Последние новости

НЕ РАССТАНУСЬ С ИНСТИТУТОМ – БУДУ ВЕЧНО МОЛОДЫМ!

Если бы материал о юбилее, который отмечали позавчера в здании театра им. Пароняна, довелось писать в виде хроники или пьесы, ремарку "бурные, переходящие в овацию аплодисменты с буйными эмоциональными выплесками" пришлось бы употреблять так часто, что многим она показалась бы злоупотреблением. Но факт остается фактом – юбилей прошел с драйвом, хорошо, весело, молодо. Ведь юбиляр вечно молод. Ереванский государственный институт театра и кино отметил свое 70-летие.

ДАВАЙТЕ ВОСКЛИЦАТЬ, ДРУГ ДРУГОМ ВОСХИЩАТЬСЯ, высокопарных слов не надо опасаться! Давайте говорить друг другу комплименты – ведь это все любви счастливые моменты! – этот окуджавовский девиз как можно лучше подходил к этому событию. И от того, как здесь все происходило, унылость "рабочих будней" обволакивало золотое марево надежды, на смену песне о материальной неустроенности приходила резвая барабанная дробь в исполнении юных барабанщиц в алых ментиках и киверах. "Будем! Будем! Будем!" - гремели барабаны. Будем снимать, играть, ставить, будем креативить, будем творческими и свободными, чтобы не свихнуться всем арт-миром в этой сельве без звезд. Будем, будем, будем - сегодня, а завтра будет иным, светлым и оптимистичным.

Институт театра и кино отмечал свой юбилей не только масштабно, с размахом. Может быть, изобилие в зале студентов, заполнивших все приспособленные не только для сидения, но и для стояния места, создавали такую потрясающую атмосферу? Или, может быть, сам этот дуэт – Учителя и Ученика, это сочетание мастеров и их питомцев наполняло всех особыми чувствами. Даже присутствие в зале многих высоких персон – от мэра Еревана Тарона Маргаряна, министров культуры и образования и других официальных лиц - не сумело, да и не стремилось придать действу юбилейно-снотворный тон. Во всех победили чувства трепетные. Поздравляли "без бумажек", награждали не пафосно, а от души.

Указом президента Сержа Саргсяна высокого звания заслуженного педагога Армении был удостоен профессор ГИТиК Меружан Саркисян, профессор Нарине Саркисян была награждена медалью Мовсеса Хоренаци. Золотые медали Министерства образования вручал лично Армен Ашотян. Прежде чем награды нашли своих героев, министр обратился в зал: "Адреса я читать не буду, хочется сказать пару слов от души. Редко какая нация может в годы войны основать учреждение, которое не имеет отношения к войне, не работает на обороноспособность и победу. Но такова наша нация, которая в 1943 году учредила Национальную академию наук, таков наш народ, который в 1944 году основал Государственный институт театра и кино. Мы часто по-дружески спорим с Асмик Погосян – каким учреждением является этот институт? Я утверждаю, что образовательным, она – что культурным, но недавно мы пришли к консенсусу: Театральный – институт интеллигентский. Сегодня больше, чем когда-либо, мы испытываем необходимость в настоящей культуре и искусстве – сегодня, когда масс-культ буквально ведет и уводит за собой людей. Актеров сегодня очень много, профессионалов – очень мало. Работать в этом институте – значит верить в свое дело, верить и работать для того, чтобы время, когда все в нашей жизни и искусстве будет настоящим, становилось все обозримее".

МИНИСТР КУЛЬТУРЫ АСМИК ПОГОСЯН ТАК ВООБЩЕ ПРЕДПОЧЛА задолго до выхода на сцену прийти в кулуары, где гужевался воодушевленный арт-народ. "Перед выходом на сцену мне было очень приятно хоть несколько минут постоять в кулисах, как бы приобщиться к тому, что происходит там, за занавесом, - начала Асмик Степановна. - Там, в кулисах, мастера сцены, люди, облеченные высокими наградами и званиями, волнуются так, словно должны выйти на сцену впервые. И это понятно – сегодня мы отмечаем юбилей их alma mater. 70 лет! С одной стороны, если попытаться оценить весь тот огромный культурный пласт театра и кино, который был создан, трудно поверить, что это всего 70 лет. С другой стороны, наблюдая будни этого института, его динамичное развитие, вообще ту жизнь, которой он живет, трудно поверить, что институту 70. И мне невольно вспомнился тот институт, который в свое время именовался просто Театральным, располагался на улице Исаакяна, создавал атмосферу не только в творческой среде - он был яркой краской всего Еревана.

Мне довелось ощутить это очень живо в годы детства и юности, поскольку выпало счастье жить в одном из соседних домов. Проходить ежедневно сквозь ту яркую массу, которая толпилась перед институтом, было не просто увлекательно – казалось, здесь все время происходит что-то необыкновенное, снимается какое-то кино. Мне тем не менее жаль, что театральный институт переехал, утешает лишь, что там остался другой очаг культуры. Мне вспоминаются слова нашего замечательного друга Тонино Гуэрры, который любил повторять, что плоды жизни надо срывать так же, как плоды деревьев. Институт действительно срывает плоды жизни, те плоды, которые вливают в студентов новые соки, новые силы.

Думаю, сегодня мы должны глубоко осознавать, каких режиссеров, актеров, драматургов нам предстоит выпестовать, сумеем ли мы вложить в их руки необходимый творческий и профессиональный инструментарий? От этого зависит, каким будет лицо нашей будущей интеллигенции, какой будет наша культурная жизнь, наше гражданское самосознание. Думаю, мы можем гордиться нашим институтом. Остается выразить сожаление, что хотя бы двоих ректоров его сегодня нет с нами – Соса Саркисяна и Армена Мазманяна. Но я очень рада, что сегодня их эстафету взял в свои руки мой давний друг Давид Мурадян, который продолжает дело ректоров всех времен, высоко держит планку. Мне хотелось бы поздравить каждого лично, и очень рада за тех, чей благородный труд сегодня был оценен по достоинству".

ИХ ПОЗДРАВЛЯЛИ И БЛАГОДАРИЛИ НЕЗАВИСИМО ОТ ЮБИЛЕЙНЫХ НАГРАЖДЕНИЙ – тех, кто воспитывал и воспитывает поколения, учил и учит их не только профессиональному мастерству, но и самому главному – искусство не терпит полулюбви, ему надо отдаваться без остатка. И глядя, как выкладывались в энтузиазме по полной молодые в номерах концертной программы, верилось – урок "Идите в театр и умрите в нем!" усвоен. Они выходили на сцену, появлялись с поздравлениями на экране, в зале просто звучали имена – и сразу утопали в аплодисментах – имена Учителей. Не будем перечислять всех не из экономии газетной полосы, а из страха забыть хоть кого-то. И все же одно имя не назвать невозможно – Рафаель Христофорович Джрбашян, народный артист, Мастер многих и многих Мастеров, разменявший девятый десяток, но такой же молодой, как институт-юбиляр, как студенты, порыв которых "качать" Джрбашяна удержали с трудом…

Пожелаем всем тем, кто сегодня бросает почти донкихотский вызов массовой культуре с ее принципом серийности, с ее ставкой на стереотипы, веры и сил. Пожелаем им, несмотря ни на что, гордо носить свою прекрасную голову артиста. Пусть, даже соответствуя веяниям времени, они остаются чуть-чуть выходцами из прошлого рукодельного века. Пусть им удается прививать своим питомцам высокое знание о том, что главное требование к искусству – требование уникальности. Пусть они продолжают учить их не повторять себя, не терять творческую энергию и бесстрашие самоотрицаний. Пусть они стремятся и устремляют своих учеников к перманентной революции в кино и театральном искусстве. С днем рождения, Государственный институт театра и кино!

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "1489" - НА "ОСКАРА", ДЖАГИНЯНА - НА МЫЛО!
      2024-10-16 09:13

      "Армения могла получить первый в своей истории "Оскар"!" - сказано в заявлении, которое сделало сообщество документалистов в связи с решением Национальной киноакадемии не выдвигать в конкурсную программу иностранных фильмов "Оскара" фильм "1489" Шогакат Варданян, а выдвигать картину Эдгара Багдасаряна "Яша и Леонид Брежнев".

    • "ЗОЛОТО ИЗ МУСОРА" - ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ МУСОР ИЗ ЗОЛОТА
      2024-10-14 10:00

      Драм-машины и басы социального рока сопровождают финал мировоззренческой дуэли с печальным концом - никто не убит, но два живых героя спектакля, точно трупы, сидят перед могилой и мертвыми глазами смотрят в зал...  Невероятный по нашим меркам масштаб и театральность постановки позволяют избежать тривиальных ответов на хрестоматийно-плоские вопросы "кто виноват?" и "почем нынче нравственные ценности?" и превращают новый спектакль Русского театра им. Станиславского "Деньги. Страсть. Власть" в постановке Сурена Шахвердяна в исследование - серьезное, но и экстрастильное.

    • "ХАНУМА" - ПРЯМО С АВЛАБАРА!
      2024-10-12 10:28

      Два дня на сцене Русского театра Тбилисский Государственный армянский драматический театр им. Петроса Адамяна играл свою последнюю премьеру - "Хануму" в постановке руководителя театра Армена Баяндуряна, в качестве художественного руководителя постановки выступил великий грузинский режиссер Роберт Стуруа. Успех был отвальный…

    • ЧТОБЫ ВИДЕЛИ!
      2024-10-07 10:18

      "Я хочу попросить у вас прощения" - звучит во многих впечатлениях тех, кому довелось увидеть проект театрального художника и куратора выставок актуального искусства Нелли БАРСЕГЯН "Я ВИЖУ - Я НЕ ВИЖУ". Проект, посвященный Человеку - Человеку, оказавшемуся на войне и в войне. "I See - I Cannot See" - его создательница стала обладателем награды "Responsiveness To Urgeinces" авторитетнейшего Пражского квадриннале театрального и сценического дизайна прошлого года, а на днях повторила успех на прошедшем в Тбилиси аналогичном биеннале.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • УРОКИ ЗОРИЯ БАЛАЯНА
      2024-10-10 10:55

      К 90-летию писателя-публициста Хочу с самого начала внести некоторые уточнения и пояснения. Заметки эти вовсе не претендуют на сколько-нибудь полный и целостный охват жизни и деятельности Зория Балаяна. Это не очерк и не литературный портрет известного писателя-публициста и национально-общественного деятеля. Я не собираюсь перечислять здесь все его заслуги перед страной и народом и присвоенные ему правительственные и государственные награды, почетные звания, ордена и медали. Их много, их более чем достаточно, и исчерпывающие сведения о них можно найти в Википедии.

    • 10 ЛЕТ ЕАЭС: УСТРАНЯЯ «ШВЫ» И НАКЛАДЫВАЯ «ШИНЫ»
      2024-09-28 10:44

      О чем будут говорить на III Евразийском экономическом форуме в Ереване Дискуссию о том, стоит ли допускать на пространстве евразийской интеграции конкуренцию, можно считать завершенной. А ведь, помнится, как-то на одном из высоких собраний ЕАЭС представитель Беларуси даже говорил о недопустимости конкуренции между производителями и поставщиками услуг из стран «интеграционной пятерки». Вспоминается также, как несколько лет назад во время моего посещения Крыма директор флагмана крымской промышленности завода «Фиолент» несколько обиженно констатировал, что их электроинструментам приходится вступать в жесткую конкуренцию на российском рынке с российскими же и западными аналогами…

    • СКОЛЬКО КОТЯТ У КОШКИ АЙКА?
      2024-09-28 10:11

      На данном этапе объектом андреасяновского эксперимента под предлогом реформы образования стали свыше 250 тысяч школьников – обучение по новым критериям образования ведется в 7-и из 12-и классов учебных заведений страны. Бурная деятельность Министерства образования, науки, культуры и спорта Армении с призывами министра Жанны Андреасян «мыслить без рамок и искать нестандартные подходы и творческие решения» и внедрением учебной программы, требующей пересмотра всех учебников, поступательно ведет систему образования страны к краху.

    • МОНКС ЗНАЕТ, КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ИНАКОМЫСЛЯЩИХ
      2024-09-11 13:16

      Министерство образования, науки, культуры и спорта РА активно избавляется от инакомыслящих кадров и рушит вузовское образование. Об этом сообщили уволенные преподаватели ведущих вузов республики на пресс-конференции, состоявшейся 9 сентября перед головным зданием ЕГУ.