ВЕРШИНЫ СУРЕНА ШАХИДЖАНЯНА
В Армении находится известный оперный певец, композитор и дирижер Сурен Шахиджанян. Уже более 20 лет он живет и работает в Париже, что не мешает ему поддерживать творческие контакты с родиной. Сурен Шахиджанян – частый гость в Ереване, где выступает в качестве певца-баса и дирижера в концертных проектах, устраиваемых, в частности, Национальным филармоническим оркестром. Он также организует мастер-классы для молодых армянских певцов, обучая их тонкостям вокального искусства.
НЫНЕШНИЙ ВИЗИТ В АРМЕНИЮ НАШЕГО СООТЕЧЕСТВЕННИКА связан с работой в рамках арцахского культурного проекта Сарины Автандилян над оперой композитора Аро Степаняна "Сасунци Давид ", дирижировать которой будет Сурен Шахиджанян. Премьера оперного спектакля запланирована на 2017 г., она состоится в Шуши и будет приурочена к двум знаменательным датам: к 120-летию со дня рождения Аро Степаняна и 25-летию освобождения Шуши. Кстати, корни Сурена Шахиджаняна восходят к древнему карабахскому княжескому роду, происходящему из Хачена и Дизака, что придает дополнительный смысл его участию в проекте.
В детстве он мечтал научиться игре на пианино, однако в фортепианном классе ереванской музыкальной школы N1, куда его отвели родители, уже не было мест. Мальчику предложили поступить в класс вокала, который набирала в тот год профессор Карине Бабаян. Вокальные данные маленького Сурена она расслышала сразу, и началась серьезная работа, продолженная затем в музыкальном училище и Ереванской государственной консерватории им.Комитаса. Окончив класс профессора Марианны Арутюнян, Сурен отправился в Париж продолжать обучение.
"В годы учебы на родине я уже обрел опыт сольных концертов, выступал в составе мужского хора "Нарек" под руководством певца и музыканта Мкртича Мкртичяна, ныне также работающего в Париже. В ту пору в Армении консерваторское образование было на хорошем уровне, но было и немало нюансов, связанных со стилистикой, иностранными языками и артистическими навыками, которым у нас не обучают. Например, умение говорить на французском или итальянском языке вовсе не означает умения петь на них. Это отдельная грамота, неразрывно связанная с квалификацией оперного певца", - говорит Сурен.
В ВЫСШЕЙ КОНСЕРВАТОРИИ ПАРИЖА СУРЕН ШАХИДЖАНЯН поступил в класс знаменитой певицы (меццо-сопрано) Жана Бербье. Здесь Сурен окунулся в новую для него систему комплексного консерваторского образования, где наряду с вокалом шаг за шагом овладевал актерским мастерством, спортивными навыками, правильной техникой пения на иностранных языках и т.д. Парижская консерватория открыла для него двери в местный Оперный театр, в составе которого функционировала труппа молодых музыкантов и певцов. Произошло это в 1996 г., через год после того, как Сурен Шахиджанян удостоился звания лауреата конкурса им. королевы Елизаветы. Сегодня Сурен Шахиджанян - обладатель множества призов и званий, полученных на различных международных конкурсах и фестивалях. Но самым важным для себя он считает приз им. Дитриха Фишера-Дискау, полученный в рамках престижной премии "Золотой Орфей" Французской лирической академии звукозаписи за диск с романсами П.Чайковского в собственном исполнении. Сурен Шахиджанян оказался первым армянином, удостоенным этого приза, впрочем, как и первым солистом из состава певцов Парижского оперного театра, получившим титул "Мастер французского пения".
Сурен Шахиджанян исполнял большие и не очень большие роли в составе Парижской оперы, выходил на сцену вместе с именитыми певцами Куртом Моллем, Паоло Монтарсоло и другими. Ему также довелось работать с дирижерами Армином Джорданом, Лорином Мазелем, с режиссером Робертом Уильсоном и др. По словам Сурена, каждый новый спектакль или выход на сцену в рамках сольного проекта – еще один шаг к профессионализму, а общение с великими деятелями музыкального искусства и оперной сцены – толчок к рождению свежих идей, замыслов, инициатив. Среди них и композиторство, неожиданно вошедшее в его жизнь.
"Как-то я сочинил музыку на "Отче наш" для хора, показал свое дебютное произведение Мкртичу Мкртичяну и известной пианистке Светлане Навасардян и удостоился их высокой оценки, - вспоминает Сурен. – Похвала друзей - прекрасных мастеров музыки - окрылила меня на новые композиторские подвиги, и я задумал написать Литургию для хора, но так ее и не завершил". Попытки сочинительства певец предпринимал не раз. Сурен вспоминает, как однажды Мкртич Мкртичян читал четверостишья Ов.Туманяна, показавшиеся ему очень мелодичными. Родилась идея написать музыку для фортепиано и голоса на несколько четверостиший. В исполнении Мкртича Мкртчяна они зазвучали бесподобно и имели большой успех в Париже как у местных армян, так и у французов. Когда Сурену позвонила Даниель Даллоз, его большой друг и профессиональный психоаналитик, а затем автор либретто к опере "Хозяин сада", он уже был полон желания писать музыку.
"ВСЕ ПРОИЗОШЛО СПОНТАННО, - РАССКАЗЫВАЕТ СУРЕН. – Даниель зачитывалась легендами разных народов и случайно обнаружила средневековое армянское сказание о бессмертной розе. В тексте было одно непереведенное слово, Даниель попросила меня помочь и невзначай проронила, что готова написать либретто на этот чудесный сюжет, если найдется кто-либо, кто сочинит музыку. Я сразу ухватился за прекрасную идею". Вскоре в Парижском музыкальном театре, известном как Опера "Ла Пениш" (La Peniche), состоялась премьера оперы "Хозяин сада", автором музыки которой и выступил Сурен Шахиджанян. Постановка имела большой успех, и, как написал затем в своей музыковедческой статье Мкртич Мкртичян, "это сочинение относится к тем жемчужинам музыкального искусства, к которым хочется возвращаться вновь и вновь. Сурен Шахиджанян использовал современное музыкальное мышление в гармонии с потрясающей мелодичностью. Особенно впечатляют хоровые эпизоды и ансамбли солистов на фоне хора и т.д. Но есть в этом творении композитора и нечто новое: слушатель, знакомый с армянской музыкой, без труда подметит взаимосвязь, которую опера имеет с нашей национальной и духовной музыкой". Кстати, "Хозяин сада" выйдет на французскую сцену и в этот сезон: вокруг проекта развернута большая культурная кампания, сами же авторы хотели бы увидеть оперу и на ереванской сцене.
Пение и сочинительство не все грани таланта Сурена Шахиджаняна. В последнее время его нередко можно увидеть и с дирижерской палочкой в руках. Сурен признается, что любит музыку во всех ее проявлениях, но дирижерство, пожалуй, единственная стезя, привлекающая его больше всего с юных лет. "Тут есть артистизм, мимодрама, пантомима, называйте как угодно. Дирижирование - немое искусство, противоположное певческому: здесь надо заставить музыку выйти из сердец оркестрантов и направить ее волшебную силу в зал, к слушателю, не произнося ни слова", - говорит он. Сурен пробовал себя на этом поприще еще много лет назад в концертных программах камерного оркестра "Серенада", а 24 декабря прошлого года - и в предновогоднем проекте, предпринятом Национальным филармоническим оркестром Армении и его дирижером Эдуардом Топчяном.
На днях Сурен Шахиджанян вновь отправится в Париж, где продолжит участвовать в вокальных проектах, а также писать новое музыкальное произведение – ораторию на поэму "Конец сатаны" Виктора Гюго. Но уже в октябре он планирует вновь приехать в Ереван, где продолжит серию мастер-классов для молодых оперных певцов.
"Особо хочу отметить работу над оперой Аро Степаняна "Сасунци Давид", ставшую свежей струей в моей деятельности, - сказал Сурен Шахиджанян. – Не известная широкой публике и даже многим музыкантам, эта опера стала для меня новым опытом: вместе с Сариной Автандилян мы работали над исходным материалом, партитурами, а на репетициях в качестве дирижера я познакомился с возможностями оркестра Национального академического театра оперы и балета им.Ал.Спендиарова, наладил коллегиальные контакты. Надеюсь, мы сумеем довести проект до конца и выступить в Арцахе, где подобные патриотические постановки очень важны".
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 13:33
В столичном Малом зале «Арно Бабаджанян» при полном аншлаге прошел 5-й Съезд Союза строителей Армении, в котором приняли участие руководители входящих в организацию компаний, представители ответственных за сферу государственных структур, строители и архитекторы. В их числе председатель Союза строителей Гагик Галстян, председатель Комитета по градостроительству РА Егиазар Варданян, глава Палаты архитекторов Армении Александр Бадалян и другие. Мероприятие открылось гимном Республики Армения, затем епископ Вазген Мирзаханян передал участникам съезда благословение Католикоса Всех армян Гарегина II. Он отметил, что Католикос всегда поддерживал архитекторов и строителей, благодаря добросовестному труду которых многие армянские храмы и монастыри вновь восстали из руин. Одним из важных проявлений преданной деятельности представителей этих профессий стал Собор Первопрестольного Эчмиадзина, реставрированный руководимой Гагиком Галстяном строительной организацией и совсем недавно представший перед армянством и гостями нашей страны во всей красе и исторической важности.
-
2024-11-21 10:55
В Ереване, в офисе Объединения молодых ученых и специалистов Арцаха (ОМУСА) состоялась презентация очередного, № 22 (3-го за этот год) журнала "Научный Арцах". В свежий выпуск вошли 19 статей 23 авторов, из которых 1 доктор наук, 5 кандидатов наук, 17 аспирантов и соискателей. В этом номере география вовлеченных ученых была особенно широкой и охватила Ереван, Гюмри, Ванадзор, Спитак, Одзун (Армения), а также Каир (Египет) и т.д. По традиции, на мероприятии присутствовали авторы вошедших в данный номер статей. Они представили свои научные темы, ответили на вопросы коллег, выступили с замечаниями и предложениями, дав старт следующему выпуску издания. Презентацию открыл главный редактор "Научного Арцаха", кандидат юридических наук Аветик АРУТЮНЯН. Он приветствовал и поздравил авторов в связи с публикацией научно-исследовательских статей и пожелал дальнейших успехов в научной деятельности.
-
2024-11-20 11:03
Дожидаться художницу Гаянэ Шушеци в Гадрутском Культурно-молодежном центре «Дизак Арт» Еревана, где вот-вот должна была открыться персональная выставка ее картин, было одно удовольствием. Фойе центра, трансформированного в этот вечер в галерею, походило на праздничный зал, где искрился фейерверк красок, то перебивающих друг друга, то создающих гармонию.
-
2024-11-20 10:49
3000 подарочных коробок для 3000 новорожденных Арцаха – этой цифрой завершилась работа одной из самых теплых и полных любви программ, реализованных в рамках проекта Ser Artsakh. Инициированная и проводимая известной американской писательницей армянского происхождения, общественно-политическим деятелем, юристом и филантропом Анной Аствацатурян-Теркотт на базе фонда «Анна Аствацатурян», программа получила большой резонанс в сердцах арцахских мам и их малышей.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-09 11:32
К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.
-
2024-10-28 10:57
Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...
-
2024-05-23 10:39
Для внесения вопроса об импичменте в повестку парламента оппозиционным фракциям не хватает одного голоса. С 12 мая в обращение запущены слухи о том, что покинувший фракцию "Честь имею" Ишхан Закарян мог бы подписать соответствующий документ. После его общения с архиепископом Багратом Галстаняном оппозиция не исключает подобное развитие ситуации. В связи с этим мы решили напомнить читателям самые яркие эпизоды карьеры этого политического персонажа.
-
2024-05-22 13:33
22 мая – день рождения командующего операцией по освобождению Шуши, Героя Арцаха, генерал-майора Аркадия Тер-Тадевосяна – легендарного Командоса.