Последние новости

"ЭТО НЕ ПАНТОМИМА. ЭТО ТЕАТР!"

По четным годам Жирайр ДАДАСЯН и возглавляемый им Государственный театр пантомимы проводят свой международный mime-fest в Цахкадзоре. А по нечетным сами ездят на международные фестивали. Спектакль "Шераник" вернулся из грузинской столицы, где проходил Международный фестиваль им. Ам. Шаликашвили, основателя Тбилисского театра пантомимы, который отмечает свое 50-летие.

ТОРЖЕСТВЕННОЕ ЗАКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ СОСТОЯЛОСЬ 20 МАЯ. Наши вернулись на два дня раньше – дома был назначен спектакль. А чего рассиживаться? Фестиваль не конкурсный, свою долю восторгов, аплодисментов и подарков команда Дадасяна получила, переговоры провела, творческие мосты навела, даже успела встретиться в неформальной обстановке с коллегами из Тбилисского армянского драматического театра им. Адамяна – пора и честь знать.

Сцена из спектакля 'Шераник'

"Все было прекрасно – и погода, и организация, и, главное, атмосфера фестиваля, - рассказывает Жирайр Дадасян. - Это был прекрасный повод встретиться и поработать друг с другом. Мы показали спектакль "Шераник". Не буду говорить о том, что он прошел очень успешно, хотя так оно и было. Но на меня гораздо большее впечатление произвела та потрясающая, действительно таинственная тишина, которая звенела в зале на протяженности всего спектакля. Дело в том, что после 2001 года, после фестиваля "Назеник", нам никак не удавалось всерьез пообщаться с грузинскими коллегами. Каждый раз мы приглашали тбилисский театр на наш фестиваль в Цахкадзор, и каждый раз что-то мешало им приехать. В 2010-м Тбилисский театр пантомимы стоял у нас в программе, был представлен в буклете, но там началась война… Так или иначе, фестиваль в Тбилиси состоялся – первый шаг оказался достаточно уверенным, что дает повод рассчитывать на дальнейшие перспективы, и я уверен, что наши контакты укрепятся".

Программа I Международного фестиваля им. Шаликашвили была не слишком насыщенной, но крепкой. Хозяева дома были представлены не только столичным государственным театром, но и Кутаисским театром пантомимы OIDIPUS, а также Театром движения Кахи Бакурадзе - видимо, наши соседи проявляют к жанру больший интерес, в стране существуют как государственные театры, так и независимые труппы. Кроме ереванцев гостями фестиваля стали Джозеф Михаэль Крейцер, глухой мим и ученик Марселя Марсо, и японец Макото Иноунэ, лауреат и золотой призер многих фестивалей, известный нашей публике по встречам в Цахкадзоре, с новым спектаклем Dojo-ji.

"В Тбилиси приехал и председатель Международной федерации пантомимы. Он присутствовал на нашем спектакле, наговорил кучу комплиментов, потом у нас состоялась беседа на тему перспектив развития нашего жанра. Мы коснулись и очень важного, на мой взгляд, вопроса – уже готово обращение в ЮНЕСКО об учреждении международного дня пантомимы. Он просил, чтобы мы со своей стороны поддержали этот проект всеми возможными способами. Естественно, мы приложим все силы, чтобы такой день стал реальностью", - рассказывает художественный руководитель Ереванского театра пантомимы.

Жирайр ДАДАСЯН

ЖИРАЙР ДАДАСЯН НЕ ПРОСТО ПОСТАВИЛ СПЕКТАКЛЬ "ШЕРАНИК" - он словно спустил его на сцену прямо со страниц Библии XV века, найденной в Ани и хранящейся в Матенадаране, послужившей режиссеру музой. Но Дадасян не просто оживил средневековую миниатюру – он придал ей масштаб и изысканность, которым национальный колорит в сочетании с мышлением современного европейского театра придал настоящий класс.

"Грузинская пантомима развивается все больше в рамках классической традиции. Они больше сконцентрированы на верности жанру, не в пример нашему подходу – мы в пантомиме больше внимания уделяем самому явлению театра. Меня не слишком интересует какое-то отдельное движение, я стремлюсь, чтобы постановка без слов, точнее, постановка, сделанная на языке тела, могла передать всю драматургическую полноту, - говорит Жирайр Дадасян. - Когда нас поздравляли после спектакля, довелось несколько раз услышать фразу: это не пантомима, это театр! Не знаю, хорошо это или плохо… Перед началом спектакля я выступил и сказал, что показ "Шераник" в Грузии – это символично. Те, кто видел его, знают: спектакль рассказывает о событиях начала XV века, когда в Грузии правила царица Тамар, а войсками командовали братья Захаряны. Я рассказал об этом – о периоде освобождения Ани, который впоследствии снова был завоеван. Ко мне даже подошел солидного возраста и вида грузин и сказал, что спектакль не только впечатлил его до крайности, но и заставил заинтересоваться историей. "Я обязательно найду и прочту материалы, о которых повествует ваш спектакль", - заявил он".

Когда человеку приятно, он делает так, чтобы и другим было приятно тоже – эту теорию развивал еще Фрунзик Мкртчян в "Мимино"… Успех вдохновил художественного руководителя Театра пантомимы – из Тбилиси он привез не приз, а сюрприз для поклонников жанра, как бы возможность приобщиться к фестивалю, на котором нас не было. Из грузинской столицы Дадасян вернулся не один, а с Макото Иноунэ. Японец с лицом, как лезвие бритвы, вернее, как клинок катаны, запомнился армянским поклонникам жанра еще с 2012 года, когда представил на фестивале в Цахкадзоре свой мини-спектакль по мотивам "Ричарда III". Доведенная до абсолюта – как любят японцы - четкость выверенных, обманчиво-спонтанных движений, их ритмика магнитом притягивали к себе внимание. А музыка из "Маскарада" Арама Хачатуряна, прозвучавшая финалом спектакля, была воспринята нашим зрителем с восторгом, который именитому сыну Страны восходящего солнца вряд ли доводилось срывать.

Во вторник на сцене ТЮЗа Макото Иноунэ показал свою новую работу – ереванскую премьеру спектакля "Шут Макбет". Красное и черное, трагедия неразделенной страсти, традиции японского театра – экзотика пленительна! Зритель очарован!

Словом, Жирайр Дадасян и его театр и себя другим с самой лучшей стороны показали, и других нам продемонстрировали, сделав всем красиво. Люди работают, выходя широко за рамки стен собственного театра. В фигуральном смысле. Потому что собственных стен у Государственного театра пантомимы как не было, так и, несмотря на многочисленные заверения, нет. Но не будем о грустном. Пока Дадасян и его команда принимают поздравления.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПАРОНЯНОВЦЫ: "ЕРЕВАН 2024", ШАНХАЙ И "ПРАЙМТАЙМ"
      2024-11-22 12:12

      Ереванский Государственный театр музыкальной комедии им. А. Пароняна только что вернулся из поездки в Китай. Вернулся и сразу объявил о премьере мюзикла "Ереван 2024". Отыграют - и опять на фестиваль, на сей раз в Россию. Дальше вернутся и приступят к реализации большого международного проекта. И это не считая спектаклей, с завидной регулярностью выходящих на Малой сцене театра. Что самое удивительное: все это громадье работы театр осуществляет без получения грантов от государства. "Работай качественно, имей сто друзей и - жизнь удалась!", - считает директор театра Каро ШАХБАЗЯН.

    • "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ" - НО СВЕТ БЕЗУСЛОВНО НАСТУПИТ!
      2024-11-21 10:33

      "Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической?  В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".

    • "ТЕАТРАЛЬНАЯ АКУСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА – ШКОЛА, СПОСОБНАЯ БЫТЬ УСЛЫШАНОЙ"
      2024-11-20 10:25

      Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...

    • НАЙТИ ТО, ЧЕГО СЕГОДНЯ ВСЕМ ТАК НЕ ХВАТАЕТ...
      2024-10-29 10:55

      С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "ТЕАТРАЛЬНАЯ АКУСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА – ШКОЛА, СПОСОБНАЯ БЫТЬ УСЛЫШАНОЙ"
      2024-11-20 10:25

      Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...

    • НАЙТИ ТО, ЧЕГО СЕГОДНЯ ВСЕМ ТАК НЕ ХВАТАЕТ...
      2024-10-29 10:55

      С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.

    • HIGH FEST-2024 - МЫ НЕ ПЕРЕСТАНЕМ МЕЧТАТЬ!
      2024-10-01 13:22

      Фееричное шоу, полеты не во сне, а наяву в ночном небе над Каскадом - спектакль Cubo итальянской компании eVenti Verticali откроет Международный фестиваль исполнительских искусств HIGH FEST-2024.  Президент фестиваля Артур ГУКАСЯН уверен, что все должно быть со смыслом - и фейерверки, и звезды. Еще лучше, когда они превращаются в концепцию, программу, и совсем хорошо, если в культурную политику.

    • ВПЕРВЫЕ
      2024-08-29 10:11

      Арммоно работает без отпусков. Участие в четырех международных фестивалях, две награды и приглашения на новые театральные форумы - таковы результаты ереванского фестиваля по итогам расслабленного сезона. Последнее достижение - вчера делегация Арммоно вернулась с Международного фестиваля "Островский-FEST" в Кинешме, где спектакль "В Канаду с двумя чемоданами" (продукция театра-фестиваля "Armmono", Армения) был удостоен специального приза.