Последние новости

ПРИТЯЖЕНИЕ ИМЕНИ

Общее впечатление от очередного концерта Государственного молодежного оркестра под управлением Сергея Смбатяна в рамках III международного музыкального фестиваля им. А.Хачатуряна, прошедшего в Большом зале Армфилармонии под высоким патронатом президента Сержа Саргсяна, весьма отрадно. Зал был переполнен: недостатка в слушателях у этого оркестра никогда не бывает, хотя нельзя сказать, что их ждали особые артистические открытия, - каждый из участвующих в концерте солистов уже был известен публике, на этой сцене они выступали и прежде. 

НО ВСЕ РАВНО БЫЛО РАДОСТНО ВНОВЬ ВСТРЕТИТЬСЯ с исполнительским искусством артистов, давно получивших мировое признание. Это великолепный российский трубач Сергей Накаряков, неоднократно приезжающий к нам на гастроли, наши соотечественники Микаэл Ахназарян, известный виолончелист и замечательный скрипач Зорий Тадевосян, играющие ныне за рубежом. Да и программа, серьезная и интересная, посвящалась юбилею - 95-летию любимого композитора Александра Арутюняна. Это "Ромео и Джульетта. Увертюра-фантазия" Чайковского, "Поэт и муза", Концерт для скрипки, виолончели и оркестра Сен-Санса - в первом отделении и "Тема с вариациями для трубы и оркестра" и "Танцевальная сюита" Александра Арутюняна - во втором. Почти вся программа, имевшая исключительный успех, была сыграна оркестром и солистами свежо, поэтично и проникновенно. И это не случайно - посвящение обязывало.

Александр Арутюнян - фигура знаковая, ярчайший представитель армянской "могучей кучки". Выдающийся композитор, патриот. В нем всегда все "зашкаливало": чрезмерность таланта, темперамента, оценок и поступков. Одним из немногих он естественно перешагнул из века XX в реальность XXI века. Без малого целый век он был со своим народом, являлся одним из тех, кто создавал великое искусство, кто саму жизнь свою прожил необыкновенно страстно, крупно и безоглядно.

Думается, мало кто из наших композиторов может гордиться истинным созвездием исполнительских имен дирижеров, хормейстеров, солистов. Неординарная фигура автора "Кантаты о Родине", оперы "Саят-Нова", многочисленных концертов, симфонической, хоровой и вокальной музыки, киномузыки, квартетов вызывала живейший интерес лучших исполнительских сил. Как отмечал композитор Эдгар Оганесян, лучшие произведения Арутюняна знаменовали собой плодотворные этапы армянской музыки, становились порой своего рода "законодателями" стиля, формы или эмоционального настроя. Так, "Кантата о Родине", "Праздничная увертюра", "Экспромт" для виолончели на годы вперед повлияли на развитие соответствующих направлений музыкального искусства в Армении и за ее пределами.

А КАКОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ БЫЛО СЛУШАТЬ НА ЭТОМ КОНЦЕРТЕ "Тему с вариациями для трубы и оркестра" в исполнении ярчайшего музыканта Сергея Накарякова, этого "Паганини трубы", как его давно называют. Его отличают огромное мастерство и поразительная одухотворенность, умение передать тончайшие оттенки звука на столь своеобразном инструменте, каковым является труба. Ощущение, что ритм у него пульсирует, наполняет каждую фразу, выражает волю исполнителя, таит в себе выразительность его игры, сообщает произведению жизнь.

Накаряков довольно часто бывает в Армении. Мы помним, как нежно любил его Арутюнян, не только потому, что музыкант бесподобно исполнял его произведения для трубы, но и за уникальный дар: репертуар Сергея потрясает своей уникальностью и разнообразием. Он исполняет не только произведения, специально написанные для трубы, но также и переложения со скрипки, альта, фагота, гобоя, фортепиано, валторны,  виолончели - инструментов, с большими, чем у трубы, возможностями. Кроме того, он мастерски владеет игрой на флюгельгорне, исполняя на нем различные переложения, тем самым расширяя художественный и технический потенциал этого инструмента. Отлично прозвучала также  "Танцевальная сюита в 5 частях" в исполнении Молодежного оркестра под управлением С.Смбатяна. Главный дирижер и его "команда" продемонстрировали свою искреннюю любовь к автору и ансамблевое мастерство.

Кульминацией первого отделения был концерт для скрипки, виолончели и оркестра "Поэт и муза" Сен-Санса, прозвучавший в исполнении Зория Тадевосяна (скрипка), Микаэла Ахназаряна (виолончель) и Молодежного оркестра.

Напомним, что З.Тадевосян - первая скрипка в оркестре Королевского оперного театра Мадрида. У него много концертов в Мадриде и других городах Испании и Европы. К сожалению, у себя на родине он выступает редко. Начинал он в школе Саят-Новы у одного из лучших педагогов-струнников, профессора Левона Зоряна, в классе которого учился до 1994 года, затем продолжил образование в Ереванской консерватории в классе прославленного скрипача и педагога Эдуарда Тадевосяна. Через год после окончания консерватории Зорий едет в Мадрид и поступает в Высшую школу музыки им. королевы Софии в класс выдающегося педагога Захара Брона. Его исполнительской манере присущи безукоризненное владение техникой и подлинная культура.

Яркими личностными качествами отмечены и выступления виолончелиста Микаэла Ахназаряна. До четвертого курса Микаэл учился в Ереванской консерватории в классе знаменитой Медеи Абрамян, затем продолжил образование в Сионской музыкальной академии Тибора Варги, у которого впоследствии работал ассистентом. Аспирантуру он окончил в Музыкальной академии Базеля в классе Ивана Монигетти - универсального педагога, занимающего особое место в мировом музыкальном искусстве.

МИКАЭЛ ВЕДЕТ АКТИВНУЮ КОНЦЕРТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. В СОСТАВЕ цюрихского струнного трио он выступал с концертами в Швейцарии и других странах Европы, записал множество концертов, в числе которых все струнные трио Бетховена. Он активно участвует в международных фестивалях, проводимых в Европе, США, Африке, Южной Америке. В качестве солиста и ансамблиста он выступает с известными симфоническими и камерными оркестрами - Баскским национальным (Испания), Люцернским симфоническим (Швейцария) оркестрами, камерными оркестрами Германии, Швейцарии. Он нередко отдает предпочтение камерной музыке и не случайно выступает в составе знаменитого берлинского "Кус-квартета", дающего концерты на самых престижных сценах мира. Микаэл - постоянный участник открытых семинаров по камерной музыке, проводимых Стивеном Исерлисом, ведет мастер-классы.

Сочинение Сен-Санса "Поэт и муза" для скрипки, виолончели и оркестра (премьера) прозвучало в исполнении М.Ахназаряна, З.Тадевосяна и Молодежного оркестра великолепно, без всяких трудностей. Это был ансамбль равноправных партнеров, тонко чувствующих друг друга, ансамбль, в котором любой эмоциональный импульс рождал мгновенную реакцию другого. Исполнителям удалось передать многообразие красок Сен-Санса, избежать при этом чрезмерности, преувеличения. Сыгранный на одном дыхании, с тонким ощущением авторского, концерт имел подлинный успех. И в оркестре все было настоящее: волнение, искренность, старание, эмоции. Вся публика обратилась в слух и была покорена игрой и оркестра, и солистов, отличающихся редкой ансамблиевостью и выразительностью звучания.

Этот концерт полностью искупил досадное впечатление, оставленное одним из предыдущих концертов, в котором прозвучала сложнейшая "Поэма экстаза" Скрябина. В исполнении молодого дирижера и его оркестра экстаз был - поэмы не было. Исполнителям не удалось передать философскую глубину авторского замысла, своеобразие образно-тематического развития, всего арсенала полярно контрастных элементов, которые обычно и завораживают слушателей. Риск, к сожалению, не был оправдан. Так случается. Но вместе с тем без риска, дерзости, поиска не может быть и прогресса. Так что дерзайте, господа! Возможно, именно риск и неимоверная требовательность к себе и приведут к успеху, к тому, что слушатели действительно воспримут исполнение "Поэмы экстаза" как шедевр "чистой музыки".

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • АРШИЛ ГОРКИ И XXI ВЕК
      2024-04-24 11:22

      Искусство Аршила Горки принадлежит к чудесным страницам художественного наследия прошлого века. Его произведения неизменно привлекают интерес исследователей разных стран. О нем изданы, преимущественно на английском, монографии, каталоги, аналитические статьи. Его имя фигурирует в книгах по истории искусства, в энциклопедиях. Как известно, на международных аукционах стоимость его произведений достигает нескольких миллионов долларов. Кем является этот художник для нашего времени, для XXI века? Казалось бы, о чем тут размышлять! Нет ни загадок, ни споров. Нет никакого недостатка в нашем уважительном отношении к Аршилу Горки и ко всем классикам мирового искусства. Мы охотно рассматриваем их работы, любуемся, увековечиваем. И все же… Мы мало задумываемся о том, почему мы теперь совсем другие, чем они. И что представляет собой наша современность? Что это - движение вперед по тому же самому пути, который мы, когда речь идет о прошлом, прославляем, увенчиваем лаврами? Или нечто другое - блуждание по оскудевшим тропам, среди сорняков, руин? А может быть, и то и другое в странном фантастическом сплетении…

    • ЖИВАЯ СОЗВУЧНОСТЬ
      2024-04-22 11:41

      Завершился фестиваль "Современные классики" Завершен Четвертый международный фестиваль "Современные классики", носящий имя великого польского классика Кшиштофа Пендерецкого. Его проводит Армянский государственный симфонический оркестр под управлением Сергея Смбатяна, который и является художественным руководителем фестиваля. Судьба этого фестиваля, так же как и фестиваля, посвященного армянскому композиторскому творчеству, с самого начала не захотела быть похожей на судьбу нашего общества, как бы действовала ей в противовес, проявляя при этом мудрое постоянство. В пору вседозволенности, безверия и равнодушия, фестиваль открыл очень свежую форму существования и взаимодействия искусств. Он подсказывает различным организациям в сфере культуры, с какой фантазией, смелостью можно работать.

    • КОНЦЕРТ-СОБЫТИЕ
      2024-04-17 12:20

      Программа второго концерта в рамках четвертого международного фестиваля "Современные классики" имени Кшиштофа Пендерецкого, проводимого Армянским государственным симфоническим оркестром под управлением Сергея Смбатяна, была по-настоящему неординарна и интересна. В Большом концертном зале им. Арама Хачатуряна звучала музыка, незнакомая широко публике. Это симфоническая поэма Wetlands современного итальянского классика Людовика Эйнауди, Концерт для флейты и оркестра персидского композитора Бехзада Ранджбарана и Джазовые вариации рококо для бас-гитары и оркестра Александра Розенблата, посвященные П.И. Чайковскому. Публика с большим интересом приняла всю программу. Она открыла для себя насыщенный, яркий, загадочный мир.

    • ВЕЧНО ЖИВАЯ ПОЭЗИЯ
      2024-04-15 11:01

      К 110-летию Амо САГИЯНА Невозможно без  волнения и большой  человеческой любви вспоминать имя Амо Сагияна, поскольку он  был не только прекрасным тончайшим поэтом, но и обаятельным человеком, личное общение с которым всегда доставляло огромную радость. И  даже сейчас, хотя с момента  его ухода  прошло уже столько лет.  Как-то не ощущаешь его среди мертвых. Недаром ведь сказано: "Поэты молодеют, умирая". 14 апреля - день рождения поэта, личности выдающейся, неоднозначной. В этом году ему исполнилось бы 110 лет. Но он не из тех, кого вспоминают лишь в юбилейные дни. Он поэт удивительный, редкостный, любимый всеми. Амо  Сагиян  и при жизни стоял особняком среди личностей  в высшей степени духовных, а уж ныне, когда поэтическим званием удостаивают графоманов, он и вовсе похож на неразделимую комету в армянской поэзии.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • HIGHFEST - "КРУТЫЕ В ЛЮБЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ!"
      2023-10-11 09:14

      В программе 21-го Ереванского Международного театрального фестиваля исполнительских искусств HIGHFEST были заявлены многие звезды, вплоть до Дианы Вишневой и Джона Малковича. Но "завтра была война", и фестиваль, как выразился его президент Артур ГУКАСЯН, прошел так, как будто он есть, но словно его и нет. И все-таки он состоялся! Потому что те, кто его делает, уверены - чтобы когда-нибудь снова пройти звонким шагом, нужно, пускай на цыпочках, но ходить!

    • SUMMEET - "ФЕСТИВАЛЬ ЕСТЬ ГЛАВНЫЙ ДРАЙВЕР ПРОДВИЖЕНИЯ"
      2023-08-29 11:06

      В рамках третьего Международного летнего фестиваля современного танца SUMMEET в Ереван и Гюмри уже показались дансантные компании из России, Армении, США, Франции.... Контемпрори, классический модерн, хип-хоп...

    • Сергей КОСЕМЯН: Я НИКОГДА НЕ ТЕРЯЛ СВЯЗИ С АРМЕНИЕЙ
      2023-04-20 10:01

      Обладатель Золотой медали ЮНЕСКО, лауреат международных конкурсов признанный виолончелист Сергей Косемян широко известен не только в Армении, но и за рубежом. С сольными концертами он выступал во Франции, Мексике, США и других странах. Сегодня Сергей живет и работает в Америке, но не теряет связи с родиной. Более того, будучи вовлеченным в разные международные проекты за пределами Армении, он несколько лет назад получил предложение стать одним из участников балетной мегапостановки в Ереване.

    • «АРТ СЕТ» - МАЯК КУЛЬТУРЫ В МАРЗАХ
      2023-04-08 11:28

      На днях третий межмарзовый конкурс-фестиваль искусств «Арт Сет»  подвел итоги. На гала-концерте, устроенном в Доме культуры г.Веди Араратского марза Армении были объявлены победители и состоялась торжественная церемония вручения призов и дипломов.