Последние новости

​ГОССАБОТАЖ

Не хотелось в эти предновогодние дни обращаться к неприятным темам, однако поступающая из Тбилиси информация столь важна, что мы просто обязаны поделиться ею с читателем, не дожидаясь завершения новогодних и рождественских каникул. Речь идет о реакции на выступление представителей епархии Армянской Апостольской Церкви в Грузии на прошедшем в Тбилиси 24-26 ноября международном симпозиуме «Христианство в нашей жизни: вчера, сегодня, завтра». На симпозиуме, посвященном второму тысячелетию распространения христианства в Грузии, помощник главы епархии по юридическим вопросам Левон Исаханян выступил с докладом «Армянская епархия Грузии: история и современность».

В ДОКЛАДЕ БЫЛО ПОДЧЕРКНУТО: «Мы считаем необходимым: 1) решить вопрос о юридическом статусе Армянской епархии Грузии; 2) совершенствовать законодательство Грузии, которое должно обеспечить свободу вероисповедания и упорядочить деятельность религиозных организаций; 3) передать Армянской епархии Грузии те церкви, которые на протяжении веков принадлежали Армянской епархии Грузии».

Очевидно, что требования эти абсолютно здравые, к тому же повторяющиеся на протяжении уже многих лет. Ведь отсутствие в провозглашающей себя форпостом демократии в регионе Грузии законодательства, регулирующего деятельность религиозных организаций в соответствии с принятыми в цивилизованном мире нормами, выглядит просто абсурдно (см. об этом статью «Плечом к плечу с властью», «ГА» от 20.08.2005).

К сожалению, эти фундаментальные для демократизации грузинского общества вопросы, волнующие не только армянскую общину, вовсе не привлекли внимания ни участников симпозиума, ни СМИ, посвятивших в последние недели докладу представителей Армянской епархии множество эмоциональных, озлобленных, даже откровенно угрожающих статей. Объектом нападок стал третий пункт, точнее, та часть доклада, где сказано: «Волею исторических обстоятельств армяне в Грузии всегда составляли одну из основных групп населения. И на протяжении веков здесь существовала также Армянская Апостольская Церковь. Согласно различным источникам, она действует в Грузии с V века. В течение веков Армянская епархия возвела в Грузии более 600 церквей и религиозных строений».

ЗДЕСЬ У НАС НЕТ ВОЗМОЖНОСТИ НЕ ТОЛЬКО УГЛУБЛЯТЬСЯ в суть проблемы, но и просто назвать ученых, общественных, политических деятелей, посчитавших необходимым выступить в прессе по поводу этого заявления. Скажем только, что оскорбительные выкрики с мест, прозвучавшие уже в ходе заседания, переросли на страницах прессы, за редким исключением, в откровенную брань в адрес таких-то и таких-то армян (одна из газет в эти же дни похвалялась тем, что, хотя ее и считают антиармянской, она никогда не пишет «вонючие армяне»), готовящихся чуть ли не захватить Тбилиси. Любопытно, что при этом практически каждый пытается воспользоваться подвернувшейся возможностью и решить свои проблемы - финансовые, кадровые и остальные, спекулируя на «армянской угрозе».

Как нельзя кстати оказалась, например, развернувшаяся антиармянская кампания и для президента Академии наук Грузии академика Тамаза Гамкрелидзе, который поместил в газете «Квирис палитра» (12-18 декабря) целое воззвание по этому поводу. Процитируем лишь один абзац: «Вообще следует сказать, - пишет президент ГАН, оказавшейся вследствие решения президента Саакашвили на грани ликвидации, - что в условиях соперничества и борьбы с армянскими коллегами в сфере культуры мы проиграем, если будут распущены наши академические институты, если они утратят научное сотрудничество, что и уничтожит их окончательно... Мы будем вынуждены признать наше бессилие и наше полное поражение в будущем...»

ОГРАНИЧИМСЯ ОДНИМ ЭТИМ ПРИМЕРОМ, тем более что в докладе Армянской епархии ничего сенсационного или нового не содержалось. В частности, цифра 600 уже более 10 лет известна в Грузии, ибо вошла она в научный оборот вследствие издания в 1995 году карты-справочника Самвела Карапетяна «Армянские церкви в Грузии», получившей за эти годы в Грузии широкую известность. Кстати, со своей стороны заметим, что Самвелом Карапетяном написано и серьезное исследование под тем же названием, к сожалению, пока не изданное за отсутствием средств. Как видим, его издание становится все более актуальным.

Между тем за всей этой шумихой ни на симпозиуме, ни в посвященных ему материалах в прессе за последние дни практически не было сказано ни слова о реальных проблемах Армянской епархии и армянской общины Грузии. И никто не сказал простой вещи: возможно, цифра 600 требует отдельного и длительного обсуждения, но ведь в конце концов никто и не требует возвращения всех 600 строений. Давайте вернем хотя бы 6 из тех, которые сами грузины признают армянскими.

Армянскую общину волнует не только проблема храмов, но и откровенно пренебрежительное отношение к их письмам и обращениям. Два месяца назад духовенство обратилось к премьер-министру с требованием юридического статуса для епархии, но так и не получило хотя бы формального ответа, хотя в соответствии с законом должно было получить его не позже, чем через месяц. Вообще дурная привычка не отвечать на обращения епархии и «терять» направленные к ним письма сама по себе достаточно четко характеризует отношение властей Грузии не только к епархии Армянской Апостольской Церкви, но и к 400-тысячной армянской общине. Так, например, она вот уже 10 месяцев ждет ответа от администрации президента на просьбу об установлении хачкара в память Геноцида армян на территории, прилегающей к церкви Нор Эчмиадзин. В муниципалитете это письмо тоже уже дважды «теряли».

По поводу отсутствия реакции на эту последнюю просьбу нельзя не заметить, что постоянные упоминания в грузинской прессе «третьей силы», провоцирующей напряжение в армяно-грузинских отношениях, возможно, имеют под собой определенные основания. Кто иначе, если не «третья сила», не позволяет грузинским властям разрешить установку хачкара, подобного тем, которые стоят в сотнях городов мира, в том числе и в тех, армянская община которых в десятки раз меньше тбилисской?

Завершим наши вынужденно краткие и сумбурные заметки упреком в адрес нашей, пока еще хоть как-то существующей Академии наук и государства, которые, как обычно, держатся в стороне от «соперничества и борьбы в сфере культуры». Возможно, они опасаются, что это будет расценено как вмешательство во внутренние дела соседней страны. На этот случай напомним, что, согласно статье 10-й «Конституционного соглашения» Грузии, государство обязано «вести переговоры с соответствующими государствами относительно собственности всех грузинских православных соборов... и церковных предметов...» Почему бы не признать ту же обязанность и за Армянским государством?

22 декабря 2005 г.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ​ВЫХОД ТУРЦИИ ИЗ ЦУГЦВАНГА УСТИЛАЕМ МЫ
      2015-05-13 14:10

      Поток касающейся Турции информации в последние месяцы не прерывался и не ослабевал. Не ослаб он и после 3 октября, когда счастливое лицо премьер-министра Эрдогана должно было оповестить мир о том, что цель достигнута и двери в ЕС открыты.На самом же деле в тот день мало что по существу решилось, и перспективы вступления Турции в семью цивилизованных европейских народов как были туманными до 3 октября, таковыми и остаются.

    • ОПЕРАЦИЯ "НЕМЕЗИС"
      2015-05-12 11:01

      Книга “ОПЕРАЦИЯ НЕМЕЗИС, РАССКАЗАННАЯ ЕЕ УЧАСТНИКАМИ” содержит переведенные на русский язык воспоминания непосредственных участников операции “Немезис” (Микаела Варандяна, Согомона Тейлиряна, Шаана Натали, Мисака Торлакяна, Аршавира Ширакяна, Григора Мержанова, Арама Ерканяна, Азвина, Даре Айказяна и Симона Врацяна), а также статьи автора, написанные в разное время на эту тему и ставшие фактически предисловием к данному изданию. В большинстве случаев материалы на русском языке публикуются впервые. Автором статей и переводов явился известный публицист Левон Микаелян (Казарян), проработавший в газете «Голос Армении» на должности заместителя главного редактора более 16-ти лет.

    • НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
      2011-09-29 00:00

      Каждый, кто пытался осмыслить исторические пути и судьбы армянской литературы, охватить ее широким ретроспективным взглядом, определить ее своеобразие в контексте мировой, не мог не прийти к выводу, что основная особенность армянской литературы, предопределившая ее основное содержание, тематику и проблематику, своеобразие ее поэтики, жанровой и образной систем, - это лежащая в ее основе национальная идея.Если попытаться дать краткое, буквально в двух словах определение, девиз и кредо армянской литературы, да и всей армянской книжности от ее истоков до наших дней, то и здесь нам не пришлось бы искать что-то новое. Достаточно вспомнить лаконичную формулу, предложенную Хачатуром Абовяном полтора века назад для характеристики своей великой книги "Раны Армении", - "плач патриота".

    • "ГАРЕГИН НЖДЕ ВОЗРОДИЛ ОБЕТ МАМИКОНЯНОВ", -
      2011-07-07 00:00

      заявил в интервью "ГА" Рафаэл АМБАРЦУМЯН, председатель организации "Обет национального союза" - Вы и некоторые другие нждеведы считаете днем рождения Нжде 1 февраля, а не 1 января, как считал составитель первой полной биографии Нжде Аво. На чем основывается ваша версия? - На единственном дошедшем до нас документе, указывающем день рождения Нжде точно, - на составленном в 1916 году рукой Нжде "послужном списке". Документ этот подписан также генералом Смбатом Борояном. Этот документ обнаружил и опубликовал в "Историко-филологическом журнале" (№1, 2001) историк Ваан Меликян. В документе указано, что Нжде родился 20 января по юлианскому календарю, то есть 1 февраля по новому стилю.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "ЭТО ДИНАМИЧНЫЙ ПРОЦЕСС ПРЕВРАЩЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ЖИВОТНЫХ!"
      2024-05-08 11:25

      В 1990 г. в Советском Союзе не было армянина, который не знал бы о 21-дневной голодовке народных депутатов СССР. Академику Виктору Амбарцумяну во время голодовки исполнилось 82 г. На 19-й день резко ухудшилось состояние журналиста Зория Балаяна, который незадолго до  того перенес тяжелую операцию на сердце. В тот же день в Москву вылетел глава Армянской Апостольской Церкви  Католикос Вазген Первый.

    • ПРИМИРЕНИЕ ПРОТИВ ЛЖИВЫХ ОБЕЩАНИЙ И МАНИПУЛЯЦИЙ
      2024-05-06 14:25

      Спикер парламента Армении Ален Симонян официально заявил, что Никол Пашинян не примет участия в церемонии инаугурации президента РФ Владимира Путина. Хотя в церемонии инаугурации выставляющего Армении условия президента Турции, страны не отрицающей своего участия в 44-дневной войне, армянский премьер принял участие не только с радостью, но и с подарком для Реджепа Эрдогана. В принципе, спикер мог бы ничего и не говорить, не только потому, что участие Пашиняна в этом мероприятии было бы верхом лицемерия, но еще и потому, что ранее уже было заявлено, что 7 мая Никол Пашинян проводит очередную пресс-конференцию.

    • ОТ ИМЕНИ ВСЕГО НАРОДА ОН ОТРЕКАЕТСЯ ОТ РОДИНЫ, КОНСТИТУЦИИ, ЦЕРКВИ, ДЕКЛАРАЦИИ НЕЗАВИСИМОСТИ...
      2024-02-15 09:55

      В политологии отсутствует точное определение правящего политического строя Армении. Режим Пашиняна – нечто среднее между тиранией, авторитарно - подданнической традицией и абсолютизмом. В нашей стране давно уже не действует "гражданский договор": в отличие от демократического устройства, насильственное подчинение правящему режиму исключает договорные отношения граждан и власти.

    • ФРЕСКИ ДАДИВАНКА ВОЗВРАЩАЮТСЯ ВНОВЬ
      2021-10-22 09:15

      Известные реставраторы из Италии Ара Зарян и Кристин Ламуре преподнесли на днях прекрасный подарок всем, кто интересуется армянской историей, культурой и работает над популяризацией наших ценностей в мире. Просто роскошная книга-альбом "Монастырь Дади - Дадиванк", составленная Ара и Кристин и рассказывающая на неполных 500 глянцевых страницах историю обнаружения и процесс реставрации фресок знаменитого арцахского монастыря, стала третьим их масштабным трудом, посвященным уникальному, но малоизвестному широким кругам фресковому искусству Армении.