Последние новости

ПОЛЕТ ДУШИ ВОСПЛАМЕНЕННОЙ

Пушистая копна волос, природное изящество, сдержанность в проявлении чувств и почти осязаемое достоинство - вот что прежде всего замечаешь в Белле Овнанян. Ее ослепительное явление на балетной сцене осталось незабываемым для тех, кто видел ее в спектаклях Академического театра оперы и балета им. А.Спендиарова. Ее имя с годами стало эмблемой мастерства и поэтического вдохновения. В этом году она отмечает свой юбилей - 80-летие. 

 Белла Овнанян со своим партнером Ванушем Ханамиряном после поездки в Индокитай, где им присвоили звание 'Почетный гражданин Камбоджи'МНЕ ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ ВИДЕТЬ БЕЛЛУ НА СЦЕНЕ В САМОМ РАСЦВЕТЕ ЕЕ ТАЛАНТА.Но она не выступает уже лет тридцать, давно перешла на репетиционную работу - артисты балета рано уходят на пенсию. Как остроумно заметила однажды великая балерина Майя Плисецкая, "когда приходит опыт - уходит прыжок". Артист балета - это мгновенное видение, и творчество реально существует лишь во времени, в котором он творит. Поэтому какими бы точными штрихами ни был обрисован портрет, он все же бледнее непосредственно пережитого впечатления.

И все же вопреки всему в памяти людей сохраняются легенды. Белла Овнанян - одна из этих легенд: ее таинственная и притягательная власть ошеломляла зрителей. Индивидуальность танцовщицы, увлеченность, артистизм подчиняли всех. Ее имя, связанное с историей армянского балетного искусства, на протяжении более двух десятилетий быстро выделилось и обозначило суверенную художественную территорию, которая с годами расширялась сначала под крылом театра, потом за его пределами, в столицах бывшего Союза и за рубежом.

...Победоносный, летуче-чеканный шаг. Всего несколько шагов и несколько тактов музыки. В них было столько грации и темперамента, что зал разражался взрывами оваций. Десятки танцовщиков совершают тот же выход, но он выглядит только эффектным балетным "антре" - без особого изящества и особой изысканной виртуозности, которой была исполнена каждая поза, каждое движение Беллы.

Мы помним Беллу в летящем прыжке, подобном вспышке. И танец ее, увиденный издалека, казался вспышкой летящей жизни.

Мы помним Беллу прямой, как струна, и властной, помним ее особенную стать и шарм, танец эффектный, броский, каскадный в "Болеро" Равеля. Трепетный взмах гибких рук Овнанян-Фригии в балете "Спартак" остался в памяти вместе с выражением ее лица - воплощением женской жертвенности. Подобно нежному стебельку она льнет к Спартаку (О.Диванян), могучему и сильному, вьется вокруг него, сникает и вновь возникает над ним. Кажется, что Фригия - вся отзвук и отклик его движений, его деяний. Но постепенно в ее мягкой и гибкой отзывчивости угадывается нечто большее, чем только преданность - рождается трагический мир двух готовых разделить общую гибельную судьбу людей.

 Белла Овнанян в спектакле 'Гаяне'А РАЗВЕ МОЖНО ЗАБЫТЬ БЕЛЛУ В РОЛИ УЛИЧНОЙ ТАНЦОВЩИЦЫ в "Дон-Кихоте" Минкуса? Первый медленный ход вдоль рампы строился из движений, мерно закруживающих тело, но он накапливал энергию. Треск кастаньет, трепет вееров торопили, подстегивали погруженную в себя плясунью. И вот уже она скользит по сцене, чертя колдовской узор. Экстатическая пляска взрывалась лавиной движений, огненным волчком завертевшись у рампы. Какая-то колдовская сила влекла ее, склоняла гибкое тело, распластывая его вновь, толчком бросала в сторону. Ее пластика была подобна пламени, которое сгибается от ветра, чтобы тут же устремиться вверх. Метафору усиливают кисти рук с пальцами, вытянутыми и как бы стянутыми в язычок горящей свечи. Трудно вообразить формы столь утонченные, игру столь элегантную в заостренности и одновременно текучести рисунка. Танец обрывался - взгляд исподлобья проводил черту отчуждения.

Типично народная грубоватость в исполнении испанских, венгерских, грузинских, цыганских плясок, высокая эмоциональная выразительность и содержательность творений никогда не уйдут из памяти тех, кому посчастливилось хоть раз увидеть ее на сцене.

К любой роли Белла Овнанян подходила с определенной честностью и с ощущением полной личной ответственности за результат. Пусть не посетуют на меня нынешние танцовщицы, но смею утверждать, что во многих ролях она остается недосягаемым идеалом исполнительской интерпретации образа. Выступая, например, в роли Гаяне в одноименном балете Арама Хачатуряна - самой совершенной, самой содержательной своей партии, она превращала танец в вид бытия. Здесь удалось в полной мере претворить гармоническое слияние танцевальной и психологической линии образа.

Белла Овнанян всегда была страстно увлечена своим искусством. Мачеха в "Золушке" Прокофьева, Гюльнара в "Шехерезаде" Римского-Корсакова, Чмшкик в "Давиде Сасунском", Солидат в "Лоркиане", армянский танец "Нубар, Нубар", Розита в "Дон-Кихоте" Минкуса, характерные танцы из разных балетов представляют нескончаемую вереницу незабываемых образов - разных, но объединенных талантом и темпераментом Овнанян. Всегда казалось, что для нее нет ничего недоступного в выявлении самых сложных характеров. В гротесковой партии она могла обходиться без особых внешних аксессуаров перевоплощения. Преображалось ее внутреннее состояние - пластический эквивалент рождался из психологической динамики образа.

 Сцена из спектакля 'Болеро' Равеля. Б.Овнанян в роли ИспанкиБАЛЕТЫ, ОТМЕЧЕННЫЕ ЕЕ УЧАСТИЕМ, ЗАПЕЧАТЛЕЛИСЬ В ОСНОВНОМ БЛАГОДАРЯ ее страстному вдохновению. Помню, с каким волнением смотрел Арам Ильич на Беллу после спектакля "Гаяне". Если не ошибаюсь, это была премьера, и главная роль была исполнена балериной с блеском одухотворенной техники. В интонационно-пластических перевоплощениях возникал волнующий, полный женственности и поэзии образ. Ее Гаяне была порывиста, победительна. Ее всю наполняла беспредельная радость жизни. Это был танец-восторг, ликование. Эффектная театральность естественно сочеталась с проявлениями трогательной доброты, гордости. Это была апология танца, пронизывающая каждый шаг, пробежку, игровые мизансцены. Жизнелюбие, острый ум, обаяние - все неотразимые привлекательные черты героини открывала артистка.

Но прошли годы, во многих ее партиях выступают новые исполнители, среди которых есть и яркие танцовщицы. И все же что-то безвозвратно ушло из самих спектаклей. Овнанян вносила в характерные партии что-то необычное, только ей присущее, обогащая мимолетность жанровых эпизодов содержанием собственной темы, определяла свободу танца, который сверкал и лучился дразнящим веселым стуком каблуков, в легком и ломком рисунке рук. Стихия музыки увлекала танцовщицу, сообщая порыв движениям и обжигая светлым пламенем.

 Сцена из спектакля 'Спартак'. В роли Спартака народный артист РА Овик Диванян, Фригии - Б.Овнанян- Я редко встречал такую беззаветную радость в поисках обогащения сценической техники, как у Беллы Овнанян, - говорит ее партнер по сцене, народный артист Армении Вилен Галстян. - Сама личность балерины таит в себе особый поэтический заряд. Ее искусство - это целый мир неразгаданных тайн. Она сближала танец с жизнью, наполняя его глубоким и трепетным содержанием. Белла - актриса, говорящая движением. А основное в движении - не поза, а ее тембр, то есть то, что актер вкладывает в позу, - его эмоции, ритм, окраска, чувство образа.

Сохранившиеся фотографии показывают, какой клад таится в простейшем жесте Беллы, какое богатство выражений, какая красота спрятана в движении. Эти фотографии - жизненный путь балерины, хотя и неполный. Даже по этим снимкам можно судить о том, какая властная царственность в движениях ее рук, повороте головы, в поступи.

 

Сейчас многое изменилось в жизни балерины, в жизни родного театра. Неизменной осталась ее любовь к искусству танца, к своим коллегам, к молодому поколению танцоров, которым она помогает, отдавая весь жар души и опыт жизни на сцене. 

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • АРШИЛ ГОРКИ И XXI ВЕК
      2024-04-24 11:22

      Искусство Аршила Горки принадлежит к чудесным страницам художественного наследия прошлого века. Его произведения неизменно привлекают интерес исследователей разных стран. О нем изданы, преимущественно на английском, монографии, каталоги, аналитические статьи. Его имя фигурирует в книгах по истории искусства, в энциклопедиях. Как известно, на международных аукционах стоимость его произведений достигает нескольких миллионов долларов. Кем является этот художник для нашего времени, для XXI века? Казалось бы, о чем тут размышлять! Нет ни загадок, ни споров. Нет никакого недостатка в нашем уважительном отношении к Аршилу Горки и ко всем классикам мирового искусства. Мы охотно рассматриваем их работы, любуемся, увековечиваем. И все же… Мы мало задумываемся о том, почему мы теперь совсем другие, чем они. И что представляет собой наша современность? Что это - движение вперед по тому же самому пути, который мы, когда речь идет о прошлом, прославляем, увенчиваем лаврами? Или нечто другое - блуждание по оскудевшим тропам, среди сорняков, руин? А может быть, и то и другое в странном фантастическом сплетении…

    • ЖИВАЯ СОЗВУЧНОСТЬ
      2024-04-22 11:41

      Завершился фестиваль "Современные классики" Завершен Четвертый международный фестиваль "Современные классики", носящий имя великого польского классика Кшиштофа Пендерецкого. Его проводит Армянский государственный симфонический оркестр под управлением Сергея Смбатяна, который и является художественным руководителем фестиваля. Судьба этого фестиваля, так же как и фестиваля, посвященного армянскому композиторскому творчеству, с самого начала не захотела быть похожей на судьбу нашего общества, как бы действовала ей в противовес, проявляя при этом мудрое постоянство. В пору вседозволенности, безверия и равнодушия, фестиваль открыл очень свежую форму существования и взаимодействия искусств. Он подсказывает различным организациям в сфере культуры, с какой фантазией, смелостью можно работать.

    • КОНЦЕРТ-СОБЫТИЕ
      2024-04-17 12:20

      Программа второго концерта в рамках четвертого международного фестиваля "Современные классики" имени Кшиштофа Пендерецкого, проводимого Армянским государственным симфоническим оркестром под управлением Сергея Смбатяна, была по-настоящему неординарна и интересна. В Большом концертном зале им. Арама Хачатуряна звучала музыка, незнакомая широко публике. Это симфоническая поэма Wetlands современного итальянского классика Людовика Эйнауди, Концерт для флейты и оркестра персидского композитора Бехзада Ранджбарана и Джазовые вариации рококо для бас-гитары и оркестра Александра Розенблата, посвященные П.И. Чайковскому. Публика с большим интересом приняла всю программу. Она открыла для себя насыщенный, яркий, загадочный мир.

    • ВЕЧНО ЖИВАЯ ПОЭЗИЯ
      2024-04-15 11:01

      К 110-летию Амо САГИЯНА Невозможно без  волнения и большой  человеческой любви вспоминать имя Амо Сагияна, поскольку он  был не только прекрасным тончайшим поэтом, но и обаятельным человеком, личное общение с которым всегда доставляло огромную радость. И  даже сейчас, хотя с момента  его ухода  прошло уже столько лет.  Как-то не ощущаешь его среди мертвых. Недаром ведь сказано: "Поэты молодеют, умирая". 14 апреля - день рождения поэта, личности выдающейся, неоднозначной. В этом году ему исполнилось бы 110 лет. Но он не из тех, кого вспоминают лишь в юбилейные дни. Он поэт удивительный, редкостный, любимый всеми. Амо  Сагиян  и при жизни стоял особняком среди личностей  в высшей степени духовных, а уж ныне, когда поэтическим званием удостаивают графоманов, он и вовсе похож на неразделимую комету в армянской поэзии.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "РОДЕН" - ВЫСОКИЙ СТИЛЬ ВЫСОКИХ СМЫСЛОВ
      2022-10-11 09:25

      Сто раз прав был президент Международного фестиваля исполнительских искусств High Fest Артур Гукасян, когда говорил: " Тренд развития я вижу в том, что в Армению должны приезжать очень крутые коллективы больших форм - Ереван давно уже для этого созрел"! Отвальный успех спектакля «Роден, ее вечный идол» культового Санкт-Петербургского Государственного академического театра балета Бориса Эйфмана, два показа которого состоялись в рамках юбилейного фестиваля, стал железным аргументом в пользу того, что "Ереван давно созрел".

    • ПОД ЗНАКОМ "ГАЯНЭ"
      2022-05-20 10:13

      Знаменитому балету "Гаянэ" Арама Хачатуряна исполняется 80 лет. Эта дата легла в основу Международного дня музеев, прошедшего в ереванском доме-музее А.Хачатуряна под знаком "Гаянэ". Был задуман необычный формат празднования юбилея, в котором традиционные подходы и технологические новшества слились воедино, собрав вокруг творчества Маэстро аудиторию разных возрастов.

    • ЖИЗНЬ, ПОДОБНАЯ ПОДВИГУ (Видео)
      2022-05-03 10:04

      Исполнилось 95 лет со дня рождения Мстислава Ростроповича Его жизнь - истинный подвиг служения Музыке. Его имя есть во всех музыкальных энциклопедиях. Ему посвящена не одна монография. Пресса многих городов и стран единодушно признала выдающиеся достоинства Мстислава Ростроповича – виолончелиста и дирижера.

    • ДЛЯ НЕГО БЫЛО ВАЖНО ВСЕ…
      2022-04-16 09:38

      17 апреля нынешнего года исполняется 90 лет со дня рождения выдающегося партийного и государственного деятеля, Национального Героя Армении (посмертно) Карена Серобовича ДЕМИРЧЯНА.