Ваге ЯН: "ВСЕМУ ОТВЕТОМ ЛЮБОВЬ..."
Недавно в Красном зале ереванского кинотеатра "Москва" состоялась премьера художественного фильма "Корни" режиссера Ваге Яна. Фильм - производство продюсерской компании "Шарм-Холдинг" при поддержке Министерства культуры Армении и Национального киноцентра страны. Действенное участие приняла и компания Art Team.
Картина посвящена Геноциду армян в Османской империи. История, затронутая в фильме, представлена глазами молодого поколения, которое хоть и живет в условиях совершенно иного времени и пространства, тем не менее глубоко в душе, на генетическом уровне хранит в себе историческую память и боль. И лишь вернувшись на родину предков, встретившись и влюбившись друг в друга, главные герои киноленты будто бы заново обретают свои корни и переосмысливают понятие родины. Об идее создания фильма, его фабуле, постановочных сложностях на столь тяжелую для всего армянского народа тему беседуем с автором ленты Ваге ЯНОМ.
- Тривиальный, но важный вопрос: как возникла идея такого фильма?
- Идея появилась не у меня, а у продюсера Карена Казаряна из "Шарм-Холдинга". В 2015 году в Армении и за рубежом проходили масштабные мероприятия в память невинных жертв Геноцида армян, совершенного 100 лет назад в Османской Турции. Они и послужили толчком к зарождению замысла снять этот фильм. Наблюдая все эти мероприятия - как государственные, так и частные - я глубоко осознавал, что во всем этом есть потрясающе мощная энергетика. Это была и есть огромная эмоциональная волна, концентрация чувств, которые не могли пропасть бесследно. Весь народ, все до единого сплотились вокруг одной идеи. И продюсерская команда "Шарм-Холдинга" подумала, что будет очень обидно, если все, что тогда происходило в Ереване, да и по всей Армении, упустить, не снять на пленку, не сохранить для последующих поколений. Была идея снять документальное кино и параллельно сделать игровые съемки. То есть в основе фильма должны были быть документальные кадры как запечатленное время, запечатленные факты и одновременно фон для развития художественного сюжета.
- Почему в основе история, рассказанная глазами представителей нового поколения?
- Фабула вращается вокруг молодых парня и девушки из диаспоры. Это Арам из Бостона и Анетт из Марселя, которые волею судьбы в дни, когда весь армянский народ отмечал 100-летнюю годовщину Геноцида, оказались в самом эпицентре событий, приехав в Ереван специально для того, чтобы поучаствовать в этих мероприятиях. Я скажу так: наш фильм не о Геноциде. Он о народе, который пережил Геноцид. Картина осмысливает крупнейшую трагедию в истории нашего народа с позиций современности и касается наболевших точек дня сегодняшнего. И все это сквозь призму мировосприятия нового поколения. У меня ретроспективный взгляд на события 100-летней давности, на их отражение в людях, которые живут уже сегодня. Живут в совсем иных "декорациях", но тем не менее сохраняют генетическую боль и историческую память, без которой невозможно представить ни один народ на свете.
- Как проходила работа над сценарием ленты?
- Сценарий не мой. Его написала драматург Карине Ходикян. Когда продюсер Карен Казарян, так сказать, поручил ей такую работу, первое, что она сказала: "В фильме должна быть любовь молодых". На фоне всех этих духоподъемных мероприятий должна была рождаться и развиваться любовь, должно было крепнуть простое и тихое человеческое счастье. Так и сложился сюжет фильма. Конечно, на съемочной площадке мы что-то меняли. Литературный сценарий превращался в режиссерский. Все, что было на бумаге, переходило в практику.
- А как выбирали и затем работали с актерами ? У вас есть свой метод получать от них то, что нужно для экрана?
- С самого начала было ясно, что главных героев должны играть люди, не известные широкому зрителю. Ими стали Андраник Бабаян и Мери Мкртчян, оба режиссеры по профессии. Мы должны были открыть новые имена, новые лица. И чтобы это было реалистично, достоверно, чтобы зритель поверил нашей истории. Что касается остальных ролей, тут уже снимались известные актеры, сплотившиеся вокруг нашей затеи. Мы стали большим организмом, сплоченной командой, которая работала без промаха.
- Можете коротко сформулировать посыл фильма "Корни"?
- Я вовсе не ставил перед собой целью заставить людей плакать. То, что произошло в прошлом, уже произошло... Теперь надо думать о дне сегодняшнем. Я пытаюсь ответить на вопросы о том, кто мы и куда идем. Ведь сегодня у нас на родине подрастает поколение, которое не молчит, оно борется. Поколение, которое чувствует себя хозяином нашей страны и которое не сломаешь. Именно поэтому они так крепко любят свою родину. Это патриотизм без ложной патетики, настоящий, искренний, от души и сердца. Всему ответом любовь... И наши герои - Арам и Анетт, встретившись на родной земле, на земле, за которую их предки проливали кровь, влюбляются друг в друга. И это соединяет их еще больше. Любовь друг к другу и любовь к родине. И это весьма символично. Посыл ленты еще и в том, чтобы человек не забывал о своих корнях, о генетике, не изменял родине, не отдалялся бы от самого себя. И чтобы он никогда не терял свою любовь... Нужно крепко держать все то, что имеешь, будь то дом, любимый человек, семья, любимое занятие или родина в самом широком смысле слова. Надо бороться за все, что имеешь, и никогда не отступать.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2016-11-02 15:00
Продюсер Гоар Игитян и режиссер Артавазд Хачикян скоро выпустят на экраны свой новый фильм - плод длительной совместной работы. Картина называется "Переход" и поднимает очень острую и злободневную проблему миграции.
-
2016-10-26 16:19
В начале октября в Айгедзоре, в гостинице, а по совместительству и культурном центре народного искусства "Шелковый путь", и параллельно в Гюмри и Уджане проходил уже второй по счету международный фестиваль этнографического и антропологического кино "Абрикосовое дерево". Организаторы форума - центр "Шелковый путь" и Фонд народного искусства и ремесел "Ангуйц" ("Узел"). Действенную поддержку фестивалю оказали Министерство культуры РА, Фонд развития национального кино "Золотой абрикос", Фонд армянского кино "Фильмадаран" и Российско-Армянский (Славянский) университет.
-
2016-10-25 12:02
В прокат выходит новый фильм о Геноциде армян В середине сентября текущего года в канадском городе Торонто проходил один из самых престижных и авторитетных мировых кинофестивалей. В нынешнем году он был особенно важен для нас, потому что в рамках киносмотра состоялась премьера фильма "Обещание", посвященного теме Геноцида армян в Османской Турции.
-
2016-10-24 15:45
Вышла в свет книга о талантливом роде Калемкарян 19 октября в Национальной картинной галерее Армении состоялась презентация новой книги известного художника, этнографа и антрополога Раздана ТОКМАДЖЯНА "Калемкаряны. Айнтап. Дамаск. Алеппо". Это роскошно иллюстрированный альбом-каталог, в котором представлена прославленная армянская семья Калемкарян, на протяжении 200 лет занимавшаяся обработкой металлов - золота, серебра, меди. Презентацию организовало Министерство диаспоры и лично министр Грануш Акопян.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-10-29 10:46
Известный журналист, режиссер, продюсер и сценарист документального кино Ашот ДЖАЗОЯН представил в Ереване свой новый фильм «Петербург! Жизнь в городе...». Фильм стал своеобразным зеркалом исторического прошлого и современных веяний в северной столице России, историй ее старожилов, трепетно относящихся к традициям города, и молодого поколения, которое полно решимости сохранить такой разный, но всеми любимый Петербург.
-
2024-10-07 09:13
В разных странах мира установлены десятки мемориалов в память о жертвах Геноцида армян, ассирийцев и понтийских греков, совершенного Османской империей в начале ХХ века. За сто лет после массовой резни младотурками представителей этих народов на мировые киноэкраны вышло немало разножанровых фильмов о Геноциде, снятых как армянскими, так и зарубежными кинематографистами.
-
2024-09-27 09:20
Четыре года назад, утром 27 сентября, Азербайджан начал третью, широкомасштабную войну против Республики Арцах (Нагорно-Карабахской Республики). Как и его предшественники, третье поколение независимых граждан Арцаха было вынуждено взять в руки оружие, чтобы защитить от агрессора себя, свои семьи и родину.
-
2024-04-24 11:22
Искусство Аршила Горки принадлежит к чудесным страницам художественного наследия прошлого века. Его произведения неизменно привлекают интерес исследователей разных стран. О нем изданы, преимущественно на английском, монографии, каталоги, аналитические статьи. Его имя фигурирует в книгах по истории искусства, в энциклопедиях. Как известно, на международных аукционах стоимость его произведений достигает нескольких миллионов долларов. Кем является этот художник для нашего времени, для XXI века? Казалось бы, о чем тут размышлять! Нет ни загадок, ни споров. Нет никакого недостатка в нашем уважительном отношении к Аршилу Горки и ко всем классикам мирового искусства. Мы охотно рассматриваем их работы, любуемся, увековечиваем. И все же… Мы мало задумываемся о том, почему мы теперь совсем другие, чем они. И что представляет собой наша современность? Что это - движение вперед по тому же самому пути, который мы, когда речь идет о прошлом, прославляем, увенчиваем лаврами? Или нечто другое - блуждание по оскудевшим тропам, среди сорняков, руин? А может быть, и то и другое в странном фантастическом сплетении…