"НАДО ВЕРНУТЬ В ОПЕРУ РЕЖИССУРУ"
Назначение заслуженного деятеля искусств РА, режиссера, актера, драматурга, композитора и певца Вигена СТЕПАНЯНА на должность главного режиссера Национального академического театра оперы и балета им. Ал. Спендиарова было воспринято в профессиональной среде неоднозначно. Но постановщик пяти десятков спектаклей, в том числе и мюзиклов, основатель двух театров, лауреат многочисленных театральных премий Виген Борисович полон решимости. "Признаваться, что чего-то не знаешь и учиться никогда не стыдно и никогда не поздно", - говорит он.
- Виген Борисович, вы - постановщик множества музыкальных спектаклей и даже автор музыки. Но круг ваших интересов, по крайней мере в профессиональном плане, несколько иные музыкальные пласты. Как чувствуете себя в "академических кругах"?
- Может, кому-то покажется странным, но в оперу я ходил
всегда, вне зависимости от профессиональных потребностей. По-моему, это
нормально - хотеть послушать "Аиду" или посмотреть "Лебединое
озеро". Когда мне предложили работу в Оперном театре, не буду лукавить,
сразу ответил - мне это очень интересно! Я ставил не один мюзикл, но не ставил
опер и не стесняюсь этого. Мне действительно безумно интересен этот синтез
драматического искусства, музыки, причем музыки живой, а не под фонограмму,
которую играют около ста музыкантов плюс, как правило, хор - тоже человек
девяносто на сцене, и, наконец, солисты. И я хочу вернуть их в поле
драматического искусства. Ведь опера - это же не костюмированный концерт, так или
иначе - все происходит в театре.
- Это, как
раз-таки, проблема номер раз - обвинение оперных артистов в недостатке
артистизма...
- Думаю, здесь много упущений допускается еще в процессе
обучения. Естественно, студент - это еще не сформировавшийся артист, для него
главное - голос, и он над ним работает, относясь, ну, скажем так, не слишком
воодушевленно к обучению актерскому мастерству. Я с удовольствием посмотрел
"Ануш", которую, кстати, знаю практически наизусть, "Алеко"
- это была дипломная работа, замечательно! Я сейчас говорю только о музыке - о
том, как играл оркестр, как пели солисты и хор. Я уже пересмотрел весь наш
репертуар, и могу с уверенностью сказать, что у нас есть голоса мирового
класса. Уверен в этом. И не потому, что раз в неделю смотрю спектакли в Милане
или Вене. Но я должен был быть готов к просмотру наших спектаклей - накупил
невероятное количество дисков с оперными спектаклями. К моему счастью, мой
парижский зять - просто "больной" меломан, и он во многом приумножил
мою коллекцию. Вот смотрел недавно запись из Венской оперы: как играли артисты
хора - я был просто потрясен. Как они слушали героя, как оплакивали смерть
героини, какие крупные планы - я про себя кричал "браво!". В нашем
театре действительно блестящие голоса, голоса, которые могут смело звучать с
любой мировой сцены. А вот актерское мастерство, скажем так, в разных
кондициях. В зависимости от того, что требовали от артистов конкретные
постановщики. Если есть - пока я воспринял именно так - внутренняя культура и
интуиция, внутреннее восприятие роли и не поставленное, а самостийное
отображение игрового материала, это тем не менее смотрибельно. И если
исполнителю сказали: "Здесь у тебя три такта - отойди на три шага
назад" - это тоже видно. Не хотелось бы обвинять артистов - все зависит от
того, как это было преподнесено и поставлено, как с ними работали. У меня есть
большие надежды на то, что мне удастся что-то сделать. Естественно, после
совместных консультаций и внутренних репетиций с дирижером даже в процессе
репетиций "в классе". В конце концов, опера - это не только
исполнение. Это атмосфера, это то, о чем писали авторы. И все это очень
созвучно тому, что происходит в нашем драматическом театре.
- Но ведь не
только у нас часто раздаются упреки в том, что оперные режиссеры ставят не
либретто и музыку, а собственные "вариации на тему".
- Два года назад смотрел в Новой опере в Москве
"Волшебную флейту". Спектакль начинался с полуэротической сцены,
которая спектаклю ровно ничего не давала. Ну увидел режиссер такую увертюру!
Все равно, главенствующая роль не у каких-то интересных мизансцен и придумок.
Главное - эстетика и концепция, главное - что ты хочешь преподнести зрителю. И
если режиссер не нашел свою концепцию, у него будут проблемы. Когда на
шекспировском фестивале с разницей в один день смотришь "Гамлета"
Роберта Стуруа и Юрия Бутусова - это та же фабула, тот же текст. Все дело в
режиссерской трактовке. В его авторском высказывании. Если завтра буду ставить
"Ануш" - это будет то, что хочу преподнести публике я, о чем хочу с
ней говорить. Но в рамках предложенных условий игры.
- Кстати, кажется,
ваш статус в театре не до конца внятен. Насколько мне известно, де-юре в
штатном расписании нет графы "главный режиссер".
- Все функции, которые существуют в драматическом театре
у главного режиссера, сегодня в Оперном театре де-факто исполняю я. Правда, без
названия "главный". Кстати, ставящих режиссеров в театре тоже нет.
Нет, прости - есть Марина Саркисян, которая восстановила спектакль своего отца
Норайра Саркисяна. Вообще "иерархическая лестница" в Опере не совсем
оформлена. В конце концов, здесь новое руководство, и нормально, что какие-то
вопросы еще требуют уточнения. В конце концов, режиссер и режиссер-постановщик
- это тоже разные вещи. Лично я со своей стороны готов содействовать любому
постановщику, даже если начнет ставить молодой режиссер.
- В последние годы
много разговоров было вокруг режиссеров приглашенных. Приезжают, ставят,
тратится куча денег, премьера, ура-ура! А потом они уезжают, спектакль остается
без хозяина, разбалтывается и разваливается - кто в ответе? В этом контексте у
вас нет опасений превратиться в надсмотрщика, что ли?
- Я уже собрал всех режиссеров, ассистентов, поговорили
об идущих спектаклях. Буквально на днях театр принял мое предложение - обязать
режиссеров, которые работали с приглашенными постановщиками, быть этими самыми
"надсмотрщиками" над спектаклями. Сам я не могу брать на себя такую
функцию, поскольку не знаю, каким был процесс работы. Конечно, где-то болты
действительно ослабли, и не стоит закрывать на это глаза. Но и поднимать на
знамя тоже не стоит. Спектакль - живой организм. В любом театре такое может
произойти. Слово "надсмотрщик" не совсем симпатичное - в нем есть
приказ и плетка, а ничего хорошего из этого выйти не может. Гораздо лучше
убедить артиста в том, что лучше и выигрышнее для него же исполнять так, как
это задумано и поставлено. А подход "и так сойдет" - это конец. Если
я не люблю то, что делаю, не люблю дом, в котором работаю, живу, если мне
наплевать - такой человек в театре лишний. Как бы прекрасно он ни пел, что бы
ни делал.
- Еще одна вечно
трепетная тема - руководство административное и творческое. Взаимоотношения
директор - худрук или главреж...
- Я пока постановки не начинал, ничего не хочу говорить
наперед. Пока все нормально, отношения строятся. Думаю, и в административном
руководстве театра понимают, что нужен профессиональный человек, который
поставит в Оперном театре статус "режиссера" на ту ступень, которую
он должен реально занимать. По крайней мере в приватных беседах говорится, да,
долгое время в театре не было профессионального режиссера. Повторюсь, спектакль
- живой организм, но в полумерах, в актерской самодеятельности он тускнет,
меркнет. Это не профессиональный путь. А вообще уверен: чтобы меня смогли
объективно оценить, должен быть спектакль.
- И каким
спектаклем Виген Степанян предполагает отметить свой приход в Оперный театр?
- Пока все это в стадии обсуждения. Есть планы, которые
остались еще с 2011 года и до сих пор не реализованы. До сих пор не выпущена
полуготовая "Кармен" - есть режиссер, художник. По всей видимости,
отсутствуют средства, чтобы вывести спектакль на финишную прямую. Мое личное
желание - начать с современной армянской музыки. Чухаджян, Тигранян, Спендиаров
- это прекрасно. Но есть же и сегодня интересные композиторы, либреттисты с
оригинальными идеями. Почему бы не создать то поле, в котором они могли бы
выразиться? Ерванд Ерканян, Вардан Аджемян, какие-то задумки есть у Ваге
Аайрапетяна... Есть армянские композиторы, живущие за рубежом, у которых в
закромах тоже что-то припасено. Вот есть конкретное предложение - Барсег
Каначян, ученик Комитаса, работал над оперой "Абега" по пьесе
"Старые боги" Шанта. Правда, он ее не завершил, но почему бы не
сделать концертное исполнение? Это я перечислил то, что "на
поверхности". Еще хотелось бы поставить оперу для детей. Арам Сатян
написал оперу "Крошка Цахес" по мотивам сказки Гофмана и показал мне
какие-то куски. Великолепная музыка - она имеет право на сценическое
существование. Почему бы не делать какие-то сегодняшние синтезы вплоть до рока?
Конечно, я не предлагаю "синтезировать" Верди или Пуччини. Но
обронзовевшие представления - они сегодня только преграды. Опера - значит
Верди, или Моцарт, или Пуччини, или Россини... Ну кого мы удивим сегодняшним
"Риголетто" или "Паяцами"? "Травиата" и
"Тоска" идут по всему миру, лучшие голоса и многомиллионные
постановки. Безусловно, в оперном театре должна быть классика. Но есть же
что-то еще! Почему надо занижать планку собственных сил? Оперный театр должен
стать тем трамплином, с которого выходит в большой мир современная армянская
музыка. И можно только пожалеть, что наши сегодняшние корифеи драматического
театра не заинтересованы в оперных постановках. А ведь в Оперном театре ставили
Вардан Аджемян, Армен Гулакян. Капланян написал либретто к опере
"Гикор" Степана Джрбашяна и поставил ее.
- А намерен ли
новый главреж бороться с "нетранспортабельными" спектаклями? А то -
ставим махины, меломан кончается на третьем зале. Что дальше?
- Как это ни смешно, первое, что я сделал - осмотрел все
декорации и некоторые из них просто не принял. Могу объяснить почему - не
потому, что мне цвет не понравился. Почему-то есть тенденция все в опере делать
громоздко, тяжело, монументально. Но сценическое оформление сегодня, особенно с
учетом наших проблем, должно быть современным, легким, подвижным. Оно не должно
давить на артиста, не должно обязывать режиссера ставить так и никак иначе. Но
таково театральное мышление художников, которые работали до сих пор, реализуя
задачи, которые были перед ними поставлены. Увидел непозволительные ляпы в
костюмах. Ошибки надо исправлять. Если болеешь за свой театр и, простите за
выражение, там кормишься, надо попытаться на своем посту и в силу своих
возможностей делать так, чтобы в твоем театре все было достойно. Собираюсь
попросить Министерство культуры отправить меня в творческую командировку в
Москву. Хочу посмотреть, как работают изнутри тот же Большой театр, Новая
опера, театр Станиславского и Немировича-Данченко. Несмотря на сорок два года
работы в театре, есть вопросы, в которых я сомневаюсь и не боюсь в этом
признаться. Хочется проверить себя.
- Как будет отныне
формироваться оперный репертуар, за который вы во многом отвечаете?
- Ну не только я - это дирижер, хормейстер, балетмейстер,
словом, все люди, которые отвечают каждый за свой сегмент. О национальном
репертуаре я уже сказал. Но в общем главная задача - привлечь в оперу нового
зрителя. Не только тех, кто, прочитав на афише "Волшебная флейта",
идет в театр послушать очередную интерпретацию Моцарта. Пусть придет и человек,
узнающий на слух "Маленькую ночную серенаду" и восклицающий -
"Так это и есть Моцарт?!" Пусть такой зритель придет сначала на
"Вестсайдскую историю" - если она будет идти. Хорошие голоса нигде не
пропадут, не пропадают и наши артисты. Но послушать музыку в театр приходят
исключительно меломаны. Широкая публика ходит смотреть спектакль. И если
исполнитель поет "Моя прекрасная Лоурелла", глядя на дирижера, - для зрителя
все разваливается. Я очень надеюсь, что
нам удастся вернуть режиссуру в Оперном театре на должный уровень. Тогда можно
говорить о полноценном спектакле, а значит - рассчитывать на появление нового
поколения зрителя.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-22 12:12
Ереванский Государственный театр музыкальной комедии им. А. Пароняна только что вернулся из поездки в Китай. Вернулся и сразу объявил о премьере мюзикла "Ереван 2024". Отыграют - и опять на фестиваль, на сей раз в Россию. Дальше вернутся и приступят к реализации большого международного проекта. И это не считая спектаклей, с завидной регулярностью выходящих на Малой сцене театра. Что самое удивительное: все это громадье работы театр осуществляет без получения грантов от государства. "Работай качественно, имей сто друзей и - жизнь удалась!", - считает директор театра Каро ШАХБАЗЯН.
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-10-28 10:57
Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...
-
2024-02-19 10:07
Заявление начальника объединенных штабов ОДКБ генерал-полковника Андрея Сердюкова о высокой вероятности обострения конфликтов на армяно-азербайджанской границе было озвучено в тот самый момент, когда Пашинян приступил к назначениям на руководящие посты в ВС. Назначений было более 10, процесс продолжается.
-
2022-10-26 10:46
В партии многие против персоны вице-мэра Очевидно, что кресло председателя правления правящей силы займет тот, кого пожелает видеть в этой роли Пашинян. Эта партийная должность подразумевает непосредственное общение с главарем режима, а потому Пашиняну необходимо, чтобы председателем правления был избран человек, который пользуется его доверием.
-
2022-06-15 11:10
Совет директоров ЗАО «МТС Армения» (Viva-MTS), 100% дочерней компании ПАО «МТС» (NYSE: MBT, MOEX: MTSS) в Республике Армения, назначил генеральным директором Viva-MTS с 15 июня 2022 года Армена Аветисяна, ранее занимавшего пост вице-президента по интернету вещей и промышленной автоматизации ПАО «МТС».