ГЕНИАЛЬНЫЙ НОВАТОР
В ереванском Доме кино презентована книга "Знак Мамуляна"
Книга "Знак Мамуляна" попала мне в руки за пару месяцев до презентации: свежее глянцевое издание, вышедшее в свет в "Эдит Принт" и отличающееся завидным качеством, мне вручила автор - киновед Светлана ГУЛЯН. Было большой честью принять из рук прекрасного знатока мирового кино столь ценное издание, экземпляры которого переданы видным деятелям отечественного и зарубежного кинематографа, библиотекам Москвы и Еревана, часть тиража будет также отправлена в Санкт-Петербург, Кембридж, Оксфорд и другие города. Вместе с книгой Светлана Гулян передала нам, читателям, свою безграничную любовь к Рубену Мамуляну – величайшему кино- и театральному режиссеру первой половины XX века, который был, по словам писателя и киноведа Давида Мурадяна, одним из архитекторов Голливуда и вечным дебютантом в кино и театре.
СТРАНИЦЫ, Я ОТКРЫВАЛА ДЛЯ СЕБЯ МАМУЛЯНА, новатора и первооткрывателя многих звезд мирового кинематографа, смелого экспериментатора и сдержанного интеллигента. Облик "этого русского с непонятной фамилией, которую он не желал сокращать и американизировать", как говорили о Мамуляне в США, и при этом всегда подчеркивающего свою армянскую национальность, представлен во всей полноте его режиссерского таланта и человеческого достоинства.
"Знак Мамуляна" - первое и единственное
целостное исследование жизни и творчества режиссера. Светлана Гулян объединила
всю литературу о нем, мемуары самого режиссера, свидетельства близких ему
людей. В то же время она по-своему осмыслила новую информацию, подойдя к
ней как киновед и как армянка, постигшая
тайну успеха этого уникального режиссера и причины не всегда любезного
отношения к нему коллег. Работа над книгой длилась 2 года, а исследование материала – 20 лет, начиная с
1993 г., когда Светлана вместе с супругом, известным армянским
историком-востоковедом Николаем Оганесяном отправилась по программе
"Фулбрайт" в США. В то время информации о Мамуляне у нее было немного, но навсегда запомнилась
фотография режиссера в круглых очках, которая неизменно вызывала ее
интерес в доме тбилисского соседа,
главного режиссера Русского театра Тбилиси Александра Такайшвили. Позже такая
же фотография появилась и у Светланы.
Впервые она увидела фамилию Мамулян на открытке с
изображением Греты Гарбо, снявшейся в его фильме "Королева Кристина".
Спустя годы Светлана трепетно ожидала лекций о Мамуляне на уроках истории
зарубежного кино во ВГИКе, но так и не дождалась. Ни к чему не привели и поиски
в кабинете киноведения вуза, где удалось найти лишь пару газетных вырезок.
Америка открыла Светлане новые возможности в исследовании творчества режиссера. Она подолгу
засиживалась в библиотеках Конгресса США, Центра Кеннеди в Вашингтоне,
Калифорнийского университет (UCLA), а также Американского института кино в
Лос-Анджелесе, где посмотрела и собрала все фильмы режиссера. Копии многих
документов она получила от американца
Марка Спергеля – автора книги о Мамуляне. Часть материалов подарила
домработница режиссера армянка Цагик Гюрджян, рассказавшая много интересного о
его жизни. Английские тексты зачастую переводил Николай Оганесян, позже
подключились и другие переводчики. Редактировал книгу Давид Мурадян,
признавшийся на презентации, что это было не работой, а скорее удовольствием.
КНИГА "ЗНАК
МАМУЛЯНА" НАЗВАНА ПО РОДОВОМУ ЗНАКУ
– БУКВЕ М, сохранившейся на тбилисском доме
семьи Мамулян. Рос Рубен в материально благополучной семье: мать, Вергине, была
дочерью банкира, отец – офицером, позднее тоже ставшим банкиром. Мамуляны часто
принимали в доме известных актеров, писателей и художников. Мать увлекалась
театром, и именно от нее Рубен перенял
любовь к искусству. Большое влияние на
него оказала бабушка Екатерина Мамулова - "бабо Като". Она рассказывала
внуку об Армении, ее былом величии, полководцах, царях, Геноциде и многом
другом. Рубену было 7 лет, когда семья переехала в Париж, где он учился в лицее
Монтеня, брал уроки армянского у студента Сорбонны, в будущем известного
литературного критика Мамбре Матенчяна, знакомился с мировой литературой и
искусством. После смерти деда-банкира Мамуляны возвращаются в Тифлис, где Рубен
отлично учится и начинает играть в спектаклях в театре матери. Однако отец
решает отправить сына в МГУ на юридический факультет. В Москве и закладываются
основы будущей жизни великого режиссера: он записывается в студию к Вахтангову,
затем вместе с Л.Калантаром и С.Хачатряном организует свой театр-студию.
В книге С.Гулян шаг за шагом прослеживает становление
Мамуляна-режиссера. Оказавшись в Лондоне, он становится сорежиссером спектакля
"Стук в дверь" в Сент-Джеймском театре, добивается признания и
впервые на сцене использует вместо бутафории реальные предметы быта, особую
технику освещения и ритмическое оформление спектакля. Потом он получает
приглашение в Париж и США одновременно и выбирает Америку. В Рочестере Мамулян
организует оперную студию, продолжая творить чудеса с освещением, меняя
традиционность постановок. Затем бешеный успех его спектакля "Порги"
на Бродвее, в котором Мамулян впервые приглашает на главные роли чернокожих
актеров, использует игру света и тени, находит потрясающие решения мизансцен.
Новаторские приемы он часто использует в дальнейшем в кино и театре.
Описывая каждый поворот судьбы в жизни режиссера,
анализируя каждый фильм, С.Гулян проводит интересный экскурс в историю
Голливуда с 1950-х гг. Мы становимся
свидетелем поисков Мамуляна, его отношений с другими режиссерами, продюсерами и
владельцами студий, его работы с актерами. Автор книги представляет
социально-политическую и экономическую жизнь
США, связывая состояние кинематографа с
ситуацией в обществе, влиянием печально известного "Кодекса
Хейса" на американское кино в целом и на творчество Мамуляна в частности.
Светлана Гулян пишет о "еврейском засилье" в Голливуде и его влиянии
на карьеру Мамуляна, предпочитающего, по его словам, "оставаться
армянином", невзирая на нападки Голливуда и служащих ему критиков.
В МОНОГРАФИИ
С.ГУЛЯН ПОСТОЯННО ВСТРЕЧАЕТСЯ СЛОВО "ВПЕРВЫЕ". Именно Мамулян впервые в истории
кино использовал звук как средство художественной выразительности, впервые
соединил две фонограммы на одной звуковой дорожке и получил одновременное
звучание двух голосов. Впервые дал
полную свободу камере, приделав к тележке с ней резиновые колеса, что позволило операторам передвигаться по павильону, переходить из комнаты в
комнату, выходить из помещения на улицу.
Мамулян – зачинатель длинных панорам, наездов и отъездов, говорящих и идейных
кадров, перехода одного кадра в другой. Он первым использовал звук за дверью,
дал закадровый текст как неотъемлемый прием в кинематографе. Мамулян первым выбрал особый прием, используемый в
начале фильмов, чего до него никто не делал: позже этот прием стал неотъемлемой
частью кино и получил термин "субъективная камера". Вечный
экспериментатор и виртуозный изобретатель, он стал своеобразным революционером
в кино, первым режиссером, снявшим полнометражный цветной фильм и показавшим,
какими возможностями обладает цвет в развитии драматургии фильма.
Рубен Мамулян снял всего 16 фильмов, последний –
"Шелковые чулки" в 1957 г., когда ему было 60 лет. Он прожил еще 30
лет, но больше не работал в кино, поскольку его гениальность шокировала
окружение, а армянская гордость и высокая интеллектуальность в сочетании с
изящной интеллигентностью вызывали зависть и порожденную ею неприязнь. На
Мамуляна не раз нападали и критики, и продюсеры, его фильмы изымали из проката,
урезали, уничтожали копии, но он научился сопротивляться и продолжал жить
полной творческой жизнью, счастливой и трагичной одновременно.
Неудачлив он был и в личной жизни. Со своей первой
любовью Вардануш Хачатрян (художница Вава Хачатрян), которой он посвятил 24
акростиха, Рубен Мамулян расстался в молодости, хотя в дальнейшем и поддерживал
дружбу. Отношения с кинодивой Гретой Гарбо – единственные, о которых судачили в
американской прессе, но и их Мамулян не продолжил. Женился он на известной
художнице Азадии Ньюман, венчавшись в Армянской церкви Лос-Анджелеса. Но и
официальный брак не принес ему счастья.
В последние годы жизни режиссера его сиделкой и
другом стала Цагик Гюрджян, выполнявшая работы по дому и бережно заботившаяся о
великом соотечественнике. Именно она добилась разрешения похоронить его на
лучшем лос-анджелесском кладбище Forest Lawn Memorial-Park, организовала похороны и установила надгробный
камень. Отпевали Мастера в местной Армянской церкви в присутствии трех глав
американских армянских епархий и семи священников. По словам Цагик Гюрджян, в
последние три дня до смерти режиссер был в забытьи, которое изредка прерывалось
речью на армянском. Рубен Мамулян до конца остался армянином, хотя и не смог
реализовать мечту - снять кино в Армении и на армянском материале.
МОНОГРАФИЯ
"ЗНАК МАМУЛЯНА" ВКЛЮЧАЕТ МНОЖЕСТВО ИЛЛЮСТРАЦИЙ – уникальных, неповторимых, рассказывающих о режиссере не меньше, чем
текст. Потрясающая раскадровка эпизодов фильмов в виде фотографий наглядно
демонстрирует мамуляновский гений. В конце книги автор пишет и о литературных
работах Мамуляна – замечательной детской книжке "Абигайль. История кошки
из корзинки" и работе "Гамлет Шекспира. Новая версия". Последняя
глава – "Мысли Мамуляна и о Мамуляне" делает повествование еще более живым и насыщенным. Как заявили на презентации книги в
столичном Доме кино видные деятели армянского кинематографа Давид Мурадян, Рубен Геворкянц и другие,
"Знак Мамуляна" необходимо не только внести в литературный цикл
"Жизнь замечательных людей" и предложить на соискание Премии
президента РА, но и перевести на армянский язык. Чтобы сделать ее достоянием
всего армянства.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 13:33
В столичном Малом зале «Арно Бабаджанян» при полном аншлаге прошел 5-й Съезд Союза строителей Армении, в котором приняли участие руководители входящих в организацию компаний, представители ответственных за сферу государственных структур, строители и архитекторы. В их числе председатель Союза строителей Гагик Галстян, председатель Комитета по градостроительству РА Егиазар Варданян, глава Палаты архитекторов Армении Александр Бадалян и другие. Мероприятие открылось гимном Республики Армения, затем епископ Вазген Мирзаханян передал участникам съезда благословение Католикоса Всех армян Гарегина II. Он отметил, что Католикос всегда поддерживал архитекторов и строителей, благодаря добросовестному труду которых многие армянские храмы и монастыри вновь восстали из руин. Одним из важных проявлений преданной деятельности представителей этих профессий стал Собор Первопрестольного Эчмиадзина, реставрированный руководимой Гагиком Галстяном строительной организацией и совсем недавно представший перед армянством и гостями нашей страны во всей красе и исторической важности.
-
2024-11-21 10:55
В Ереване, в офисе Объединения молодых ученых и специалистов Арцаха (ОМУСА) состоялась презентация очередного, № 22 (3-го за этот год) журнала "Научный Арцах". В свежий выпуск вошли 19 статей 23 авторов, из которых 1 доктор наук, 5 кандидатов наук, 17 аспирантов и соискателей. В этом номере география вовлеченных ученых была особенно широкой и охватила Ереван, Гюмри, Ванадзор, Спитак, Одзун (Армения), а также Каир (Египет) и т.д. По традиции, на мероприятии присутствовали авторы вошедших в данный номер статей. Они представили свои научные темы, ответили на вопросы коллег, выступили с замечаниями и предложениями, дав старт следующему выпуску издания. Презентацию открыл главный редактор "Научного Арцаха", кандидат юридических наук Аветик АРУТЮНЯН. Он приветствовал и поздравил авторов в связи с публикацией научно-исследовательских статей и пожелал дальнейших успехов в научной деятельности.
-
2024-11-20 11:03
Дожидаться художницу Гаянэ Шушеци в Гадрутском Культурно-молодежном центре «Дизак Арт» Еревана, где вот-вот должна была открыться персональная выставка ее картин, было одно удовольствием. Фойе центра, трансформированного в этот вечер в галерею, походило на праздничный зал, где искрился фейерверк красок, то перебивающих друг друга, то создающих гармонию.
-
2024-11-20 10:49
3000 подарочных коробок для 3000 новорожденных Арцаха – этой цифрой завершилась работа одной из самых теплых и полных любви программ, реализованных в рамках проекта Ser Artsakh. Инициированная и проводимая известной американской писательницей армянского происхождения, общественно-политическим деятелем, юристом и филантропом Анной Аствацатурян-Теркотт на базе фонда «Анна Аствацатурян», программа получила большой резонанс в сердцах арцахских мам и их малышей.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-10-15 10:40
Издательство «Антарес» представило отечественным читателям книгу «Бункер» молодого, но уже известного грузинского писателя Ивы Пезуашвили. Роман переведен на армянский язык и был презентован на днях в книжном магазине «Даран» Еревана в присутствии самого автора, переводчика Ани Астатурян, редактора книги Аркменика Никогосяна, а также посла Грузии в Армении Георгия Шарвашидзе.
-
2024-10-07 10:24
Армяне живут на Дону уже 245 лет. Их предки - в далеком прошлом выходцы из столицы Багратидов Ани и окрестных сел - были вынуждены оставить родную землю и прекрасный процветающий город из-за постоянных набегов турок-сельджуков и разрушительных землетрясений. Покинув Ани, беженцы преодолели множество испытаний, потом надолго осели в Крыму, где их жизнь складывалась в целом неплохо, но тесная связь Крымского ханства с Турцией оставалась фактором риска.
-
2024-09-16 09:57
Неформальные TED-беседы на Всемирном армянском саммите 17 сентября в Ереване открывается II Всемирный армянский саммит, но 2-й он только для Пашиняна, скромно ведущего отсчет исторической летописи современной Армении исключительно с себя, хотя до него таких форумов было целых 6. Собственно в первый день никакой работы не будет: только вечером состоится официальная пышная церемония открытия мероприятия, на которую правительство Пашиняна в условиях треснувшего госбюджета с целью напустить пыль в глаза финансовых средств не пожалело. Да вот будет ли от этого хоть какой-нибудь толк?.. Судя по опубликованной на сайте Офиса главного уполномоченного по делам диаспоры программе, все сведется к пустым разговорам без какой-либо конкретики, очередным манипуляциям Пашиняна, который попытается указать представителям зарубежных армянских общин их место в судьбе Армении («всяк сверчок знай свой шесток»), и принятию под занавес форума очередной ничего не значащей декларации-резолюции.
-
2024-07-03 09:35
Всемирно известный ученый армянского происхождения, популяризатор науки Артем Оганов сообщил о выходе новой редакции книги для детей "Химия. Атомы, молекулы, кристаллы". Первое издание книги под названием "Химия с Артемом Огановым" (2022 год) не только оказалось успешным по продажам, но и удостоилось премий. За эту книгу Оганов получил Всероссийскую премию "За верность науке" и две премии просветительского общества "Знание".