Последние новости

ИСПОВЕДЬ АЛЕКСЕЯ ЛЮБИМОВА

Лучший фортепианный вечер нового сезона связан с именем выдающегося пианиста современности Алексея ЛЮБИМОВА, сольный концерт которого состоялся в рамках Международного фестиваля "Ереванские перспективы" в Большом зале филармонии им. А.Хачатуряна. Звуки его рояля давно поселились в пространстве этого зала. А пианист живет музыкой. Только музыкой. Вот почему каждый его концерт воспринимаешь как исторический. Впечатление исповеди. И Любимова, и композиторов, которых он исполняет.

КОНЦЕРТ ЛЮБИМОВА - ЭТО МОЩНЫЙ АККОРД ОСЕНИ, ВПРОЧЕМ КАК И ВСЕ КОНЦЕРТЫ ЭТОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ. Взявший старт не в самое благополучное в финансовом отношении время, он в этом году отмечает уже свой юбилей - 15-летие со дня основания. Этот форум получил мировое признание и вошел в десятку лучших фестивалей мира. Проходит он под патронатом президента Армении Сержа Саргсяна. Очевидно, для всех остается загадкой: как его организаторам - председателю и художественному руководителю фестиваля, композитору Степану Ростомяну и менеджеру Соне Ованесян удается заполучить не только выдающихся солистов, но и целые коллективы, доказывая, что и в наше далеко не музыкальное время возможны подобные праздники духа.

Сколько их было, этих незабываемых праздников! Достаточно вспомнить Дни Пендерецкого в Армении (и нынешний год начался концертами, посвященными 80-летию этого великого современного композитора), Родиона Щедрина, Гии Канчели, встречи с японским квартетом "Токио", артистами камерного оркестра "Кремерата Балтика" под управлением Гидона Кремера. А можно ли забыть концерты интернационального оркестра Международного фестиваля Земли Шлезвиг-Гольштейн под управлением крупнейшего маэстро Кристофа Эшенбаха, симфонического оркестра Мариинского театра и его блистательного художественного руководителя Валерия Гергиева, Королевского оркестра Concertgebauw под руководством Лорина Маазеля. А в мае этого года мы стали свидетелями явления одной из самых ярких личностей в мировой исполнительской культуре - легендарного дирижера Даниэля Баренбойма и руководимого им Берлинского государственного оркестра.

И вот новая встреча в рамках этого фестиваля с Алексеем Любимовым, которого давно уже полюбили в Ереване. Это тончайший пианист и милейший человек, мягкий и гуманный. И не случайно в день его выступления филармония переживает невиданный наплыв слушателей. Богом отмеченный музыкант, от рождения наделенный необычным талантом, поразительной интуицией и удивительной подлинностью. Как хорошо, что он не устает приезжать в Ереван и вновь возвращает нас к вершинам! Его слушают не шелохнувшись. В зале десятки тысяч зрителей - как один. У всех шанс контакта с совершенно иным звуковым миром. На моей памяти нет пианиста, исключая Рихтера и Гилельса, которого бы так слушали. И сам пианист себя не щадит - ощущение мига, который не может повториться.

НАСЫЩЕННАЯ ПРОГРАММА: соната ре-мажор KU311 Моцарта, "Четыре экспромта", опус 142 Франца Шуберта - в первом отделении. "Семь песен Комитаса" и девять прелюдий Дебюсси из первой книги - во втором.

Впечатление исповеди, камерности, интимности. Играет будто бы для тебя. Особенно покоряет умение передать философские моменты сочинений. Какая-то особая атмосфера присутствует в зале, какая-то мудрость. Подлинная, глубокая и покоряющая музыкальность во всем - в поразительно чистом и красивом звуке, удивительном и впечатляющем прочтении авторских текстов. Он дарит нам новое ощущение от давно знакомых сочинений. Такое исключительное совпадение размышлений композитора и исполнителя, такое вдохновенное, искреннее и глубокое постижение интимнейших человеческих настроений, такое впечатляющее напоминание о краткости жизни бывает очень редко. И только у очень одаренных пианистов.

Алексей Любимов не подлаживается под моду, под вкусы публики, не играет ради аплодисментов, ради карьеры. Он сделал большую карьеру благодаря своей преданности высокому искусству. Он считает (это стало ясно и на его пресс-конференции), что для каждого профессионального музыканта очень важно сохранить первозданное ощущение любви к музыке как таковой, чтобы ремесленничество не стало доминировать.

Какое удовольствие было наблюдать за ним буквально с первых тактов Моцарта! Ощущение, будто слушаешь его впервые. Моцарт у него воздушный, поэтичный, живой. Недаром Шнитке писал о нем: "С одной стороны, поражает многочисленность оживающих под его пальцами и проникающихся субъективной выразительностью деталей... С другой стороны, удивляет объективная гармоничность возникающего целого, ибо не только "дух", но и "буква" стиля соблюдена".

Алексей Любимов родился и вырос в то время, когда жили, играли и учили великие музыканты и сам учился у одного из них. Он - один из последних учеников великого Г.Нейгауза. И замечательно, что сумел не растратить, а приумножить полученное: не устал и не погас душевно. И концерт в Ереване свидетельствует об огромных возможностях пианиста и превосходной форме.

КАКОВЫ РЕПЕРТУАРНЫЕ ПРИСТРАСТИЯ ЛЮБИМОВА? РАСПРОСТРАНЕНО МНЕНИЕ, что больше всего ему по душе классика XVIII-XIX - начала XX веков. Это верно в том смысле, что наибольшее число его вершинных творческих свершений приходится на этот срез и в историко-временном ракурсе, и применительно к интонационным ареалам различных композиторских школ. Но репертуарные интересы А.Любимова чрезвычайно широки и объемлют собой десятки программ самых различных эпох. Неоценим его вклад в исполнительское осмысление многих произведений современной музыки в аспекте ее широкого стилевого многообразия. Программы Любимова включают в себя сольные, ансамблевые сочинения и сочинения для фортепиано с оркестром таких авторов (помимо классиков прошлого), как Шенберг, А.Веберн, Берг, Ч,Айвз, Стравинский, Барток, Д.Кейдж, Шостакович, В. Сильвестров, А.Пярт, Шнитке, Г.Уствольская, Губайдулина, Э.Денисов, Т.Мансурян... Он - первый исполнитель многих новейших авторов.

...После концерта Любимова в Ереване меня посетила крамольная мысль: может и хорошо, что он играет здесь не слишком часто. Есть время подумать до следующей встречи.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПРОЩАНИЕ С МУЗЕЙНЫМ ВОИНОМ
      2021-10-25 10:15
      1633

      С некоторых пор жизнь – сплошное расставание. Вот теперь с Шаэном Хачатряном, талантливым искусствоведом и критиком, долгие годы бывшим участником художественной жизни страны, замечательным человеком, абсолютно незаменимым для нашей культуры. Вся его жизнь была одним непрекращающимся сражением за сохранение армянского культурного наследия.

    • ТАЛАНТ РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА
      2021-10-21 09:48
      3761

      Гюмри. Утро. Ласковое октябрьское солнце. Жемчужная дымка над городом. Сиреневая паутина теней на серой замше асфальта. Шорох бронзовых листьев. Осень, сквозь густое кружево деревьев рвутся шустрые солнечные блики. Они забираются на крыши домов, карабкаются по ювелирной вязи орнаментов, застревают в завитушках узоров резных деревянных балконов. Это неспешное парение над городом незабываемо…

    • ПОДЛИННОЕ ЧУДО ФОРТЕПИАНО (Видео)
      2021-10-13 09:49
      4860

      В эти дни один из классиков современной игры на фортепиано Евгений Кисин отмечает свой полувековой юбилей. Он кумир не одного поколения меломанов. Его жизненное кредо – поиск себя, поиск сути и ощущение пути. Его удел – это часть мировой красоты и гармонии, неотъемлемая, немаловажная.

    • НА АРФЕ ВРЕМЕНИ ЗВУЧИТ ЕГО СТРУНА
      2021-10-11 09:58
      4437

      Еще при жизни творчество выдающегося композитора Авета Тертеряна получило мировое признание и постепенно завоевывало все более и более широкое пространство. С течением времени стал явственнее проступать и подлинный масштаб его дара, его личности. И это закономерно: истинные ценности раскрываются во времени.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ДЖАЗ-ФЕСТ В ОСЕННЕМ ЕРЕВАНЕ
      2021-10-20 10:05
      3094

      В столичном джаз-клубе "Улиханян" стартовал любопытный проект – Фестиваль армянского джаза "4Seasons - Autumn" ("4 Сезона - Осень"). Любопытство вызвано как "передвижным" названием фестиваля, которое будет меняться в соответствии с сезоном, так и идеей, заложенной в основу новоявленного джаз-феста, кстати, с армянским уклоном. Как отметил джазовый обозреватель, редактор сайта armjazz.info и инициатор мероприятия Армен Манукян, началось все с осознания ситуации с данным музыкальным жанром в Армении.

    • "ПЫШКА": ГРОМКИЙ УСПЕХ НА БЕРЕГУ ТИХОГО ОКЕАНА
      2021-10-06 10:03
      4746

      "Пышка" - это пушка, способная брать города! По крайней мере, Владивосток она уж точно покорила!", - такой отзыв в соцсети оставил один из многочисленных зрителей Международного Тихоокеанского театрального фестиваля. И аналогичные отклики можно множить и множить. Ибо успех спектакля "Пышка" ереванского Государственного театра "Амазгаин" им. Соса Саркисяна во Владивостоке, на берегу Тихого океана, был оглушительно громким. А главное, опять же открыл перед ним новые перспективы.

    • ОСЕННИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ
      2021-10-04 09:19
      6579

      На днях с самой высокой ноты взял старт становящийся уже традиционным международный музыкальный фестиваль “Армения”, который знаменует собой начало шестнадцатого концертного сезона Государственного симфонического оркестра РА. Фестиваль был основан совместными усилиями художественного руководителя и главного дирижера оркестра Сергея Смбатяна и президента Европейского фонда поддержки культуры Константина Ишханова при поддержке МОНКС РА.

    • С ПОЧТЕНИЕМ И ВОСТОРГОМ
      2021-09-23 11:01
      5615

      В последней четверти сентября нас ждут два интереснейших концерта. 24 сентября в Большом зале филармонии им. Арама Хачатуряна Национальный филармонический оркестр под управлением Эдуарда Топчяна сыграет Пятый фортепианный концерт Бетховена, в котором в качестве солиста выступит всемирно известный ирландский пианист Барри Дуглас, в первом отделении. Во втором отделении прозвучит бетховенская Девятая симфония, в исполнении которой примут участие и Национальная академическая капелла (художественный руководитель и главный дирижер Оганес Чекиджян), солисты Джулиана Григорян (сопрано), Софья Туманян (меццо-сопрано), тенор Тигран Акопян и австрийский бас Матиас Гофман. За дирижерским пультом - Эдуард Топчян.