ГЛАВНЫЙ МОТИВ - АРМЕНИЯ
Периодически осенью в праздничной обстановке в городе Провиденс - штат Род Айленд - открывается Армянский музыкальный фестиваль, основанный Константином ПЕТРОСЯНОМ в 1997 году и ставший воплощением его мечтаний - соединением музыки и музыкантов разных стран, когда на равных участвуют и самодеятельные коллективы, и профессионалы, где звучит музыка и народная, и академической традиции - классическая и современная, где демонстрируют свои достижения представители разных народов и обязательно звучит армянская музыка.
ИМЕННО В ЭТИ ДНИ В ПРИСУТСТВИИ СВОИХ КОЛЛЕГ И ДРУЗЕЙ, приглашенных из Армении, он ставит себе по жизни хорошую оценку за свой многолетний труд музыканта и пропагандиста, сделавшего очень многое для укрепления связей армянской диаспоры в Америке с ее исторической родиной посредством музыки.
Константин Петросян родился в 1946 году в Ереване. Учился в музыкальном училище им. Романоса Меликяна в классе композиции Эдуарда Багдасаряна. Окончил Ереванскую консерваторию им. Комитаса по классу профессора Григория Егиазаряна. Он автор симфонических, хоровых, камерных, инструментальных, вокальных произведений, музыки для театра и кино. Многие его произведения, как, например, Концерт для голоса с джаз-оркестром, написанный для известной джазовой певицы Татевик Оганесян, и целый ряд песен, особенно песни "Айастан" (1986) и "Детям Армении" (1989), удостоились самого широкого признания...
Сын известного в свое время джазмена, трубача Гранта Петросяна, он уже в детстве пережил серьезное увлечение джазом. Это во многом определило его жизнь, художественные пристрастия. Еще будучи студентом первого курса консерватории, он стал руководителем джаз- оркестра ереванского кинотеатра "Москва", где выступал и в качестве пианиста. Неоценимый опыт! Джаз-оркестр кинотеатра "Москва" тогда привлекал широкую аудиторию, в кино ходили, чтобы послушать этот джаз-бенд, в группе играли прекрасные музыканты, пели совсем неплохие певцы и певицы, джазовый оркестр равнялся на самый современный стиль. Спустя несколько лет он уже пианист и аранжировщик Эстрадного оркестра радио и телевидения, которым руководил тогда Мартын Вартазарян.
Получив отличное классическое музыкальное образование, Константин Петросян смог выстроить свою творческую карьеру на осуществлении слияния типов и видов музыкального творчества. Его трудовая и творческая жизнь протекала и в Союзе композиторов Армении, где он был директором музыкального центра и председателем комиссии по пропаганде музыки, и в Фонде мира Армении, и на концертных площадках. Работая с одинаковым интересом как в области академической музыки, так и джаза, Константин Петросян достигает и здесь больших успехов. Его “Диалоги” для скрипки и виолончели, сочиненные в 1987 году, и позже написанный Квинтет для духовых NI были записаны на пластинках фирмы "Мелодия"(Москва). Его джазовые импровизации пользовались особым успехом, услышав их, его пригласили в Финляндию на джазовый фестиваль, а известная армянская поэтесса Алисия Киракосян, живущая в США, записала на их фоне свои стихи.
С 1995 года Константин Петросян работает по контракту в Америке, являясь директором Армянского культурного центра города Провиденс, музыкальным руководителем местной армянской церкви. С 1997 года он художественный руководитель основанной им корпорации "Армянский музыкальный фестиваль Род Айленд".
- "ИДЕЯ ЭТОГО ФЕСТИВАЛЯ, - РАССКАЗЫВАЕТ КОНСТАНТИН ПЕТРОСЯН, - заключалась в том, чтобы периодически представлять армянскую музыку на высоком исполнительском уровне, причем музыку разных жанров. Поэтому в том же 1997 году мы осуществили концертное исполнение оперы "Ануш" с филармоническим оркестром штата, армянским хором, известными солистами - Элладой Чахоян, Размиком Папяном, Вагаршаком Оганяном и другими в центральном концертном зале Провиденса. В том же концерте выступила звезда "Метрополитен опера" Лили Чукасзян. А в 1999 году состоялся концерт "Армянская популярная музыка", в котором исполнялись песни армянских композиторов. Следующий большой концерт, в 2001-м, был посвящен армянской хоровой музыке, а в 2006-м - армянскому танцевальному искусству. Но самым большим и значительным событием стал концерт, состоявшийся 10 сентября 2011 года. Он назывался "Салют Армении" и был посвящен 20-летию независимости Армении. Концерт прошел в главном кафедральном соборе штата с участием филармонического оркестра армянских хоров штатов Род Айленд и Массачусетс, а также известных солистов, среди которых были солисты "Метрополитен опера" - Егише Манучарян и другие. Впервые здесь были исполнены произведения Л.Чаушяна, М.Вартазаряна, М.Мависакаляна, А.Смбатяна. Прозвучали великие творения Комитаса, Екмаляна, Армена Тиграняна, Арама Хачатуряна. Этот концерт стал крупным культурным событием этого года на восточном побережье США. А уже через год состоялся концерт, посвященный 20-летию создания Армянской армии и членству Армении в ООН. Концерт прошел в Линкольн-центре Нью-Йорка. В 2015 году мы организовали серию концертов, посвященных 100-летию геноцида, которые прошли в Нью-Йорке, Бостоне, Провиденсе и других городах.
Каждый проект Константина Петросяна несет в себе образовательное начало, расширяя знания о музыке Армении, как классической, так и новой, вообще об Армении. Все, что он делает, направлено на установление контактов между армянами, живущими в США и на родине. В его лице армянская музыка имеет авторитетнейшего представителя на американской земле. Показательно, что с 2014 года Константин Петросян является сопредседателем иностранной комиссии Союза композиторов Армении.
КОНСТАНТИНА ПЕТРОСЯНА МОЖНО СМЕЛО ОТНЕСТИ К ТЕМ МУЗЫКАНТАМ, которые творчески переосмыслили традиции и академической музыки, и джаза, пережили их историю, нашли точки их соприкосновения и создали свой индивидуальный стиль, вписавшись в историю своей национальной музыки.
В 2009 году, после кончины уважаемого Вардапета Ошакана Минасяна, Константину Петросяну предложили возглавить в качестве художественного руководителя и дирижера известный Бостонский хор и оркестр "Ереван". В те же годы он основывает новый Армянский хор в городе Вустер штата Массачусетс и создает для этого коллектива целую серию замечательных хоровых обработок, вскоре записанных на СD. Еще одна лучезарная линия его деятельности в армянской диаспоре Америки связана с музыкальным воспитанием детей.
- Мы основали в 1995 году первый в Америке армянский детский хор в содружестве с ансамблем колокольчиков "Нарек", - рассказывает Константин Петросян. - А в 2004 году записали на CD в исполнении этого хора и ансамбля "Нарек" хоровые обработки армянской духовной музыки. За этот проект я и Леон Ходжа-Эйнатян были удостоены премии им. Комитаса. Этот хор продолжает работать, записывает новые CD из произведений армянских композиторов. Работая с детьми, я убедился, что армянские дети, родившиеся вне Армении, исполняя армянские песни, лучше воспринимают не только армянскую музыку, но и язык. Например, в этом хоре есть дети, в семьях которых никто не говорит по-армянски. Но в общении с армянской песней они не только приобщаются к языку, к культуре, но и становятся проводниками наших национальных ценностей - языка и музыки.
Культура живет и развивается не только благодаря крепким фундаментальным традициям, но и энергии тех, кто творит ее в настоящее время. Это энтузиасты, которые особенно нужны в трудные времена. Это те, кто равняется на высокие художественные идеалы, осмысливает современность в потоке исторических событий как прошлого, так и настоящего, кто в творчестве проживает с народом чаяния, беды и радости, смотрит далеко вперед, способствуя развитию культуры своей страны. С ними рядом и Константин Петросян, которому выпала ответственная миссия способствовать армянскому единению. .
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2018-12-24 15:19
Эта прекрасная новость прозвучала как фанфары! Молодые композиторы - Арегназ Мартиросян и Барди Минасян завоевали первую и вторую премию на Международном музыкальном фестивале "Саят-Нова", уже более десяти лет учрежденном во Франции.
-
2018-10-31 15:26
Он прежде всего прекрасный пианист. Айку Меликяну интересно все - и классика, и современная музыка. Он во всем мастер - и в интерпретации произведений европейских классиков и романтиков, и в исполнении произведений современных композиторов. И здесь, в этой первостепенной миссии каждого исполнителя - держать руку на пульсе своего времени - он совершенный чемпион.
-
2018-10-05 15:34
Фонд содействия художественному образованию при Министерстве культуры Армении работает уже 10 лет. Перечислить все, что сделали его сотрудники во главе с руководителем фонда Нелли Саркисян, в одной статье трудно. Но есть документы, изданные сборники нот, методические бюллетени, целая сеть музыкальных школ, работающих под опекой фонда, в его методическом режиме.
-
2018-07-06 15:30
Я присоединяю свой голос в защиту армянской природы. В защиту чистой армянской воды и чистого воздуха, в защиту здоровья людей Армении. В защиту комфортного пребывания в Армении ее гостей - ведь известно, что одним из первых условий для путешественников и туристов является чистая, не вредная природная среда страны, куда они обратили свои взоры.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-09 11:32
К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.
-
2024-10-23 09:52
"Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...
-
2024-10-10 10:55
К 90-летию писателя-публициста Хочу с самого начала внести некоторые уточнения и пояснения. Заметки эти вовсе не претендуют на сколько-нибудь полный и целостный охват жизни и деятельности Зория Балаяна. Это не очерк и не литературный портрет известного писателя-публициста и национально-общественного деятеля. Я не собираюсь перечислять здесь все его заслуги перед страной и народом и присвоенные ему правительственные и государственные награды, почетные звания, ордена и медали. Их много, их более чем достаточно, и исчерпывающие сведения о них можно найти в Википедии.
-
2024-09-28 10:44
О чем будут говорить на III Евразийском экономическом форуме в Ереване Дискуссию о том, стоит ли допускать на пространстве евразийской интеграции конкуренцию, можно считать завершенной. А ведь, помнится, как-то на одном из высоких собраний ЕАЭС представитель Беларуси даже говорил о недопустимости конкуренции между производителями и поставщиками услуг из стран «интеграционной пятерки». Вспоминается также, как несколько лет назад во время моего посещения Крыма директор флагмана крымской промышленности завода «Фиолент» несколько обиженно констатировал, что их электроинструментам приходится вступать в жесткую конкуренцию на российском рынке с российскими же и западными аналогами…