ВЫБОРЫ В ИРАНЕ: СДВИГ В СООТНОШЕНИИ СИЛ
Выборы в парламент и Совет экспертов Ирана продемонстрировали укрепление позиций реформистского крыла элиты страны. Успех был достигнут несмотря на прямую поддержку консерваторов со стороны верховного лидера страны и исключение наблюдательным советом из предвыборной гонки ряда кандидатов от реформистов.
В ЧАСТНОСТИ, ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ ДАННЫМ, РЕФОРМИСТЫ ОДЕРЖАЛИ сокрушительную победу в столице страны Тегеране, получив 30 из 30 возможных мест. При этом лидирующую позицию в списке занимает один из лидеров реформистов, Мохаммад-Реза Ареф, в то время как один из лидеров консерваторов, Гулям Али Адель, заняв в списке 31-е место, не проходит в парламент от Тегерана.
Впрочем, в целом по стране консерваторы лидируют за счет результатов в сельских районах, традиционно поддерживающих консервативный блок (при этом необходимо отметить, что нынешние результаты не носят окончательного характера, так как в ряде регионов в апреле пройдет второй тур выборов). Однако уже сейчас очевидно, что реформистам удалось укрепить свои позиции по сравнению с парламентом предыдущего созыва, что позволит им, взаимодействуя с независимыми депутатами (часть которых поддерживает реформистов) и умеренными консерваторами, расширить свое влияние на решения парламента Ирана. В то же время консервативная фракция, скорее всего, утратила имеющийся у нее ранее полный контроль над парламентом.
Еще одним важным аспектом нынешних выборов является то, что параллельно с парламентом иранцы выбирали и влиятельный Совет экспертов, который в том числе определяет и верховного лидера Ирана. Имея в виду преклонный возраст и неблагополучное состояние здоровья нынешнего лидера аятоллы Али Хаменеи, новый состав совета, избираемый на срок в 8 лет, скорее всего, определит будущего главу Ирана. Отметим, что и здесь реформисты выступили достаточно успешно. Согласно результатам выборов, в Тегеране первую позицию занимает ключевая фигура среди реформистов аятолла Али Акбар Хашеми-Рафсанджани, а действующий президент Ирана Хасан Роухани, поддерживаемый реформистами, занимает третью позицию в списке. В целом реформисты и их сторонники получили 15 из 16 мест в Совете экспертов, закрепленных для представителей от Тегерана.
В ТО ЖЕ ВРЕМЯ РЯД ЛИДЕРОВ КОНСЕРВАТОРОВ, ПОХОЖЕ, НЕ ПРОХОДИТ В СОВЕТ, в частности, в списке отсутствует имя нынешнего председателя Совета экспертов аятоллы Мохаммада Язди. При этом в случае с Советом для реформистов будет критически важным наличие хотя бы небольшой фракции в составе совета, что уже позволит им влиять на выбор верховного лидера. Примечательно также, что ранее лидер реформистов Рафсанджани выступил с предложением при необходимости отказаться от избрания одного пожизненного лидера в пользу коллективного руководства Совета лидеров, что в случае реализации будет означать кардинальное изменение в системе власти в Иране.
Причины произошедшего сдвига в пользу реформистов лежат прежде всего в социально-экономической плоскости и во многом связаны с ожиданием населения Ирана относительно улучшения экономического положения после снятия западных санкций. Иран в настоящее время имеет дело с двойным давлением, связанным как с воздействием мирового экономического кризиса, так и с последствиями санкций. Еще одним объективным аспектом является фактор молодежи, которая составляет примерно 60% населения страны и в крупных городах все более отрицательно относится к консервативному курсу и в общественно-культурной сфере.
При этом ослабление массовой поддержки консерваторов носило постепенный характер и отражало неудачи и вынужденные уступки консервативной элиты, фактически постепенно отказавшейся от собственной линии во внешней политике в части отношений с Западом, а также самостоятельного курса в экономической сфере. По сути, внутри страны консервативный проект оказался ужат до пределов консерватизма в общественно-культурной сфере. Ранее усиление позиций реформистского крыла уже наметилось в ходе президентских выборов 2013 г., на которых одержал победу поддержанный реформистами Хасан Роухани. Его приходу к власти предшествовало резкое ухудшение социально-экономической обстановки в 2008-2012 гг., на которое консервативная администрация Ахмадинежада, по сути, отвечала расширением элементов неолиберального курса, не способствовавшим снижению социальной напряженности. Сочетание внешнего давления и экономического кризиса предопределило начало сдвигов в политике Ирана, а также взаимосвязанное с ним изменение соотношения сил во властной элите страны.
ПЕРВЫМ ПОДОБНЫМ СТРАТЕГИЧЕСКИМ СДВИГОМ СТАЛИ НАЛАЖИВАНИЕ контактов с Западом и отказ от реализации ядерной программы Тегерана, запущенные администрацией Роухани после прихода к власти. Эти меры практически не встретили сильного сопротивления консерваторов и происходили при наличии консенсуса в иранской элите относительно необходимости отказа от наиболее крайних форм противостояния Западу. В то же время в социально-экономической сфере обстановка оставалась скорее статичной, администрация Роухани, по сути, продолжила неолиберальный экономический курс, решившись на сокращение субсидий на ряд социально значимых товаров. Последний аспект отражает отсутствие на данном этапе в иранской элите альтернативных неолиберальному курсу подходов к экономическому развитию.
В целом укрепление позиций реформистов по итогам выборов позволит им увереннее реализовывать свою программу привлечения иностранных инвестиций и налаживания отношений с Западом. Возможно также усиление тенденции на сближение с Евросоюзом, на контакты с которым традиционно ориентированы реформисты, при сохранении в целом неприкосновенными основные направления внешней политики Ирана. В то же время очевидно преждевременны ожидания резких сдвигов во властной системе и политике Ирана по образцу советской перестройки. Более того, сохранится определенный баланс во властной системе Ирана с учетом наличия у консерваторов собственной социальной базы, прочных экономических позиций, а также контроля над силовыми структурами, в частности, Корпусом стражей исламской революции. Таким образом, сдвиги во внутренней политике Ирана означают на данном этапе лишь изменение в соотношении сил между двумя группировками элиты в рамках действующей в стране системы власти.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2018-12-21 14:30
Решение президента США Дональда Трампа о выводе американских сил из Сирии в случае своей реализации окажет непосредственное воздействие на баланс сил в рамках конфликта и систему альянсов в регионе. Напомним, что Трамп заявил 19 декабря о том, что американские силы выполнили свою задачу, заключавшуюся в победе над группировкой ИГ, и необходимости в их присутствии на территории Сирии больше нет. По данным агентства Reuters, ссылающегося на свои источники, Вашингтон намерен вывести военных в течение 60-100 дней, при этом все сотрудники Госдепа США покинут Сирию в течение 24 часов.
-
2018-12-17 15:27
После инцидента в Керченском проливе наметилось быстрое обострение отношений между США и Россией. Вашингтон, по сути, отказался от имевших место попыток начала ограниченного диалога с Москвой и фактически перекрыл имеющиеся каналы коммуникаций, перейдя к новому витку военно-политической конфронтации.
-
2018-12-12 15:40
В декабре Израиль начал операцию "Северный щит" в районе границы с Ливаном по выявлению и уничтожению подземных тоннелей шиитской группировки "Хезболла". На фоне регулярных авиационных ударов Израиля по силам группировки в Сирии данная мера чревата новым обострением на ливано-израильской границе и расширением масштабов военной активности Израиля в Ливане.
-
2018-11-26 14:41
Отношения между Турцией и США после уступок Анкары по делу пастора Брансона начали на первый взгляд демонстрировать признаки некоторого улучшения. Анкара и Вашингтон взаимно отменили санкции в отношении некоторых официальных лиц, введенные из-за кризиса в отношениях в связи с делом пастора.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-10-26 10:13
27 октября исполнится 25-я годовщина теракта в парламенте, вплоть до 2018 г. народу внушали, что выделенное дело по части заказчиков теракта будет раскрыто только после смены власти. После смены власти прошло 6 лет. Эти годы выявили, что все ссылки на организаторов теракта были не более, чем пустым сотрясанием воздуха, мифом. Попытка сделать этот миф реальностью была предпринята на основании заявления вдовы погибшего вице-спикера Юрия Бахшяна Анаит Бахшян. Дело было повторно открыто в 2019 г. Спустя 5 лет вдова объявила, что в этом направлении ничего сделано не было.
-
2024-10-24 10:30
Не будь Пашинян в такой степени алчным, ушел бы в отставку красиво: провел бы свободные и справедливые парламентские выборы (досрочные или очередные), которые завершились бы поражением ГД. Таким способом он умыл бы руки, вынудив победителей ликвидировать последствия всего, что натворил за 6 лет. В том, что ГД проиграет свободные и справедливые выборы, нет никаких сомнений, это очевидно, как Божий день! Увы, Пашинян не планирует законный способ ухода с политических подмостков, в его планах - обеспечить воспроизводство ГД в качестве парламентского большинства и себя, любимого, в кресле премьер-министра, причем, любой ценой!
-
2024-10-12 09:38
В отличие от Арпи Давоян диплома о юридическом образовании не имею. Но и без диплома легко прийти в недоумение увидев, что в Армении идет судебный процесс, в котором обвиняемые есть, а вот обвинения, как такового, нет. По крайней мере, по состоянию на вчерашний день – 11.10.2024-го.
-
2024-10-01 11:01
Октябрьская Армения - иллюстрация к известной фразе: «Мир рушится, но еще можно жить и веселиться!». На октябрь в Армении намечено 10 фестивалей: 4-5 октября - кофе и чая в Ереване; 5-го октября - вина в Арени; 6-го октября - малины в Давид-Беке; 8 октября - кюфты в Эчмиадзине; 10 октября - сырный в Ташире; 12 октября - кроликов в Мармашене; 20 октября - грецких орехов в Гергере; 18-20 октября - сырный в Ереване; 18-20 октября - меда в Ереване; 26 октября - тыквы в Тавуше. Это прекрасно!