Последние новости

ТЕПЛО ЛИРИЧЕСКОЙ СТРОКИ

Есть книги, по прочтении которых создается впечатление, что они написаны на одном дыхании. Именно такое впечатление оставляет небольшая книга известного телережиссера и сценариста Рубена Шахназарова "Невыдуманные рассказы об Армении", вышедшая в Москве, в издательстве "ЮниПресс и К" под редакцией Нины Сочинской.

...Где-то в середине 60-х годов на втором курсе филфака Ереванского университета появился стройный, обаятельный, породистый молодой человек и сразу вызвал к себе всеобщий интерес. Этот интерес подогревался еще и тем, что к нам он перевелся из московского ВГИКа. Держался он особняком, надменно, иронично наблюдая за нами и не удосуживая никого своим особым вниманием. Этакий Чайльд Гарольд армянского розлива. "Ты кто?" - как-то полюбопытствовала одна из наших однокурсниц, если не ошибаюсь, Жанна Мартиросова. "Князь", - сказал он. Ясно, что после столь исчерпывающего ответа вопросов больше не последовало.

В том, что в будущем он станет человеком творческим, сомнений не было. Об этом говорили его незаурядный ум и артистическая натура. Рубен стал телережиссером, снял на Национальном телевидении десятки фильмов, осуществил массу телепередач. Но относительно возможности появления из-под его пера ярких очерков, эссе и незаурядных рассказов тогда, в конце 60-х годов, никто не догадывался. Как говорится, ничто не предвещало страсти к писательству. И вот недавно на радость всем нам он выпустил свою книгу "Невыдуманные рассказы об Армении", большинство из которых в последнее десятилетие было опубликовано на страницах "ГА".

В нее вошло множество рассказов, лирических и философских, грустных и веселых зарисовок о людях, о времени. И тем не менее книга воспринимается как нечто целое. Все эти вещи, разные по настроению и по теме, по материалу, связаны не просто авторской позицией, отношением к написанному. Его присутствие незримо чувствуется в каждой строчке.

В чем своеобразие автора этих рассказов? Он ищет необычное в обычном, романтическое в каждодневном, поэзию в прозе. Проницательность, острота взгляда сказываются в самых, казалось бы, немногословных его описаниях. Он смотрит на мир так пристально, будто в каждом камне на дороге, в каждом дереве, что встречались на его пути, заключена главная прелесть жизни. А между тем позиция его отнюдь не созерцательна: он рассказывает о том, что близко его сердцу, и говорит всегда своим голосом, который ни с чьим иным не спутаешь.

Вещи, предметы у Шахназарова одушевлены, но эта одушевленность воспринимается не как нечто искусственное, надуманное, а как своеобразие его стиля, как необходимый элемент для философских обобщений. Искренним чувством, подлинным восхищением живой красотой природы, сообщающей его образам одухотворенность и поэтичность, проникнут рассказ "Запертая комната". Это умение почувствовать в хорошо знакомом новую поэтическую трепетность жизни представляется особенно важным в рассказах Рубена.

ЕГО ПЕЙЗАЖНЫЕ ЗАРИСОВКИ НАПОМИНАЮТ АКВАРЕЛИ. Многие из них надолго остаются в памяти. Вот, к примеру, этот отрывок из рассказа "Одинокая комната": "...миллионы равнинных дубов. Стоят они на равнинах, хоть по-семейному благородно и спокойно, но как-то однородно - одиноко. А джермукские дубы?! Тут, в горах, у них ни о какой однородности и речи быть не может. У этих титанических горных дубов целые гаремы различных, разнородных лесных красавиц! Их могучие ветви по-хозяйски обнимают свое богатство. Это и сбросившие кору, полунагие, тонкоствольные сосны, и зеленокудрые соблазнительно-трепещущие ели, и ревниво колючие, но одуряюще пахнущие акации, и бесстыдные липы, даже во сне покрывающие кряжистые дубовые ветви жаром своих страстных поцелуев. Ах, этот неугомонный, сладостный и томно дремлющий гарем! Как тебе завидуют низкорослые, толстые, разросшиеся в ширь кусты, что бодрствуют и не спят. Они сохнут от ревности. Сохнут от того, что не только не могут, как другие, сладостно смешаться с дубовыми ветвями, а даже духом дотянуться до одного из его обожаемых листочков. Поэтому кусты проводят полнолунные ночи в безумных мечтах..."

Проникновенны и лаконичны эти строчки. В них есть то самое откровение, которое позволяет называть прозу Р.Шахназарова лирической. Литературная манера Шахназарова подкупает удивительной простотой. Он пишет естественно, нередко с юмором, но никогда не поддаваясь соблазну упростить сложное. Казалось бы, ничего особо примечательного не происходит в его рассказах. Но читаешь их с невольным волнением прежде всего потому, что в них проявлено чуткое, душевное внимание к человеку, такое сердечное тепло, которое не может оставить читателя равнодушным. Особенно это свойственно зарисовкам из детской жизни, рассказам, главными героями которых выступают дети.

Недавно, представляя книгу Шахназарова, главный редактор "ГА" выбрала рассказ "Степик и его путь". Это абсолютное попадание. В этом рассказе, таком незатейливом внешне, сколько угодно памяти детства и детскости, такое знание психологии ребенка, что диву даешься. Рассказ этот обладает изначальными достоинствами ясности, существенной занимательности содержания и непринужденной энергии, естественной как дыхание. Наблюдения Рубена поражают зоркостью, обращенной к таким предельно простым случаям, где, казалось бы, уже совсем нечего искать. Потому что те простейшие слова и мотивы есть не что иное, как первообраз искусства, они - из самой его природы и несут в себе главные и в сущности неизменные признаки и свойства подлинной литературы: ее ясность и прямодушие, немногословие, ее доброту и шутку, легкий упрек и наставление.

Безупречность, смысловая ясность и отчетливость, строгий отбор на слух и вес каждого слова, живость отличают рассказы "Любить президента", "Учительница русского", "Инопланетяне", "Карабахский ангел", "Соло для раскаявшегося", "Инаугурация" и другие. Доброе, душевное отношение к людям - будь то телевизионщица, заведующая отделом народной музыки Даля Вардапетян, учительница русского Марья Артемьевна, обнищавший Каджик Амян или его друзья - коллеги по телередакции, любовь, уважение к ним, восхищение их человечностью, благородством души, глубокое сознание того, что они - соль земли, - все это вместе взятое и составляет содержание своеобразной книги Рубена Шахназарова.

ЕСТЬ В ХАРАКТЕРЕ РУБЕНА ОДНА ВАЖНАЯ ЧЕРТА: ОН НЕ УМЕЕТ ОТНОСИТЬСЯ К ЧЕМУ-ЛИБО РАВНОДУШНО. И вместе с тем ничто не вызывает в нем такого внутреннего сопротивления, неукротимой жажды вмешаться, как чужое равнодушие. В особенности если это равнодушие к природе, к детям. Равнодушие, за которым подчас стоит жестокость. Многие его рассказы, десятки снятых им телефильмов говорят об активной гражданской позиции их автора.

Рассказы Рубена короткие, но емкие. Порой у него и маленький рассказ о какой-то мимолетной встрече оказывается куда весомее, чем иная повесть. Но хотелось бы отметить: выбор жанра короткого рассказа требует обобщенности и выношенности идейной концепции, богатства ассоциаций, увлекающих читателя, а также сложного подтекста, который не раз заставляет возвращаться к прочитанному и размышлять над ним. Среди его коротких вещей встречаются порой малозначимые рассказы и миниатюры. Но это - в частности, они не портят общего впечатления от живой и остроумной книги Шахназарова, пронизанной от первой до последней страницы дыханием сегодняшнего дня.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КОНЦЕРТ-СОБЫТИЕ
      2024-04-17 12:20

      Программа второго концерта в рамках четвертого международного фестиваля "Современные классики" имени Кшиштофа Пендерецкого, проводимого Армянским государственным симфоническим оркестром под управлением Сергея Смбатяна, была по-настоящему неординарна и интересна. В Большом концертном зале им. Арама Хачатуряна звучала музыка, незнакомая широко публике. Это симфоническая поэма Wetlands современного итальянского классика Людовика Эйнауди, Концерт для флейты и оркестра персидского композитора Бехзада Ранджбарана и Джазовые вариации рококо для бас-гитары и оркестра Александра Розенблата, посвященные П.И. Чайковскому. Публика с большим интересом приняла всю программу. Она открыла для себя насыщенный, яркий, загадочный мир.

    • ВЕЧНО ЖИВАЯ ПОЭЗИЯ
      2024-04-15 11:01

      К 110-летию Амо САГИЯНА Невозможно без  волнения и большой  человеческой любви вспоминать имя Амо Сагияна, поскольку он  был не только прекрасным тончайшим поэтом, но и обаятельным человеком, личное общение с которым всегда доставляло огромную радость. И  даже сейчас, хотя с момента  его ухода  прошло уже столько лет.  Как-то не ощущаешь его среди мертвых. Недаром ведь сказано: "Поэты молодеют, умирая". 14 апреля - день рождения поэта, личности выдающейся, неоднозначной. В этом году ему исполнилось бы 110 лет. Но он не из тех, кого вспоминают лишь в юбилейные дни. Он поэт удивительный, редкостный, любимый всеми. Амо  Сагиян  и при жизни стоял особняком среди личностей  в высшей степени духовных, а уж ныне, когда поэтическим званием удостаивают графоманов, он и вовсе похож на неразделимую комету в армянской поэзии.

    • ПОСВЯЩАЕТСЯ КШИШТОФУ ПЕНДЕРЕЦКОМУ
      2024-04-09 09:15

      Не трудно заметить, что имя Сергея Смбатяна, а также руководимого им Армянского государственного симфонического оркестра часто появляется на страницах прессы. Такой режим наибольшего благоприятствования объясняется, конечно, не субъективными склонностями обозревателей, но необычайно высокой творческой активностью одаренного дирижера, его художественными инициативами, миновать которые невозможно. Тоновая программа, то мировая или ереванская премьера, то важнейшие фестивали, то масштабные гастроли, конкурсы… Вот и недавно, не успел завершиться фестиваль Армянского композиторского творчества, как взял старт другой фестиваль, не менее значимый – "Современные классики", носящий имя Кшиштофа Пендерецкого.

    • ТОРЖЕСТВО "СИМФОНИИ ВОСКРЕСЕНИЯ"
      2024-04-05 10:41

      Каждый чем-нибудь интересный, нерядовой концерт в Большом зале им. Арама Хачатуряна в тысячный раз убеждает: филармония - лучшее место на земле. Только музыка, в отличие от других видов искусства, способна по-настоящему защитить и спасти наши души от всех сует, напастей и тягот нынешней жизни. Это с особой силой дала осознать и прозвучавшая в последний мартовский день Вторая симфония ("Симфония Воскресения") Малера в исполнении Национального филармонического оркестра под управлением Эдуарда Топчяна, Академической капеллы Армении (художественный руководитель и главный хормейстер Оганес Чекиджян) и талантливых солистов – Ануш Оганесян (сопрано) и Алины Черташ (меццо-сопрано)- солистки оперной труппы Большого театра России.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • АРМЯНСКИЕ СТОЛИЦЫ. СКОЛЬКО ИХ БЫЛО?
      2024-04-05 10:32

      Вопрос в заголовке не из простых. Люди, интересующиеся армянской историей, придерживаются существующей уже длительное время точки зрения, согласно которой Ереван считается 12-й столицей. Однако не все с этим согласны. Книга писательницы Сильвы Сукиасян, вышедшая в 2005 году, называлась "28 армянских столиц". Историк, писатель-публицист Ваге Лоренц издал в конце прошлого года работу "Столицы Армении". В ней автор упоминает 37 городов.

    • ОТ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО ДО САСАНИДОВ
      2024-01-26 10:04

      Кавказской Албании давно уже нет на карте мира, как и подавляющего большинства государственных образований, зародившихся до нашей эры. Однако историки продолжают исследовать и комментировать дела давно минувших дней, открывая то, чего не знали.

    • ФУТБОЛ С УЛЫБКОЙ ОТ ЭДУАРДА МАРКАРОВА
      2023-12-13 18:22

      Состоялась презентация книги легендарного футболиста "Арарата", заместителя генерального директора ФК "Урарту" по вопросам развития Эдуарда Маркарова "Футбол с улыбкой", сообщает официальный сайт ереванского клуба.

    • УЧИТЕЛЬ О СЕБЕ, ВРЕМЕНИ И УЧЕНИКАХ
      2023-09-12 09:32

      На склоне лет часть образованных, прошедших яркий жизненный путь людей, берется за мемуары. Заслуженный учитель Армянской ССР, персональный пенсионер Шмавон Шаапуни (1864-1960) стал описывать прожитое в 84 года. Книга издана в 2023 году под названием "Воспоминания из двух веков". В ней рассказывается о событиях в период от 1830-го до 1930 г. Автор, главным образом, пишет о том, что видел собственными глазами. Время ему досталось крутое.