Последние новости

90 ЛЕТ НА СЦЕНЕ

Филармонический оркестр Армении

Может быть, это чистая случайность, но уж слишком знаменательная. Концерт Филармонического оркестра под управлением Эдуарда ТОПЧЯНА состоится завтра (20 марта) на сцене Академического театра оперы и балета им. А.Спендиарова.

90 лет назад, именно в этот день взял старт первый армянский симфонический оркестр, взращенный в стенах консерватории. За дирижерским пультом стоял тогдашний ректор консерватории Аршак Адамян: ему и принадлежала идея создания оркестра, в те годы казавшаяся несбыточной. В программе первого концерта были симфония соль-минор Моцарта, Соната для виолончели с оркестром Грига (исп. А.Айвазян), Фантазия для скрипки с оркестром Россини (исп. О.Ованесян) и Свадебный марш Мендельсона.

КАК ОТМЕЧАЕТ ПРОФЕССОР ЕРЕВАНСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ, МУЗЫКОВЕД АРМЕН БУДАГЯН, это было событием в культурной жизни, важность которого выходила за пределы только музыкально-профессиональных интересов. Концерты симфонической музыки, выступление своего оркестра были выходом в другую атмосферу, на другую духовную орбиту, в мир высокой мировой культуры. Именно так воспринимала это событие армянская общественность в те годы.

Первый состав Филармонического оркестра Армении

"А зародилась идея создания оркестра летом 1924 года, - рассказывает А.Будагян. - Дополнительным стимулом для этого был приезд в Ереван Александра Спендиарова, который задумал устроить концерт из своих сочинений. Для этого он обратился к ректору Ереванской консерватории Аршаку Адамяну и тот предоставил в его распоряжение преподавателей и лучших учеников. Авторский концерт Спендиарова подтвердил возможность организации в Армении симфонического оркестра, целиком укомплектованного местными кадрами. В архиве сохранилась докладная А.Адамяна Наркомпросу. В ней говорится: "Ереванская консерватория, вступая в четвертый год существования, ощущает необходимость в создании оркестра". И, как и во многих других случаях, А.Мравян помог. Если Спендиаров дал первый в Армении симфонический концерт, то Адамян явился организатором первого постоянного профессионального симфонического оркестра, который имел достаточно регулярные выступления, которыми часто дирижировал А.Спендиаров, оказывавший своей работой огромное влияние на рост и развитие коллектива".

Созданный на базе педагогов консерватории и ее студентов оркестр вскоре становится популярнейшим коллективом, известным далеко за пределами Армении. После Аршака Адамяна с оркестром работали Александр Спендиаров, Сурен Чарекян, Георгий Будагян.

С 1939 года по 1941-й коллектив оркестра выполнял двойную функцию - был и симфоническим, и оперным оркестром. Помимо должного профессионализма он отличался необычной дисциплиной, собранностью и, что очень важно, любил певцов, работал над оперным репертуаром не менее охотно, чем над репертуаром симфоническим. Конечно, этому способствовали превосходные дирижеры, выступавшие в то время с оркестром, - Константин Сараджев, Микаел Малунцян, Микаел Терьян. Примечательный факт: в 1939 году оркестр принял участие в Первой декаде армянского искусства в Москве, обеспечив высокий уровень оперных спектаклей. В Армфилармонии симфонический оркестр возглавил Константин Сараджев, а оперные постановки осуществлял главный дирижер Оперного театра Микаел Тавризян. В 1942 году в исполнении объединенного симфонического оркестра Госоперы и Армфилармонии под управлением Микаела Тавризяна прозвучала Седьмая симфония Шостаковича, воспринятая как событие огромной художественной значимости.

ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ МАСТЕРСТВО КОЛЛЕКТИВА ВЫКОВЫВАЛОСЬ несколькими поколениями дирижеров и артистов оркестра, среди которых не было недостатка в выдающихся инструменталистах. Во все периоды своей истории он был оркестром-пропагандистом, постоянно обновляющим репертуар. Афиши тех далеких лет свидетельствуют о том, как много сочинений армянских авторов звучало в исполнении оркестра под управлением замечательных дирижеров. И кто знает, имели бы мы сегодня столько хорошей армянской музыки во всех жанрах, не будь тех исполнителей-энтузиастов, стимулирующих творчество? Вряд ли. Ведь неозвученные ноты - это еще не музыка.

Концерты оркестра неизменно вызывали глубокий отклик, отдавались "эхом" в сердцах не только армянских слушателей. Вот что писал в 1953 году после своих гастролей в Армении Святослав Рихтер: "Встреча с вами (оркестром) была для меня величайшей радостью. В вашем лице я познал вас как исключительный, хороший, темпераментный и чуткий оркестр. Оркестру свойственны тонкие нюансы, хорошая ансамблиевость, легкая, выразительная игра. Он имеет хорошего главного дирижера - Микаела Манунцяна..."

Артистическая раскованность, высокая свобода владения самыми различными музыкальными стилями, истинно духовный контакт с партнерами в самых разнообразных по составу ансамблях - наиболее явные достоинства оркестра, каким он предстал перед слушателями в период Огана Дуряна. Выступления симфонического оркестра под эгидой этого дирижера составили один из самых ярких этапов в жизни оркестра. Но отношения маэстро с оркестром складывались в нелегких условиях. Здесь никогда не было бесконфликтного равновесия - слишком сложным организмом был этот оркестр, слишком яркой и сложной личностью являлся Дурян. Но, как это ни парадоксально, именно такие непростые взаимоотношения коллектива и руководителя служат основой их взаимных достижений и взлетов. Ибо успех "сражения", которое именуется концертом, всегда продиктован как силой замысла дирижера, точностью его стратегии, так и силой сопротивления коллектива, который лишь в процессе работы с дирижером бурно устремляется в то русло, что было предвидено им.

Свой заметный след в биографии оркестра оставили и главные дирижеры Михаил Терьян, Рубен Варданян, Арам Катанян, Рафаел Мангасарян и другие. Расцвет оркестра в течение более одного десятилетия связан с двумя личностями - Давидом Ханджяном и Валерием Гергиевым. Их концерты всегда были интересными личностными проявлениями.

С ГОДАМИ СТАНОВИТСЯ ВСЕ БОЛЕЕ ЯСНЫМ ИСТИННЫЙ МАСШТАБ ДАВИДА ХАНДЖЯНА и его вклад в армянскую музыкальную культуру. Давид Ханджян вызывал неотразимую симпатию у всех, кто его видел и слушал. Разгадка тайны в нем самом. Никогда не заслужил бы такую признательность артист, если бы оказался лишь блестящим профессионалом. Нет. В Давиде Ханджяне все видели Личность, зримое воплощение утонченной духовности. Мощь его дарования проявилась во всем, что он играл. Замечательный интерпретатор классической музыки, он неизменно выступал и как первооткрыватель, неутомимый пропагандист современных авторов. Даже самый скромный перечень некоторых премьер Ханджяна, первых исполнений сочинений современных армянских авторов поражают размахом творческих интересов.

А сколько прекрасных часов было в жизни слушателей оркестра, тех, кто любит серьезную музыку, в период Валерия Гергиева, дирижера мирового масштаба. Огромное творческое и организационное дарование, непререкаемая режиссерская воля были направлены на то, чтобы продолжить жизнь оркестра в лучших традициях, чтобы он, постоянно обновляясь, совершенствовался дальше. Здесь было и скрупулезное уважение к авторскому тексту, и умение пробиться сквозь него к тем высотам музыкантских прозрений, где одновременно живут и личность композитора, и личность исполнителя.

И совершенно новая страница биографии оркестра - Лорис Чкнаворян, возглавлявший коллектив в самые кризисные для нашей культуры годы. Это была поистине подвижническая деятельность, недооценить которую было бы несправедливо. Кто знает, имели бы мы сегодня оркестр, не явись Чкнаворян в самый критический момент его истории. Мало того, он сумел создать второй оркестр и хор, найдя достойное применение способным артистам, оставшимся без работы. Руководил вторым оркестром активный, грамотный дирижер Геворг Мурадян, который после распада второго оркестра и ухода Лориса Чкнаворяна возглавил симфонический оркестр в Степанакерте.

Это далеко не полная история симфонического оркестра. Менялись дирижеры, менялся состав оркестра, иными становились стилистика коллектива и его эстетика, неизменной остались любовь к музыке, творческое беспокойство, огонь, который поддерживает ныне в оркестре молодой талантливый музыкант, главный дирижер, ныне уже заслуженный деятель искусств Эдуард Топчян.

Ныне в оркестре молодой талантливый музыкант, главный дирижер, ныне уже заслуженный деятель искусств Эдуард Топчян.

ПОД УПРАВЛЕНИЕМ Э.ТОПЧЯНА ОРКЕСТР СЫГРАЛ МНОЖЕСТВО ПРОГРАММ западноевропейской, русской и армянской классики. Неоценим, в частности, его вклад в исполнительское осмысление многих произведений современной армянской музыки. Эдвард Мирзоян, Арно Бабаджанян, Тигран Мансурян, Ерванд Ерканян и более молодые авторы в лице Топчяна и его оркестра нашли лучшего интерпретатора. Его чуткий контакт с оркестром, богатое чувство ритма, смелый полет интерпретаторской мысли привлекают к нему интерес слушателей не только Армении, но и зарубежных стран, где неоднократно гастролировал оркестр. Помимо всего, оркестр под управлением Топчяна в течение последних 15 лет все увереннее атакует оперный жанр, страстно желая возродить его былое значение. Это оперы (в концертном исполнении) Верди, Пуччини, Россини, Чайковского...

Но особое завоевание оркестра и его руководителя - это яркость и размах фестивального движения. Вот уже восемь раз звонкий, полный романтики международный фестиваль классической музыки буквально врывается в нашу музыкальную жизнь, представляя нам исполнителей новой волны, артистов экстракласса, которые пользуются мировой известностью. Инициаторы масштабного музыкального праздника - ярчайший виолончелист Александр Чаушян, живущий ныне в Великобритании, и руководство Филармонического оркестра.

...Когда-то, в самом начале работы с Филармоническим оркестром, Эдуард Топчян в беседе с обозревателем "ГА" заявил, что у оркестра отличный потенциал и он способен к стремительному росту. И это он доказывает на протяжении всех этих лет.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПОСВЯЩЕНИЕ ГЕГАМУ ГРИГОРЯНУ
      2019-07-18 10:36
      4051

      Этот концерт в Национальном академическом театре оперы и балета им. А. Спендиарова был посвящен памяти выдающегося певца Гегама Григоряна. Уже одно это посвящение вызывало огромный интерес публики, не говоря уже о том, что центральной фигурой вечера была дочь прославленного певца Асмик Григорян, завоевавшая самые престижные сцены мира. Всеобщий интерес подогревался еще и тем, что ко множеству своих международных премий и наград она добавила еще одну: стала обладательницей самой престижной международной премии - International Opera Awards, которая считается неофициальным оперным "Оскаром". Этой премии Асмик удостоилась  в номинации "Солистка года" за роль Саломеи в одноименной опере, исполненную на музыкально-театральном фестивале в Зальцбурге.

    • МУЗЫКА, ПОЛНАЯ КОСМИЧЕСКОЙ МАГИИ
      2019-07-16 11:56
      4730

      К 90-летию со дня рождения Авета ТЕРТЕРЯНА Одним из последних указов первого и последнего президента СССР Михаила Горбачева был указ о присвоении группе деятелей искусств высокого звания: "Народный артист СССР". Среди них - композитор Авет Тертерян. Это символично, как символично и то, что первым армянским композитором, удостоившимся этого звания, был Арам Хачатурян.

    • КОЛЛЕКЦИОННОЕ ИЗДАНИЕ: ЖИВОПИСЬ ЭПОХИ АВАНГАРДА
      2019-07-15 11:06
      2651

      "Русская и армянская живопись эпохи авангарда в собрании Национальной картинной галереи Армении (1900-1930)"  - так называется это великолепное коллекционное издание, вышедшее недавно малым тиражом в издательстве "Айагитак". Составление, обзорная статья, каталог - Эллен Гайфеджян. Ответственный редактор - доктор искусствоведения Ирина Дрампян. Издание авторское. Книга посвящена памяти создателя Национальной галереи Армении и ее первого директора Рубена Григорьевича Дрампяна.

    • ГОСТИ БЮРАКАНСКОЙ АКАДЕМИИ ИСКУССТВ
      2019-07-11 09:58
      2365

      Здание Бюраканской академии искусств стоит в глубине, чуть поодаль от проезжей дороги. Но ощущение, что оно словно взмывает в небо, стремясь вырваться из окружающей зеленой глади.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • МУЗЫКА, ПОЛНАЯ КОСМИЧЕСКОЙ МАГИИ
      2019-07-16 11:56
      4730

      К 90-летию со дня рождения Авета ТЕРТЕРЯНА Одним из последних указов первого и последнего президента СССР Михаила Горбачева был указ о присвоении группе деятелей искусств высокого звания: "Народный артист СССР". Среди них - композитор Авет Тертерян. Это символично, как символично и то, что первым армянским композитором, удостоившимся этого звания, был Арам Хачатурян.

    • ГОСТИ БЮРАКАНСКОЙ АКАДЕМИИ ИСКУССТВ
      2019-07-11 09:58
      2365

      Здание Бюраканской академии искусств стоит в глубине, чуть поодаль от проезжей дороги. Но ощущение, что оно словно взмывает в небо, стремясь вырваться из окружающей зеленой глади.

    • ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЮБИЛЕЕ КОМАНДОСА
      2019-07-08 14:15
      994

      Имел честь в Гюмри в присутствии юбиляра выступить на торжественном собрании, посвященном 80-летию известного под овеянными боевой славой военными псевдонимами Командос и Горный лис Героя Арцаха, генерал-майора Аркадия Ивановича Тер-Тадевосяна (Тер-Тадевосова), руководителя ДОСААФ Армении, разработчика и руководителя операции по освобождению города Шуши - древней столицы Карабаха.

    • ЧЕРНО-БЕЛАЯ МАГИЯ АНДРАНИКА КОЧАРА
      2019-07-01 12:00
      2212

      В этом году отмечаются юбилеи не только Комитаса и Туманяна, с которыми связано проведение многочисленных мероприятий. В 2019 году исполняется 100 лет со дня рождения Андраника Кочара - прославленного фотографа, стоявшего у истоков создания армянской школы художественной фотографии.