ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН
Итак, ведущим принципом армянской культурной политики можно признать эксперимент. Эксперимент как таковой, без аналитической базы, вне широкого обсуждения, без учета "за" и "против", свободный, спонтанный, вызывающий.
НУ КТО МОГ ПОДУМАТЬ, ЧТО В КАБИНЕТАХ ВЛАСТИ ЗРЕЕТ ТАКОЕ РЕШЕНИЕ? Назначить Гегама Григоряна художественным руководителем Театра оперы и балета! Его и сегодня все знают как талантливого вокалиста, блестяще осуществившего свою певческую карьеру. В то же время не забыта его работа в качестве художественного руководителя театра и режиссера, которая длилась с 1999 по 2008 гг. В результате он был уволен или сменен, да, да, уважительно, с почестями, в лучших традициях советской номенклатуры, но не потому, что он был хорошим руководителем. Действительно, ничего хорошего в период его руководства в театре не произошло. А плохого было немало. Им были сняты прекрасные постановки предыдущего директора и режиссера, а также певца Тиграна Левоняна - "Ануш", "Аршак Второй", "Полиутто", "Отелло", "Паяцы", "Аида", "Чио-Чио-сан"… и предложены свои, среди которых особенно неудачной была все та же многострадальная "Ануш".
А потом целых 5 лет театр
маялся под управлением
Камо Оганесяна, ставшего жертвой
все того же эксперимента
администрации, которая превыше
всех достоинств считает: первое -
сговорчивость и второе -
партизанскую скрытность, умение отгородиться
от настырных критиков,
от серьезных профессиональных разговоров
о проблемах театра, а
если где-то они ведутся, не слышать
их. Кто дает
деньги, тот и заказывает
музыку - вот
главный принцип авторитарного
государственного управления, который
вот уже много
лет упорно исключает
приоритет профессионализма.
Такое
управление дорого обходится
нашей культуре. Забыты
прекрасные традиции театра, так
блистательно проявившиеся в 60-70-е
годы, и далее в 90-е,
когда каждая постановка становилась событием, когда
на сцене блистали,
как и положено, певцы
и певицы, танцоры,
балерины и вокруг них создавался
столь необходимый театру
звездный антураж. Самый
продуктивный принцип -
работать на выявление
талантов - ныне совершенно забыт.
Отсюда полное исчезновение волшебной
театральной атмосферы,
одуховторения, творческого поиска,
блеска артистической удачи.
Театр давно уже существует как
скучное заведение, отчуждающее наше население, и, главное, нашу молодежь
от посещений театра.
НО ВСЕ РАВНО, АРМЯНЕ, КАК НАРОД АНТИЧНЫЙ, СТРАСТНЫЙ
ТЕАТРАЛ, всегда готовы бурными аплодисментами зафиксировать чей-то сиюминутный успех. Жажда
зрелищ не стирает также свойственный
народу художественный вкус, ту удивительную тонкую реакцию на все
лучшее в искусстве, которую всегда
отмечали артисты,
гастролирующие в Армении..
И как жаль, что эти
задатки глубинной любви
армянского народа к искусству
сегодня втиснуты в какие-то
непонятные механизмы управления,
обезличивающие настоящий талант.
В последнее
время мы
живем с ощущением, что
теряем Театр оперы и балета. Но мы не
смеем его потерять!
Такой определенной должна быть
сегодня позиция нашей музыкальной
общественности. Надо четко осознать, как
мы отстали от всего мира. Жанры
оперы и балета
в последние два десятилетия переживают
настоящий бум. Во
многих музыкальных театрах
Европы, России активно развивается
новый балетно-пластический стиль
танца, проводятся
мастер-классы по обучению
этой новой пластике. В свою очередь молодые певцы и певицы из Армении
постоянно на международных
конкурсах получают призы, дипломы, но почему-то их не
видно на сцене нашего
театра. Ереванский театр
оперы и балета перестал быть
зеркалом времени, отражением
народных интересов, потерял
связь с молодежной аудиторией.
И ВОТ ОЧЕРЕДНОЕ
ШОУ С НОВЫМИ НАЗНАЧЕНИЯМИ. ЭТО ШОУ напоминает нам о другом, которое случилось пару лет
назад, когда театральная
общественность принимала
участие в отборе
претендентов на место директора театра.
Откуда-то возник странный
механизм отбора через
экзамен в стиле злополучного ЕГЭ. Претенденты
должны были дать
"правильные"
ответы на 100 вопросов. Естественно, самые
достойные претенденты не
прошли. На пост
директора был назначен
никогда не нюхавший
театрального "пороха"
неизвестный нам Андраник
Арзуманян. А ведь музыкальный
театр это место, где черт ногу
сломит, если он не
профессионал. Сегодня же ничего
не остается, как
признать неправильным совершенно
непродуманное решение Министерства
культуры вручить театр в
ведение человека, не
имеющего солидной музыкальной
и театральной биографии. Отсюда
и возникла идея подключения к руководству
театра опытного Гегама Григоряна.
Характерно,
что на пресс- конференции, которую
много раз транслировали по ТВ,
новый руководитель театра в
плане обещаний будущих
успехов вспоминал о молодежи - ах, у нас в театре такая прекрасная молодежь! Вопрос -
почему на эту прекрасную
молодежь не делали и
не делают прекрасных спектаклей? Почему не создают
примадонн, звезд, не
окружают их ореолом успеха,
что входит в обязательную
программу работы всякого
уважающего себя театра?
И больше того, почему не дают в руки этой молодежи
управление театром?!
Пришел момент, армянская
молодежь показывает себя с самой
лучшей стороны. Она способна
встать у руля не только театра, но и других системных образований. Так
наступает время перемен.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2018-12-24 15:19
Эта прекрасная новость прозвучала как фанфары! Молодые композиторы - Арегназ Мартиросян и Барди Минасян завоевали первую и вторую премию на Международном музыкальном фестивале "Саят-Нова", уже более десяти лет учрежденном во Франции.
-
2018-10-31 15:26
Он прежде всего прекрасный пианист. Айку Меликяну интересно все - и классика, и современная музыка. Он во всем мастер - и в интерпретации произведений европейских классиков и романтиков, и в исполнении произведений современных композиторов. И здесь, в этой первостепенной миссии каждого исполнителя - держать руку на пульсе своего времени - он совершенный чемпион.
-
2018-10-05 15:34
Фонд содействия художественному образованию при Министерстве культуры Армении работает уже 10 лет. Перечислить все, что сделали его сотрудники во главе с руководителем фонда Нелли Саркисян, в одной статье трудно. Но есть документы, изданные сборники нот, методические бюллетени, целая сеть музыкальных школ, работающих под опекой фонда, в его методическом режиме.
-
2018-07-06 15:30
Я присоединяю свой голос в защиту армянской природы. В защиту чистой армянской воды и чистого воздуха, в защиту здоровья людей Армении. В защиту комфортного пребывания в Армении ее гостей - ведь известно, что одним из первых условий для путешественников и туристов является чистая, не вредная природная среда страны, куда они обратили свои взоры.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-10-28 10:57
Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...
-
2024-07-12 10:48
Андрей МОСКВИН - доктор филологических наук, театральный критик, переводчик, доцент кафедры межкультурных исследований Центральной и Восточной Европы Варшавского университета, редактор научного журнала "Studia Teatralne Europy Środkowo-Wschodniej", посвященного театральному искусству Польши и соседних стран. Его интерес к нашему театру ознаменовался несколькими "армянскими" проектами и привел к работе над капитальным трудом "Армянская драматургия в Национальном театре", а вместе с ней - к четырехмесячному пребыванию в Ереване. Андрей Москвин - о своих впечатлениях об армянском театре и не только.