Последние новости

ВХОД В НЕИЗВЕСТНОСТЬ

В конце 1957 года я, Карине Мнацаканян, и Левон Аветисян в сопровождении главного режиссера телевидения Марата Мариносяна и очень симпатичного небольшого роста мужчины пришли к председателю Государственного комитета по телевидению и радиовещанию Армении. Председателю нашу тройку представил Мариносян. С этого дня приказом комитета мы были зачислены на телевидение. Меня и Леву - как ассистентов режиссера, а красавицу Карине - диктором, в дальнейшем она стала любимицей телезрителей. Были всякого рода пожелания со стороны председателя. Пару слов сопутствия сказал Мариносян, а потом говорил мужчина, который сопровождал нас. К нашему удивлению, Нерсес Восканыч Каграманов (Каграманян) оказался первым директором Армянского телевидения. 

ИДЕЯ ОТКРЫТЬ ТЕЛЕВИДЕНИЕ В СТОЛИЦЕ АРМЕНИИ ПРИНАДЛЕЖАЛА ИМЕННО ЕМУ. Как я уже писал в своих воспоминаниях, эту "фантастическую" отрасль в будущем назовут великолепным изобретением. На следующий день после встречи с председателем наша тройка приехала на телевидение. Когда моя нога ступила в "сказочный домик", я вспомнил слова моего наставника Марата Мариносяна:

"Мы открыли телевидение, что-то новое в искусстве, с огромной перспективой, с большим будущим. Нам не хватает способных молодых людей. Почему бы тебе не попробовать себя в этой новой, пока не известной профессии, стать телевизионным режиссером? Ведь это тоже кино: оператор, камера, экран, изобразительный ряд. В дальнейшем будут актеры, постановки... Твори, дерзай, фантазируй! Главное, все это новое... Начало! И мы с тобой будем одними из первых".

Вошел в студию, остановился, огляделся вокруг и подумал: "Боже мой, что можно сделать на этой крохотной площадке?" В этот момент в студию вошел Нерсес Восканыч:

- Ну, будущие герои, будем творить?!

Что могу сказать об этой личности? Каждая встреча с ним была праздником. Он был очень остроумный, мыслящий, высококультурный, порядочный, сочувствующий, тонкий ценитель любой идеи. Всегда, на всех передачах он находился в АСБ рядом с командой, которая вела передачу. Он умел искренне волноваться и искренне сопереживать. Но у него было свое видение каждой передачи. И об этом он всегда высказывался на еженедельной летучке, где обсуждали прошедшие программы. Естественно, в конце летучки говорил Нерсес Восканыч. Культура его речи, его доброжелательное высказывание, поощрение отдельных передач заставляли нас искать интересные сюжеты для телевизионного экрана.

 ВХОД В НЕИЗВЕСТНОСТЬОН, КАК РЕБЕНОК, ПЕРЕЖИВАЯ ЗА ПЕРЕДАЧИ, ИНТЕРЕСОВАЛСЯ ВСЕМ НОВЫМ, что готовилось к эфиру. Не было работника, который не боготворил бы Нерсеса Восканыча. Однажды на очередной летучке Каграманов сказал примерно такое: "Дорогие вы мои, мы с вами вошли в неизвестность. От нас зависит раскрыть неведомое и пока не понятный нам "тайник". Да, телевидение - большой тайник для нас с вами. Мы должны войти в этот тайник и вскрыть его, вытащить оттуда самое прекрасное, самое идеальное украшение, оно должно украсить наш с вами маленький экран. Дерзайте, ребята, мы должны быть первыми, потому что у нас собрались великолепные первопроходцы". Его слова были похожи на клятву. Мы так и восприняли их.

Он очень опекал свое детище. У него были заместители, которые по возможности помогали ему, но он все равно почему-то все делал сам.

Дорога, ведущая к телецентру, удручала: всюду камни, ямы. Наш единственный старенький полуразвалившийся автобус с работниками, иногда и с актерами с трудом одолевал ее. Нерсес Восканыч пригласил чиновничий батальон приехать на студию в гости. Через день работа на дороге закипела.

Вскоре студия получила новую телевизионную технику. Главное - видеокамеры: до этого на студии действовала всего одна. Естественно, работать стало легче и интереснее. Опять заслуга Каграманова. Он все время писал в разные инстанции петиции, требуя внимания к новобранцу. Воспользовавшись моментом, мы с Жирайром Григоричем Аветисяном обратились к Нерсесу Восканычу с просьбой приобрести кинокамеру и получили полное одобрение. В короткий срок камера оказалась у нас в руках. Это была заслуга Каграманова и Мариносяна.

Нерсес Восканыч очень внимательно следил за каждым режиссером, интересовался их работами: какие новшества они вносят в эфир, какие интересные сюжеты готовят на радость зрителю. По результатам каждый год он проводил аттестацию. За творческий подход к работе некоторые ассистенты, в том числе и я, стали режиссерами. А опытным режиссерам поднимали категорию. С каждым днем, месяцем, годом все лучше становились наши передачи. И уже Нерсес Восканыч уверенно, гордо с высоко поднятой головой входил в здание телецентра. Бесспорное уважение к нему творческий коллектив доказывал своими передачами.

КАК-ТО НАША СТУДИЯ ДОЛЖНА БЫЛА С БОЛЬШОЙ ПРОГРАММОЙ ПОЕХАТЬ В МОСКВУ. Тогда Госкомитет по телевидению и радиовещанию СССР принял решение, чтобы каждый месяц все республики Союза представляли отчет по Центральному телевидению, показывая свои культурно-экономические достижения. По Армении Каграманов поручил мне такую передачу. Так как у нас уже была кинокамера, все отобранные материалы отсняли на кинопленку. Чтобы сохранить очередность передач, я и монтажер Аэлита Симонян колдовали за кустарным монтажным столом в здании комитета. Вдруг от замыкания проводов в монтажной вспыхнул пожар - ведь тогда кинопленки были сгораемыми. А в монтажной складировались десятки яуфов (коробки) с пленкой. Они не горели, они взрывались. Надо было видеть, когда на место приехал Каграманов. Первым долгом поинтересовался здоровьем Аэлиты и меня (я временно потерял зрение, Аэлита обошлась без травм). А потом, стоя на площади у комитета, Каграманов во весь голос кричал: "Горит! Горит! Моя студия горит!" За этот инцидент Нерсес Восканыч получил строгий выговор, а меня из режиссеров перевели обратно в ассистенты.

Через пару месяцев все же мы с Нерсесом Восканычем вылетели в Москву с обновленной программой. Руководство ЦТ нашу работу оценило на отлично! По возвращении в Ереван с Каграманова выговор сняли, но он не мог успокоиться и боролся за мое восстановление в должности режиссера, пока не добился этого.

Еще одна маленькая история о доброте и невероятно теплом отношении к сотрудникам. После тяжелой операции, которую я перенес в Москве в 1961 году, Нерсес Восканыч по возвращении в Ереван вручил мне путевку в Карловы Вары. Он часто ездил туда и имел огромный авторитет среди сотрудников санатория. Интересно было то, что меня поместили в номере, где всегда отдыхал Нерсес Восканыч. Все 28 дней пребывания в этом необыкновенном санатории обслуживающий персонал только и расспрашивал о Каграманове. Действительно, своей добротой, своим умом, интеллигентностью он покорял окружающих его людей, тем более нас, его сотрудников.

ШЛИ ГОДЫ. МНОГО ИНТЕРЕСНЫХ ПЕРЕДАЧ И ФИЛЬМОВ БЫЛО ПОКАЗАНО ПРИ НАШЕМ ДИРЕКТОРЕ. В коллективе сложился обычай каждый Новый год группами посещать его дом. И когда в очередной раз на Новый год мы заявились к нему, он встретил нас в минорном настроении, хотя и старался бодриться.

Когда мы сели за стол, он взял рюмочку и заговорил: "Дорогие мои! Мне трудно сообщить новость: мне предложили новую работу - директора Ереванского русского драматического театра им. Станиславского. Мы с вами первыми создавали отечественное телевидение. Создавали его, не щадя себя. В короткий срок объединились талантливые творческие силы. У нас выросла необыкновенно одаренная молодежь, которая своими способностями, своей преданностью любимому делу вскоре встала наравне со старшими товарищами. Я от всей души хочу поздравить вас с Новым годом, пожелать новых творческих успехов, крепкого здоровья и, главное, с такой же преданностью воплощать на нашей дорогой студии замечательные идеи и никогда не забывать, что вы были первыми, кто с честью открыл для всех нас Неизвестность.

Он взял со стола маленькую книгу четверостиший Туманяна и взволнованно прочитал:

"Как много скорби и смертей в моем печальном сердце.

А сколько было вас, друзей, в моем печальном сердце,

Я знаю: в мире смертны все, придет и мой черед

И смерти страх в груди моей, в моем печальном сердце".

Нерсес Восканыч Каграманов остался в наших сердцах навсегда...

Вилен ЗАХАРЯН, заслуженный деятель искусств Армении, кинорежиссер

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПУСТЬ КАЖДЫЙ ОТВЕТИТ НА ВОПРОС: "С КЕМ Я?"
      2024-05-03 10:14

      Нельзя воображать себя над схваткой, когда речь идет о будущем  детей и внуков, каждый армянин сегодня оказался перед выбором и необходимостью ответить самому себе  на вопрос: "С кем я?" Пусть каждый решит про себя, по какую он сторону баррикад, с кем он - с Николом, "Лфиком", "Грзо", "Лулу", "Держателем бутылки",  "Качающим лодку", " Плюющим в лицо", Овиком Агазаряном и Акопом Асланяном  или по другую сторону баррикад? - Там, где Святая Церковь, гора Арарат, генералы Победы, рядовые ветераны войн за освобождение Арцаха, политзаключенные и все, кто не желает превратиться в манкурта без Родины и Памяти…

    • ПАСТУХ С ПОКЕТБУКОМ, САЗАНДАРЫ И САМОГОНЩИКИ ИЗ ЛОРИ, или САМЫЙ ВАЖНЫЙ УГОЛ "АНКЬЮН + 3"
      2023-12-13 11:40

      По собственному многолетнему профессиональному опыту знаю, что республиканские телеканалы особо не балуют нестоличных жителей освещением местных реалий, а если и обращаются к жизни провинции, то преимущественно в "сенсационном" контексте.

    • "МЫ АРМЯНСКИЕ ТЕРРИТОРИИ НА АРМЯНСКИЕ НЕ МЕНЯЕМ", или ЕМКОЕ СЛОВО "ПОДЛИЧАТЬ"…
      2022-06-16 12:05

      Капитулянт ступил на скользкий путь Тер-Петросяна Накануне в заключительной речи с трибуны парламентского заседания, посвященного выполнению бюджетного закона на 2021 г., Пашинян неоднократно повторил фразу о том, что Роберт Кочарян, Серж Саргсян и АРФ "Дашнакцутюн" неоднократно признавали Арцах в составе Азербайджана. По его словам, второй и третий президенты вели переговоры по урегулированию, исходя из признания Арцаха в составе Азербайджана, а АРФ "Дашнакцутюн" занимала посты в правительствах обоих президентов, стало быть, разделяла их позицию.

    • В ГОСТЯХ У МАРШАЛА
      2021-11-23 09:36

      Случайная встреча с маршалом Бабаджаняном в октябре 1970 года на всю жизнь мне запомнилась.