Последние новости

ПАРИЖ ОТКРЫВАЕТ АРМЯНСКОГО ХУДОЖНИКА

В самом центре Парижа открыта выставка замечательного армянского пейзажиста Гамлета МИНАСЯНА. Она проходит в рамках программ к 25-летию независимости Армении. Этот удивительный, но скромный труженик искусства при жизни не открыл ни одной персональной выставки ни в Ереване, ни за рубежом. Он ушел из жизни в 1994 году, но след оставленный им, - еще одна тайна нашего искусства. Для многих зрителей его посмертная выставка в Ереване, как и экспозиция в Париже, прозвучала как откровение.

         Эти работы обнаружил у сына художника директор лицея Самвела Мурадяна архимандрит Арутюн Тер-Пстикян и решил, что их непременно должны увидеть зрители Парижа. И был прав. Ведь порой искусство больше дает сердцу зрителя, чем работы многих дипломатов вместе взятых.

ПЕРЕД ВЗОРОМ ФРАНЦУЗСКИХ ЗРИТЕЛЕЙ С КАРТИН ГАМЛЕТА МИНАСЯНА предстала сама Армения, отмеченная цветовым многообразием, глубиной и нежностью мастера, самозабвенно любившего свою страну. Вся экспозиция (свыше 100 работ) - это гимн теплу и свету. В них вся любовь художника. Неистребимая жажда служения своему Отечеству, неистовое обожание - вот как можно охарактеризовать любовь Минасяна, то чистое восхищение, которое всегда, пока стоит земля, будет отличать большую душу художника.

На парижской выставке в основном представлен пейзаж - важнейшая составная часть его творческого наследия. Ведь Минасян вошел в историю армянского изобразительного искусства как тонкий пейзажист, талантливый колорист и мастер красивой виртуозной линии. Незаурядный колористический дар, высокая культура, умение проникнуть в сущность художественных стилей прошлого и чувство современности определяют его место в искусстве республики.

               Художник увлекает темпераментным рассказом о природе, наполненной глубоким смыслом. Рассказывает по-своему ярко, жизнеутверждающе, самобытно. У него все сердечно и просто: и отношение к живописи, без которой он не мог жить, и к людям, которым всегда стремился помочь. Разглядывая одну за другой картины, поражаешься тому, какого сосредоточенного и возвышенного состояния духа достигал художник, приступая к работе. И как нужно было уметь слиться с природой, чтобы говорить о ее сокровенном. Продолжая развивать традиции армянского реалистического искусства, он бережно хранил их в своей пейзажной живописи.

Работы Минасяна обладают способностью раскрываться не сразу, и секрет этого - в пластическом содержании, сочетающемся с точностью характеристик и состояний. Причудливость пейзажа передана точными ритмами, наиболее полно определяющими содержание полотна. Минасян безошибочно угадывал и находил контрапункт цвета, и потому ни в одной его работе не увидишь бьющей в глаза эффектности.

 В самом центре Парижа открыта выставка замечательного армянского пейзажиста Гамлета МИНАСЯНА...УДИВИТЕЛЬНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ БЫЛ ХУДОЖНИК. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ война (с оружием в руках он защищал свою страну в течение всей войны) не заслонила от него всей красоты жизни, а напротив, усилила. Влюбленность его в жизнь, в природу, в каждую окружающую его мелочь была поистине велика. Для него природа - не слепок, не бездушный лик. Говоря словами поэта, "в ней есть душа, в ней есть свобода. В ней есть любовь, в ней есть язык". Зеленые холмы и долины в блеске летнего южного солнца, деревья, склонившиеся у подножия Арарата, драгоценная россыпь камней у прозрачной, пронзительно синей воды, пласты каменистой, словно выжженной зноем и временем почвы - все это мотивы пейзажей Г.Минасяна. Он тщательно изучал и с чувством, близким к благоговению, писал портрет земного лика своей Родины, со всеми складками, которые оставили на нем века.

Большинство пейзажей Минасяна полны света, воздуха, а краски звучат в полную силу, все формы определенны, контуры четки, композиция отличается строгой архитектоничностью. В отличие от многих художников, в пейзажах Минасяна объекты не растворяются в световоздушной среде, а существуют с ней в полной гармонии, сохраняя свежесть живого эмоционального восприятия. Художник соединяет их с удивительно точным знанием каждого изображенного дерева, камня, пласта земли. Его глаз и рука удивительно верны, и в то же время природа в восприятии художника - это всегда Природа с большой буквы. Она для Минасяна оказалась тем прибежищем, где он освобождался от житейской суеты и скованности, которую часто испытывал в общении с людьми, особенно чуждыми ему по духу. Работа с натуры в тесном общении с природой была отрадна и целительна для художника - он словно приобщался к той великой гармонии бытия, которая воспринималась как воплощенный идеал.

В последней четверти XX века, когда человечество так категорически быстро утрачивало связь с миром природы, отношение Минасяна к ней многим казалось хитрым ходом, с помощью которого он якобы пытался избегнуть "черновой" работы по художественному обслуживанию злобы дня, как своеобразное бегство от актуальных тем. Это далеко не так. Чтобы написать эти сочные, густые, пропахшие травой и землей картины, надо, конечно, стоять на этой земле обеими ногами. Он чувствовал глубоко и сильно эту библейскую Армению. В умении преображать, обращая в факт высокого искусства самые простые и будничные явления, - в этом видится ключ к поэтике Минасяна.

 Работа Гамлета МИНАСЯНАИ ВСЕ ЖЕ В ЧЕМ СВОЕОБРАЗИЕ ГАМЛЕТА МИНАСЯНА? ОПЫТ И ТРАДИЦИИ мастеров старшего поколения и неповторимая индивидуальность, желание и умение художника рассказать о природе, увиденной своими глазами, по-новому - в этом его отличительная черта. Это давало ему возможность говорить в современной стилистике, но тем живописным языком, грамматика и синтаксис которого разработаны армянскими пейзажистами более старшего поколения. Именно они учили его внимательно смотреть на природу, работать не только у холста, постоянно и мысленно подбирать краски, смешивать их, мысленно "писать" то, на что смотришь. И он обрел острый взгляд на натуру. Но самым большим учителем для художника была сама природа.

Картины Минасяна завораживают зрителей Франции, видевших блестящие образцы мирового изобразительного искусства. Чем? Своей безыскусной простотой, проникающим в душу покоем. Создается ощущение, что каждое полотно Гамлета Минасяна сопричастно Армении, в особенности поэзии. Та же бегущая под горой речка, та же дорога, те же скалы. Казалось бы, что может быть условнее, чем попытка создать образ столь же эффектный, сколь и затасканный - дороги и горы. А между тем полотна воспринимаются как откровение, ослепляют новизной и первичностью. И это объясняется не только силой лирического заряда, но и тем, что дорога по обгорелой до черноты тропке к вершине, а потом снова к ущелью - от самого начала до конца реальна, конкретна.

Наверное, именно Минасяну пришла счастливая мысль связать воедино образы природы, попытаться зримо передать те мотивы, которые вдохновляли всех поэтов, ту природу, среди которой он жил и работал. И вот уже созданы удивительные "заповедники" на полотнах, каждому из которых отданы долгие часы труда, десятки поездок по весенним, зимним, летним и осенним дорогам, чтобы застать, запечатлеть нужные моменты, определяющие состояние природы. Большое количество художественных подробностей, мастерски отобранных и соединенных в картину, - отличительная особенность стиля Минасяна. Так жадность восприятия художником природы, жизни оборачивается щедростью его искусства, дарующего радость армянским, французским и будущим поклонникам его искусства.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ВЕЧЕР С КУСС-КВАРТЕТОМ
      2019-10-15 13:08
      2465

      Ереванский концертно-гастрольный сезон с самого начала взял необыкновенную высоту: целая россыпь волнами набегающих один на другой концертов из разряда тех, что настоящие меломаны со стажем, надо думать, почти не пропускают.

    • ЗВУЧИТ ШЕДЕВР УМБЕРТО ДЖОРДАНО
      2019-10-11 12:15
      3957

      Огромная афиша, извещающая о премьере оперы Умберто Джордано "Андре Шенье" в концертном исполнении, довольно долго украшала фасад Национального оперного театра. Но особого энтузиазма у публики она, к сожалению, не вызвала.

    • НЕ СТАЛО МАЭСТРО ТИШИНЫ...
      2019-10-04 10:00
      4718

      2 октября в Тбилиси скончался выдающийся композитор Гия КАНЧЕЛИ Есть неестественность и несовместимость в соседстве этих слов: не стало Гии Канчели... Абсолютная музыкальная величина, выдающийся композитор, признанный во всем мире, он был и останется для нас вечным символом одухотворенной музыки.

    • ПОЮЩАЯ ВИОЛОНЧЕЛЬ ГОТЬЕ КАПЮСОНА
      2019-10-02 13:23
      3891

      Неординарный международный фестиваль "Ереванские перспективы" вновь преподнес нам замечательный сюрприз. Впервые в Армении в рамках фестиваля выступил блистательный виолончелист, покоривший публику многих стран мира, Готье Капюсон. Концерт в Большом зале филармонии им. Арама Хачатуряна прошел под патронатом премьера Никола Пашиняна.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ИСТОРИИ ПОД КОЛПАЧКОМ
      2019-10-12 10:00
      2007

      Мало кто знает, что в Голландии, Чехии, Германии, России и других странах мира действуют музеи наперстка. Да-да, именно того самого колпачка, который швеи и рукодельницы с давних пор надевают на палец, чтобы защитить его от укола иглы при шитье. Так вот не исключено, что в обозримом будущем подобный музей откроется и в Армении, жительница которой Рузанна АНДРЕАСЯН умудрилась собрать огромную коллекцию наперстков из разных стран и эпох.

    • ОЧЕНЬ "ПИТАТЕЛЬНАЯ" ВЫСТАВКА
      2019-10-11 16:31
      2584

      Затуманенные горизонты армянской экономики на PanArmenian expo Жареными макаронами, куриными котлетами или солеными абрикосовыми косточками сегодня никого не удивишь, даже если это вкусно, питательно и безопасно. Впрочем, если вы любитель выпить и закусить на дармовщинку, то в ближайшие 3 дня, начиная с сегодняшнего (11 октября), вам прямая дорога на ежегодную универсальную выставку PanArmenian Expo 2019, что проходит в YerevanExpo (Мергелян). И хотя выставка юбилейная, 10-я, причем посвященная 2801-летию Эребуни-Еревана, никаких особых открытий на ней вам сделать не удастся…

    • САРЕ: ПРИГЛАШЕНИЕ К ИГРЕ
      2019-10-11 14:45
      2360

      У Гофмана мастер Дроссельмайер создавал игрушки настолько волшебные, что они сами приглашали, вовлекали - не могли не вовлекать - в игру, в сказку. Вот так за границу обыденного хода вещей стремится и маленькая и забавная фигурка героического протагониста с живописных полотен Евгении САРКИСЯН. Уже и не припомнишь другого такого вернисажа, когда в академичной, без перформансов, строгой развеске картин был бы настолько задействован зрелищно-действенный принцип театра и кино, делающий зрителя соучастником веселого и фантасмагорического представления.

    • ВЫСТАВКА РАБОТ РУБЕНА АРУТЧЬЯНА В СХ
      2019-10-09 10:19
      1544

      В Союзе художников Армении открылась выставка работ заслуженного художника Армении Рубена Арутчьяна. За 45 лет членства в  СХ  Армении Рубен АРУТЧЬЯН впервые выставляет здесь свои полотна.