Последние новости

Я ГОТОВ ВЗЯТЬ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЗОНЫ БЕДСТВИЯ,

сказал в интервью "ГА" доктор технических наук Вачаган АМАЗАСПЯН

- Г-н Амазаспян, уже не первый год вы пытаетесь продвигать идею гелиофикации Армении и создания в республике гелиотехнической промышленности. Находят ли ваши инициативы понимание и поддержку на государственном уровне?

- К сожалению, нет. Несмотря на достаточно успокоительный тон отчетных документов, приходится констатировать, что реальных шагов к восстановлению промышленности республики не предпринимается и это приводит к крайне негативным экономическим и социальным последствиям. Совет по гелиофикации Армении решил организовать союз, который будет заниматься восстановлением промышленности зоны бедствия. Там уже много лет нет работы и нет реальных надежд, что ситуация изменится к лучшему. Люди уезжают. Но надо же что-то делать!

Общая промышленная политика, которую я разработал, должна включать выпуск востребованной продукции будущего. Эффективно использовать чужие технологии не получается, а выйти из кризиса можно только путем освоения новых технологий и выпуска современной продукции, что мы и предлагаем. И развивать это направление надо начинать именно с зоны бедствия, где все социально-экономические проблемы стоят особенно остро. Солнечная энергетика интенсивно развивается за рубежом, но мы нашли то направление, которое максимально подходит к нашим условиям, добавили к нему создание солнечных электростанций, а также разработку и производство персональных гелиосистем для каждой семьи. В Армении и НКР имеется в общей сложности 350 тыс. крестьянских хозяйств, и если обеспечить такой техникой каждую семью, то решаются многие энергетические проблемы.

- Например?

- Это отопление домов, переработка сельхозпродуктов и т.д. Новые технологии позволяют производить элитарные экологически чистые сельхозпродукты, которые пользуются большим спросом на рынке и реализуются по высокой цене. За рубежом продукты, обработанные с помощью солнечных технологий, стоят в 3-5 раз дороже. Развитие производства гелиотехнических систем представляется чрезвычайно перспективным, позволит решить целый комплекс проблем. О востребованности пищевой продукции, полученной с помощью солнечной обработки, я уже говорил, а сами персональные гелиотехнические установки тоже будут востребованы как на внутреннем, так и внешнем рынке.

- А создание такого производства в Армении не потребует больших средств?

- Деньги, разумеется, понадобятся. Но заказчиков много. И это позволит решить финансовые проблемы. Недавно здесь побывал американец - представитель гуманитарной организации, который намерен организовать в Армении производство гелиотехнических систем для сирийских беженцев. Около 4 млн человек остались без средств к существованию, надо решать их проблемы. На многих потенциальных зарубежных партнеров наши разработки производят сильное впечатление, потому что у них такой техники нет. Это наши оригинальные разработки. Нельзя забывать о том, что ориентация на копирование даже лучших зарубежных образцов - планирование отставания. Но именно эта политика проводится сегодня в нашей стране. Вместо того чтобы использовать перспективные разработки наших ученых и специалистов, здесь пытаются получить китайские образцы. А это значит перекрывать дорогу творческой мысли и при этом делать свой бизнес. Если нам удастся организовать в зоне бедствия гелиотехническую промышленность, там будет создано порядка 30 предприятий и множество дополнительных структур. Если мы сможем занять 0,1% мирового рынка гелиотехнических систем, то это примерно от 400 до 800 тыс. рабочих мест. Но надо поставить такую задачу. Наши разработчики должны работать с правительственными организациями, вести переговоры с потенциальными заказчиками, находить рынки сбыта. Эта продукция востребована, и я не сомневаюсь в успехе. Наша группа даже рассмотрела вопрос производства тракторов, работающих на солнечной энергии, это очень оригинальная технология.

- Что вы считаете своими первоочередными задачами?

- Во-первых, надо решить вопрос зоны землетрясения, организовать там производство на основе наших разработок и выйти с этой продукцией на зарубежные рынки. Затем организовать такое производство в Карабахе. Следующая задача - развитие этого направления в Спюрке, в местах компактного проживания армян.

Доктор технических наук Вачаган АМАЗАСПЯН

-То есть вы считаете, что в состоянии решить проблемы зоны бедствия?

- И не только этих регионов. Рынок готов воспринять нашу продукцию, техника есть. К нам обратился губернатор Кемеровской области Аман Тулеев с просьбой организовать гелиофикацию труднодоступных таежных сел. В Кузбассе есть и газ, и нефть, но их выгодно продавать за валюту, а у себя использовать дешевую энергию, получаемую экологически чистыми технологиями. Сейчас ведутся переговоры по этому вопросу. Предложений очень много, поэтому, пока в Армении не созданы условия для развития промышленности, мы рассматриваем возможности реализации наших планов за рубежом - там, где есть желание и готовность развивать это направление и готовность вкладывать деньги. Интерес к гелиотехническим системам высок во всем мире, кроме Армении.

- То есть Министерство энергетики не настроено с вами сотрудничать?

- У нашего Министерства энергетики свой подход - приобрести китайскую технику и установить в Спитаке солнечные элементы китайского производства. Я считаю, что надо объективно оценить ситуацию и создать условия для развития гелиотехнической промышленности в Армении на основе отечественных разработок, вести правильную промышленную политику и сделать так, чтобы это направление активно развивалось, повторяю, в первую очередь - в зоне бедствия. Но если необходимые условия не будут созданы, мы будем вынуждены перевести свое производство за рубеж. За 25 лет независимости следовало понять, что надо иметь нормальную концепцию развития и поддерживать те направления промышленности, в которых заинтересован мировой рынок.

- Насколько конкурентоспособны ваши гелиосистемы?

- Не сомневаюсь, что мы имеем на рынке конкурентные преимущества, потому что наша продукция современная, качественная, многофункциональная и недорогая. По своим характеристикам она значительно превосходит китайские образцы. Более перспективный путь - делать разработки и передавать их китайским фирмам, работать с ними на договорных условиях. Наши разработки заслуживают внимания, обладают большой новизной и, я уверен, найдут широкое применение. Мы можем работать в одном направлении - получение солнечной и электрической энергии, горячей воды, - но мы вышли на высокие технологии, широкое применение гелиоэнергии там, где это возможно. По нашим расчетам, если каждая семья получит установку в 20 кВт, то в итоге мы получим столько энергии, сколько может дать 5 таких атомных электростанций, как наша.

- Какую сельхозпродукцию можно производить с помощью гелиоустановок?

- Это весьма широкий ассортимент продуктов - соки, различные сухофрукты, суджух, томат-паста, овощные консервы, коньячный спирт, сгущенное молоко, сыры и т.д. Это огромное поле деятельности, удивительно, что это никого не интересует в нашей стране. Нет государственной поддержки, у всех свои интересы, в том числе и у собственников предприятий. Решения принимают дилетанты. В таких условиях невозможно работать. Сейчас мы создаем общественную организацию, и я готов взять на себя ответственность за восстановление зоны землетрясения

- А что требуется от государства?

- На поддержку мы не рассчитываем, только бы не мешали создавать современную технику для мирового рынка. Получено 40 млн долларов на развитие солнечной энергетики, и, как я уже говорил, предполагается закупить китайскую продукцию и разместить ее в Спитаке, что помешает реализации нашей программы. Такое решение просто обесценит наши идеи и разработки. Ничего не получится. Сейчас я хотел бы получить подтверждение, что нам хотя бы не будут мешать воплотить наши идеи и планы, позволят работать с нашими зарубежными соотечественниками. Эта идея появилась у меня в 1991 году, когда я хотел организовать съезд армянской технической интеллигенции и вместе решить, как перевести наукоемкую промышленность Армении, которая была ориентирована на ВПК, в гражданское русло. Для меня гелиотехническая промышленность и гелиофикация Армении - это шанс выхода из экономического кризиса и возможность Армении занять достойное место в мировой экономике. Все доводы типа того, что у нас блокада, нет условий, мировой экономический кризис и т.д., я не принимаю. Трудности - шанс для развития. Надо просто доверять профессионалам.

Сейчас мы пытаемся организовать в Шираке и Лори производство гелиотехнической продукции. Только бы не помешали! У меня есть предложения из России, Швейцарии, США. Это направление перспективно не только для решения экономических и социальных проблем Армении, это была бы и большая политическая акция для Армении, шанс стать региональным лидером гелиотехнической промышленности. И нам не надо ждать достижений Китая, России или других стран в этом направлении, не надо плестись в хвосте. Мы работаем в этом направлении уже 20 лет, у меня есть хорошие кадры специалистов, я уверен, что мы справимся с поставленными задачами. Производство требует нового оборудования, поэтому мы ставим задачу организации гелиотехнической промышленности: производство систем, станков и оборудования для этого направления. Тогда будут гарантированы высокое качество и низкая себестоимость выпускаемой продукции. Наши гелиоустановки отличают не только низкая себестоимость, многофункциональность, качество, но и высокие эксплуатационные характеристики, в первую очередь надежность. Мы можем заключить договоры со многими регионами России. Наши установки очень удобны в условиях резко континентального климата. И это еще один стимул для развития армянской науки и разработок новых технологий.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЛИКВИДАЦИЯ НАУКИ ВСЕГО ЛИШЬ ОТЛОЖЕНА
      2024-11-21 09:52

      В интервью "ГА" директор Регионального научно-образовательного математического центра Южного федерального университета (Ростов-на Дону), доктор физ.-мат. наук, главный редактор международного журнала Journal of Mathematical Sciences, профессор Алексей КАРАПЕТЯНЦ комментирует новый проект закона РА об образовании и науке.

    • АРМЕНИЯ ВСЕГДА БЫЛА, ЕСТЬ И БУДЕТ
      2024-11-19 09:31

      В интервью «ГА» преподаватель Российско-Армянского университета, кавказовед, соучредитель научно-образовательной организации «Армянский проект» Карен ИГИТЯН рассказывает о том, как менялась демографическая ситуация в Армении.

    • АРМЯНЕ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР
      2024-11-15 10:26

      В интервью "ГА" доктор исторических наук, профессор, заведующая отделом востоковедения Института древних рукописей Матенадарана Кристине КОСТИКЯН рассказывает о том, какую роль играли армянские купцы в развитии экономики Ирана в период правления династии Сефевидов.

    • НА ПУТИ К ГЕНОМНОЙ МЕДИЦИНЕ
      2024-11-02 10:13

      В интервью «ГА» директор Армянского института биоинформатики, кандидат биологических наук Лилит НЕРСИСЯН говорит о перспективах развития биоинформатики в Армении.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ