Последние новости

"ОБДУМЫВАЮ ФОТОЦИКЛ "ГЛАЗА АРМЯН…"

Гостем фестиваля современного искусства и духовных фильмов "Фреско" стал знаменитый израильский фотограф Дмитрий БРИКМАН. Он известен на весь мир своим жанром фотоперевода. Особенно знамениты его выставка "Иерусалим - не просто город" и одноименный альбом, а также практическое руководство по фотографическому искусству "Увидеть увиденное". Кстати, в Армении Брикман провел одноименный мастер-класс, а на территории Лебединого озера открылась фотовыставка художника, которая продлилась до самого конца фестиваля. Отметим, что наш гость ведет регулярную рубрику "Фотозаметки" на портале Newsru.co.il, а также передачу "Детские недетские вопросы" на интернет-телевидении Iton.tv. Об этом и многом другом Дмитрий Брикман поведал в эксклюзивном интервью "ГА".

- Когда и почему вы начали фотографировать и что для вас фотография?

- Фотография - способ увидеть мир. Ни в коем случае не "фотография ради фотографии". Я фотографирую, чтобы сначала самому что-то понять, а потом объяснить другим. Фотография - это инструмент, как для вас блокнот, ручка, диктофон и прочее. Фотография, сделанная на улице, это пока еще просто материал. Это как в скульптуре – "беру камень и отсекаю лишнее". Фотография приходит с улицы, а потом ты начинаешь в ней разбираться, обдумываешь, вглядываешься, рассматриваешь. Не каждая фотография достойна стать черно-белой… А вообще по жизни я много чем занимаюсь помимо фотографии. Фотографировать начал в детстве. Потом, когда повзрослел, это стало делом осознанным. В 1991 году из Санкт-Петербурга приехал в Иерусалим. Приехать в город и увидеть его - две разные вещи. Неправильно входить в него с абсолютным пониманием, что есть Иерусалим. Надо войти с чистого листа… У меня возникла потребность увидеть, осознать, понять, что это за город. Вот где мне помог фотоаппарат. И потом, фотография доступна всем, и это замечательно.

- Тогда что для вас есть город, его образ? Это, наверное, прежде всего люди, пейзаж человеческого лица?

- Да, конечно, город - это всегда люди, в первую очередь и прежде всего люди. Вот, например, в Ереване девушки-волонтеры сопроводили меня в магазин, где бы я мог купить четки. Большой их поклонник, так сказать, коллекционирую. На одном Вернисаже сколько купил! Дошли мы до магазина, где предполагалось найти все это добро. Думали, скоро выйдем. А вышли после 4 часов, проведенных в его стенах - когда закончилось все вино, весь коньяк. Его хозяин - замечательный человек Саак Петросян, мы с ним долго говорили. И я очень много чего узнал об Армении, о Ереване. Туда заходили люди, и мы беседовали. Я столько всего интересного и полезного познал. Камни сами по себе ничего не стоят. Нужно быть очень сильно японцем, чтобы жить в Саду камней. Люди - самое главное в мире, во Вселенной. Они выражают образ современности. В одном человеке можно увидеть все что угодно. "Человеку нужен человек" - вспомните знаменитую фразу из "Соляриса" Лема. Она мне очень сильно нравится.

- Говорят, глаза - это зеркало души. Что вы видите в глазах армян, когда ходите по городу и фотографируете?

- На самом деле, что есть современный человек? Как говорится, "люди не изменились, их только квартирный вопрос испортил". Кстати, я еще много рисую и человеческие руки. Считаю, что руки могут рассказать о человеке очень многое, это тоже портрет. Сейчас серьезно думаю сделать серию фотографий "Глаза армян". Вообще я не делю людей по национальностям, или по признаку расы, или вероисповедания. Это, на мой взгляд, неправильный подход. Ну да, я много ходил по городу, был на проспекте Баграмяна, где проходила акция протеста. Долго и глубоко вглядывался в людей, наблюдал за ними. В них много человечности, доброты, взаимопомощи. В людях здесь очень много тепла, много радости. Я не видел агрессии. Очень было остроумно написано: "Это не майдан, это Маршал Баграмян". Домашняя ситуация. Армения – "домашняя" история.

- Давайте от темы социального протеста перейдем к жанру фотоперевода…

- Ну, я заболел книгой Экклезиаста. Это библейская книга царя Соломона, но она как-то выпадает из общего строя Библии, на мой взгляд. Она написана в жанре исповеди, очень честная, очень откровенная. Не как Библия, которая очень дидактична. Я, знаете, человек светский, отнюдь не религиозный. Однажды был в Макао. Это вроде Китай, но Макао не похож на остальной Китай, больше на Лас-Вегас. Хотя там есть и Старый город, куда я и пошел. Вдруг вижу, идет вереница людей и, доходя до какого-то определенного места, она это место огибает. Я пригляделся – там сидел пожилой китаец с лицом сплошь в глубоких морщинах. Есть такие люди, которых толпа обходит. Я не обошел, подошел к нему, присмотрелся и начал думать. Какие-то мысли не отпускали меня по возвращении. И меня озарило, понял, что очень долгое время я фотографировал образы из Экклезиаста. Потому что, во-первых, это потрясающе образная книга, книга, наполненная выразительными образами. Образами, которые очень современны и сегодня. У меня такое впечатление, что Экклезиаст - это мудрый старец. И мы сидим с ним в пабе, пьем пиво или виски, щелкаем орешки и он рассказывает мне о своей жизни. Это потрясающее явление. Получилось так, что языком фотографии, языком изображения я перевожу библейскую книгу Экклезиаста, интерпретирую ее на современный манер, нахожу ее актуальное воплощение в людях, живущих сегодня. Да, это фото и это перевод, ведь все на свете - это текст. Вот ваше лицо - это тоже текст, который может сказать о вас значительно больше, чем вы сами о себе расскажете.

- А что, собственно, связало вас с Арменией?

- Первое - это дудук. Я его очень люблю, обожаю музыку Дживана Гаспаряна. У меня есть все его диски, все записи. Когда снимал Экклезиаста, поставил туда мелодию "Дле яман"- это было превосходно. Потом убрал мелодию дудука и понял - нет, ничего другого рядом с текстом Экклезиаста невозможно представить. Разве только Комитаса. Это святая музыка. Дудук для меня - отдельная история. Вон, даже купил непрофессиональный дудук на Вернисаже. Спасибо продавцу, что, прежде чем продать его мне, сначала научил держать его в руках. Что ж, буду практиковать и дальше. Хорошее приобретение, хорошая история! Ну и, собственно, Гевонд Оганесян, отец Гевонд, Гевонд вардапет. Низкий мой поклон и почтение земле армянской за то, что она родила такого человека, как Гевонд Оганесян. Вот для меня он - человек Иерусалима. А ведь он еще и фотограф. И каждый день на своей страничке в социальной сети Фейсбук он ставит добрые, светлые фотографии с надписью "Доброе утро. Храни вас Господь!" Я глубоко уважаю его и горд знакомством с ним. Он абсолютно открытый человек… Ну и теперь случился кинофестиваль "Фреско", фестиваль с духовно-моральной тематикой, с миролюбивым посылом, на который я и приехал. Приехал "чистого листа". Посмотрим, что получится... Но я уже окрестил "Фреско" "фестивалем добра..."

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ПЕРЕХОД" О КОНЦЕ 80-х - НАЧАЛЕ 90-х
      2016-11-02 15:00

      Продюсер Гоар Игитян и режиссер Артавазд Хачикян скоро выпустят на экраны свой новый фильм - плод длительной совместной работы. Картина называется "Переход" и поднимает очень острую и злободневную проблему миграции.

    • "АБРИКОСОВОЕ ДЕРЕВО" ЗАЦВЕЛО В ОКТЯБРЕ
      2016-10-26 16:19

      В начале октября в Айгедзоре, в гостинице, а по совместительству и культурном центре народного искусства "Шелковый путь", и параллельно в Гюмри и Уджане проходил уже второй по счету международный фестиваль этнографического и антропологического кино "Абрикосовое дерево". Организаторы форума - центр "Шелковый путь" и Фонд народного искусства и ремесел "Ангуйц" ("Узел"). Действенную поддержку фестивалю оказали Министерство культуры РА, Фонд развития национального кино "Золотой абрикос", Фонд армянского кино "Фильмадаран" и Российско-Армянский (Славянский) университет.

    • МНОГООБЕЩАЮЩЕЕ "ОБЕЩАНИЕ"
      2016-10-25 12:02

      В прокат выходит новый фильм о Геноциде армян В середине сентября текущего года в канадском городе Торонто проходил один из самых престижных и авторитетных мировых кинофестивалей. В нынешнем году он был особенно важен для нас, потому что в рамках киносмотра состоялась премьера фильма "Обещание", посвященного теме Геноцида армян в Османской Турции. 

    • ВОЗВРАЩЕНИЕ
      2016-10-24 15:45

      Вышла в свет книга о талантливом роде Калемкарян 19 октября в Национальной картинной галерее Армении состоялась презентация новой книги известного художника, этнографа и антрополога Раздана ТОКМАДЖЯНА "Калемкаряны. Айнтап. Дамаск. Алеппо". Это роскошно иллюстрированный альбом-каталог, в котором представлена прославленная армянская семья Калемкарян, на протяжении 200 лет занимавшаяся обработкой металлов - золота, серебра, меди. Презентацию организовало Министерство диаспоры и лично министр Грануш Акопян.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • «НЕ ПОЗВОЛИМ ОТДАТЬ ВРАГУ ЗЕМЛЮ, ДАВШУЮ 5 МАРШАЛОВ И СОТНИ ГЕРОЕВ!»
      2023-07-13 10:15

      Необычная экспозиция портретов маршалов-армян из села Чардахлы и героев нескольких поколений на фоне флагов Арцаха и Армении на ереванской площади Республики привлекает внимание гостей столицы и местных жителей. Люди подходят к импровизированным стендам, фотографируются с автором гражданской инициативы и подолгу беседуют.

    • Зограб РКОЯН: «БЕЗ АРЦАХА НЕ БУДЕТ АРМЕНИИ»
      2023-04-28 10:46

      Каждая встреча с фотожурналистом Зограбом Ркояном – это невероятное путешествие по Арцаху с богатством и многообразием памятников культуры и архитектуры этого древнего армянского края. Показывая тот или иной снимок, сделанный в Кашатаге, Шуши, Карвачаре, Гадруте и других районах Арцаха, Зограб сразу погружается в историю и с увлечением рассказывает о храме, монастыре, хачкаре, старинном мосте и других образцах культурного наследия, которые он снял за годы жизни в Бердзоре.

    • «СИЛА ПАМЯТИ» ВО ИМЯ АРЦАХА
      2022-11-10 10:24

      В Степанакерте, в здании Драматического театра им. В.Папазяна открылась выставка фотографий Севака Асряна, известного под псевдонимом Лернаин. В экспозиции 44 снимка, запечатлевших дивные природные уголки и историко-культурные памятники утерянных после 44-дневной войны территорий Арцаха.

    • МГНОВЕНИЯ ГАГИКА АРУТЮНЯНА
      2022-11-02 09:24

      "Мы шагаем, движемся вперед. Наши мысли движутся с нами, рождая разные идеи, настроения. Эти мысли сталкиваются или со стеной, или, как в моем случае, с собственной тенью на сгоревшем доме, заходят в тупик. И не всегда мы способны объяснить эти мысли сами себе: очень многое дается нам мучительно трудно..."