Последние новости

НЕГАСНУЩЕЕ ПЛАМЯ ЕЛЕНЫ АРАРАТОВОЙ

Зрительская память умеет хранить актерские образы, наиболее яркие моменты их сценической жизни. Порою на протяжении многих десятилетий она соединяет образы в одно целое, называемое творчеством. Давно исчезли со сцены героини Елены Араратовой, нет спектаклей, в которых она их воплощала. Но все, кто видел балерину хотя бы раз на сцене Академического театра оперы и балета имени А.Спендиарова, говорили, что впечатление было неизгладимое. Магия ее лица, утонченная восточная красота и какая-то невероятная одухотворенность танца приводили в трепет.

ЕЛЕНЕ АРАРАТОВОЙ БЫЛ ДАН СЧАСТЛИВЫЙ ДАР ТАНЦА, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ДАР И ДАР ПОСТУПИ. Поступь обнаруживала в ней истинную балерину. А когда она начинала танцевать, зрители попадали в плен ее человеческого таланта. Велика была влекущая сила этого танца.

Сохранившиеся фотографии показывают, какой клад можно найти в простейшей позе, какое богатство выразительных возможностей таится в движениях, какая в них спрятана красота и сила. Фотографии - это жизненный путь, хотя и неполный. Многих героинь Араратовой на этих снимках нет. Недостает их по разным причинам. Потому, что на первые выступления ни сама танцовщица, ни кто-либо другой не обратили должного внимания. Потому, что никогда не относилась она к собственному творчеству бережно, не хранила все фотографии, рецензии и другие документы. Глядя на эти оставшиеся фотографии, думаешь, что танец был для нее не профессией только, но и судьбой.

Родилась Елена Араратова в Тифлисе. Училась в балетной студии под руководством известной итальянской балерины Марии Перини. Свою карьеру танцовщица начала в Тбилисском театре оперы и балета (позднее им. З.Палиашвили). А спустя два года в 1935 году, после открытия армянского оперного театра она выступала уже на его сцене.

Сначала все складывалось удачно. Ее артистическая жизнь на нашей сцене началась с самой высокой ноты. Не было для нее длительного периода собирания сил, не было времени для разгона. Успех в первых же ролях сразу определил ее место в театре - она сразу влилась в плеяду замечательных артистов армянского балета, который долгое время славился как у себя на Родине, так и в пределах СССР и не уступал балетным труппам многих крупных городов страны. Среди ее партнеров по сцене - Любовь Воинова-Шиканян, Русудан Романова-Тавризян, Галя Арут (Гаяне Овсепян) и многие другие.

Среди первых организаторов оперного театра были Айкануш Даниелян, Шара Тальян, Павел Лисициан, Л.Исецкий-Иоанисян, А.Каратов, художники Мартирос Сарьян и Михаил Арутчьян (главный художник), дирижеры М.Тавризян (главный дирижер), К.Сараджев, молодые дирижеры Г.Будагян, Р.Степанян. У этих мастеров она училась глубокой проникновенности в тончайшие нюансы человеческой психологии, усвоив большую исполнительскую культуру. От них (и в первую очередь от своего педагога Перини) она унаследовала ощущение пластической выразительности жеста и тела, понимание национальной характерности и романтической приподнятости изображаемых образов. Сама атмосфера театра обязывала к тому, чтобы каждый спектакль становился событием для тех, кто приходил сюда.

ПОСЛЕ ПЕРВЫХ ПАРТИЙ СТАЛО ЯСНО: АРТИСТКА СПОСОБНА НА БОЛЬШЕЕ. Размах, с которым Араратова проводила технически сложные партии, масштабность данных, прыжок, умение овладевать пространством в динамике развивающегося действия, а также сила и выносливость - все говорило, что потенциал для ярких партий у Араратовой есть. Да и внешность отвечала определенным ориентирам - пропорциональностью сложения, сценичностью.

Но этот период ее деятельности в нашем балете был прерван. Все "измы" времени не обошли и балерину. Дочь первого военного министра Армении, героя Сардарапатской битвы генерала Христофора Араратова не подозревала, что после ареста отца в 1937 году начнется трагическая пора и в ее жизни. Араратовой пришлось покинуть родной театр и переехать на работу в театры Свердловска, Донецка и Ворошиловграда. Во время Великой Отечественной войны она в составе артистических трупп постоянно выезжала на линию фронта, где участвовала в шефских концертах, поддерживала моральный дух наших воинов. В 1942 году она вновь возвращается на Родину, в свой театр, где и продолжала свою деятельность почти до конца жизни.

Не в изобилии ролей, не в их разнообразии и даже не в успехе, который им неизменно сопутствовал, а в работе над каждой из этих ролей черпала Елена Араратова подлинное творческое удовлетворение. Ее коллеги рассказывают, что трудно было не поддаться ее энергии, молодости в искусстве, неутомимости в работе и учиться вместе с тем глубочайшей серьезности, сосредоточенности и мудрости, которые она вкладывала в танец.

Репертуар Араратовой был огромен: это роли в самых разнообразных балетных спектаклях - как классических, так и современных. Любители балета до сих пор помнят ее Зарему в "Бахчисарайском фонтане", курдянку в балете "Гаяне" Хачатуряна, эфиопку в "Аиде", Мерседес в "Дон-Кихоте", Чмшкик в "Хандут", черкешенку в "Кавказской пленнице", знаменитый "Танец с саблями" из балета "Гаяне", Сандухт в "Севане" Егиазаряна.

В балете Елена Араратова существовала в столь желанной для нее сфере синтеза классического и народного танца. Нередко танцовщица противопоставляла хрустально чистому, тонко очерченному, но несколько однообразному в своей строгости миру академической классики сочную характерность красок с ярко выраженным национальным началом. Она любила и умела пользоваться пластическими деталями. Движение рук, поворот головы, улыбка у нее были наполнены конкретным содержанием. Это еще одна необходимая краска, еще один штрих, без которых нет сценического образа.

ВИРТУОЗНОСТЬ АРАРАТОВОЙ БЫЛА ОЗАРЕНА ЗАГОРАВШИМСЯ В НЕЙ ОГНЕМ. Огонь пожиравший - вот что такое араратовские круги и диагонали. Она мчалась по сцене со стремительностью летнего пожара. Незатененный жест, патетика страстей - вот что такое танец Араратовой. В каждом ее дерзко откровенном движении звенело ликующее упоение жизнью, молодостью, красотой. Многие современники подчеркивали также ее удивительную музыкальность, стремительность линий ее танца, их динамическую сообразность.

Ушла балерина со сцены в начале 60-х годов. Она работала затем репетитором балета и преподавала в Ереванском хореографическом училище. Была ли балерина счастлива - не знаю. Но ее искусство, ее роль, особенно Зарема в "Бахчисарайском фонтане", курдянка в "Гаяне" и многие другие - неповторимы, как человеческая душа. Дух балерины до сих пор живет в стенах нашего театра и в памяти зрителей.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПОД УПРАВЛЕНИЕМ ЛЮБВИ
      2024-06-13 09:53

      Есть такой способ научить человека плавать – кинуть его в воду на глубоком месте. Считается, что выплывет: тонуть ведь никому не хочется. Именно таким образом поступили с юными музыкантами Ереванского юношеского симфонического оркестра, созданного в ноябре минувшего года при мэрии столицы. Опыт выступлений нового оркестра - минимальный. А между тем ему предстояло не просто играть в Большом зале филармонии им. А. Хачатуряна, но и быть партнером выдающемуся скрипачу современности, обладателю премии "Грэмми" Августину Хаделиху. Этим обстоятельством и был вызван ажиотаж многочисленных зрителей. К тому же интерес подогревался и наличием сложнейшей программы: Скрипичный концерт Л.Бетховена и Четвертая симфония П.И.Чайковского. И все же концерт состоялся. При полном аншлаге и с неожиданным успехом!

    • С НАДЕЖДОЙ НА БУДУЩЕЕ
      2024-06-10 11:01

      6 июня в Ереване стартовал XX международный конкурс имени А. Хачатуряна Весь концертный сезон минувшего года прошел под знаком Арама Хачатуряна – отмечался 120-летний юбилей великого композитора. Не было в республике ни одного коллектива, кто бы достойно не отметил эту знаменательную дату. Но юбилей композитора праздновался во всем мире, где его имя – не пустой звук. Это говорит о мощи его творческого дарования.

    • ВОСЛЕД УШЕДШЕМУ ДРУГУ
      2024-06-05 10:00

      Памяти Рубена Шахназарова Трудно писать о нем в прошедшем времени... Есть неестественность и несопоставимость в соседстве этих слов: его не стало. Никто не видел его старым, сутулым, раздражительным. Он всегда был молод, подтянут, готов к новой шутке. И представить, что завершилась его земная жизнь, невозможно. Тут на защиту его вечной и незыблемой юности и жизни встанет все, что его окружало и было им: и привязанность сотен телезрителей, и образ, оставшийся в памяти – его обаяние, привычку к творчеству, горячность и бескомпромиссность характера.

    • ДУША ХУДОЖНИКА В ЕГО ИСКУССТВЕ
      2024-05-29 11:10

      Генриху МАМЯНУ-90 Секрет успеха - всегда загадка. Бывает, что художник, громко заявив о своем таланте, через какое-то время исчезает из поля зрения, оставив о себе лишь смутные воспоминания. Другие, на радость зрителям, остаются в центре внимания многие годы. К их числу относится уникальный график, живописец-монументалист, педагог, воспитавший не одно поколение художников, Генрих Мамян. В этом году замечательному мастеру исполнилось бы 90, а десять лет его уже не с нами, но он оставил богатое наследие, и в графике, особенно в области книжной иллюстрации, и в монументальной живописи.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "РОДЕН" - ВЫСОКИЙ СТИЛЬ ВЫСОКИХ СМЫСЛОВ
      2022-10-11 09:25

      Сто раз прав был президент Международного фестиваля исполнительских искусств High Fest Артур Гукасян, когда говорил: " Тренд развития я вижу в том, что в Армению должны приезжать очень крутые коллективы больших форм - Ереван давно уже для этого созрел"! Отвальный успех спектакля «Роден, ее вечный идол» культового Санкт-Петербургского Государственного академического театра балета Бориса Эйфмана, два показа которого состоялись в рамках юбилейного фестиваля, стал железным аргументом в пользу того, что "Ереван давно созрел".

    • ПОД ЗНАКОМ "ГАЯНЭ"
      2022-05-20 10:13

      Знаменитому балету "Гаянэ" Арама Хачатуряна исполняется 80 лет. Эта дата легла в основу Международного дня музеев, прошедшего в ереванском доме-музее А.Хачатуряна под знаком "Гаянэ". Был задуман необычный формат празднования юбилея, в котором традиционные подходы и технологические новшества слились воедино, собрав вокруг творчества Маэстро аудиторию разных возрастов.

    • "БЕЗУМСТВО ХРАБРЫХ – ВОТ МУДРОСТЬ ЖИЗНИ"
      2022-01-17 10:14

      Художественные пики ушедшего года Если оглянуться на ушедший год, ситуация в стране, да и в целом мире, складывалась непросто на многих направлениях. Естественно, это отразилось и на художественной жизни. Осенью ковид продолжил свою мощную атаку, неспокойной была и политическая обстановка. В общественное сознание то и дело просачивалось бестолковое, бренное, поверхностное. Однако художественная жизнь не остановилась: некоторые руководители концертных организаций, театров проявили просто чудеса духовной твердости и непоколебимости.

    • ЧТОБЫ ПОБЕДИЛА ДОБРАЯ СКАЗКА
      2021-12-27 10:05

      Премьера балета "Щелкунчик" И вот она состоялась - эта постановка " Щелкунчика" П.И.Чайковского, о которой в последнее время столько говорили. Много лет назад балет этот был поставлен силами учащихся Армянского хореографического училища. Но в репертуаре Национального академического театра оперы и балета им. А. Спендиарова спектакль не значился.