Последние новости

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ – "ХОЗЯИН МЕДНОЙ ГОРЫ"

Вчера в Алаверди взял старт XXII Международный фестиваль "Театральный Лори", посвященный на сей раз народному артисту СССР, великому Сосу Саркисяну. Фестиваль продлится до 26 октября, проходя одновременно на сценических площадках четырех городов марза и распространяя сферу своего влияния на все большее количество зрителей, театров и даже стран.

И МОСКВА, КАК ИЗВЕСТНО, НЕ СРАЗУ СТРОИЛАСЬ. А УЖ ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ региональный театральный фестиваль стал значимым событием в культурной жизни не только марза, но и страны, потребовалось не только время, но и добрая воля, неимоверная энергия и преданность его организаторов и реализаторов. Так уж случилось, что все многочисленные события последних двадцати лет – политические и художественные – если и повлияли на лорийский фестиваль, то только в лучшую сторону. Основанный еще в 1979 году как смотр самодеятельности, "Театральный Лори" не захирел, но возмужал, оброс мускулатурой, сменил любительский профиль на гордый профессиональный анфас и даже расширил географию, обретя статус международного.

Нет ничего лучше неискусственной инициативы "снизу" - "Театральный Лори" подтверждает этот тезис вовсе не гипотетически. В далеком уже 1979-м этот фестиваль родился из творческого обмена двух самодеятельных сельских трупп, которые встретились в селе Акнер. Затем были годы советского победного подъема фестиваля народных театров. На смену ему пришел спад, который фестиваль в Алаверди пережил со всей культурой и страной в начале 90-х. Что потребовалось, чтобы за последние четыре года он пережил не только возрождение, но и взлет? Во-первых, стремление художественного руководителя фестиваля, художественного руководителя Государственного драматического театра им. Абеляна города Ванадзора, народного артиста РА Ваге Шахвердяна не оставлять соотечественников за околицей большого театрального процесса. Во-вторых – марзпет Лори Артур Налбандян, который сделал и делает все от него зависящее, чтобы на "вверенной ему территории" случался по осени праздник и для людей театра, и для местных жителей. В-третьих – готовность театрального мира, в том числе и самых больших во всех смыслах театров, сделать красиво и тем, кто живет далеко от столицы. Наконец, добрая воля тех, кто подводит под этот праздник надежную финансовую базу, – Министерства культуры РА, фонда "Русский мир", концерна Vallex group.

В буклете 'Театрального Лори', который следовало бы назвать увесистым томом, представлены едва ли не все театры страны.

ПРИВЕТСТВУЯ ОРГАНИЗАТОРОВ ФЕСТИВАЛЯ И ИХ НАЧИНАНИЕ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ министра культуры РА Артур Погосян сказал: "Этот фестиваль имеет для нас очень большое значение. В нашей стране нет другого театрального фестиваля с такой долгой историей. Он родился в начале восьмидесятых и взял на себя очень серьезную миссию. В советское время в Алаверди как в городе металлургов шла весьма активная культурная жизнь, здесь проводились многочисленные фестивали – и театральные, и музыкальные. На мой взгляд, "Театральный Лори" имеет все основания считаться правопреемником этих фестивалей. Сегодня, в годы независимости, главное значение его заключается в том, что он проводится в регионе, причем по региональной же инициативе. Никто не навязывал этот фестиваль Лори в качестве культурной политики. Я хочу особо подчеркнуть, что свое место под солнцем, вес и авторитет "Театральный Лори" заработал сам. Когда Министерство культуры впервые оказало ему финансовую поддержку, это был уже состоявшийся фестиваль. Еще один немаловажный фактор – на первом этапе своего возникновения этот фестиваль работал как стимул и импульс для непрофессиональных театральных групп. А это приводило к активизации культурной жизни на местах - самодеятельные труппы месяцами готовились к тому, чтобы достойно явить себя фестивалю. На сегодня же фестиваль из республиканского превратился в международный, и уже в четвертый раз предстает перед зрителем в этом формате. В этом году в его программе более 30 спектаклей – армянских, российских, грузинских. Главное, что жители региона встречают "Театральный Лори" с огромным воодушевлением – ходят на спектакли, участвуют в обсуждениях. После фестиваля в министерство приходят многочисленные письма и предложения, которые для нас очень важны и из которых мы стараемся делать оргвыводы. И в этом году показ спектаклей будет сопровождаться обсуждениями, мастер-классами, лекциями, встречами с деятелями культуры. Как я уже сказал, для министерства очень важна такая активность на местах, которая одновременно помогает и выявлению проблем. А поскольку приоритетным направлением политики Министерства культуры следующего, 2015 года станет развитие театра, роль "Театрального Лори" трудно преувеличить".

XXII в своей истории и четвертый в "международном" статусе фестиваль "Театральный Лори" будет проходить на четырех площадках – Алаверди, Ванадзора, Степанавана и Спитака. В нем примут участие 25 театров из Армении, Арцаха, России и Грузии. Поскольку нынешний фестиваль посвящен 85-летию Соса Саркисяна, честь открытия фестиваля была предоставлена театру, который он создал и которым жил почти 25 лет – государственному театру "Амазгаин". Спектакль по У. Сарояну "Чаша добра" в постановке Мэтра и Патриарха задал тон "Театральному Лори".

ЕСЛИ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ФЕСТИВАЛЬ В ЧЕМ-ТО ИЗМЕНИЛ СВОЕЙ изначальной концепции, так это в том, что курс на "народность и самодеятельность", кажется, забыт. В буклете "Театрального Лори", который следовало бы назвать увесистым томом, представлены едва ли не все театры страны. Широкоформатные постановки здесь соседствуют с отдельной программой моноспектаклей. Трагедию сменяет мюзикл, пластическую постановку – кукольная, за ними следуют два оперных спектакля – столичной консерваторской и арцахской студий. В программе фестиваля и целый ряд памятных дат. 100-летию Геноцида и 145-летию вардапета Комитаса посвящены спектакли "Комитас – я пришел" Театра песни в постановке Артура Григоряна и "К вам обращаюсь, дамы и господа" Русского театра им. Станиславского. 90-летнему юбилею Грачья Капланяна посвящает свой спектакль "Король Джон" Национальный академический театр им. Сундукяна. Параллельно будет открыта фотовыставка памяти режиссера и основателя театра. Театр им. Пароняна посвятит свой показ спектакля "Хозяева нашего дома" автору пьесы, драматургу Жирайру Ананяну, который отметил бы 80-летие. Наконец, Театр юного зрителя приурочил спектакль "Бременские музыканты" к собственному 85-летию!

Свою "международность" в нынешнем году "Театральный Лори" обеспечил благодаря поддержке фонда "Русский мир". В отдельной программе "Дни русского театра" жители Лори встретятся с Молодежным театром Волгограда, который покажет "Банкрота" Островского, и Драматическим театром города Чехова, который покажет спектакль "О любви" по чеховским же рассказам, с академическим Русским театром им. Грибоедова из Тбилиси, увидят также с десяток армянских спектаклей на русском языке.

25 ОКТЯБРЯ СОСТОИТСЯ ЦЕРЕМОНИЯ ОБЪЯВЛЕНИЯ ПРИЗЕРОВ – ведь при фестивале работает группа экспертов, возглавляемая нашим старейшим театроведом, заслуженным деятелем искусств РА Айказом Ераносяном. Ну а финальным победным аккордом "Театрального Лори" станет открытие в Степанаване памятника Сосу Саркисяну, созданного скульптором и художником Давидом Минасяном, многие годы проработавшим рядом с Патриархом в театре "Амазгаин".

"Театральный праздник" как определение фестиваля – трюизм, к тому же затертый до дыр. Но в приложении к "Театральному Лори" он обретает живое значение. Ведь в наше время, когда вся "культура" концентрируется в столице, лишая жителей регионов элементарного права человека на духовную пищу, этот фестиваль для жителей Лори – как глоток воды среди иссушающего летнего зноя. А фестиваль действительно замечательный, делающийся не для галочки, а с любовью – порукой тому патриотизм к малой родине его художественного руководителя Ваге Шахвердяна – и любовь рождающий. Ведь покрытая патиной снобизма столичная публика, ей богу, давно разучилась смотреть на артистов такими влюбленными глазами, так реагировать в едином радостном порыве, окружать такой заботой и вниманием после спектакля, так восторженно аплодировать и так искренне благодарить.

Таланты и поклонники, которые заполучили возможность не просто "Иштояна видеть, даже так потрогать", но вступить в диалог, ощутить приобщенность, задуматься или растрогаться. И в такие моменты каждый раз понимаешь, что эти люди, так по-предательски заброшенные, не держат обиды. Они готовы раскрывать объятия и дарить любовь в обмен на толику внимания, на чувство, что и они – зрители, публика, соотечественники, граждане страны… Хозяева "Медной горы" в Алаверди на десять дней уступают свои права Его величеству Театру…

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ARMMONO – ВРЕМЕННО ВИРТУАЛЬНЫЙ
      2020-04-03 10:34
      568

           По сложившейся традиции, ARMMONO - первая ласточка наших международных театральных фестивалей.  На протяжении многих лет он ярким и многоцветным  фейерверком открывал фестивальный сезон, каждый раз заставляя удивляться тому, сколь разнообразен может быть моножанр. В сложившейся ситуации ARMMONO, естественно, пришлось отложить. Но его директор Марианна МХИТАРЯН  считает, что не выйти  на театральные площадки  не значит уйти со сцены и что карантинные инновации еще послужат театральному преображению.

    • «АРТАВАЗД»-20 VS COVID-19
      2020-03-30 10:52
      1468

      Этот Международный день театра его деятели запомнят навсегда. Хотя, всем вирусам назло, театральные деятели поздравляли друг друга с утроенным энтузиазмом. Естественно, во всех теплится надежда, что нынешняя осень будет до отказа насыщенна культурными событиями и не в виртуальном режиме. Хотя наученные горьким опытом, эту надежду высказывают крайне робко. 

    • КОГДА МЫ – НЕ СЕРВАНТЕСЫ
      2020-03-27 09:12
      2104

      Находясь в самоизоляции, или даже в вынужденной изоляции, именуемой тюремным заключением, можно написать “Дон Кихота” и внести огромный вклад в гуманизацию человечества. Для этого нужна сущая мелочь – надо родиться Сервантесом. Это удел немногих. А что в такой ситуации делать остальным?

    • ДОБРОЕ СЛОВО + "ПИСТОЛЕТ"
      2020-03-26 09:47
      3066

      Нам нужно было заполучить 250 зараженных короновирусом, чтобы понять необходимость жестких мер. Между тем, если следить за мировыми сводками, меры принимаются уже жесточайшие. Штраф в 3 тысячи евро во Франции выглядит сущей безделицей по сравнению с тюремными сроками от 7 до 15 лет за нарушение карантина в странах Латинской Америки.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ARMMONO – ВРЕМЕННО ВИРТУАЛЬНЫЙ
      2020-04-03 10:34
      568

           По сложившейся традиции, ARMMONO - первая ласточка наших международных театральных фестивалей.  На протяжении многих лет он ярким и многоцветным  фейерверком открывал фестивальный сезон, каждый раз заставляя удивляться тому, сколь разнообразен может быть моножанр. В сложившейся ситуации ARMMONO, естественно, пришлось отложить. Но его директор Марианна МХИТАРЯН  считает, что не выйти  на театральные площадки  не значит уйти со сцены и что карантинные инновации еще послужат театральному преображению.

    • ЗАТЯНУВШИЙСЯ АНТРАКТ
      2020-04-01 09:42
      3186

      Первого апреля Хорену АБРАМЯНУ исполнилось бы 90 лет …Заполнив своей мощной фигурой раму распахнутой двери, Хорен  Абрамян  оглядывает  собравшихся. Под четкими линиями бровей темные  зрачки. Они окаймлены снизу двумя полукружиями необыкновенно светлых,  даже светящихся  белков, и это придает  взгляду  удивительную силу и красоту. Перед ним толпа расступается, но кажется, что это он, как ледокол, идет сквозь неё. 

    • ТЕАТРЫ - КАРАНТИННЫЙ ЭТИКЕТ ПРИВЕЛ В ИНТЕРНЕТ
      2020-03-23 11:16
      2300

      "Социальная ответственность" - словосочетание, которое в эти дни и по всему миру произносится столь же часто, как слово "коронавирус", то есть очевидно занимает лидирующее место в топе. Другое дело, что, несмотря ни на что, не каждый осознает его важность. Руководители армянских театров к этой несознательной части населения никак не относятся. Причем решения принимают сами, руководствуясь не директивами сверху, а именно социальной ответственностью.

    • Ваник МКРТЧЯН: "КОГДА Я НА СЦЕНЕ, Я СЧАСТЛИВ"
      2020-03-21 16:00
      2613

      В прошедшую пятницу, 13 марта, популярному актеру театра и кино, заслуженному артисту Армении Ванику Мкртчяну исполнилось 70 лет. В связи с юбилеем в Государственном театре музыкальной комедии им. А.Пароняна, в котором уже 42 года служит Ваник Вараздатович, был устроен юбилейный спектакль "Последняя остановка" по пьесе Тамар Ованесян.