СКРОМНЫЙ ЖИВОПИСЕЦ ГЕГАМ АСАТРЯН
В Союзе художников Армении открылась экспозиция работ одного из самых армянских живописцев прошлого века Гегама Асатряна, творчество которого пронизано безграничной любовью к родной стране, ее неповторимой природе и простым людям. Картины, написанные художником в жанре пейзажа, впитали красочность и первозданную негу полей, лесов, гор и водных просторов, а созданные им редкие портреты соотечественников - своеобразное преклонение перед их мудростью, трудолюбием и преданностью традициям.
ЧАСТЬ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ 84 ПОЛОТЕН ВЫСТАВЛЕНА ВПЕРВЫЕ и раскрывает новые грани творчества этого уникального в своем роде художника. Но это еще не все наследие Гегама Асатряна. Основная коллекция хранится в семейном архиве, где каждому полотну отведено особое место. Выставка приурочена к 95-летию мастера и инициирована его сыном Левоном. Это четвертая по счету персональная экспозиция картин Гегама Асатряна, ставших достоянием широкой общественности после его смерти. Как рассказал Левон Асатрян, отец никогда не выставлялся при жизни: то ли не считал себя достойным живописцем, то ли пытался уберечь от посторонних глаз свой внутренний мир и таинство общения с родной природой.
Будучи по узкой специальности театральным художником и сценографом, Гегам Асатрян за 40 с лишним лет деятельности (1951-1995 гг.) оформил более 200 спектаклей и фильмов, посвятив солидную часть жизнь работе в телетеатре. К каждой работе в том или ином театре он подходил избирательно, учитывая не только содержание и идейный посыл данной пьесы, литературного произведения, но и индивидуальность драматурга, писателя, авторскую концепцию и творческое кредо режиссера. В качестве художника-оформителя он стоял у истоков развития армянского телевидения, обеспечив неповторимыми декорациями и яркими художественными решениями популярный в советскую эпоху жанр телевизионного спектакля.
Любовь к театру не помешала Гегаму Асатряну раскрыться в живописи. Более того, театр, как бы свободно ни подходил к его художественной составляющей опытный сценограф, создавал определенные условия для творческого потенциала художника. Привязанность к драматургическому тексту и режиссерской экспликации не позволяла выражать собственное отношение к действительности. И Гегам Асатрян нашел выход: в свободное от работы время он занимался живописью, рисуя природу, ритм жизни и дыхание которой он чувствовал интуитивно.
"СКОЛЬКО СЕБЯ ПОМНЮ, ОТЕЦ РИСОВАЛ, - ВСПОМИНАЕТ СЫН ХУДОЖНИКА ЛЕВОН. – Дома на стенах всегда висели картины. Найдя свободную минуту, отец обращался к живописи, затем вешал очередную работу на стену высушить. Она там и оставалась, постепенно обзаводясь картинами-соседями. В доме формировалось особое армянское пространство, в котором я вырос и живу до сих пор. Сейчас я понимаю, что это пространство - не только родная природа, вдохновившая отца на живопись. Это некий чувственный мир, связанный с материальной и духовной культурой армянского народа, сотканный из красок, некогда вдохновивших наших предков на создание карпетов, уникальных армянских вышивок, таразов".
Гегам Асатрян особенно любил работать на пленэре. Лори, Апаран, Севан, Арагац, Арарат, Цахкадзор... Художник ездил по всей Армении в разные сезоны. Подметив особые краски природы, новые формы и изгибы, он делал привал, устанавливал мольберт и погружался в свой мир, где реальность и ее детальное ощущение художником смывали все горизонты, объединяясь в творческом процессе. Изображая закаты и рассветы, весеннее пробуждение природы, зимнюю монотонность, летние огни или томление осени, Гегам Асатрян каждый раз обнаруживал нюансы, прежде ему незнакомые. Любое соприкосновение с природой становилось очередным откровением, запечатленным в каждой новой картине.
Как отмечает живописец, график и дизайнер Эдуард Седракян, работа на пленэре не из легких: суметь подметить в природе ее неожиданную сиюминутную переменчивость и свойственную данному мгновению красоту, запечатлеть реальную природу на холсте, доведя работу до конца и при этом вдохнув в нее собственные чувства, испытанные в процессе творчества, довольно трудно. Гегам Асатрян умел жить природой и выплеснуть каждый прожитый час на холст. "Он - художник, который сохранил в творчестве, развил и донес до нас свое необычайное живописное мышление, подпитанное реальностью, - говорит Э.Седракян. – Современная живопись отошла от истинной жизни, окружающей нас, от природы, породившей нас. А это ведет человечество к катастрофе. Гегам Асатрян воспевал природу, чарующую глаз, спокойную и миролюбивую, вселяющую в людей чувство гармонии".
Композитор и музыковед Даниел Еражишт сравнивает живопись Гегама Асатряна с лирикой в музыке. И с ним трудно не согласиться: каждое полотно художника – своеобразный мадригал, в котором он восхваляет укромные уголки родной Армении и возвеличивает ее природные жемчужины.
"В КАРТИНАХ АСАТРЯНА НЕТ ПОЗЕРСТВА, - ГОВОРИТ ДАНИЕЛ ЕРАЖИШТ, - визуально он сам отсутствует в своей живописи, а в действительности он просто растворился в ней, сроднился с изображением". Особого внимания заслуживают портреты простых людей, созданные Гегамом Асатряном. Художник словно увековечил образы трудящихся мужчин, женщин – хранительниц очага, которые не успели стать объектами современного урбанистического мира, оставшись верными природе и корнями связанными с родной землей. По-простому интеллигентны и образы горожан, которые с удовольствие позировали скромному живописцу. И в пейзажах, и в портретах ощутима атмосфера сельской идиллии, полной труда, творчества и созидания, доброй и миролюбивой, каким был сам мастер.
Живопись Гегама Асатряна основана на лучших традициях и достижениях национального изобразительного искусства. Ученик Степана Агаджаняна, Седрака Аракеляна и других выдающихся художников, он усвоил их знания, полученные в крупнейших европейских художественных школах. В то же время он перенял их стремление создавать армянскую живопись, национальную по духу и интерпретации образов. И, конечно, внес свое, асатряновское видение колорита – в природных зарисовках, сельских пейзажах, портретах своих современников.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-01-09 09:25
В издательстве Ереванского государственного университета (ЕГУ) вышла в свет книга «Политика продолжения Геноцида в Смирне», предназначенная для геноцидологов, востоковедов, историков и широкого круга читателей, заинтересованных темой массового уничтожения армян и греков в первой четверти ХХ века. Автор книги - старший научный сотрудник Музея-института Геноцида армян (МИГА), специалист по международным отношениям, геноцидолог, кандидат исторических наук Тегмине МАРТОЯН. Презентация состоялась в конце декабря в конференц-зале МИГА в присутствии директора МИГА Эдиты Гзоян, его сотрудников, представителей ЕГУ, гостей из Ливана – представителя Конгрегации мхитаристов, дьякона Арутюна Арбояна и ответственной, бухгалтера армянского Дома престарелых Майды Антонян, а также потомков армян, спасшихся от Геноцида в Смирне. Собравшихся приветствовала Эдита Гзоян.
-
2025-01-08 09:52
Музей истории Армении вновь порадовал посетителей новой экспозицией, открывшейся в конце декабря и посвященной одной из славных страниц в истории армянского народа – Киликийской Армении. Выставка названа «Киликийское армянское царство: волею Бога» и представлена хоть и не очень большим числом экспонатов, но представляющим значительный интерес, что позволяет проследить за процессом становления Киликийского царства, создания армянской государственности и ее развития.
-
2025-01-07 10:31
Минувший год для Трио имени Хачатуряна прошел под знаком юбилея и подвел итог многогранной творческой деятельности, которую этот прославленный коллектив разворачивает на музыкальной арене мира уже 25 лет. Стартовав весной гастролями в Китае, год плавно перешел в «армянский период» жизни трио, когда его неизменный состав музыкантов Армине Григорян (фортепиано), Карэн Шахгалдян (скрипка) и Карен Кочарян (виолончель) выступал с концертами на родине – в Ереване и регионах.
-
2025-01-07 10:14
Несмотря на сложный период в жизни арцахских армян, созданный в Степанакерте благотворительный фонд «МилаГри» не забывает о своих юных подопечных – детях и подростках с особенностями развития. В один из предновогодних дней основатель фонда Кристин Балаян решила собрать их вместе и устроить настоящий праздник – с Дедом Морозом, Снегурочкой, угощением и, конечно, подарками. Идея основать фонд родилась у Кристин в 2016 г., после 4-дневной Апрельской войны в Арцахе, когда из приграничных населенных пунктов республики были эвакуированы и размещены в Степанакерте мирные жители.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2023-08-01 09:15
"...И откроется вдруг сокровенная красота...". Сокровенная красота - так называют тайную, сокрытую душу вещей. Которую непременно почувствуешь, но не в первую очередь. Сначала восхищает красота в ее общепринятом, эстетическом смысле - утонченная и изысканная, она завораживает, не давая отойти от выставочной витрины...
-
2023-07-01 09:54
Арт Студия «Седракян» открылась около года назад, но уже может гордиться успехами своих юных учеников: воспитанники этого творческой организации сегодня предстали перед широкой публикой пусть как начинающие, но уже художники.
-
2023-05-26 11:20
Галерея-мастерская «Брут» (BRUT Studio & Showroom), расположенная в одном из зданий на перекрестке улиц Арзуманяна и Алабяна, не сразу бросается в глаза. Цокольный этаж, к которому ведут скрытые под навесом лестницы, скрыт от постороннего глаза. Тем не менее, это необычное место известно в Ереване многим, ведь именно сюда уже в течение нескольких лет ежедневно приходят десятки жителей нашей столицы, погружаясь в искусство гончарного дела и керамики.
-
2023-03-08 09:48
Армянский музей Америки и Музей истории Армении инициировали уникальную онлайн-выставку, посвященную богатому духовно-материальному наследию Арцаха. Впервые в рамках сотрудничества двух армянских очагов культуры, расположенных на разных континентах, удалось объединить экспонаты коллекций 16 музеев мира различных профилей. В виртуальную экспозицию вошли около 50 образцов, включающих относящиеся к разным эпохам керамики, украшений, предметов культа, а также средневековых рукописей, ковров, текстильных и других изделий.