Последние новости

"ЖИЗНЬ ДОЛЖНА БЫТЬ МНОГОЦВЕТНОЙ"

Известный грузинский поэт доктор филологии Владимир САРИШВИЛИ подготовил для газеты "Вечерний Тбилиси" беседу с талантливым тбилисским музыкантом и очень интересным человеком Исаем АБОВЯНОМ. Сегодня "ГА" предлагает ее вниманию читателей Армении. 

С пианистом, органистом, концертмейстером и педагогом Исаем Абовяном мы познакомились в культурно-просветительском центре "Айартун" епархии Армянской Апостольской Церкви в Грузии, на презентации нового издания "Литературная богема старого Тбилиси". Книга вышла в свет с иллюстрациями Роберта Кондахсазова, художника, влюбленного в родной город, тбилисца в нескольких поколениях. Это было завещанием мастера, уже покинувшего этот мир. Финансовую поддержку изданию оказал глава епархии ААЦ в Грузии, епископ Вазген Мирзаханян.

- Исай, у вас замечательная семья. Расскажите о ней.

- Моя супруга Гисанэ Овсепян - дочь талантливого поэта Виктора Овсепяна, чей Дом-музей был и остается живым образовательным и творческим центром в селении Эштиа Ниноцминдского района, на родине Гисанэ - филолога, журналиста и поэта-переводчика. Кстати, она и познакомила с вашей поэзией, уважаемый Владимир, армяноязычного читателя. Смотрительницей Дома-музея и богатой библиотеки была и остается вдова поэта, мать Гисанэ - Тереза Овсепян, заслуженный врач Грузии, человек, имя которого знает каждый в регионе Самцхе-Джавахети. Она же является душой и инициатором Дней поэзии Виктора Овсепяна, которые ежегодно проводятся в Ниноцминда. У нас растет 10-летняя дочь Седа.

- У вас интересные родственные связи, уходящие корнями в прошлые века...

- Моя бабушка Мариам-Сатеник, по мужу Абовян, была двоюродной сестрой самого Ованеса Туманяна, "сиятельного Ованеса", как его называли выдающиеся грузинские поэты из объединения "Голубые роги".

- Имеет ли отношение к вашему роду писатель Хачатур Абовян, основоположник нового армянского языка и литературы, родившийся в 1809 году и пропавший без вести в 1848 году?

- Да, это одна родовая ветвь. Увы, после пожара в нашем тифлисском особняке реликвий и никаких других свидетельств не осталось.

- Значит, придется поднимать архивы…

- Да, надо этим заняться. Наверняка там можно будет найти много интересного и о моем отце Геворге - архитекторе из первого выпуска знаменитого академика Кириака Завриева, автора проектов Закавказского железнодорожного моста и моста царицы Тамары, ведущего к железнодорожному вокзалу. Завриев был нашим соседом по авлабарскому дому, где сейчас возведена президентская резиденция.

- Вы занимали первые и вторые места на республиканских конкурсах в середине 1980-х как солист и концертмейстер, являетесь дипломантом III Московского конкурса педагогов музыкальных школ стран СНГ (1999), обладателем почетного диплома международного фестиваля "Единая нация - единая культура", проходившего в Ереване в 2006 году, как солист-исполнитель. Какие еще направления музыкального творчества вас увлекают?

- Я занимаюсь также композиторской деятельностью, обработкой и переложениями для фортепиано произведений Арама Хачатуряна, Шалвы Давиташвили, Эдварда Мирзояна, Эдуарда Абрамяна, армянского фольклора, русских романсов и др.

- Как начинался ваш путь в профессиональное музыкальное сообщество?

- В нашей семье музыкантов не было - все больше архитекторы, математики. Папа отлично рисовал. Он даже брал уроки у Александра Бажбеук-Меликяна и прославленного Джотто Григоряна. Отец ни за что не хотел отдавать меня на обучение музыке, считая это занятие ненадежным, особенно для будущего отца семейства. Но я уже с 4-х лет не отрывался от домашнего инструмента, подбирая на слух (как впоследствии установили - абсолютный) мелодию за мелодией. В конце концов, переупрямил всех, и меня отвели в музыкальную школу. Замечательный педагог Лидия Самуиловна Якобашвили (девичья фамилия Полянова) вынесла меня на гребень волны, я стал принимать участие в смотрах, выступать с оркестрами. В 1972 году окончил школу, в 1975-м - музучилище, уже по классу другого замечательного педагога Нелли Кешелава, и в том же году поступил в консерваторию, в класс маэстро Александра Васадзе. В Грузию тогда приезжали выдающиеся музыканты, я был завсегдатаем Большого и Малого залов консерватории, там формировались мои вкусы, там покорил мое сердце неповторимый Станислав Нейгауз исполнением 5-й сонаты Скрябина, которая в моем репертуаре - одна из любимейших.

- Приходилось гастролировать?

- Я с успехом гастролировал по СССР - Урал, Казахстан... Одно время даже выбирал между фортепиано и вокалом. Голос есть - легкий баритон, а может, тенор с баритональными оттенками. Но жизнь два раза не проживешь, свой выбор я сделал. Хотя любовь к вокалу осталась - занимаюсь с вокалистами, встречаются хорошие голоса. Работал по распределению в Гори методистом музыкальных студий и в музыкальной школе N3. Я тогда не был женат, главной заботой была мама Седа Давидовна. А когда ее не стало, мой средний брат Вачаган помог мне перебраться в Москву, где он сам уже обосновался.

- Где работали в Москве?

- Я начал работать в известной музыкальной школе им. Глинки. Меня там оценили, начали продвигать, появились надбавки, небольшие, но реальные. В конце концов мне предложили место концертмейстера в самой Гнесинке. Но проработал я там недолго. Политика, как всегда, все напортила. Когда ввели визы, я уже не мог оставаться в Москве, хотя руководство Гнесинки за меня боролось, ходатайствовало в посольстве, министерстве, но все без толку.

Вернулся в Тбилиси, и здесь благодаря супруге посла Армении в Грузии Георгия Хосроева, Елене Хосроевой, любительнице и знатоку поэзии, встретил свою судьбу. Мы с Гисанэ были включены в программу музыкально-поэтического вечера - Гисанэ читала стихи, я отвечал за музыкальное сопровождение...

- Как развивались события дальше?

- Елена Хосроева была почетной гостьей на нашей свадьбе.

- Спектр ваших интересов впечатляет...

- Нас в семье было девять человек, потом стало одиннадцать, двери дома всегда были открыты, и к обеду, и к ужину обязательно присоединялись гости, так что мама ежедневно готовила на 14-15 человек. Поэтому я тоже люблю и умею готовить. У меня есть несколько собственных рецептов аджики с применением до 25 приправ... А коронных блюд - армянских и грузинских, праздничных и будничных - не счесть.

- Как шутили старые тифлисцы, такого мужа на веревочке надо водить, чтобы не убежал. В ресторан пошли бы шеф-поваром?

- Почему бы нет? Сейчас я работаю органистом в церкви Святой Эчмиадзин; иногда приглашают на сольные концерты. Негусто, в общем.

А еще с детства я любил геологию, собирал камни, проник в их "душу". Особый интерес проявлял к геммологии - науке о драгоценных и поделочных камнях. Собрал тематическую библиотеку, как и по другим своим увлечениям; коллекцию самоцветов, знал о них все. Даже поступать на факультет геологии хотел...

История, археология - и к этим наукам прикипел сердцем с младых ногтей. Даже открытие археологическое сделал. Учился тогда в 6-м классе, отдыхал в Армении, в родовой обители, в селении Кохб (тогда - Ноемберянский район, сейчас - Тавуш). Бродил по горам с друзьями - (это еще одно мое хобби), скатился невзначай с крутого склона и вижу у подножия - обработанные камни разбросаны - их дождями из покрывающих слоев земли вымыло. В одном камне четко прослеживались углубления для ухвата пальцами. Набрал несколько, принес домой. Тетя моя, математик и муниципальный работник, тут же написала в Ереван, приехал археолог Чилингарян и подтвердил: это стоянка каменного века, а найденным орудиям - не менее 25-30 тысяч лет. Потом писали обо мне и об этой находке в "Правде", "Известиях", "Пионерской правде", в ереванской прессе. Теперь эти экспонаты хранятся в Ереванском историческом музее.

А еще я медик-любитель. Гены сказываются, один из моих предков входил в состав лечащего персонала императора Александра II, как мне, ребенку, рассказали исследователи нашего родового древа. Забыл его имя, помню, был он родным дядей моего деда Исая, в честь которого я назван. Он оставил книгу рецептов по фитотерапии, которая сейчас хранится в ереванском хранилище древних рукописей Матенадаране. Вы правы, все надо поднимать из архивов.

- Да уж, жизнь только тогда полнокровна, когда она проходит в трех временах, а не в одних повседневных заботах.

- А вот коммерческая жилка, свойственная представителям моего рода, почему-то отсутствует. Дед Исай имел кожевенный завод, обувные магазины близ торговых рядов Караван-сарая. А его дед, тоже Исай, в 1830 году построил церковь в Ванадзоре, реставрировал жемчужину церковного зодчества VI-VII веков Одзун, при которой действовала церковно-приходская школа, где обучение детей и жалованье педагогов оплачивалось за счет меценатской поддержки самих Абовянов. Еще одну церковь Абовяны построили близ Тбилиси, в поселении Глданула, там и похоронены представители нашего рода...

- Итак, музыка, педагогика, кулинария, история, в том числе и история искусств, археология, медицина, геология, геммология…

- И еще люблю фотографировать...

- Глядя на вас, усомнишься в том, что нельзя объять необъятное. Будете устраивать фотовыставку, не забудьте пригласить.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Анаит ХАЧАТРЯН: "НУЖНО ЛИШЬ НЕМНОГО ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕПЛОМ СВОЕГО СЕРДЦА
      2024-12-04 11:12

      "Я всегда, сколько помню, связывала себя с Арменией, - рассказывает Анаит Тиграновна Хачатрян, заместитель председателя Армянской диаспоры Владимира и Владимирской области, директор Армянского культурного центра города. - В далеком детстве, когда нас увезли родители в Россию, я устраивала скандалы, обвиняя родителей в том что они нас (меня и братьев) заставляют делать то что ИМ нужно. Многое поменялось, мы выросли, Россия, как и Армения, стала моим домом. Взрослая жизнь тоже порою заставляет принимать решения, которые причиняют боль сердцу, но все же мы это делаем. Но вот что не меняется во мне, так это фанатическая любовь к Армении, ее многовековой истории, к моим братьям и сестрам, живущим внутри и вне Армении."

    • АРМЯНИНА В АРМЯНИНЕ НЕ УБЬЕШЬ - ДОКАЗАНО HAYAT PROJECT
      2024-10-23 09:52

      "Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...

    • ВДАЛИ ОТ РОДИНЫ И С РОДИНОЙ В ДУШЕ
      2024-10-07 10:24

      Армяне живут на Дону уже 245 лет. Их предки - в далеком прошлом выходцы из столицы Багратидов Ани и окрестных сел - были вынуждены оставить родную землю и прекрасный процветающий город из-за постоянных набегов турок-сельджуков и разрушительных землетрясений. Покинув Ани, беженцы преодолели множество испытаний, потом надолго осели в Крыму, где их жизнь складывалась в целом неплохо, но тесная связь Крымского ханства с Турцией оставалась фактором риска.

    • ШАТКИЕ МАКЕТЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОТ ПАШИНЯНА
      2024-09-16 09:57

      Неформальные TED-беседы на Всемирном армянском саммите 17 сентября в Ереване открывается II Всемирный армянский саммит, но 2-й он только для Пашиняна, скромно ведущего отсчет исторической летописи современной Армении исключительно с себя, хотя до него таких форумов было целых 6. Собственно в первый день никакой работы не будет: только вечером состоится официальная пышная церемония открытия мероприятия, на которую правительство Пашиняна в условиях треснувшего госбюджета с целью напустить пыль в глаза финансовых средств не пожалело. Да вот будет ли от этого хоть какой-нибудь толк?..  Судя по опубликованной на сайте Офиса главного уполномоченного по делам диаспоры программе, все сведется к пустым разговорам без какой-либо конкретики, очередным манипуляциям Пашиняна, который попытается указать представителям зарубежных армянских общин их место в судьбе Армении («всяк сверчок знай свой шесток»), и принятию под занавес форума очередной ничего не значащей декларации-резолюции.