ЖЕНЩИНА-СОЛНЦЕ
Арев Багдасарян украшала сцену больше пятидесяти лет. В ее репертуаре множество песен и танцев народов мира, хотя жанр этот - сплав танца и песни - считается трудным. Но каждое свое выступление артистка превращала в праздник. Она умела так перевоплотиться за несколько минут, что зрители иногда задавались вопросом: неужели это одна и та же артистка?
СемьЯ БагдасарЯн жила в Шуши. Отец Арев, варпет Григор, был отменным резчиком по дереву. Мать, Сирануш, занималась хозяйством и детьми. 2 апреля 1913 года в семье родилась девочка. Мать потом вспоминала: "Дочь родилась такой светловолосой и белокожей, что осветила все вокруг, как солнце, потому и назвали ее Арев (Солнце)".
Вскоре семья переехала в Баку. В доме Григора часто собирались друзья, было шумно и весело. Особенно маленькой Арев нравилось слушать пение своего дяди, ашуга Ашхужа. Она подпевала и хлопала в ладоши, а дядя явно выделял ее из числа других детей. "В тебе что-то есть, малышка... Твоя музыкальность еще проявит себя".
Польщенная вниманием, Арев готовила с другими детьми дворовые концерты и воображала себя великой артисткой, отец считал это несерьезным. И она поступила в Бакинский экономический институт. Правда, конспектируя лекции, девушка часто вспоминала пророчество дяди, мечтала о сцене и параллельно учебе танцевала в художественной самодеятельности.
Окончив институт, Арев поступила в ансамбль народного танца в Баку, стала его солисткой, поехала на гастроли в Москву, где ее выступление увидел Аветик Исаакян. Варпет посоветовал ей обязательно переехать в Армению. Арев запомнила этот совет. После гастролей в Москве девушку пригласили на учебу в Бакинское хореографическое училище. Впервые Арев увидели в Армении во время гастролей ансамбля народного танца Баку в 1940-м. Зрители ее запомнили, и это еще больше укрепило ее желание переехать в Армению.
Во время войны
В начале Великой Отечественной войны Арев Багдасарян с группой работников искусств поехала на фронт. Вернувшись в Баку, артистка получила приглашение от Управления по делам искусств Армении. И переехала в Ереван навсегда. Через год Арев стала солисткой Армфилармонии, и созданный для нее небольшой ансамбль быстро завоевал популярность.
В ФЕВРАЛЕ 1944-го ОНА СНОВА ПОЕХАЛА НА ФРОНТ, ТЕПЕРЬ УЖЕ СО СВОИМ АНСАМБЛЕМ. Артисты ехали в Керчь, в 89-ю Армянскую Таманскую дивизию. Сначала добирались поездом, потом - катером по морю. Арев никогда не забывала взрывы снарядов по обе стороны катера, небольшой жетон для опознания в случае гибели при переправе... Майор Каро Авакян, которому командование поручило организацию концертов, постарался создать для приехавших артистов необходимые условия. Командир дивизии Нвер Сафарян писал в своих мемуарах: "Во время боев за Керчь к нам приехала группа артистов из Армении под руководством Арев Багдасарян. Надо было видеть, какой восторг вызвало это у бойцов! Через два дня после отъезда артистов домой дивизия освободила город. Битву мы выиграли". Возвращаясь с фронта, артисты задержались на станции Лозовая. Поездов не было. Потом Арев вспоминала: "Дорогу мы продолжили на санитарном поезде с ранеными бойцами. Пахло болью, кровью, лекарствами. Многие тихо стонали. Помочь солдатам мы могли только своими импровизированными концертами. Дать им возможность ненадолго забыть о войне, смерти. Тяжело было смотреть на безруких солдат, которые пытались аплодировать ногами об пол или хлопали здоровой рукой по гипсу больной или по колену, если не было второй руки. По вечерам мы валились в постель как мертвые, без сил от физического и душевного напряжения, чтобы утром снова продолжить наши концерты на колесах". Арев вернулась с фронта с наградами. Но особенно дорого ей было письмо с благодарностью от начальника военного санитарного поезда. Через год после окончания войны Арев Багдасарян и Каро Авакян снова встретились и вскоре поженились.
На армянской сцене
Арев Багдасарян перешла в джаз-оркестр Армении, куда ее пригласил руководитель - композитор Артемий Айвазян. Для артистки это было возможностью показать себя за пределами Армении: за два года она побывала во многих республиках Союза. В 1948 году артистка уже сама организовала ансамбль народных инструментов, с которым выступала до последних лет своей жизни.
В НАЧАЛЕ ПЯТИДЕСЯТЫХ АРЕВ ПРИГЛАСИЛИ В МОСКВУ ДЛЯ УЧАСТИЯ в совместном концерте артистов советского и зарубежного искусства. Концерты проходили в эстрадном театре "Эрмитаж" и были организованы по инициативе Сталина, который присутствовал на их открытии. Выступления Арев заметили, и ее пригласили на Центральное телевидение для съемок в первом всесоюзном телевизионном концерте. Майя Плисецкая, которая тоже участвовала в съемках, писала потом: "Какие поющие руки, какие пламенные глаза, горящий взгляд! Врывается на сцену как вихрь, а уходит - сама кротость. Такое впечатление, что сценическая слава долгое время искала Арев и именно сегодня они нашли и обняли друг друга".
"Арев джан, постарайся обогатить программу песнями и танцами народов мира, это выведет тебя на широкую арену", - сказал ей как-то Грачья Нерсисян. Арев понимала, что мастер прав. В середине пятидесятых годов артистка вместе с Ирмой Яунзем, известной исполнительницей песен разных народов, начали работать над новой программой. Уже через год в ее репертуаре были песни и танцы армянского, русского, белорусского, таджикского, китайского, румынского, индийского и других народов. С этой программой она выступила и в Москве на Декаде армянского искусства и литературы в 1956 году.
Гастроли за рубежом
1957 год. Арев Багдасарян с группой советских артистов поехала в зарубежное турне по Вьетнаму, Бирме и Китаю. Арев волновалась, ведь ей предстояло танцевать не один-два танца, а целое отделение концерта. Но и здесь искренность и заразительная веселость артистки привели к успеху. В Ханое и Рангуне она исполнила для зрителей их национальные песни и танцы, которые подготовила очень быстро и профессионально. Вьетнамский номер, например, был создан всего за день до концерта.
1962 ГОД. АРЕВ БАГДАСАРЯН ДАЕТ КОНЦЕРТЫ В БЕЛЬГИИ И ЛЮКСЕМБУРГЕ, ПОЗЖЕ - ВО ФРАНЦИИ. А после Европы были гастроли в Индонезии, Непале, Индии и Пакистане. Конечно, в репертуаре артистки появились индонезийские, индийские, пакистанские песни и танцы. Артистка побывала с гастролями во многих странах: Ливан, Сирия, Египет, Канада, Турция, Югославия, Румыния, США, Польша. Образы в танце она воплощала на сцене так мастерски, что ее считали своей в любой стране.
Очень важное место в ее творчестве занимали костюмы для танцев. Эскизы к ним создавали лучшие художники-этнографы в Москве. А шил их в своей мастерской знаменитый костюмер Вениамин Бальмонт. Каждый костюм состоял из массы украшений и разных деталей одежды, и, чтобы не тратить время на переодевание во время концерта, Арев надевала несколько костюмов, один на другой. Пока объявляли следующий номер, ей оставалось только снять верхний, под которым был другой.
"У тебя что, нет настроения?"
Веселая и жизнерадостная на сцене и в жизни, во время работы она была жестким и строгим человеком. Редко позволяла себе праздники и отдых. Бывало, на сцену выходила больной.
АНСАМБЛЬ АРЕВ СОСТОЯЛ ИЗ МУЖЧИН, КОТОРЫЕ УВАЖАЛИ И, КАК САМИ ПОТОМ ВСПОМИНАЛИ С УЛЫБКОЙ, "хотя и любили, но боялись ее как огня". Никаких опозданий, послаблений не допускалось. А на гастроли по районам Арев ездила со своим коллективом часто в маленьком, не очень удобном ПАЗике, хотя ей предлагали ехать в легковой машине. Перед поездкой она внимательно смотрела на музыкантов. Сразу чувствовала, если кто-то был не в настроении. Тогда строгим голосом (а в глазах озорные искры) говорила ему: "У тебя что, нет настроения?" - "Нет, что вы, конечно же, есть!" - отвечал "провинившийся". "Тогда покажи! Сыграй нам что-нибудь", - требовала артистка. И музыкант начинал играть, а она подпевала. Скоро автобус подхватывал песню, и у всех появлялось праздничное настроение, с которым артисты и начинали концерт.
Сын Арев Багдасарян Карен Авакян вспоминает: "Мои детские шалости, подростковое непослушание привели к тому, что мать приняла очень трудное для себя решение: отправить меня в военное учебное заведение - Суворовское училище. Понятное дело, отец в разъездах (некоторое время Каро Авакян работал администратором ансамбля Арев Багдасарян, позже в других), мать на гастролях... А я оставался с бабушкой. Хотя и любил ее очень, но не слушался, все время играл с мальчишками на улице, забывая об уроках. Попасть в Суворовское училище из Армении, да еще с моими оценками, было почти невозможно... Но мать попросила маршала Баграмяна, который очень тепло к ней относился, посодействовать. Спустя годы, когда мама давала концерт в Москве, на который был приглашен и маршал, она с гордостью представила меня Баграмяну. Ей хотелось показать, что тот непослушный подросток, который отчаянно сопротивлялся стать военным, успешно окончил уже Высшее военное училище и стал офицером. Мать вообще после войны относилась к военным с особым теплом, видимо, вспоминая пережитое. Очень часто давала концерты в гарнизонах и частях, на военных кораблях.
Мама была очень неравнодушна к чужим неприятностям и проблемам. Очень внимательна к друзьям и знакомым. Не любила ходить по магазинам, но из каждой поездки привозила кучу подарков для родных и знакомых. Часто после выступлений зрители ждали ее у выхода, хотели пообщаться. А она, уставшая, старалась ответить каждому, делилась творческими планами, слушала их рассказы о разных неурядицах и трудностях".
Нахшун Баджи
Арев очень гордилась своим шушинским происхождением и говорила на отменном карабахском диалекте. Не случайно созданные ею образы карабахских женщин всегда пользовались особым успехом. Ведь это были образы родных, хорошо знакомых ей людей, - матери, тети, односельчанок.
ОДНИМ ИЗ ЕЕ ЛУЧШИХ НОМЕРОВ БЫЛА ШУТОЧНАЯ ПЕСНЯ-ТАНЕЦ "Нахшун Баджи", которую артистка исполняла в национальном карабахском костюме. Такой же костюм артистка подарила испанской актрисе и певице Лолите Торрес, с которой она занималась армянским танцем во время гастролей Торрес в Армении в 1972-м. Спустя годы Торрес рассказывала, что не раз выступала в этом костюме, исполняя армянский танец.
Образ "Нахшун Баджи" был особенно дорог Арев. И зрители, несмотря на множество других характеров, которые в свое время воплотила на сцене артистка, видели в ней озорную и жизнерадостную Нахшун. Такой и запомнили люди Арев Багдасарян, когда провожали ее в последний путь. В костюме Нахшун Баджи.
Иннеса МИРИДЖАНЯН
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 16:15
21 ноября на перегоне Советакан-Эчмиадзин на неохраняемом переезде автомобиль марки «БМВ» в нарушение правил дорожного движения выехал на железнодорожные пути, не остановившись перед знаком «СТОП». В результате произошло столкновение автомобиля со следующим по перегону тепловозом компании «Южно-Кавказская железная дорога».
-
2024-11-20 19:12
Америабанк примет участие в форуме EngageArmenia2024, который пройдет 23 ноября в Дубае. Форум является динамичной площадкой для предложений, предусмотренных для соотечественников из диаспоры, с возможностью проведения панельных дискуссий и установления новых связей.
-
2024-11-20 10:33
Ситуация с отставками - показуха, а не попытка приведения в соответствие с требованием борьбы с коррупцией правоохранительной системы страны. Почему? Потому что с должности не снят Генеральный прокурор!
-
2024-11-19 15:56
4 года назад в этот самый день произошло 2 важных события, которые должны были стать частью нашей коллективной памяти, пишет эксперт по информационной безопасности Карен Вртанесян.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-03-19 05:19
На Олимпийских играх в cтолице Франции дебютирует брейк-данс – спортивный стиль уличных танцев, созданный в США афроамериканской и пуэрто-риканской молодежью в начале 1970-х годов.
-
2023-06-23 10:09
Точнее, " уже два года живу идеей сделать наш музей одним из лучших в мире в своем роде и вернуть ему былую славу"... Об этом мечтает режиссер, заслуженный деятель искусств Армении и вот уже третий год директор Национального центра эстетики им. Г. Игитяна Ваан БАДАЛЯН. И трюизм "мечтать не вредно" в данном случае кажется неуместным. Потому что в Центре делают все и больше, чтобы мечта стала реальностью.
-
2022-09-14 10:20
Центральная библиотека им. Ав.Исаакяна всегда с радостью принимает гостей из Сербии. Вот и на днях здесь побывали видные деятели сербской культуры Милян Губеринич и Марина Миленкович, представившие армянской публике концерт фольклорной музыки стран и регионов бывшей Югославии. Сербия, Косово и Метохия, Босния-Герцеговина, Черногория, Македония – наряду с популярными в разных уголках Балкан песнями Милан и Марина исполнили также песни сербских цыган, придав программе особые нотки драйва.
-
2022-08-26 10:05
Наши военные блистают не в стрельбе и выносливости, а в… песнях и плясках То, что армейские реформы гэдэшной власти буксуют и идут в ошибочном направлении, стало наиболее очевидно по результатам проигранной войны в Арцахе, когда, в частности, «клубничные» реформы оставили войска на передовой без элементарных хлеба и воды, а кадровая чехарда во многом поспособствовала поражению на полях сражений. Однако правительство «верховного главнокомандующего» Пашиняна методично и настойчиво пытается окончательно угробить вооруженные силы страны…