ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ КАРАБАХСКИХ КОВРОВ
По редакционным делам я выехал из Степанакерта в Шуши. В Министерстве культуры НКР предстояло обсудить и уточнить собственный тематический план статей для журнала "Карабахский экспресс" - издания, уже на протяжении более десяти лет освещающего жизнь Нагорного Карабаха во всех ее, что называется, ипостасях. Культурная сфера - одна из них, а Министерство культуры республики довольно активно, темпераментно и, я бы сказал, боевито держит планку восприятия этой сферы, или, как сегодня принято говорить, ее рейтинг, на высоком уровне: стоит только перечислить даже пару-тройку мероприятий, организованных министерством за последние годы по меркам мировых модусов и замеров, как станет понятно, что такая оценка вовсе не преувеличение.
У ВХОДА В ЗДАНИЕ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ ТОЛПИЛИСЬ ЛЮДИ. Значит, я невольно попадаю на мероприятие, в очередной раз организованное министерством. Остается узнать на какое. Это нетрудно сделать, поднявшись на второй этаж бывшей шушинской женской гимназии, отреставрированной для размещения министерства. Идея переезда Министерства культуры в Шуши давно витала в воздухе, соответствуя политике руководства Республики Арцах по возрождению прежней исторической, образовательной и культурной славы Шуши - исторически духовного и культурного центра Нагорного Карабаха. В 2012 году эту идею воплотили в жизнь: внешне отреставрированное здание бывшей гимназии практически не претерпело изменений, а интерьер отделан архитектурными изысками нового времени. Словом, переехавшее в Шуши Министерство культуры получило в подарок завидное здание.
Уж коль скоро мы затронули тему привязки старины к современным реалиям, то следует заметить, что подобный подход к возрождению материальной и духовной культуры Арцаха возведен там в государственный принцип. И Шуши как старинный армянский город с богатым архитектурным наследием приобретает в этом плане приоритетную роль. На торжественной церемонии открытия отреставрированного для Минкульта НКР здания президент Бако Саакян отметил важность размещения и других республиканских ведомств именно в Шуши. В известном смысле этот посыл президента означал не что иное, как достойное признание города в качестве некогда административного центра Арцаха. Разумеется, прошлое обогащает. Но, поскольку, вспоминая о прошлом, жить приходится все-таки настоящим, нетрудно догадаться, что это самое напоминание о прошлом Шуши станет и серьезным стимулом дальнейшего развития города, с сохранением и реставрацией и других памятников истории и архитектуры.
Пока таким стимулом является Министерство культуры, в современном интерьере которого витает дух старины. В мое посещение министерства 13 января 2016 года там витали образы старинных карабахских ковров. Министерство подводило итоги ранее объявленного конкурса на лучшие работы в искусстве ковроделия. Когда однажды у министра культуры Нарине Агабалян иностранные журналисты поинтересовались, чем помимо карабахского конфликта сам Карабах известен миру, первое, что услышали журналисты, было упоминание о Музее карабахских ковров, незадолго до этого открывшегося в Шуши. Вольно или невольно вопрос был задан, что называется, в точку. Соответственно, и ответ прозвучал в той же тональности. Дело в том, что азербайджанская пропаганда, неустанно перевирая историю Карабаха, одним из средств информационной войны избрала бесстыдное присвоение и творений армянской материальной культуры. В том числе и ковров, мировая известность к которым пришла задолго до появления на карте искусственного государственного образования под названием "Азербайджан".
КОНЕЧНО, ВОЙНА ЕСТЬ ВОЙНА. НО ВЕДЬ И НА ВОЙНЕ КАК НА ВОЙНЕ. Разоблачение фальсификаций - задача не из простых, но необходимых. Такую необходимость как раз и демонстрирует шушинский Музей ковров, учредитель которого - советник президента НКР Вардан Асцатрян, конечно же, не мог не быть в этот день на организованном мероприятии. Он и провел со мной хотя и скоротечный, однако весьма обстоятельный ликбез на данную тему. Оказалось, что еще с советских времен азербайджанские посыльные ходили по карабахским селам и обменивали старинные ковры ручной работы на фабричный ширпотреб. Кто соглашался, кто нет, но настоящих ковров ручной работы в армянских селах поубавилось, а в бакинских государственных музеях прибавились "шедевры азербайджанского декоративно-прикладного искусства". Уже с тех времен на государственном уровне начали осуществляться разработка и реализация проекта под названием "Древний Азербайджан". А в постсоветский период Азербайджану удалось даже протиснуть в ЮНЕСКО арцахские национальные ковры под видом своих собственных. Здесь, конечно же, не обошлось без усилий первой леди Азербайджана, которая еще в августе 2004 года удостоилась (не станем догадываться как) титула посла доброй воли ЮНЕСКО. Что ж, как было не нами однажды сказано, даже в самом хорошем городе бывает лужа на окраине…
Между тем коллекция карабахских ковров в шушинском музее пополняется из года в год. И вовсе не в знак протеста. Зачастую ирония действует сильнее, чем гнев и возмущение. Подобную иронию продемонстрировал лондонский специализированный журнал HALI, на страницах которого была опубликована статья "об экспонате XVII века, который находится в Музее ковров города Шуши Нагорно-Карабахской Республики". Впрочем, если сказать к слову, Вардана Асцатряна обрадовало в опубликованной статье не столько то, что в ней особо была подчеркнута "неправомерность отнесения подобных изделий к азербайджанским", а сколько упоминание об Арцахе как государстве - Нагорно-Карабахской Республике. Чем не признание? Но это и в самом деле к слову…
Поэтому мы вернулись к основной теме нашего разговора: об уникальных карабахских коврах, которые еще с древних времен являлись органической частью истории и быта Арцаха, а ковроткачество стало национальным ремеслом. Ковры ткали поначалу в домах, и уж потом искусство ковроделия постепенно специализировалось в мастерских. Появились и школы. Можно даже сказать, что чуть ли не в каждой карабахской деревне существовала своя школа. Объясняется это тем, что в каждой деревне имелось, что называется, свое индивидуальное направление в орнаментальной стилистике изделия и его тематике.
ОДНАКО НЕ ТОЛЬКО В "ДЕРЕВЕНСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ" ЗАКЛЮЧАЮТСЯ отличительные черты карабахских ковров. Есть и некие общие черты, которыми они вообще отличаются ото всех других. По мнению специалистов - экспертов искусства ковроделия, карабахские ковры отображают божественные и природные явления. В целостной картине ковра всегда можно различить тайны мира и бытия. Тематика рисунков строго придерживалась классических форм, существовали "уставные" требования, не допускающие вольного обращения не только с орнаментом, но и с цветом. Каждый орнамент и применяемая цветовая гамма имели свое значение. Словом, карабахский ковер уже издревле имел свой "бренд", не очень-то и уступая в мировом каталоге коврам персидским и туркменским.
Конечно, соглашается Вардан Асцатрян, имеются некие общие параметры, по которым определяется ценность ковров ручной работы. Помимо индивидуальности, приверженности той или иной школе это еще и качество использованной нити, технология окраски и самого изготовления. В конечном счете - изностойкость, которая должна исчисляться веками. К сожалению, многие навыки карабахского ковроделия были преданы забвению и даже частично утеряны в советский период. Сегодня основной задачей созданного в Шуши музея являются возрождение былого традиционного ремесла, повторное возведение его в ранг прикладного искусства, восстановление преемственности поколений для развития уже современного ковроделия, но на основе древних традиций. Вардан Асцатрян в это верит.
Почему бы и нам в это не поверить, видя развешанные вдоль внутренних стен министерства ковры и гобелены, сотканные руками участников республиканского конкурса "Арцахское ковровое искусство"? Почему не поверить, если уже второй год проводится такой конкурс, и он, как видно, не последний, судя хотя бы по тому, что число как его участников, так и представленных ими работ значительно возросло: в конкурсе 2015 года было представлено 40 работ, выполненных 34 конкурсантами. Этот приятный факт отметила в своем выступлении директор Арцахского историко-краеведческого музея Меланья Балаян, добавив, что работы 2015 года отличились и техникой исполнения, и качеством, и художественным вкусом, так что в ближайшей перспективе следует ожидать не менее приятных сюрпризов.
И в самом деле следует ожидать, потому что все работы говорят сами за себя, а их исполнители получают из рук министра культуры ценные подарки, а из кассы бухгалтерии - денежные вознаграждения. Номинаций в конкурсе было много, соответственно - и подарков. Однако понятно, что только этим миссия Министерства культуры по сохранению культурной самобытности как одного из приоритетных направлений своей деятельности ограничиться не может. Как заявила министр культуры Нарине Агабалян, возрождение в современных условиях традиций предков в самом широком смысле заботливого отношения к национальной культуре имеет стратегическое значение. По большому счету это одна из задач национальной безопасности.
Значит, работа в этом нужном направлении будет продолжена.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2020-10-01 15:15
Ильхам Алиев - выпускник МГИМО. Это как-то с особенным чувством отметил в своем выступлении в передаче "60 минут" 29 сентября Игорь Коротченко, главный редактор журнала "Национальная оборона". Передача была посвящена новой Карабахской войне, которая началась ранним утром, а точнее, в 07:10 27 сентября с широкомасштабного, по всей линии соприкосновения Азербайджана и Арцаха, наступления азербайджанских вооруженных формирований на позиции Армии обороны НКР.
-
2018-08-27 12:03
заявил в интервью главному редактору ИА "ДЕ-ФАКТО" Карену ЗАХАРЯНУ министр иностранных дел Республики Арцах Масис МАИЛЯН
-
2018-03-07 17:05
5 марта основателю Центра эстетического воспитания детей исполнилось бы 86 лет "О Карабахе говорили и продолжают говорить многие. Генрих Игитян был одним из первых. Но из тех, кто не просто говорил о проблеме Карабаха, а говорил – отстаивал, говорил – делал…"
-
2018-02-14 13:44
В Республике Арцах широко отметили 30-летие Карабахского национально-освободительного движения 30 лет назад февраль 1988 года стал поворотным в истории Нагорного Карабаха (Арцаха) и переломным в народной-освободительной борьбе. Начиная с 1918 года эта борьба по существу никогда не прекращалась. Все 70 лет Арцах, древний армянский край, вынужденно пребывал в составе искусственно созданной большевиками Азербайджанской ССР.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2023-08-01 09:15
"...И откроется вдруг сокровенная красота...". Сокровенная красота - так называют тайную, сокрытую душу вещей. Которую непременно почувствуешь, но не в первую очередь. Сначала восхищает красота в ее общепринятом, эстетическом смысле - утонченная и изысканная, она завораживает, не давая отойти от выставочной витрины...
-
2023-07-01 09:54
Арт Студия «Седракян» открылась около года назад, но уже может гордиться успехами своих юных учеников: воспитанники этого творческой организации сегодня предстали перед широкой публикой пусть как начинающие, но уже художники.
-
2023-05-26 11:20
Галерея-мастерская «Брут» (BRUT Studio & Showroom), расположенная в одном из зданий на перекрестке улиц Арзуманяна и Алабяна, не сразу бросается в глаза. Цокольный этаж, к которому ведут скрытые под навесом лестницы, скрыт от постороннего глаза. Тем не менее, это необычное место известно в Ереване многим, ведь именно сюда уже в течение нескольких лет ежедневно приходят десятки жителей нашей столицы, погружаясь в искусство гончарного дела и керамики.
-
2023-03-08 09:48
Армянский музей Америки и Музей истории Армении инициировали уникальную онлайн-выставку, посвященную богатому духовно-материальному наследию Арцаха. Впервые в рамках сотрудничества двух армянских очагов культуры, расположенных на разных континентах, удалось объединить экспонаты коллекций 16 музеев мира различных профилей. В виртуальную экспозицию вошли около 50 образцов, включающих относящиеся к разным эпохам керамики, украшений, предметов культа, а также средневековых рукописей, ковров, текстильных и других изделий.