ЖЕНЩИНА КАК ПУТЬ ПРЕВРАЩЕНИЯ МУЖЧИНЫ В ЧЕЛОВЕКА
В столичном кинотеатре "Москва" состоялась премьера нового документального, а скорее научно-популярного, познавательного фильма режиссера Тиграна Хзмаляна "Армянские царицы: от царицы до рабыни". Фильм этот через призму истории рассказывает об образе армянской женщины- с незапамятных времен до наших дней, о его трансформации и восприятии обществом, особенно мужчинами.
Имя режиссера
Тиграна Хзмаляна и его художественные игровые и документальные картины широко
известны публике - "Пьерлекино, или Легче воздуха", "Черное и
белое", "Урок", "Смерть короля", "Армин Вегнер:
фотограф Геноцида", "Сардарапат"... И вот на суд взыскательной
публики - а ее, заверяю, было очень много, некоторые даже сидели на полу, не в
силах оторвать свой взор от экрана - предстала новая работа режиссера.
НАЧАЛО КАРТИНЫ - ЛИНГВО-ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКЗЕРСИС. Слово "женщина" в армянском языке происходит от древнего слова "жизнь", а "мужчина"- от слова "смерть". Именно в этом и заключается корень всех наших бед! В древности, когда яд цивилизации еще не проел мозги наших предков, люди исповедовали примитивную форму религии. Это была особая форма осознания мира через веру в сверхъестественное начало, подчинение моральным нормам и табу, магические обряды, в которых женщине было отведено далеко не последнее место. Она была на пьедестале...
На примере ценных артефактов доисторической эпохи Хзмалян
показывает, как древние люди обожествляли женщину, приравнивая ее к витальному
источнику - женщина рожает детей, а значит снова и снова возрождает мир. Предметы
прикладного искусства, обычные бытовые приспособления чаще всего имели форму
именно женского тела, тем самым подчеркивая ее роль. Вспомним хотя бы самую
известную статую каменного века - Венеру Виллендорфскую, олицетворение
плодородия и продолжения рода. Потом, когда пришла эра языческого
вероисповедания, в верховной иерархии богов пантеону женских божеств было
отведено основное, главное место.
Египет, Вавилон, Греция, Рим... Везде женское божество,
священное женское начало почиталось превыше всего. Женщины имели особый статус
не только в небесных сферах, но и на земле. Они занимали почетное место в
обществе, их слово имело вес. То же самое происходило и в языческой Армении.
Анаит, Астхик, Нанэ... Древние армяне строили храмы и
святилища, в которых проводили культовые обряды, приносили жертвы. Девушка,
которая теряла свою невинность на алтаре храма богини Анаит, считалась
посвященной, почти божественной. Древние свято верили, что мужчина является
посланником темных сил и приумножает смерть на земле. И пока он не познал
женщину, так сказать, не причастился, мужчина считался несовершенным существом,
застрявшим на простейшей стадии развития. Лишь через женщину он познавал Бога,
высшую материю, Вселенную.
Не просто на троне, но на пьедестале находились и армянские
царицы, имена которых в большинстве своем преданы вечному забвению. После Заруи
и Нуард армянский трон нередко завоевывали иностранки - греческие царевны
Эрато, Олимпия. А когда в Армению пришло христианство, положение стало еще
более плачевным. Историки и археологи знают, какой ценой далось нам становление
новой религии и особенно укоренение ее в сознании людей. Придя во владение,
христианство рушило все на своем пути - все святыни, храмы, святилища,
величественные статуи. "Мужская религия" мстила божественному
женскому началу за свое несовершенство! Варварство, вандализм, христианство
крепло на руинах, на крови тысяч невинных жрецов и жриц, служителей языческих
богов. Христианство объявило язычников неверными, скверными, грязными идолопоклонниками,
посланниками ада, а главной обвиняемой, конечно же, оказалась женщина. Вспомним
хотя бы средневековый "Молот ведьм" или вездесущую и всемогущую
инквизицию. Христианству, строившему свое царствие на небесах, была безразлична
разруха на земле. А ведь язычество - это в первую очередь земная религия,
материальная. Христианство утверждало, что земная жизнь грешна и не важна.
Именно из-за этого противостояния статус женщины в
обществе, как и богини, стал резко падать: царица Парандзем, мать царя Папа, красавица
Анна (Василиса), жена киевского царя Владимира, византийка Теофана, жена
немецкого короля Отто II - все они армянки по крови и происхождению. Как и три
королевы эпохи крестовых походов - Матеа, Мелизанда и Забел. Все они в средние
века имели статус декоративный, играли второстепенную роль, а судьба некоторых
из них столь трагична, что заслуживает сцены древнегреческого театра.
Вторая часть фильма - исследование. Ладно, из богини
женщину низвели на ступень земной королевы, но каким образом с течением времени
и по сей день армянская женщина вдруг превратилась в рабыню, служанку,
приложение к кухне?! Хзмалян цитирует Низами и Алишера Навои, которые воспевали
неземную красоту и добродетель армянской царицы Ширин. Ведь армянки нередко
становились музами, источником вдохновения и для художников. Их образы
запечатлены в турецкой и персидской миниатюре, индийской скульптуре. Это уже к
XVII-XVIII векам они чаще всего становятся наложницами в гаремах восточных
султанов. Им режиссер противопоставляет образы 3 армянок - Сосе-майрик, жены
Ахбюра Сероба, Дианы Абгар, посла первой Республики Армения 1918 года в Японии,
и талантливой поэтессы Забел Есаян.
Хзмалян также проводит скрупулезный гендерный анализ
армянской литературы и кинематографа, выявляя, что образ армянки в обоих
случаях отражен крайне односторонне, схематично, а в принципе вовсе не изучен.
В большинстве своем женщины предстают безвольными, наивными, жалкими плаксами.
Яркий пример тому, в частности, сегодняшние наши телесериалы. В армянских
семьях почитают мать, а не женщину. Женщина как таковая ценности не
представляет - лишь та, которая рожает мужчине сына. А страшное подтверждение
тому - пугающее количество селективных абортов в нашей стране. Сколько женщин,
которые впоследствии должны были подарить жизнь, попросту не родятся у нас на
родине!..
Напоследок хочется вспомнить изречение ангела Дамиеля из
фильма Вима Вендерса и Петера Хандке "Крылья желания", который,
влюбившись в женщину, решился распрощаться со своим бестелесным существованием,
стать смертным и спуститься на землю: "Есть ли на свете хоть один человек,
который станет утверждать, что он не был единым целым с другим человеком? Я был
единым целым. Был зачат не смертный человек, а бессмертный образ человечества.
Этой ночью я научился удивляться. Она пришла, чтобы отвести меня к себе, и я
обрел свой дом. Однажды это было. Было
однажды, а значит, будет всегда. Образ, который мы создали, останется со мной
до самой смерти. Я буду жить в нем. Изумляться нам двоим. Это изумление мужчины
перед женщиной. Женщиной, которая превратила меня в человека..."
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2016-11-02 15:00
Продюсер Гоар Игитян и режиссер Артавазд Хачикян скоро выпустят на экраны свой новый фильм - плод длительной совместной работы. Картина называется "Переход" и поднимает очень острую и злободневную проблему миграции.
-
2016-10-26 16:19
В начале октября в Айгедзоре, в гостинице, а по совместительству и культурном центре народного искусства "Шелковый путь", и параллельно в Гюмри и Уджане проходил уже второй по счету международный фестиваль этнографического и антропологического кино "Абрикосовое дерево". Организаторы форума - центр "Шелковый путь" и Фонд народного искусства и ремесел "Ангуйц" ("Узел"). Действенную поддержку фестивалю оказали Министерство культуры РА, Фонд развития национального кино "Золотой абрикос", Фонд армянского кино "Фильмадаран" и Российско-Армянский (Славянский) университет.
-
2016-10-25 12:02
В прокат выходит новый фильм о Геноциде армян В середине сентября текущего года в канадском городе Торонто проходил один из самых престижных и авторитетных мировых кинофестивалей. В нынешнем году он был особенно важен для нас, потому что в рамках киносмотра состоялась премьера фильма "Обещание", посвященного теме Геноцида армян в Османской Турции.
-
2016-10-24 15:45
Вышла в свет книга о талантливом роде Калемкарян 19 октября в Национальной картинной галерее Армении состоялась презентация новой книги известного художника, этнографа и антрополога Раздана ТОКМАДЖЯНА "Калемкаряны. Айнтап. Дамаск. Алеппо". Это роскошно иллюстрированный альбом-каталог, в котором представлена прославленная армянская семья Калемкарян, на протяжении 200 лет занимавшаяся обработкой металлов - золота, серебра, меди. Презентацию организовало Министерство диаспоры и лично министр Грануш Акопян.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-10-29 10:46
Известный журналист, режиссер, продюсер и сценарист документального кино Ашот ДЖАЗОЯН представил в Ереване свой новый фильм «Петербург! Жизнь в городе...». Фильм стал своеобразным зеркалом исторического прошлого и современных веяний в северной столице России, историй ее старожилов, трепетно относящихся к традициям города, и молодого поколения, которое полно решимости сохранить такой разный, но всеми любимый Петербург.
-
2023-11-24 10:25
О чем рассказывают деньги 25 ноября в Музее истории Армении откроется новая выставка под названием «Драм в Армении: времена и отношения», посвященная 30-летию национальной валюты Армении.
-
2023-02-03 10:47
Документальный фильм «Невидимая республика» («Invisible Republic») режиссера, продюсера и писателя Карина Ованнисяна (США) запущен в прокат в США и Великобритании. Об этом на прошедшем онлайн-вебинаре заявили создатели этой картины, основанной на реальных событиях 44-дневной войны в Арцахе-Карабахе.
-
2022-12-21 09:56
В Ереване проходит показ полнометражного документального фильма "Armenia Terra Sacra" ("Армения - святая земля") французского режиссера армянского происхождения Нарека Восканяна. Для презентации фильма на разных столичных площадках в Ереван из Парижа приехала телерепортер, автор ряда ТВ-проектов, продюсер картины Нарэ Тадевосян.