ПО УКАЗУ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ
Нахичевань-на-Дону, Нор-Нахичеван (ныне Пролетарский район Ростова-на-Дону) у многих ассоциируется с историческим Нахиджеваном, древнейшим армянским городом, возникает предположение, что новый город основали выходцы из старого с тем же названием. Но это не так. Страницы истории этого армянского поселения представлены в книге отца и сына Минаса и Георгия БАГДЫКОВЫХ "Наша вера", изданной в Ростове-на-Дону при содействии армянской общины и благотворителя Тиграна Манукяна.
ПРЕЖДЕ ЧЕМ РАССКАЗАТЬ ОБ УКАЗЕ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II (14 НОЯБРЯ 1779 г.), разрешившей армянам основать новый город и 5 селений, авторы книги возвращаются на несколько веков назад в Крым. Напоминают, что армяне жили там еще до нашей эры. В начале VIII века в Херсоне утвердился армянский князь Вардан, который с помощью крымских повстанцев сверг византийского императора Юстиниана II и занял византийский престол (Вардан Пилик, 711-713 гг.). Военная мощь армянских крымских княжеств возрастала. Недаром европейцы в средние века называли Крымский полуостров Морской Арменией. В XI-XII веках в результате нашествия турок-сельджуков в Армению немалая часть населения переселилась в Крым. Среди них были и выходцы из Ани. Только в XV веке Крым завоевали татары.
В 1774 году по договору между Россией и Турцией татарское ханство в Крыму было признано независимым от Турции. Екатерина II, стремясь экономически ослабить Крымское ханство, приступила к осуществлению плана по выселению из Крыма армян и греков (чьи подати составляли главную статью доходов хана). Так, 9 марта 1777 года появился указ о переселении греков и армян в Россию с предоставлением им различных привилегий.
Переселение началось в августе 1778 года под предводительством А.В.Суворова. После продолжительного и мучительного перехода караван армянских переселенцев достиг берегов Дона и только 9 декабря 1779 года остановился на "обетованной земле". Крымские армяне перешли в подчинение к Астраханской епархии, возглавляемой архиепископом Иосифом Аргунтинским-Долгоруким. Архиепископ сыграл огромную роль в основании нового поселения, сохранении многовековых культурных ценностей, вывезенных из 40 армянских церквей Крыма. Среди них был и хачкар VI века из Ани, в честь которого в Крыму были построены монастырь и церковь Сурб Хач. Он до сих пор хранится на донской земле.
Переход из Крыма был очень тяжелым. Многие погибли от лишений в дороге. Первую суровую зиму армяне провели в землянках. Руководству Нор-Нахичевана нужны были средства для строительства инфраструктуры города. Архиепископ Иосиф решил обратиться за помощью к армянской колонии Индии. Приехав с купцами туда, он после проповеди обратился к соотечественникам с просьбой помочь больным, немощным, сиротам. Армяне Мадраса и Калькутты собрали значительные средства (в книге приводятся имена и суммы). 21 апреля 1781 года, в день празднования возведения на престол Екатерины II, родился город Нор-Нахичеван.
АРХИЕПИСКОП ПРИСТУПИЛ К РЕАЛИЗАЦИИ ЗАМЫСЛА О СТРОИТЕЛЬСТВЕ ГЛАВНОГО храма города, который решил назвать именем Григория Просветителя. Заложенный в 1783 году, возведенный на деньги паствы и индийских армян и освященный в 1800 году, храм долгие годы был центром духовной и культурной жизни. В период религиозных гонений в советские годы собор в усеченном виде (без купола, креста и звонницы) еще действовал до 1937г. Потом его отобрали у верующих. Древние рукописи после установления советской власти удалось вывезти в Ереван. Об этом пишет в книге "Из моей жизни" Мартирос Сарьян, отмечая роль Александра Мясникяна в перевозке манускриптов в 1921 году.
Храм Григора Лусаворича, казалось бы, уцелел. Прошли 20-е, 30-е, 40-е, 50-е годы. Начались 60-е. До них 9 мая 1959 года над братской могилой на площади был сооружен мемориал и зажжен Вечный огонь. И газеты стали писать: "...у братской могилы ежедневно, а в революционные праздники особенно скапливается большое количество трудящихся города и области... и нахождение в этом месте армянского собора неуместно. Кроме того, надо иметь в виду, что это помещение расположено у памятника основоположнику научного коммунизма Карлу Марксу".
Против Маркса, конечно, не попрешь. Тем более когда собор принадлежит каким-то нетитульным "чучмекам". Правда, они основали этот город, и Екатерина Великая что-то им обещала. Но 18 июня 1966 года ночью храм был взорван саперами. В воздух взлетели ларцы с мощами армянских святых, средневековые хачкары, уложенные в стены. На месте собора построили Дом культуры. Интересно, взрывали ли в СССР в 1966 году русские церкви?
Пришлось уделить так много места истории храма в Пролетарском районе Ростова-на-Дону, потому что авторы книги - люди глубоко верующие и посвятили много страниц истории Армянской Апостольской Церкви, ее контактам с Русской Православной Церковью. Русскоязычный читатель узнает о том, как воцарилось христианство в Армении, как через брак сестры византийского императора Василия II Анны и киевского князя Владимира Святославовича христианская вера пришла в Киевскую Русь.
ОБ АРМЯНСКОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ ТАК НАЗЫВАЕМОЙ МАКЕДОНСКОЙ ДИНАСТИИ императоров историкам хорошо известно. Авторы также подробно исследуют факт почитания Григория Армянского (Григора Лусаворича) Русской церковью. Ему посвящена 1 из 8 церквей храма Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Иван Грозный кроме нее построил также храм во имя Святого Григория Армянского в Казани. Его изображение имелось на многих иконах, в богословских книгах.
Книга "Наша вера" (с подзаголовком "Святой Григорий Армянский, моли Бога о нас") содержит также множество интересных сведений об армянах различного рода занятий, выросших на донской земле. Отсюда вышли Католикосы Нерсес V (годы правления - 1843-1854), Макар I (1885-1891), Геворг VI (1945-1954), видные государственные деятели Александр Мясникян и Саркис Лукашин, художники Мартирос Сарьян, Григорий Шилтян, поэты Рафаэл Патканян, Людвиг Дурян, писатели, публицисты Микаел Налбандян, Мариэтта Шагинян, архитекторы Марк Григорян, Ованес Халпахчян, артист Гайк Данзас, скрипач Авет Габриелян и многие другие армяне, потомки переселенцев XVIII века, сохранившие в своих жилах частицу крови Морской Армении и великого града Ани.
Сегодня на Дону действуют армянские храмы, воскресные школы. Армянская община прилагает усилия для сохранения национальной идентичности и надеется, что когда-нибудь в Пролетарском районе вновь появится храм во имя Григора Лусаворича, святого двух церквей: армянской и русской.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-05 09:54
Начинается она с середины XIX века, когда братья из семейства Абдулла (Абдулян) открыли в Османской Турции фотостудию. Вскоре они были назначены придворными фотографами султана, с 1867 года о трех братьях заговорила европейская публика. А как было в Ереване?
-
2024-11-04 09:52
Когда примитивный провинциальный политический пустозвон пришел в мае 2018-го на волне, поднятой большей частью соблазненной популистскими обещаниями молодежью, к вожделенной власти, люди постарше полагали, что эйфория продлится недолго. Ведь встав у руля страны, ты должен каждым своим шагом реально доказывать, что правишь лучше прежних. И доказательства эти начинаются с безопасности страны, доходя до кошелька поверивших обещаниям граждан. За 30 предыдущих лет (1988-2018) мы пережили огромное количество катаклизмов, надорвались, устали от побед и поражений, властной правды и кривды, обессилели в своем практически политическом одиночестве. Поэтому часть поверила в посулы "всенародного" премьера и ждала результатов. Дождалась?
-
2024-10-31 10:19
Различные армянские школы, функционирующие в Стамбуле, берут свое начало с конца XIX века. Одной из них является школа "Арамян-Ункуян". Поблизости от церкви Сурб Такавор еще в 1858 году открылась школа "Хамазаспян-Мурадян". В ее двух частях раздельно обучались мальчики и девочки. Число учеников росло, поэтому решили расширить территорию.
-
2024-10-21 09:48
В первой половине XX века многие ключевые здания Еревана были созданы Александром Таманяном и Николаем Буниатяном. Постройки Буниатяна отличались от таманяновских, в которых было больше неоклассицизма и конструктивизма. Стиль Буниатяна восходил к классическим образцам эстетики. Одним из таких примеров является гостиница "Интурист" на ул. Абовяна, позже названная "Ереван".
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-10-15 10:40
Издательство «Антарес» представило отечественным читателям книгу «Бункер» молодого, но уже известного грузинского писателя Ивы Пезуашвили. Роман переведен на армянский язык и был презентован на днях в книжном магазине «Даран» Еревана в присутствии самого автора, переводчика Ани Астатурян, редактора книги Аркменика Никогосяна, а также посла Грузии в Армении Георгия Шарвашидзе.
-
2024-10-07 10:24
Армяне живут на Дону уже 245 лет. Их предки - в далеком прошлом выходцы из столицы Багратидов Ани и окрестных сел - были вынуждены оставить родную землю и прекрасный процветающий город из-за постоянных набегов турок-сельджуков и разрушительных землетрясений. Покинув Ани, беженцы преодолели множество испытаний, потом надолго осели в Крыму, где их жизнь складывалась в целом неплохо, но тесная связь Крымского ханства с Турцией оставалась фактором риска.
-
2024-09-16 09:57
Неформальные TED-беседы на Всемирном армянском саммите 17 сентября в Ереване открывается II Всемирный армянский саммит, но 2-й он только для Пашиняна, скромно ведущего отсчет исторической летописи современной Армении исключительно с себя, хотя до него таких форумов было целых 6. Собственно в первый день никакой работы не будет: только вечером состоится официальная пышная церемония открытия мероприятия, на которую правительство Пашиняна в условиях треснувшего госбюджета с целью напустить пыль в глаза финансовых средств не пожалело. Да вот будет ли от этого хоть какой-нибудь толк?.. Судя по опубликованной на сайте Офиса главного уполномоченного по делам диаспоры программе, все сведется к пустым разговорам без какой-либо конкретики, очередным манипуляциям Пашиняна, который попытается указать представителям зарубежных армянских общин их место в судьбе Армении («всяк сверчок знай свой шесток»), и принятию под занавес форума очередной ничего не значащей декларации-резолюции.
-
2024-07-03 09:35
Всемирно известный ученый армянского происхождения, популяризатор науки Артем Оганов сообщил о выходе новой редакции книги для детей "Химия. Атомы, молекулы, кристаллы". Первое издание книги под названием "Химия с Артемом Огановым" (2022 год) не только оказалось успешным по продажам, но и удостоилось премий. За эту книгу Оганов получил Всероссийскую премию "За верность науке" и две премии просветительского общества "Знание".