Последние новости

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ПАМЕЛЫ

Спектакль маляновцев вышел за узкие рамки "широкой театральной публики"

"Господи боже мой, здравствуй! Обращается к тебе старая знакомая Памела Кронки. Не сердись, что самовольно, без приглашения, отправляюсь к тебе в гости, но так сложились обстоятельства… Главное, чтоб у тех, кто остается, жизнь сложилась хорошо. Они моложе меня, им нужно время и время, чтоб наконец понять то, что нам с тобой ясно давно… Сохрани их души… Спасибо тебе за все". Не побоюсь показаться сентиментальной, но во мне, впрочем, как и во всех присутствующих в зрительном зале, что-то зазвенело – что-то доброе, светлое, то, что заставляет слезы наворачиваться на глаза, когда эти слова зазвучали со сцены. Со сцены театра им. Г. Маляна, где недавно Нарине МАЛЯН выпустила спектакль "Дорогая Памела" по пьесе Дж. Патрика.

О ТОМ, ЧТО, НЕСМОТРЯ НА ВСЕ ПОТУГИ, ТЕАТР В НАШЕЙ СТРАНЕ ОСТАЕТСЯ самым неглавным из искусств, его людям известно так же хорошо, как людям вообще известно, что скорость распространения худых вестей в разы превышает скорость распространения вестей добрых. А посему, когда слышишь от людей, кажется, вовсе нетеатральных: "Это правда, что у маляновцев появился какой-то совершенно классный спектакль?", есть от чего впасть в растерянность. А тут еще один из признанных постановщиков-мэтров на днях спросил: "Смотрела новый Нарин спектакль? Она в очередной раз доказала, что на сегодня является одним из лучших театральных режиссеров". Только тот, кто знает, насколько ревниво относятся друг к другу артисты, поймет, какую планку взяла Нарине Малян! Но отставим в сторону эмоции и попробуем поговорить о новом спектакле маляновцев в рамках жанра рецензии.

Пьесу Джона Патрика "Дорогая Памела", или "Как бы нам пришить старушку", хрестоматийно считают типично американской рождественской сказкой-притчей. Казалось бы, остроумная и абсолютно непредсказуемая криминальная комедия - детективный сюжет и толстый-толстый слой сантиментов. Из тех пьес, на которых всегда можно делать кассу. И в Ереване она выдержала не одну постановку. Как правило, "Дорогая Памела" не обещает глубины - за ней лучше идти на другие спектакли. Но вот в этом-то и главная фишка "Дорогой Памелы" в театре имени Генриха Маляна. Сейчас не удержусь и опять забегу вперед, нарушу рамки жанра. Ну да! Из знакомого сюжета, из очень смешных реплик, из бьющей через край театральности и даже кинематографичности театру удалось создать спектакль, душу наизнанку выворачивающий, пронзительно человечный, какой давно не приходилось видеть и на гораздо более весомом материале.

"Мне показалось, что в нашей сегодняшней жизни эта пьеса очень нужна, - говорит Нарине Малян. – Ведь ее героиня - женщина, пережившая огромное несчастье и живущая буквально в нищете, тем не менее умудрилась не только не озлобиться, а сохранить безграничную доброту и веру в людей. А еще в этом персонаже есть что-то от героев Чарли Чаплина, которого я ну очень люблю".

Сцена из спектакля 'Дорогая Памела'

… О ТОМ, ЧТО ТРУДОМ ПРАВЕДНЫМ НЕ НАЖИВЕШЬ ХОРОМ КАМЕННЫХ, ДАВНО И ХОРОШО ИЗВЕСТНО ВСЕМ. В том числе и троим аферистам, не собирающимся, чтобы стать богатыми, долго учиться и затем упорно трудиться. Куда проще и надежнее найти где-нибудь в районе трущоб странную старушку и втереться в доверие, подарить флакон французских духов, созданных на очередной "Малой Арнаутской". Дальше – больше. Убедить чудаковатую миссис Кронки застраховать свою жизнь. Тут уж остается подстроить несчастный случай и заполучить деньги...

Итак, действие первое! И сразу – вау! Завсегдатаев, которым хорошо известен почерк Нарине Малян, предпочитающей обходиться минимумом сценического оформления, художник Андраник Арутюнян переместил в "другой театр". Нет, право, этот "Двор Чудес", этот двухэтажный памятник хлама откровенно радует глаз своей придуманностью и продуманностью! Кто бы мог представить такую яркую, такую симпатичную помоечность? И пакетики многократно использованного чая, который миссис Кронки нашла в мусорных баках ресторана и которым она потчует своих гостей, так резво съезжают на сцену, как вагонетки фуникулера по-над головами зрителей, вовлекая их в единое пространство игры.

Вот и дорогая Памела, чудаковатая миссис Кронки – Кристине Овакимян, намерившаяся дать что-то вкусненькое любимому коту. Вот уж действительно привет от Чарли Чаплина, которому объяснялась в любви Нарине Малян, - черная шапочка, почти котелок, семеняще-пританцовывающая походка. А вот и гости Памелы – Глория Гулок и Брэд Виннер – Астхик Абаджян и Самвел Топалян. О "Кабаре" Боба Фосса разговора с режиссером не было, но первое антре этого дуэта заставляло буквально слышать: "Money makes the world go around... the world go around... the world go around… Money money money money…" Этот дансантный стиль, присущий всему спектаклю, особенно первому акту, Нарине Малян не только придумала как воспоминание о большом кино и большой культуре – она разработала его с тонкостью мастерицы плетения кружев, а актеры воплотили его в жизнь с виртуозностью почти нездешней.

В НАЧАЛЕ СПЕКТАКЛЯ ВУЛЬГАРНАЯ И ДАЖЕ ПРЕИСПОЛНЕННАЯ ЖЕСТОКОСТИ ГЛОРИЯ в исполнении начинающей актрисы Астхик Абаджян в лучах доброты Памелы преображается не только внешне, но и внутренне. Что до Самвела Топаляна, пожалуй, одного из самых интересных актеров молодого поколения, его Брэд – настоящий выстрел в десятку. Природа наградила актера фактурой и обаянием, но здесь глаза его почти всегда холодны, а голос и намеренно резковат, и непередаваемо дерзок. Что до пластического рисунка, он разработан досконально, до кончиков унизанных перстнями подвижных пальцев – как у фокусника, иллюзиониста. Этот самый жесткий из трио "голубых воришек" умело прячет движения души за блеском холодной насмешки. На его фоне совершенно гротескным выглядит замыкающий трио Сол Бозо, пожилой, потрепанный, молодящийся господин в исполнении далеко не пожилого Айка Саркисяна. Сол, демонстрирующий, что практичность может быть остроумной и может не быть прозаичной, разрывается между жаждой наживы и своей неожиданной увлеченностью Памелой и выдает целый фейерверк вечных и неумирающих комических трюков.

"Мой знакомый мясник часто кричит, что люто ненавидит свою жену. Причем кричит это в порыве страсти. Очевидно, от этого она беременеет. Во всяком случае у них восемь детей, и если его ненависть не утихнет, то жди девятого… Нет, сэр, чтобы понять человека, не обязательно слушать, что он говорит… Не стоит вам каждую секунду заглядывать в эту папочку. Перед вами живые люди. Отбросьте предубеждения и вглядывайтесь в них", - советует Памела Человеку театра, которого Карен Хачатрян воплотил многими экспрессивными красками. А еще здесь есть полицейский-сицилиец Джо Янки с крылатой фразой: "У человека должны быть либо деньги, либо здоровье. Если нет ни того ни другого, не воруй!", в исполнении Левона Казаряна, и врач из страховой компании, сыгранный Ара Саркисяном. И если представители старшего поколения маляновцев продемонстрировали ожидаемый профессионализм, то, повторюсь, молодые актеры, задействованные в спектакле, показали настоящий класс. На множестве граней этого, очень ансамблевого спектакля, созданного бесконечной игрой воображения Нарине Малян, сверкают проблески света, которые высекают души актеров и их персонажей.

ДА, НЕЛЕГКО ПРИШЛОСЬ ТРОИМ АФЕРИСТАМ – ВЕДЬ ОНИ ДАЖЕ НЕ МОГЛИ ПРЕДПОЛОЖИТЬ, как повлияют на их непутевую жизнь этот странный "живой" дом и его необыкновенная обитательница. Памела Кронки отправляет Богу открытки на Рождество, разговаривает со своим котом и приходит в трогательную ажитацию, получив флакончик "настоящих французских духов", напоминающих дихлофос. Памела Кронки, старушка неопределенного возраста, - молодая актриса Кристина Овакимян в ветхой одежде, но с ярким светом в глазах и сияющей улыбкой. В таких случаях говорят об "открытии актрисы". Работа Кристины восхищает. Такое открытое лицо может быть лишь у юродивой и ребенка. В ее речи не было сверкающих обертонов - лишь чистый тон воодушевления. Этой интонации добра и любви почти впрямую, с неправдоподобной, почти пугающей полнотой соответствовало лицо актрисы. А самая наивная выдумка драматурга – письма Памелы к Богу – заставляла вспомнить о другой драматургии, о "голосах Жанны" из знаменитой пьесы Ануйя. Невесомые голоса детских снов, детского воображения и детской упрямой веры звучали в спектакле, адресованном зрителю и жизни, полном других голосов, – взрослых, грубых, заземленных. И чудаковатая, обманутая, незащищенная Памела Кронки благодаря своей непоколебимой вере в человеческое в человеке, благодаря мудрости и состраданию, благодаря вере в силу добра оказалась самой защищенной.

Считается, чтобы превратить добротное мыло в искусство, достаточно отрезать от него розовый финал. Видимо, то же можно сказать и о рождественских сказках. В финале пьесы Брэд, ко всеобщему облегчению, рвет страховой полис. У Нарине Малян все иначе…

Но рассказывать, чем кончается детективная история (а эта история все-таки детективная), – последнее дело. Лучше, чтобы узнать, чем все закончилось и – что намного важнее - понять то, что давно ясно Создателю и очаровательной Памеле Кронки. Просто посмотрите спектакль "Дорогая Памела" в постановке Нарине Малян на сцене театра им. Г. Маляна.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "В НАШЕЙ ПРОФЕССИИ, УВЫ, ВСЕ СТРАШНО УПРОСТИЛОСЬ..."
      2024-09-09 10:21

      У нашей встречи с Мариам КАЗАНЧЯН, замечательной актрисой и основательницей театральной школы имени своей бабушки, великой Гали НОВЕНЦ, была предыстория.  На ученом совете Ереванского Государственного института театра и кино, последовавшем после вступительных экзаменов, высветилась проблема. Нынче каждый второй, хоть раз снявшийся в телесериале, открывает школу своего имени - и за нехилые деньги. Ребята с дипломами этих школ уверенно приходят поступать и срезаются на первом же экзамене. Дальше - слезы, истерика и скандал. Остановить этот процесс мучительной боли за бесцельно потраченные годы и деньги не представляется возможным... Театральная школа им. Гали Новенц на этом фоне не просто выгодно отличалась. Она была признана эталоном среднего профильного учебного заведения. Прозвучало даже предложение как-то официально оформить ее отношения с ГИТиК-ом.

    • "ВОЗВРАЩЕНИЕ" СОСТОЯЛОСЬ, "НОВОСЕЛЬЕ" - В ТУМАННОЙ ДЫМКЕ
      2024-09-09 10:15

      "Обещанного семь лет ждут" - пословица, означающая, что на быстрое решение вопроса рассчитывать не приходится. Но в случае с Ереванским Государственным театром пантомимы ничего идиоматического в этом выражении нет. Ровно семь лет он ждет, что ремонт полученного им здания завершится, и он обретет крышу над головой. Причем, последние два года государственный театр ждет, чтобы государство "за семь лет" завершило то, что можно сделать за месяц.

    • "ЛАКОТ" К ЮБИЛЕЮ СОСА САРКИСЯНА - ПРО ЛЮБОВЬ С ЛЮБОВЬЮ
      2024-09-07 10:07

      Про большую любовь... С большой любовью... С любовью, в которой дышит почва и судьба... С любовью, которая трепещет, обретает крылья, летает над зрительным залом, вовлекая в свое магическое поле всех. Театр "Амазгаин" готовится к премьере. К главной премьере сезона, посвященного 95-летию основателя театра, своего учителя, народного артиста СССР Соса САРКИСЯНА, имя которого носит театр. Здесь юбилей Мастера решили ознаменовать не вечером памяти, но рождением. Рождением спектакля "Лакот" ("Щенок") - по повести Соса Саркисяна. Спектакль про любовь как признание в любви.

    • КОГДА ВЛАСТИ ГОВОРЯТ О ГОСУДАРСТВЕННОСТИ, ЗНАЙ: ГДЕ-ТО ЧТО-ТО РАЗРУШАЮТ
      2024-09-06 09:55

      Поправки к Конституции Республики Армения, отмена Декларации Независимости, снятие с герба Армении Арарата - обязательства для нашей нынешней власти безальтернативные, но, увы, сложнореализуемые. И решила наша власть зайти с дальнего края...  Таким "дальним краем" становится, как всегда, культура как основа национальной идентичности, от которой ее, власть нашу, так ломает. Что уж говорить о "Национальный" - тут, добровольно ли, вынужденно, но "такую личную неприязнь испытываю, что кушать не могу".






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "ГАМЛЕТ" - КАК ОТКЛИК И КАК ОТВЕТ
      2024-06-25 11:11

      Гамлет, возвращающийся в Эльсинор, зная, что его поджидают кинжалы убийц. Гамлет - тот, кто всегда возвращается, кто не может не возвратиться...  Эта метафора обрела не только художественно-театральный, но и конкретный смысл. В Ереванском Драматическом театре им. Г. Капланяна вновь обратились к самой великой пьесе всех времен и народов. Режиссер Григор ХАЧАТРЯН вместе с командой молодых актеров сделал свою версию "ГАМЛЕТА" - трагическую притчу о подлинном человеке, который приходит не из светлого Виттенберга, но из самой эльсинорской тьмы.

    • В "АМАЗГАИНЕ" ПАРУЙР СЕВАК В СТИЛЕ РЭП
      2024-06-14 10:51

      Стоит театру "Амазгаин" анонсировать показ "ЧЕЛОВЕКА НА ЛАДОНИ", как зрители сметают билеты быстрее, чем бытовую технику в Черную пятницу.  "Я поняла, что в армянском народе живет феномен Паруйра Севака, который работает сам по себе", - считает режиссер спектакля Нарине Григорян. Феномен Севака живет, но не на каждое действо "по Севаку" так ломятся. А "Человек на ладони" в "Амазгаин" тоже феномен - эдакая поэзия не для высоколобых, рэп не для фанов и театр не для театралов, а в итоге слезы восторга у публики.

    • "ВОССТАНОВИТЬ ВСЕ - ОТ ДОСТОИНСТВА ДО ТЕАТРА"
      2024-05-17 11:01

      "Вы еще будете не раз приходить на премьеры в "Гой", - уверен режиссер и художественный руководитель Национального экспериментального центра исполнительских искусств "Театр Гой" Артур СААКЯН. "Мы боремся не только за свой театр, но за систему ценностей, которую хотят отнять" - этот тезис они подняли на щит в противостоянии желанию Министерства ОНКС оптимизировать "Гой" в пользу театра им. Сундукяна. И в этой упорной борьбе они уже победили - в 2024 году "Гой" останется в статусе государственного театра и будет делать репертуар на своей площадке. А что будет дальше... Поживем - увидим.

    • ARMMONO - ЛЮДИ, КУКЛЫ, ФРАНКОФОНИЯ И АРМЯНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
      2024-04-13 10:02

      Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.