Последние новости

САГА О ФРЕЙДУНЕ АТУРАЯ

Армян и ассирийцев объединили века, христианство и геноцид

Премьера документально-художественного фильма "Человек, опередивший свое время" известного голливудского режиссера Генри Чарра должна состояться в следующем месяце в Чикаго. Но так уж случилось, что первый публичный показ картины произошел 25 апреля в ереванском кинотеатре "Наири". Ведь фильм посвящен герою ассирийского народа Фрейдуну Атурая и обращен к событиям геноцида христиан в Османской империи.

ГЕНРИ ЧАРР, АВТОР ЗНАМЕНИТЫХ ЛЕНТ "ШАГАЯ ВЫСОКО", "ЗАПРЕТНАЯ ЧЕРТА", "Сердце страха", "Маленькие герои", "Голливудское сафари", "Мой дядя инопланетянин", "Загнанные за решетку", "За семью замками", "Невольные пташки", "Незаконное вторжение", "Ярость на острове" и многих других, снял картину о герое ассирийского народа Фрейдуне Атурая. Почему? Ответ прост, и он мотивируется не только заказом Фонда ассирийского международного альянса в Чикаго. Это зов крови, что родился раньше нас, и заставляет вновь и вновь говорить о трагедии, пережитой целым народом. Корни голливудского режиссера уходят в село Чарбаш Урмийского района Ирана, где родился герой его картины и герой ассирийцев. Изначально фильм планировался быть чисто документальным, но потом режиссер решил перенести его в формат документально-художественный. Docudrama – жанр сегодня очень популярный. Элемент вымысла и художественности придает экранному действу больше психологической достоверности, и в этом нет парадокса.

Ереванский показ фильма "Человек, опередивший свое время" был организован представителями Фонда ассирийского международного альянса, приехавшими из США, чтобы быть вместе с армянами в скорбный для обоих народов день – 100-летие Геноцида. Ведь альянс поставил перед собой задачу демонстрации картины в первую очередь в странах, где проживают ассирийские общины. Именно такой страной является Армения, парламент которой давно уже принял факт геноцида в Османской империи ассирийского народа.

Перед столичным кинотеатром "Наири" собралось несколько сот человек… Прислушиваться к их шершавой, с придыханием речи было увлекательно – древний язык всегда звучит как-то особенно, а уже от названия этого – арамейский! – воображение рисовало смоляные бороды, высокие тиары и лязг боевых колесниц некогда грозного и победительного народа. Хотя собравшиеся у кинотеатра наши сограждане ассирийского происхождения выглядели возбужденно, но до обидного современно. Ассирийская судьба оказалась более жестокой, чем наша, им не удалось сохранить ни метра когда-то великого царства, на котором можно было бы сегодня строить свою государственность. Вместе с болью о Геноциде это их "неумолкаемая колокольня", звучащая в душе каждого и вселяющая надежду, что когда-нибудь…

ФРЕЙДУН АТУРАЯ НЕ ПРОСТО ЖИЛ ЭТОЙ НАДЕЖДОЙ – ОН ОТДАЛ ЖИЗНЬ за то, чтобы она как можно скорее стала явью. Он родился в селе Чарбаш в Урмии (ныне территория Ирана). Получив в Тифлисе высшее медицинское образование, к 1915 году стал врачом в русской армии. Служил офицером медицинской службы и по политическим вопросам в составе русских войск в Персии. После начала Февральской революции вместе с соратниками основал Ассирийскую социалистическую партию и в апреле 1917 года выпустил Урмийский манифест объединенной свободной Ассирии на неоарамейском языке. В нем говорилось, что "цель свободного ассирийского единства состоит в том, чтобы установить в будущем национальное самоуправление в районе Урмии, Мосула, Турабдина, Нисибина, Джезиры, Джуламерка наряду с воссоединением с большой свободной Россией с точки зрения экономических и военных соглашений". После 1918 года Ассирийский национальный совет, которым он управлял, был перемещен в Тбилиси, а сам Атурая - смещен со своей должности, затем обвинен в шпионаже и заключен в тюрьму. Его попытка в 1921 году убедить советского министра иностранных дел репатриировать ассирийцев в Урмию и Саламис потерпела неудачу. В 1924 году его снова заключили в тюрьму по обвинению в "фанатичном ассирийском национализме". В 1926 году в возрасте тридцати пяти лет Фрейдун Атурая умер в заключении – осталось неизвестным, отравили его или повесили…

В своей книге "Ассирийцы в Сибири", в главе, начинающейся словами "В том трагическом 1915 году ассирийские беженцы после ужасных мучений добрались, наконец, до Армении", И. Вартанов рассказал: "Наряду с военной и политической карьерой Атурая писал стихи и основал ассирийский журнал, а также ассирийскую библиотеку. Мой отец рассказывал, что ассирийцы возвращались в Закавказье, имея на руках специальные пропуски от Красного Креста, а подписывал их Фрейдун Атурая. Этот человек, по рассказу отца, красивый и самый образованный среди ассирийцев, был их защитником. Его знали все. Он был не только врачом, но и лучшим поэтом ассирийцев. Народ распевал его стихи как свои песни. Особенно любили песню "Орел Тхуми", в которой Фрейдун, создав яркий образ сильной свободной птицы, выразил тоску ассирийца, оторванного от родной земли. Потом, уже взрослым, я увидел фотографию Фрейдуна Атурая в форме военного врача. Мне на всю жизнь запомнилось его необычайно одухотворенное лицо. А погиб он не на фронте Первой мировой войны, где ему довелось служить военным врачом, но в самое мирное время, от рук комиссаров ВЧК. Фрейдуна расстреляли без суда и следствия в одном из подвалов ВЧК. За что?.. Мой отец сказал: "Фрейдун не боялся ничего и не молчал; такие люди в то время долго не жили. Когда его расстреляли, ему было всего тридцать пять лет. Но остались песни Фрейдуна, они и сейчас любимы в народе".

ПЕРЕД ПОКАЗОМ ФИЛЬМА "ЧЕЛОВЕК, ОПЕРЕДИВШИЙ СВОЕ ВРЕМЯ" к залу обратился историк Василий Шиманов, многие годы сотрудничающий с Фондом ассирийского международного альянса в Чикаго, и сказал: "Прежде всего я хочу поблагодарить армянский народ, который предоставил нам возможность быть здесь вместе с вами в этот трагический для нас всех день. Это символический день не только для армянского народа, но и для ассирийцев. Мы так же чтим память своих убиенных, которые погибли во имя того, чтобы мы сегодня вот так сидели все вместе. Если вы слышали о Фрейдуне Атурая – это символическая фигура для ассирийцев. У каждого народа есть свои герои. У армянского народа это Комитас и полководец Андраник, у русского – Александр Невский. Для ассирийцев Фрейдун Атурая – герой во всех отношениях. И прежде всего потому, что он отдал свою жизнь своему народу. Он был врачом, поэтом и политическим деятелем. Главное его достижение - создание Ассирийского манифеста. Это была основа создания ассирийского движения и ассирийского государства. Я представляю Ассирийский альянс, и мы уже многие годы сотрудничаем с известным режиссером Генри Чарром. Как-то после одного нашего разговора он перезвонил мне и предложил написать сценарий к фильму: "Я не мог заснуть в тот день, мысли не давали покоя", - признался он. - Это трагедия не только Фрейдуна, это трагедия всего нашего народа, я никогда не прощу себе, если не сделаю что-нибудь, чтобы увековечить память об этом замечательном человеке! Больше ни слова - мы создадим о нем фильм".

Как уже говорилось, "Человек, опередивший свое время" - это docudrama, в которой в документальные фрагменты и комментарии историков вплетены игровые сцены. Кадры, свидетельствующие об ассирийском геноциде, кажутся знакомыми до боли – все геноциды трагичны одинаково – но и постановочные сцены, решенные режиссером по-своему, кажутся знакомыми тоже…

"НА РОЛИ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ МЫ ИСКАЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ голливудских актеров, и в первую очередь они должны были быть похожи на ассирийцев, - говорит Василий Шиманов. - У нас на сегодняшний день нет профессионалов, которые бы снимались в Голливуде. В итоге все актеры, занятые в этом фильме, оказались армянского происхождения. Их хорошо знают в Америке – они снимаются на разных студиях и в сериалах. Этот фильм актуален именно сегодня, потому что события, которые в нем происходят, затрагивают именно то время, о котором мы все сегодня говорим – время, когда произошел Геноцид".

Ереванский показ "Человека, опередившего свое время", опередил свою премьеру в Чикаго, которая состоится в мае. А дальше он поедет колесить по миру – по странам, по которым судьба разбросала ассирийцев - как и нас. Поэтому, наверное, картина была так тепло принята залом, в котором собрались ассирийцы и армяне – представители народов с общей трагической судьбой. Средства, вырученные от показов фильма, Ассирийский международный альянс планирует направить на установление памятника Фрейдуну Атурая на его родине в Тбилиси. Остается надеяться, что когда-нибудь на свою историческую родину начнут возвращаться не только памятники.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПОКА ЦЕНА - ГЛАВНАЯ КУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ
      2019-10-17 15:32
      396

      Та часть Министерства НОКС, которая "культуры", решила наконец прервать молчание. Точнее, как бы отсутствие всякого присутствия. И сделать она это собралась достаточно громко. 18-19 октября в Best Western Aghveran Hotel в Агверане состоится двухдневный форум под названием "Цена и ценность", на который приглашены практически все руководители государственных культурных учреждений, а также международные эксперты и который, видимо, призван наметить основные магистрали нашей культурной политики.

    • РИЧАРД, СТАЛИН, МЕЙЕРХОЛЬД И КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПСИХОЗ
      2019-10-14 13:19
      1133

      За достаточно недолгий срок армянский театр уже не в первый раз обращается к современной драматургии, берущей начало в безбрежной литературе, в которой рассказывается, из какого материала делаются диктаторы, как создаются кумиры и как фабрикуется коллективный психоз. Пьесой Матея Вишнека "Ричарда III не будет, или Сцены из жизни Мейерхольда" в постановке Сержа Мелик-Овсепяна открылась недавно отстроенная Малая сцена Национального академического театра им. Г. Сундукяна.

    • САРЕ: ПРИГЛАШЕНИЕ К ИГРЕ
      2019-10-11 14:45
      2329

      У Гофмана мастер Дроссельмайер создавал игрушки настолько волшебные, что они сами приглашали, вовлекали - не могли не вовлекать - в игру, в сказку. Вот так за границу обыденного хода вещей стремится и маленькая и забавная фигурка героического протагониста с живописных полотен Евгении САРКИСЯН. Уже и не припомнишь другого такого вернисажа, когда в академичной, без перформансов, строгой развеске картин был бы настолько задействован зрелищно-действенный принцип театра и кино, делающий зрителя соучастником веселого и фантасмагорического представления.

    • ПОЛЬСКИЙ ТРАНЗИТ АРМЯНСКОЙ ДРАМАТУРГИИ
      2019-10-11 10:46
      2385

      Одним из событий Международного фестиваля исполнительских искусств HighFest стала презентация сборника пьес современных армянских драматургов, вышедшего на польском языке по инициативе и в редакции доктора филологических наук, профессора Варшавского университета, специалиста межкультурных исследований Центральной и Восточной Европы Андрея МОСКВИНА. Факт в новейшей истории беспрецедентный - кажется, у армянской драматургии появился шанс прорубить окно в Европу.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • МАЙЯ И НАРЕ: ПУТЬ К АРАРАТУ
      2019-10-16 12:05
      673

      В Союзе кинематографистов Армении прошел эксклюзивный показ фильма "Другая сторона дома" нашей соотечественницы из США, кинопродюсера и режиссера Наре МКРТЧЯН. Короткометражная документальная картина вышла в 2015 г., через год ее премьера состоялась в рамках МКФ "Золотой абрикос", а спустя еще полгода вошла в шорт-лист американского "Оскара", оказавшись первой киноработой "армянского происхождения" в списке претендентов на знаменитую кинопремию.

    • АРЦАХ НА ГРАНИ ВЕЧНОСТИ
      2019-10-05 10:00
      2092

      "В глубине глаз и во взгляде людей порой можно прочесть намного больше, чем в словесном тексте. Так случилось, что именно глаза и взгляды арцахцев натолкнули меня на идею фильма и стали "сценарием", легшим в его основу. В фильме вы не услышите слов, интервью или закадрового текста. На протяжении часа будет звучать музыка, а с экрана на вас будут смотреть арцахцы, в чьих глазах отражена божественная красота арцахской земли с  ее неповторимыми природными ландшафтами, памятниками старины и самобытным национальным укладом жизни, быта, традициями. Вы приблизитесь к божественности Арцаха".

    • БЛЕСТЯЩЕЕ ЗАВЕРШЕНИЕ СЕЗОНА: "ОТЕЛЛО"
      2019-08-06 12:06
      7275

      "Когда вы будете писать в сенат об этих бедах, не изображайте меня не тем, что есть. не надо класть густых теней, смягчать не надо красок". С тех пор, как на подмостках впервые прозвучала эта мольба, прошло без малого четыре с половиной века: тысяча артистов во всех странах мира старались изобразить Отелло "таким, как есть". И все же вопрос "как мог Отелло поверить клевете", словно загадочная улыбка Моны Лизы, остается вечным вопросом искусства.

    • ДИПЛОМАТ БЕЗ ГОСУДАРСТВА ДИАНА АБГАР
      2019-07-24 10:31
      2230

      "Мыслью и душой я погрузилась в глубь самого ужасного и горького вопроса моей несчастной нации, которая страдала и заливалась кровью под игом самых жестоких и тиранических угнетателей. Мы недавно переехали из Индии в Японию, где я собиралась родить нашего первенца. Мужа моего мы нигде не могли найти: кредиторы явились, чтобы забрать практически все наше имущество. Никогда еще я не чувствовала себя столь беззащитной и одинокой в мире: я ощущала себя беженкой на чужбине. Я спрятала свои драгоценности у соседей: я испытывала стыд и позор, но понимала, что должна спасти семью. Но лишь Господь знал, как помогут мне эти маленькие украшения в будущем..."