, поиск сути и ощущение пути. Его удел – это часть мировой красоты и гармонии, неотъемлемая, немаловажная.

    • НА АРФЕ ВРЕМЕНИ ЗВУЧИТ ЕГО СТРУНА
      2021-10-11 09:58
      3488

      Еще при жизни творчество выдающегося композитора Авета Тертеряна получило мировое признание и постепенно завоевывало все более и более широкое пространство. С течением времени стал явственнее проступать и подлинный масштаб его дара, его личности. И это закономерно: истинные ценности раскрываются во времени.

    • ОСЕННИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ
      2021-10-04 09:19
      6544

      На днях с самой высокой ноты взял старт становящийся уже традиционным международный музыкальный фестиваль “Армения”, который знаменует собой начало шестнадцатого концертного сезона Государственного симфонического оркестра РА. Фестиваль был основан совместными усилиями художественного руководителя и главного дирижера оркестра Сергея Смбатяна и президента Европейского фонда поддержки культуры Константина Ишханова при поддержке МОНКС РА.

    • ОН ОСТАВИЛ ПОСЛЕ СЕБЯ ОБРАЗ ВЕСНЫ
      2021-10-01 09:48
      5505

      Чудовищная пандемия продолжает уносить жизни. Сегодня Ереван прощается с замечательным эстрадным певцом, заслуженным артистом РА Айко, скончавшемся 29 сентября в возрасте сорока восьми лет, как сообщалось - в результате коронавирусной инфекции. Отныне мы его больше не увидим на наших сценах. В это невозможно поверить, хотя и было известно, что с 21 сентября он находился в больнице в крайне тяжелом состоянии. 






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • КОГДА РОДИТСЯ ЛИДЕР НАЦИИ?
      2021-10-14 11:28
      1391

      И как остановить демографическое "кровотечение"? В мае с.г. "ГА" сообщил о создании во Франции новой всеармянской независимой площадки DiasporArm c одновременным запуском многоязычного веб-сайта организации - Diasporarm.org. Активный поиск неравнодушными людьми путей выхода из сложившейся тяжелой ситуации и перспектив на будущее сегодня идет не только в Армении и Арцахе, но и в Спюрке, причем в последнем случае положение усугубляется проблемами самосохранения, в том числе языкового, и в целом необходимостью воспитания и подготовки будущего поколения, живущего вне родных берегов.

    • ТРИЕДИНСТВО В ДОМЕ-МУЗЕЕ АРАМА ХАЧАТУРЯНА
      2021-09-29 10:51
      3496

      В Доме-музее Арама Хачатуряна в рамках Дня европейского наследия открылась выставка живописных работ кандидата педагогических наук, доцента Российско-Армянского университета Ануш Бабаян. Необычные картины созданы на рисовой бумаге в технике китайской живописи и объединены общим названием "Визуальные подсказки вселенной". Выставка - не только встреча с изысканным творчеством, но и возможность приобрести эти произведения с благой целью: часть полученной с продажи суммы художница намерена передать на восстановление армянских воинов-героев, пострадавших в ходе 44-дневной войны в Арцахе...

    • «Паст»: Представители армянских общин диаспоры недовольны назначенными властями новыми послами
      2021-08-07 12:21
      1545

      В дипломатическом корпусе продолжаются кадровые перестановки, меняются, в том числе, послы Армении в различных странах, пишет газета «Паст».

    • В ЕГО ПОЛОТНАХ СВЕТ ДОБРА И НАДЕЖДЫ
      2021-07-17 10:31
      4424

      Если вам доведется побывать в общине Малатия-Себастия столицы, остановитесь у высотного дома N38/2 по улице Исакова: в этом доме на десятом этаже находилась мастерская Карена Смбатяна. Теперь хозяин мастерской больше никогда не войдет в нее. В 2008 году его не стало. Но если вы любите живопись, помните художника, вы не пройдете мимо этого дома равнодушно. Может быть, это будет всплывшая в памяти картина "Рахаб" или "Автопортрет", воспоминание о пережитом художественном впечатлении от его последнего вернисажа в Доме художника Армении - искусство живописца было щедро на впечатления.