КОМПОЗИТОР И ПОЭТ АЛЕКСАНДР ОГАНЯН
В 1925 г. в семье музыканта-самоучки Сергея Мелкумовича Арутюняна родился четвертый ребенок. Родители нарекли его Александром, вовсе не подозревая, что он войдет в историю армянского музыкального искусства. Поэт и композитор Александр Арутюнян еще на заре творческой карьеры возьмет в качестве псевдонима девичью фамилию матери – Оганян, чтобы не вызвать путаницы с тезкой, другим видным армянским композитором Александром Григорьевичем Арутюняном.
ЗАСЛУЖЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ ИСКУССТВ, МНОГОГРАННЫЙ КОМПОЗИТОР И ПОЭТ-ЛИРИК АЛЕКСАНДР ОГАНЯН на днях мог бы справить свой 90-летний юбилей, однако уже больше трех лет, как его нет с нами. Но современники и многочисленные воспитанники этого светлого, обаятельного, интеллигентного и прекрасно образованного человека помнят его. Александр Оганян оставил значительный след в отечественном музыкальном искусстве. Автор разножанровых произведений – симфонических, вокально- инструментальных, камерных, а также музыки к мультфильмам, он работал в разных музыкальных формах. Произведения для фортепиано, хоровые песни, оратории, кантаты, симфонии... К каким бы формам ни обращался Александр Оганян, в каждом его сочинении ощущалось прекрасное знание мировой классической музыки, армянских музыкальных традиций, которые он умело сочетал с авторской самобытностью. Однако запомнился он больше как музыкант, внесший огромный вклад в развитие детско-юношеского музыкального искусства.
Страсть к
музыке пробудилась у Александра в раннем
детстве: в доме семьи Арутюнян в городе
Закаталы, где он родился и вырос, всегда царила атмосфера творческого подъема и
праздника. Отец, Сергей Мелкумович, был
замечательным мастером по изготовлению тара, на котором прекрасно играл. У
главы семейства было немало учеников, которых он обучал также игре на мандолине и кяманче.
Мать - Сусанна Багратовна создавала в
доме атмосферу любви, мира, покоя и всячески поддерживала творческие порывы
домочадцев. А артистов в семье хватало. Бабушка Шушан играла на гармони, даже получала приглашения
на свадьбы. Старшая сестра Александра Люся обучалась игре на фортепиано, другая
- Нина устраивала во дворике спектакли, а младшая - Аня и Александр играли на
мандолине.
Александру едва
исполнилось 8 лет, когда он, не владея нотной грамотой, выучился играть на
скрипке и, к всеобщему удивлению, исполнил на слух увертюру к опере
"Кармен" Бизе и "Турецкий марш" Моцарта. Семейные
музыкальные вечера стали традицией в доме Арутюнянов. Обладая прекрасной
памятью, Александр прекрасно учился в школе, много читал, интересовался
философией и, конечно же, музицировал.
Он освоил нотопись у единственного в Закаталы капельмейстера духового оркестра
– Ключевского, и еще в школьные
годы начал экспериментировать как
сочинитель, писал модные в то время
вальсы, танго, фокстроты.
ОКОНЧИВ ШКОЛУ С ОТЛИЧИЕМ, АЛЕКСАНДР ОГАНЯН БЫЛ
ПРИЗВАН В АРМИЮ. Был 1943 г.
– самый разгар Великой Отечественной войны,
17-летний Александр оказался на фронте. Эмоциональный и впечатлительный,
он не мог жить без творчества, стал
сочинять стихи, выплескивая на бумагу свои мысли и чувства. Ранение в плечо в
1944 г. изменило жизнь будущего
композитора. Оганян был парализован,
несколько месяцев пролежал в госпитале
и в марте 1945-го вернулся в
запасной стрелковый полк, затем оказался в Котласском училище самоходной
артиллерии в Киеве, где служил
музыкантом.
Близилась Великая
Победа, люди испытывали душевный подъем. Оганян сочинил Элегию, исполнив ее на
скрипке. Произведение начинающего композитора вошло в репертуар духового
оркестра, и после одного из концертов Александр получил отпуск на целых три
дня. Музыка была для Оганяна истинным отдыхом. Все три дня он потратил на
творчество, написав свой первый Струнный квартет, который был исполнен в
музыкальном училище Киева и удостоен высоких похвал. Тогда же Александр
написал сонатину для фортепиано, причем,
не имея инструмента, на слух, чем вызвал
удивление украинского композитора Л.Ревуцкого. Ему предлагали остаться в Киеве,
учиться в Московской консерватории, но он выбрал Ереван.
В 23 года он
поступил в Ереванскую консерваторию по
классу композиции. Правда, вначале условно: прекрасно сдав экзамены по
сольфеджио, гармонии и специальности, он подкачал в игре на фортепиано. Но уже в декабре
Александр Оганян не только овладел этим инструментом, но и без запинки
сыграл программу, хотя дома не было
фортепиано, заниматься приходилось по ночам, в классе, где он нередко ночевал на
стульях, укрывшись шинелью. Александр поступил в класс выдающегося педагога и
композитора, народного артиста СССР Григория Егиазаряна. Позади остались суровые
годы войны, а впереди ожидала жизнь, посвященная музыкальному искусству. Профессор Егиазарян
сыграл важную роль в становлении Оганяна как композитора. Он сразу заметил в
студенте большое природное дарование,
называя его первые сочинения талантливой
музыкой.
Александр Оганян
учится и одновременно сочиняет
музыку, изучает творчество европейских и
русских композиторов-классиков, произведения армянских авторов, формируя свое
- самобытное музыкальное мышление. В
1954 г. он представил в качестве дипломной работы симфонию. Закрытое прослушивание в 1956 г. этого произведения, исполненного
под руководством дирижера А.Катаняна, прошло с колоссальным успехом, симфония удостоилась высокой оценки как
исполнителей, так и слушателей.
ПО ОКОНЧАНИИ УЧЕБЫ АЛЕКСАНДРУ ОГАНЯНУ ПРЕДЛОЖИЛИ ОСТАТЬСЯ
В КОНСЕРВАТОРИИ, но он
посвятил себя детско-юношескому
творчеству, вкладывая в него
искренность, доброту, любовь к людям, родине и природе. Он становится
руководителем школьных музыкальных кружков, детских хоров и оркестров, а с
сентября 1956 г. до 1990-х работает ведущим преподавателем
музыкально-теоретических предметов в Ереванской музыкальной школе-интернате.
Александр Сергеевич разработал свою эффективную методику преподавания.
Немало известных армянских музыкантов
были его воспитанниками. Он писал музыку и стихи, которые нередко становились
текстами его песен.
Продолжая в
симфоническом творчестве традиции европейской и русской классики, он активно
развивает традиции национального симфонизма. Особое место в его творчестве
занимает вокальная музыка, к которой он
активно обратился в 1960-80-х гг. Он создает хоровые, сольные и
вокально-симфонические произведения, тематика которых обширна – от посвящений
Великой Отечественной войне, природе, детям и юношеству до обыденных бытовых
сюжетов. Автор около 100 стихотворений, он также пишет песни на слова известных
поэтов своей эпохи.
Широко известны
фортепианные произведения Оганяна – два цикла "Мгновения вечности" и
"Трилогия", в которых проявилась художественная оригинальность
композитора. Интересна и самобытна его музыка
к мультфильмам. Особенно плодотворным было сотрудничество Александра
Оганяна с режиссером-мультипликатором Юбиком Мурадяном, картины которого
"Гранатовая роща", "Вардевар", "Советы американскому
путешественнику", "В тихой долине дома", "Армянские
письмена" он обогатил образной и
выразительной музыкой.
Александр Оганян
был удостоен различных наград за вклад в отечественное музыкальное искусство и
добросовестную педагогическую работу. Его сочинения исполнялись в разных городах СССР и за его пределами. Оганяна любили и уважали коллеги, со
многими из которых – Аветом Тертеряном, Александрой Пахмутовой, Родионом
Щедриным, Александром Аджемяном, Гагиком Овунцем и другими он был дружен. В
одном ряду с ними он и остался для нас - почитателей его тонкого музыкального искусства.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 13:33
В столичном Малом зале «Арно Бабаджанян» при полном аншлаге прошел 5-й Съезд Союза строителей Армении, в котором приняли участие руководители входящих в организацию компаний, представители ответственных за сферу государственных структур, строители и архитекторы. В их числе председатель Союза строителей Гагик Галстян, председатель Комитета по градостроительству РА Егиазар Варданян, глава Палаты архитекторов Армении Александр Бадалян и другие. Мероприятие открылось гимном Республики Армения, затем епископ Вазген Мирзаханян передал участникам съезда благословение Католикоса Всех армян Гарегина II. Он отметил, что Католикос всегда поддерживал архитекторов и строителей, благодаря добросовестному труду которых многие армянские храмы и монастыри вновь восстали из руин. Одним из важных проявлений преданной деятельности представителей этих профессий стал Собор Первопрестольного Эчмиадзина, реставрированный руководимой Гагиком Галстяном строительной организацией и совсем недавно представший перед армянством и гостями нашей страны во всей красе и исторической важности.
-
2024-11-21 10:55
В Ереване, в офисе Объединения молодых ученых и специалистов Арцаха (ОМУСА) состоялась презентация очередного, № 22 (3-го за этот год) журнала "Научный Арцах". В свежий выпуск вошли 19 статей 23 авторов, из которых 1 доктор наук, 5 кандидатов наук, 17 аспирантов и соискателей. В этом номере география вовлеченных ученых была особенно широкой и охватила Ереван, Гюмри, Ванадзор, Спитак, Одзун (Армения), а также Каир (Египет) и т.д. По традиции, на мероприятии присутствовали авторы вошедших в данный номер статей. Они представили свои научные темы, ответили на вопросы коллег, выступили с замечаниями и предложениями, дав старт следующему выпуску издания. Презентацию открыл главный редактор "Научного Арцаха", кандидат юридических наук Аветик АРУТЮНЯН. Он приветствовал и поздравил авторов в связи с публикацией научно-исследовательских статей и пожелал дальнейших успехов в научной деятельности.
-
2024-11-20 11:03
Дожидаться художницу Гаянэ Шушеци в Гадрутском Культурно-молодежном центре «Дизак Арт» Еревана, где вот-вот должна была открыться персональная выставка ее картин, было одно удовольствием. Фойе центра, трансформированного в этот вечер в галерею, походило на праздничный зал, где искрился фейерверк красок, то перебивающих друг друга, то создающих гармонию.
-
2024-11-20 10:49
3000 подарочных коробок для 3000 новорожденных Арцаха – этой цифрой завершилась работа одной из самых теплых и полных любви программ, реализованных в рамках проекта Ser Artsakh. Инициированная и проводимая известной американской писательницей армянского происхождения, общественно-политическим деятелем, юристом и филантропом Анной Аствацатурян-Теркотт на базе фонда «Анна Аствацатурян», программа получила большой резонанс в сердцах арцахских мам и их малышей.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2023-06-23 10:09
Точнее, " уже два года живу идеей сделать наш музей одним из лучших в мире в своем роде и вернуть ему былую славу"... Об этом мечтает режиссер, заслуженный деятель искусств Армении и вот уже третий год директор Национального центра эстетики им. Г. Игитяна Ваан БАДАЛЯН. И трюизм "мечтать не вредно" в данном случае кажется неуместным. Потому что в Центре делают все и больше, чтобы мечта стала реальностью.
-
2022-07-29 09:52
Молодой талантливый композитор Андраник БЕРБЕРЯН знаком любителям кино по фильмам «Корни» Ваге Яна, «Долгая ночь» Эдгара Багдасаряна, кинодиптих «Линия» Мгера Мкртчяна, «Сон Кафки» Давида Бабаяна, «Песни Согомона» Армана Ншаняна, «Америкаци» Майкла Гюрджяна, «Рассвет Авроры» Инны Саакян и др. Мы предлагаем читателям «ГА» беседу с Андраником Берберяном, удостоившимся звания «Лучший композитор года» за фильм «Долгая ночь» и Национальной кинопремии «Анаит» за «Лучший оригинальный саундтрек» к фильму «Песни Соломона».
-
2022-01-11 08:51
Сумею ли я ответить на вопрос о том, что нового внес в армянскую музыку Юрий Казарян без помощи самого композитора, уехавшего из страны в начале 90-х годов? Не сумею. Я всегда испытываю некоторую робость перед музыковедами, великолепно помнящими, кто на кого и когда повлиял, что из чего "вытекает". Мне приходилось постичь все это в основном чистой практикой, постоянным общением с разными музыкантами, заинтересованным наблюдением за работой многих из них, за радостями и горестями их побед и поражений.
-
2021-10-30 09:58
В столичном Малом концертном зале «Арно Бабаджанян» состоялась встреча юных слушателей с одним из самых многожанровых композиторов Армении - Нарине Зарифян. Детей и подростков собрала здесь программа «Филармония школьника», призванная привить подрастающему поколению эстетический вкус в музыке, воспитать из них грамотных слушателей и познакомить с творчеством лучших представителей армянского музыкального искусства.