АРМЯНО-ГРУЗИНСКИЙ ВЕКТОР ТРЕБУЕТ НАДЛЕЖАЩЕГО ВНИМАНИЯ
"Посылы, озвучиваемые грузинским руководством, демонстрируют Баку и Анкаре, что даже в контексте тесного сотрудничества есть "красные линии", за которые Тбилиси не переступит", - заявил в интервью "ГА" научный сотрудник Центра региональных исследований Академии госуправления Армении, эксперт по вопросам Грузии Джонни МЕЛИКЯН.
- Г-н Меликян, как бы вы на данный момент охарактеризовали наши взаимоотношения с грузинами, в частности, в контексте реакции Грузии на апрельскую четырехдневную войну, развязанную Азербайджаном против НКР?
- После российско-грузинского конфликта, августовской войны 2008 года, в Грузии страсти значительно поутихли. Апрельские же события, возникшие вследствие военной агрессии Азербайджана в отношении Арцаха, их в определенном смысле снова всколыхнули. Явственно чувствовалась напряженность официального Тбилиси, и было ясно – грузины не хотят военного конфликта в регионе. Определенно можно сказать одно: Грузия и Иран – это те региональные страны, которые никоим образом не заинтересованы ни в каком региональном военном конфликте. Учитывая факт наличия достаточно солидной армянской и азербайджанской общин, компактное проживание армян в Джавахети и азербайджанцев в Квемо Картли, Грузия опасалась того, что более масштабные боевые действия в зоне карабахского конфликта могли бы в каком-то виде перейти (или быть перенесены) на территорию Грузии, что создало бы прямую угрозу ее национальной безопасности. Исходя из этого, Грузия предпочла соблюсти, скажем так, позитивный нейтралитет. В первые же дни были сделаны соответствующие заявления, адресованные обеим сторонам конфликта – призывы вернуться за стол переговоров. В дни апрельской войны, развязанной Азербайджаном против НКР, премьер-министр Грузии дважды собирал совещания, на которых обсуждалась ситуация на азербайджано-карабахской границе. Кстати, на втором совещании присутствовали президент Грузии и секретарь Совбеза. Министр обороны Грузии в дни апрельской войны находилась в постоянном контакте с армянскими и азербайджанскими коллегами. На самом высоком уровне делались заявления о том, что Тбилиси предлагает сторонам конфликта, если это будет политически целесообразно, провести на территории Грузии миротворческие переговоры. Ясно, что грузины понимали нереальность своего предложения, однако само по себе предложение свидетельствует о том, что Грузии крайне невыгодны обострение ситуации в регионе и проблемы с соседями, которые для них важны.
- Но ведь на сегодняшний день в Грузии доминирует азербайджано-турецкий фактор?..
- Конечно, фактор, о котором вы сказали, силен, но в контексте азербайджано-турецкого доминирования в Грузии не все так однозначно, и есть немало сдерживающих факторов, которых придерживаются сами грузины. Когда мы говорим про сильное влияние азербайджано-турецкого тандема в Грузии, это прежде всего касается экономической, энергетической сфер. Несмотря на переговоры по диверсификации энергетической сферы, азербайджанская государственная нефтегазовая компания SOGAR осталась монополистом на энергорынке Грузии. Тем не менее определенные лимиты в этом плане есть как для Азербайджана, так и для Турции. Нынешнее руководство Грузии, в отличие от предыдущего, умеет торговаться с Азербайджаном, демонстрируя, что насколько азербайджанские энергоносители важны для Грузии, настолько и для Азербайджана важен грузинский транзит. Обратите внимание: не имея дополнительных объемов газа, SOGAR откуда-то их изыскала, к тому же сделав хорошую скидку на газ и т.д. Словом, азербайджанцы многим пожертвовали ради сохранения своего монопольного положения на грузинском энергорынке. И я однозначно связываю все это с приходом к власти "Грузинской мечты", как бы их там ни критиковали. Методы новой власти работают, она пытается балансировать в регионе, что можно расценивать как позитивный факт, в том числе и для нас.
- А что насчет Турции?
- С Турцией тоже складывается весьма любопытная ситуация. С точки зрения экономики Турция для Грузии – торговый партнер номер один. В плане военно-политического сотрудничества Грузия отталкивается от того, что Турция – член НАТО, а Грузия стремится в НАТО. И в этом деле рассматривает Турцию, как помощника, который способен проторить дорогу. Между тем и здесь Грузия ставит ограничения. Как известно, недавно состоялась встреча министров обороны Грузии, Азербайджана и Турции. Это уже 4-я встреча в подобном трехстороннем формате. Было заявлено о том, что в ходе очередной встречи в Грузии вышеупомянутая тройка подготовит меморандум о сотрудничестве, призванный стать некой правовой базой для дальнейшего военно-политического сотрудничества Азербайджана, Турции и Грузии. Очевидно, что Азербайджан, не идя ни в НАТО, ни в ОДКБ, ни куда-либо еще, стремится создать нечто свое в плане военного альянса. И Турция ей в этом деле помогает. А вот Тбилиси противится. При правительстве Саакашвили Азербайджан, возможно, добился бы своего – создания военного союза трех государств на Южном Кавказе. Но нынешнее руководство Грузии постоянно дает понять, что Грузия воспринимает Турцию сугубо как страну – члена НАТО, и через нее стремится в эту организацию.
- То есть сотрудничество с Турцией оценивается Грузией исключительно как сотрудничество с членом НАТО, а не с Турцией как таковой?
- Вот именно. И подобные посылы, которые грузинское руководство неустанно озвучивает, демонстрируют Баку, что даже в контексте имеющегося сотрудничества есть определенные "красные линии", за которые Тбилиси не переступит. В целом же на сегодняшний день складывается ситуация, при которой Армении, по идее, ничто не угрожает. Между тем, опять же с учетом реалий, ясно, что нам на грузинском поле следует работать гораздо активнее, чем мы это делаем сейчас. Дипломатические усилия должны быть в разы выше, ибо надо понимать, что у Азербайджана есть серьезные финансовые возможности влияния на Грузию, и он активно их применяет, используя и возможности азербайджанской общины в Грузии, и любые другие методы воздействия в своих интересах. Например, после прошедшего конкурса "Евровидение- 2016", когда наша Ивета Мукучян подняла флаг НКР, азербайджанское лобби в Грузии пытается добиться того, чтобы в Грузии на законодательном уровне запретили "всякое проявление сепаратизма". Под этим азербайджанцы подразумевают флаг НКР. То есть если, скажем, в ходе какой-нибудь демократической акции в Грузии будет поднят флаг Арцаха, подобный шаг должен квалифицироваться как шаг вне закона – этого добиваются азербайджанцы.
- Абсурд какой-то…
- Согласен, абсурд, но все это прорабатывается и направляется из Баку. В подобной ситуации наша дипломатия не имеет права бездействовать. Армения сейчас входит в ЕАЭС и ОДКБ, Грузия подписала ассоциативное соглашение с ЕС и стремится стать членом НАТО. У грузин довольно тесные отношения с Азербайджаном и Турцией, исходя из экономических и политических реалий. На сегодняшний день Турция и Азербайджан обеспечивают серьезные инвестиции в грузинскую экономику, особенно в энергетику. Все это у нас воспринимается каждый раз на каком-то сенсационном уровне, хотя сенсации нет и ничего нового не происходит. Нам просто надо работать со всем этим, понимая и осознавая существующие реалии. Или Тбилиси тоже должен на нас обижаться за то, что мы с Россией? На самом деле обе стороны – и грузинская и армянская – с пониманием относятся к позициям друг друга. Вспомним недавнее заявление министра обороны Армении Сейрана Оганяна, заявившего о том, что Армения уважает евро-атлантический выбор Грузии. Аналогичные заявления делает и грузинское руководство в плане нашей интеграции в ЕАЭС и членства в ОДКБ. Так что обеим сторонам нужно выстраивать и развивать отношения, исходя из данных реалий. Здесь многие утверждали, что наш выбор в пользу ЕАЭС ухудшит отношения с Грузией. Я был в числе тех, кто считал, что их удастся сохранить. Что и случилось. Но, повторюсь, чтобы укреплять и развивать армяно-грузинские отношения, нужно уделять им надлежащее внимание на всех уровнях, в том числе максимально задействуя армянскую общину Грузии. Не говоря уже о том, что наше посольство в Грузии должно очень активно и профессионально работать. От дипломатии многое зависит…
-
Георгий 27-Май-2016Меня лично сильно беспокоит поразительное бездействие, если не сказать больше, некомпетентность руководства РА. Это же очевидно, что первостепенной и самой важной задачей является строительство дорог, связывающих Армению с Грузией. Без этого ничего не получится! Ни одну задачу не решить! Посмотрите на состояние дороги через Ванадзор на Баграташен, Это позор! Иначе чем издевательством над людьми нельзя назвать состояние дорожного покрытия и сам пропускной пункт на другом участке- в Бавре. Что это значит? Кто за это отвечает? Как с таким отношением к своим обязанностям решить экономические проблемы РА. Зачем они нужны эти министры в галстуках со своими кабинетами, охраной и служебными автомобилями. Кто может ответить, чего не хватает в Армении для строительства нормальных дорог? Приглашать китайцев чтобы они нам строили дорогу из бетона? Как же так? Есть свой цемент, свой песок, свои инженерные кадры, рабочая сила! Почему ничего не делается? Эти вопросы даже не обсуждаются! Из 600 км дороги "Север-Юг" за 6 лет построено только 31 км. Это как можно оценить?Ответить
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2023-03-20 14:582552
В Москве проходит встреча глав МИД России и Армении. Как сообщается на сайте внешнеполитического ведомства РФ, Сергей Лавров и Арарат Мирзоян намерены были «комплексно обсудить текущее положение российско-армянского сотрудничества и дальнейшие шаги по его развитию, в том числе в рамках претворения в жизнь положений Совместного заявления лидеров России и Армении от 19 апреля 2022 года, закрепившего привилегированный союзнический характер и стратегическую направленность двустороннего взаимодействия». Также будут рассмотрены перспективы укрепления взаимодействия в общих интеграционных объединениях – СНГ, ЕАЭС и ОДКБ, и т.д.
-
2023-03-18 10:262906
«В мозговых центрах англосаксов наблюдается рост скептицизма по отношению к тому, что творится на Украине», - говорит в интервью «ГА» директор Института сетевых исследований Гагик АРУТЮНЯН.
-
2023-03-18 10:071907
«Последние заявления грузинского премьера четко свидетельствуют о том, что открывать второй фронт против России Грузия не станет», - отмечает в интервью «ГА» политолог, специалист по Грузии Джонни МЕЛИКЯН.
-
2023-03-14 10:162246
«Первейшее дело и единственный путь – создание сильной армянской армии, чего я пока не вижу», - отмечает в интервью «ГА» директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии политолог Семен БАГДАСАРОВ.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2023-03-03 10:263367
Русофобская истерия трансформируется в миф "Возможно, где-то в Гарвардской школе бизнеса или Лондонской школе экономики сейчас учится тот, кто однажды займет кресло в Кремле, занятое сейчас воспитанником КГБ", - заявил 30 марта 2005 г. один из главных идеологов разрушения России Збигнев Бжезинский. Война России против коллективного Запада и НАТО направлена на то, чтобы описанная перспектива никогда не воплотилась в реальность.
-
2023-01-31 10:071571
Азербайджан эвакуировал из Ирана персонал своего посольства. Оставил только консульство в Тебризе. Предлог – нападение на Посольство Азербайджана в Тегеране. В Азербайджане называют это террористической атакой, хотя о каком теракте можно говорить, когда уже ясно, что причина нападения в том, что один азербайджанец хотел свести личные счеты с другим азербайджанцем.
-
2023-01-13 11:004647
Что последует за отказом Еревана от участия в военных учениях ОДКБ? Военный эксперт Давид Джамалян высказал обоснованное предположение, что после военных учений ОДКБ, которые не состоятся по причине отказа официального Еревана, на территории Армении осталось бы много вооружений. Так, по его словам, было после совместных азербайджано-турецких учений, когда на территории Азербайджана до начала 44-дневной агрессии против Республики Арцах осталось много турецкой военной техники.
-
2022-10-15 10:194702
Капитулянт идет по стопам Саакашвили, планируя бегство на Запад Сегодня редко вспоминают заявление Пашиняна о том, что мирное соглашение с Азербайджаном "на 100% в интересах Армении". Гораздо чаще цитируют заявление с трибуны митинга 17 августа 2018 г.: "Пусть никто не думает, что я тайком от вас подпишу какой-либо документ или предприму какое-либо действие. Если увижу, что есть вариант, вокруг которого, действительно, можно говорить, то я приду, встану здесь, представлю вам во всех подробностях, и вы решите, идем мы на урегулирование по этому варианту или не идем!". О том, что заявление о капитуляции было подписано за спиной у народа, общеизвестно. Общеизвестно и то, что мирное соглашение, которое, по словам Ильхама Алиева, будет подписано до конца текущего года, на 100% противоречит интересам Армении.