Последние новости

ПРЕРВАННОЕ СЛОВО

Судьба уготовила им недолгую жизнь: Сиаманто было 37 лет, Даниелу Варужану едва исполнился 31 год, а Рубену Севаку – 30, когда турецкий ятаган оборвал их творческий полет. Самым старшим в четверке писателей, поднявших на новый уровень западно-армянскую литературу конца ХIХ– начала ХХ вв., был 54-летний Григор Зограб – профессиональный геометр, отважный адвокат-юрист, талантливый писатель и крупный общественно-политический деятель. Но и ему не удалось избежать участи полутора миллионов армян, ставших жертвами Геноцида и пополнивших плеяду деятелей армянской культуры, недосказавших свое мудрое слово.

 Даниел ВаружанЕСЛИ БЫ БЫЛО ВОЗМОЖНО ПОВЕРНУТЬ ИСТОРИЮ ВСПЯТЬ И ПИСАТЕЛИ продолжили бы свой творческий путь на благо не только отечественной, но и мировой литературы, возможно, кто-то из них  мог бы оказаться  в числе лауреатов  Нобелевской премии. Что бы он, армянский писатель, перешагнувший рубеж двух бурных эпох и переживший трагедию собственного народа, сказал в своей обязательной для нобелевского лауреата речи?

Ответ на этот вопрос попытались дать опытные кинематографисты – сценарист Левон Галстян ("Не бойся", "Убитый голубь", "Артист", "Анаит") и телеведущий и режиссер, автор программы "Экспресс" Артур Бахтамян. Их авторский фильм "Неозвученные нобелевские речи", премьера которого состоялась в Театре-студии им.Г.Маляна, стал оригинальной попыткой подытожить жизнь и деятельность четырех писателей в формате ответного слова на вручение престижной премии. "Мы взяли на себя смелость, возможно историческую, придумать предполагаемую нобелевскую речь каждого из героев нашего фильма, которая, как известно, должна длиться не более 5 минут и основываться на достоверных биографических фактах,  творчестве, размышлениях об историческом периоде, мечтах и разочарованиях", - сказал на премьере Артур Бахтамян.

Фильм "Неозвученные нобелевские речи" снят на базе общественной организации "Чепэнтац" ("Экспресс") на средства гранта, выделенного аппаратом президента РА в рамках конкурса "Геноцид и культура", объявленного Молодежным фондом Армении. Фильм длится 30 минут, однако на подготовку – от написания первых строк сценария до завершения монтажных работ и озвучивания - ушло около 9 месяцев. Съемочная группа побывала в Турции (на территории Западной Армении), в городах, где родились, жили и творили герои картины. География съемок обширна: от церкви Св.Спасителя в Стамбуле (бывший Константинополь) до островов Ишханац, от рыболовецкого городка Саригюх до ларька древних рукописей. Авторам фильма посчастливилось обнаружить первые издания писателей на османском языке, чудом уцелевший и единственный экземпляр ежегодника "Навасард" на армянском. Были досконально изучены многочисленные документы об общественной деятельности героев картины, использованы их литературные труды, личные записи.

 Григор ЗограбТВОРЧЕСТВО ГРИГОРА ЗОГРАБА, ДАНИЕЛА ВАРУЖАНА, СИАМАНТО И РУБЕНА СЕВАКА в корне различно: каждый из них занимал свою, особую нишу в армянской литературе, по-своему строил личную жизнь. Однако вместе они были литературным цветом эпохи, стали частью бесстрашной армянской интеллигенции, которая не побоялась встать на защиту прав своего народа и высказаться во всеуслышание – в литературе, на страницах газет и журналов или в публицистических речах - о зверской политике Абдул Гамида и правительства младотурок в отношении армянского населения Османской Турции. Их всех ожидала единая участь – быть арестованными, вывезенными из Константинополя и замученными до смерти.

Для своих героев Артур Бахтамян и Левон Галстян продумали особые "нобелевские речи", каждая строка которых раскрывает внутренний мир каждого из них, отношение к событиям, предшествовавшим Геноциду и продолженным после него, их обращение к крупным мировым державам, к человечеству в целом и объяснение своей роли в "нобелевском процессе". Для каждого из писателей авторы фильма использовали ассоциирующиеся с их биографией или конкретными литературными трудами зрительные образы, на фоне которых Зограб, Варужан, Сиаманто и Севак произносили свои речи.

 Рубен СевакВот камера (оператор - Нарек Бахтамян) кружит над улочками Константинополя,  вот она сфокусирована на улове рыбаков, безжалостно раздирающих добычу, а вот жители современного Стамбула, среди которых немало этнических армян, до недавнего времени вынужденных скрывать свою истинную национальную принадлежность. В одном из кадров мы видим Ара Гюлера – нашего соотечественника и талантливого турецкого фотографа, чье имя известно во всем мире. Он – один из многочисленной армии интеллигенции и деятелей культуры, которые могли бы продолжить летопись многогранного армянского искусства.

Фильм построен в форме четырех новелл. Поэты один за другим выходят на сцену в Стокгольме. Но зритель не видит их лиц: режиссер задумал представить каждого со спины, в легком свете рампы, словно намекая на вымышленность инсценировки. Для каждой новеллы проработан свой видеоряд, но все они заканчиваются одной и той же сценой – неожиданно прогремевшим выстрелом в спину, уносящим жизнь. Тем не менее, по словам Левона Галстяна, герои картины поданы не в своем политическом протесте, а как великие мыслители, чье слово, восприятие жизни и понимание эпохи оказались вне времени и пространства.

 Сиаманто"НЕОЗВУЧЕННЫЕ НОБЕЛЕВСКИЕ РЕЧИ" - НАШ 100-ЛЕТНИЙ ПУТЬ, полный тоски, опустошенности и потерь. Его мы и представляем зрителю в призме слова видных армянских поэтов прошлой эпохи, - говорит А.Бахтамян. – У нас есть богатая, тысячелетняя литература, однако за всю историю Нобелевской премии ни один наш писатель не был ее удостоен. Почему? Григор Зограб, Даниел Варужан, Сиаманто и Рубен Севак - не только выдающиеся армяне, но и часть мировой цивилизации и творческой интеллигенции, каждый из них мог с достоинством предстать перед публикой в Стокгольме. Однако Геноцид не только забрал их жизни, но и прервал связь между западно-армянской и  восточно-армянской литературой, разорвав историческую преемственность. Это мы и намеревались показать в своем фильме".

Картину А.Бахтамяна и Л.Галстяна планируется перевести на турецкий и английский языки. Есть вероятность, что текст на турецком будет читать известный турецкий писатель, лауреат Нобелевской премии Орхан Памук, а английскую версию – кто-нибудь из звезд Голливуда (например, Мэл Гибсон), чьи голоса узнаваемы и вески в своих странах. Фильм выйдет в телевизионный эфир, а также будет предложен для показа на факультетах литературы в вузах Армении, поскольку в первую очередь он предназначен для специалистов. А широкая  зрительская аудитория обязательно отроет для себя нечто новое, связанное с творчеством и жизнью  четырех поэтов, в числе остальных жертв причисленных в год 100-летия Геноцида армян к лику святых.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • АРМЯНСКИЙ СЛЕД КИПРА
      2024-04-25 12:06

      Прошедшая в Доме камерной музыки им. Комитаса фотовыставка "Армянские памятники Кипра" вызвала широкий интерес армяно-греческой общественности нашей страны, а также гостей из Кипра, представляющих как армянскую диаспору островного государства, так и его общественно-политические круги. Познакомиться с армянским историческим следом на дружественном Кипре собрались также деятели разных сфер Армении и Арцаха. Среди гостей были глава Международной школы UWC-Дилижан Адам Армански, председатель Армянского национального комитета Кипра Акоб Казанджян, профессор хирургии, бывший член Европарламента, представляющая интересы Армении и Арцаха, Элени Теохарус, профессор, хирург и бывший председатель НС РА Ара Баблоян, Омбудсмен Республики Арцах Гегам Степанян, бывший госминистр Арцаха Артак Бегларян и другие. Выставка сопровождалась концертом: в исполнении музыкантов Государственного камерного оркестра Армении звучали народные, классические и другие произведения двух наших стран. Событие состоялось за несколько дней до Дня памяти жертв Геноцида армян 1915 г., который вместе с армянами больше ста лет назад пережили греки и ассирийцы.

    • Рубен ГАЛИЧЯН: "АЗЕРБАЙДЖАН СТРЕМИТСЯ УСТАНОВИТЬ КОНТРОЛЬ НАД АРМЕНИЕЙ"
      2024-04-25 11:40

      "Подписание мирного договора с Азербайджаном не даст Армении никакой безопасности. Безопасность можно завоевать одним путем - созданием мощной системы вооружений, равной с азербайджанской по своим возможностям. Это позволит противостоять поползновениям "соседей", в противном случае мы продолжим терять территории и суверенитет", - заявил на прошедшей в ЕГУ Международной научной конференции "Война, граница и культура" известный исследователь-картограф, автор многочисленных книг и статей по истории и картографии Кавказского региона Рубен Галичян.

    • Овик АВАНЕСОВ: "ПАМЯТНИКИ СЕЛ ТАВУША БУДУТ СТЕРТЫ, КАК И КАНАЧ ЖАМ В ШУШИ"
      2024-04-24 10:15

      В рамках прошедшей в ЕГУ Международной научной конференции "Война, граница и культура" кавказовед, защитник культуры из Арцаха Овик Аванесов выступил с докладом о задачах сохранения культурного наследия в приграничных зонах РА и связанные с этим вызовы. Он обратил внимание на два главных аспекта вопроса - физическую и нефизическую составляющие охраны памятников культуры и истории. По его мнению, физический аспект, в частности в Тавуше, изменился после эскалации 2014 г. и стал более явным после 44-дневной войны в Арцахе в 2020 г., когда азербайджанские ВС незаконно вторглись и заняли некоторые участки суверенной территории Армении, расположив там боевые отряды. Это стало угрозой не только местному населению, но и историко-культурным памятникам, поскольку и культурные ценности, и люди стали мишенью для вражеских сил.

    • ДЕЛО ДВУХ СОЮЗОВ, ИЛИ КАК ЗАПРЕТИТЬ РИСОВАТЬ АРАРАТ
      2024-04-20 12:31

      Уже месяц, как в двух крупных творческих центрах Армении - Союзе художников и Союзе писателей начались волнения. Организован он ни много, ни мало на правительственном уровне и проводится руками главного надзирателя за соблюдением законов государства, прав и свобод граждан - Генеральной прокуратуры, взявшейся за спешную национализацию зданий обоих Союзов.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • 35 ЛЕТ НАЗАД НАЧАЛСЯ ИСХОД АРМЯН ИЗ КИРОВАБАДА
      2023-11-30 10:50

      По печальной традиции, последнюю неделю ноября отмечается скорбная годовщина исхода исконного населения из армянского Кировабада (Тигранакерта - VI.в. до н.э., Гандзака, ныне – Гянджи). 35 лет прошло с того дня, когда армяне начали покидать свои дома в Кировабаде, опасаясь очередных погромов мирных жителей.

    • МАНВЕЛ ГРИГОРЯН ОСТАНЕТСЯ В ИСТОРИИ КАК ГЕНЕРАЛ ПОБЕДЫ
      2023-11-18 10:25

      «14 июля 1956 г. – 19 ноября 2020 г.» Такой надгробной надписи в военном пантеоне «Ераблур» нет. Пашинян даже после смерти продолжил мстить командиру легендарной 5-й бригады генералу Манвелу Григоряну. Месть проявилась в запрете предать тело генерала земле в военном пантеоне рядом с могилой Спарапета Вазгена Саркисяна, где лежит его войско. Командира отделили от войска, сказав, что рядом с могилой Спарапета якобы нет места…

    • 15 ЛЕТ СПУСТЯ: ДЕЛО 1 МАРТА НЕ РАСКРЫТО
      2023-02-27 10:05

      Подставляться под выстрелы не входило в его планы Невзирая на обещания Пашиняна, дело 1 марта 2008 г. до сих пор не раскрыто, ибо до сих пор не названы имена тех, кто убил 10 человек. Бывший генпрокурор Геворг Костанян по тому поводу неоднократно заявлял, что режим просто не в состоянии раскрыть дело. В связи с 15 годовщиной событий 1 марта особого внимания заслуживают несколько ключевых эпизодов.

    • LE MONDE: «МЫ НАБЛЮДАЕМ ПРЕЛЮДИЮ К ГЕНОЦИДУ»
      2023-02-03 10:19

      31 января с.г. во французской Le Monde было опубликовано заявление более чем 160 ученых и экспертов, членов Армянского научного общества (ASOF), которые указывают на то, что задачей азербайджанского правительства является этническая чистка армян Нагорного Карабаха, и призывают к гуманитарному вмешательству международного сообщества, пока не стало слишком поздно…