Последние новости

КОНКРЕТНАЯ ЖИВАЯ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

Артвузы подписали договор о сотрудничестве

Договор о межвузовском сотрудничестве между Российским институтом театрального искусства, легендарным ГИТИСом и Ереванским государственным институтом театра и кино, подписанный ректорами двух артвузов Григорием ЗАСЛАВСКИМ и Давидом МУРАДЯНОМ, по праву можно назвать событием в нашей культурной жизни. Точнее, вкладом в нее, бонусы которого, конечно, посыплются не сразу и не как из рога изобилия. Однако есть все основания полагать, что это – вклад долгосрочный, перспективный и надежный. 

ЧТОБЫ НЕ ВЫГЛЯДЕТЬ НЕМОТИВИРОВАННЫМИ ОПТИМИСТАМИ, ОТМЕТИМ пример, приведенный в качестве аргумента Давидом Мурадяном. Немного лет назад студент ГИТиКа был направлен на окончание обучения во ВГИК – alma mater российского кинематографа. А потом практически первая его серьезная картина взяла приз "Армянской панорамы" международного фестиваля "Золотой абрикос"…

Кстати, аналогичный договор о сотрудничестве со ВГИКом наш институт подписал в ноябре прошлого года. Теперь настал черед театрального сегманта.

"Многими десятилетиями поколения наших театральных деятелей проходили богатую профессиональную школу ГИТИСа. А сегодня эти люди являются лидерами нашего театра, нашей культурной жизни – от блистательного танцора и балетмейстера Вилена Галстяна до нашего замечательно руководителя театра кукол Рубена Бабаяна. Присутствие этих людей свидетельствует о важнейшей роли взаимоотношений между ГИТИСом и нашей театральной школой. Сегодня нам очень важно восстановить эту связь, открыть перспективу продолжения этих контактов перед молодым поколением. Мне очень приятно, что сегодня наша встреча проходит в зале, стены которого украшают портреты наших больших артистов и режиссеров, связь которых с российской театральной школой была очень глубока. Думаю, их очень обрадовало бы то, что происходит в эти минуты", - говорил ректор ГИТиКа.

А происходило вот что. В конференц-зале института в присутствии преподавателей и студентов Давид Мурадян и Григорий Заславский подписали договор о межвузовском сотрудничестве на пять лет, который вступает в силу с момента подписания и который автоматически продлится до завершения этого срока, если только одна из сторон не заявит о своем желании его прервать. Будем надеяться, что этого не случится.

… ДАВНО ПОНЯТНО, ЧТО ДЛЯ ТЕХ, КТО С ПОДЖАТЫМИ ГУБАМИ ВЗЫСКУЕТ ответа на вопрос, почему умер армянский театр, ответа вообще не требуется. Тем же, кто видит проблемы, но предпочитает скорбным песнопениям поиски выхода и решения многих непростых вопросов, давно понятно, что реформу театра следует начинать с головы. Или от корней – это уж как кому больше нравится. В общем, следует начинать со школы. Не посыпать голову пеплом по поводу безвозвратной потери больших, а местами и великих отечественных художников – кстати, добрая половина их училась профессиональному мастерству не в своем отечестве и от этого быть армянскими артистами не перестала, – а стремиться реформировать школу в соответствии с требованиями времени. Не замыкаться в себе, трубя о собственной исключительности, а стремиться войти в большой мир, учиться у него без страха потерять собственное лицо. В этом контексте шаг ректора ГИТиКа Давида Мурадяна не просто продвинутый, он концептуально важный.

Сутью только что подписанного договора является "разработка программ обмена студентами между ЕрГИТиКом и ГИТИСом для прохождения краткосрочных стажировок, обмена опытом, учебно-методической документацией и учебными пособиями, обмен преподавателями для чтения лекций и практических занятий". Как это будет выглядеть вживую? По ходу беседы и вопросов-ответов, прошедших сразу после подписания документа, можно было составить представление о том, "как это будет работать".

"Буквально перед приездом сюда мы общались с руководством Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ на тему того, что в будущем году в рамках 140–летия ГИТИСа мы хотим провести международный фестиваль, и если в его программе будет какой-нибудь дипломный спектакль из вашего института, мы будем только рады. Кроме регулярного обучения у нас в ГИТИСе достаточно часто происходят различные конференции, лаборатории, конкурсы. И у нас уже достаточное количество партнеров - театральных школ, которые принимают участие в этих событиях. Мы будем информировать вас о них и будем очень рады, если вы будете принимать участие в подобных мероприятиях в качестве наших друзей. И сейчас, в конце марта, к Международному дню театра у нас будет проходить форум молодых режиссеров. Если бы могла приехать группа из Еревана, принять участие в конкурсе, в лаборатории, в круглом столе, мне кажется, это было бы здорово. На мой взгляд, подписание договора должно сопровождаться какими-то очень конкретными практическими шагами. Не то что – подписали и теперь мы дружим. Нет! Какие-то очень конкретные позиции. Мы направляем вам всю информацию о том, что происходит у нас, и ждем того же от вас. Тогда это уже будет конкретная нормальная, живая творческая работа. Я хочу к этому призвать", - говорил ректор ГИТИСа Григорий Заславский.

В ОТВЕТ НА ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДРУЖИТЬ СЕМЬЯМИ ГИТИК ПРЕДЛОЖИЛ ДРУЖИТЬ ДОМАМИ. А если серьезно, наш институт в свою очередь пригласил ГИТИС принять участие в большом смотре студенческого творчества – фестивале ARTfest, который состоится в ближайшем мае. И пусть никто не думает, что это все тусовочные радости. Контакты, завязывающиеся на таких молодежных форумах, обладают свойством давать очень хорошие плоды, и тому тьма примеров. Хотя, конечно, приезд педагогов ГИТИСа с пролонгированными лабораториями и мастер-классами как пункт договора выглядит более капитально.

Студентов, естественно, наиболее вдохновила перспектива стажировок. Ознакомительно-краткосрочные обмены – в пределах месяца, согласно договору, можно осуществлять хоть завтра. Но, как сказал один из представителей московской делегации, двум вузам еще предстоит сверить программы. И если окажется, что они, в основном совпадают, можно будет организовывать обмен студентами на целый семестр. Такой вариант вдохновил всех и особенно студентов факультета арт-менеджмента – того самого менеджмента, нехватку кадров которого мы сегодня так остро ощущаем.

"Мы очень рады находиться в Ереване, потому что, как мне кажется, такие программы по обмену вузов разных стран – это очень важно. Как уже говорил ваш ректор – это все единое театральное пространство, - сказала еще одна участница гитисовской делегации, студентка режиссерского факультета Полина Золотовицкая. - У нас будет возможность посмотреть на вас, у вас будет возможность посмотреть на нас, пообщаться, чему-то научиться друг у друга – даже за какие-то короткие минуты. Приезжайте к нам, мы будем очень рады!".

Мы тоже – очень рады! Но если умерить вполне естественное воодушевление и посмотреть в суть, все серьезно. Договор о межвузовсом сотрудничестве подписан, и это очень здорово. Но плоды, которые он принесет, зависят от нашего желания получить от него по максимуму. А это работа. Большая и важная. Требующая концептуального подхода и реальной оценки своих сильных и слабых сторон. Требующая заинтересованности и настойчивости. Но давайте не уподобляться любителям скорбных песнопений. Давайте будем оптимистами. Давайте верить, что армянский театр еще увидит небо в алмазах!

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ВЕЧНЫЙ СВЕТ" ПРИДЕТ В 2025 ГОДУ?
      2024-07-26 10:25

      "Знаете, почему я не использую слова? Портреты, дела, звуки, голоса, шум, музыка... все вместе говорит больше, чем слова. С помощью музыки и лиц вокруг фильма выстраивается "эмоциональное поле". Я стремлюсь к тому, чтобы звукозрительное сочетание уподоблялось не физической смеси элементов, а их химическому соединению. Я монтирую не только имеющиеся кадры, но и отсутствующие. Именно в этом причина того, что вы, смотря фильм, находите в нем что-то новое. Весь фильм создан, но половина фильма, половина кадров отсутствуют. Однако благодаря монтажу, музыке и образам они присутствуют в подсознании", - написал когда-то Артавазд ПЕЛЕШЯН, классик мирового кинематографа, которого Сергей Параджанов назвал «одним из немногих подлинных киногениев»...

    • "ПИТАТЬСЯ КУЛЬТУРОЙ, ПОЗВОЛЯЮЩЕЙ СОХРАНИТЬ СЕБЯ"
      2024-07-25 09:43

      Летний вояж в Армению Театральной труппы им. Гаспара Ипекяна из Бейрута, вот уже скоро 100 лет работающей под эгидой "Общенационального армянского культурно-образовательного союза", привычно называемого "Амазгаин", никто Культурным Событием не называл, да и сами гости амбиций не демонстрировали.  И все-таки это событие с маленькой буквы "с" заставило задуматься над многими вопросами, как постоянно думают над ними те представители армянской Диаспоры, которых по праву можно назвать армянскими интеллигентами.

    • УВИДЕТЬ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ АРЦАХА - ТЕПЕРЬ ТОЛЬКО ИЗ КОСМОСА
      2024-07-23 09:42

      "Тысячелетнее наследие Нагорного Карабаха находится под угрозой. Это не только страх 100 000 армян, бежавших со своей земли в сентябре 2023 года после военной операции Азербайджана, но и вывод, сделанный Европейским центром права и правосудия (ECLJ)", - публикация в конце прошлой недели французской Le Figaro стала очередным подтверждением Геноцида армянского культурного наследия Арцаха, последовавшего за Геноцидом его армянского населения. В докладе ECLJ он назван "культурным уничтожением".  "От того, какие конкретные действия (заявления из общих слов не в счет!) начнут предпринимать власти Азербайджана в отношении христианских памятников Нагорного Карабаха, и можно будет судить о том, каково этическое здоровье этой страны, о дееспособности всех тех положительных, нравственных качествах ее народа, которые преподносятся его руководителем как образец для подражания", - писал портал Regnum.ru еще в ноябре 2020 года, сразу после окончания 44-дневной войны.

    • "ВСЕ НЕЛЕГКО, НО ЛЮДИ КУЛЬТУРЫ ПРОДОЛЖАЮТ ЗАНИМАТЬСЯ ТВОРЧЕСТВОМ"
      2024-07-12 10:48

      Андрей МОСКВИН - доктор филологических наук, театральный критик, переводчик, доцент кафедры межкультурных исследований Центральной и Восточной Европы Варшавского университета, редактор научного журнала "Studia Teatralne Europy Środkowo-Wschodniej", посвященного театральному искусству Польши и соседних стран.  Его интерес к нашему театру ознаменовался несколькими "армянскими" проектами и привел к работе над капитальным трудом "Армянская драматургия в Национальном театре", а вместе с ней - к четырехмесячному пребыванию в Ереване.  Андрей Москвин - о своих впечатлениях об армянском театре и не только.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ДВЕСТИ ЛЕТ НАЗАД И СЕГОДНЯ
      2024-06-11 10:06

      К юбилею школы Нерсисян В нынешнем году исполняется 200 лет со дня основания первой армянской средней школы в Закавказье - Тифлисской семинарии Нерсисян. Она была создана в 1824 году по инициативе главы епархии ААЦ в Грузии Нерсеса Аштаракеци и в дальнейшем названа его именем.

    • "ВОССТАНОВИТЬ ВСЕ - ОТ ДОСТОИНСТВА ДО ТЕАТРА"
      2024-05-17 11:01

      "Вы еще будете не раз приходить на премьеры в "Гой", - уверен режиссер и художественный руководитель Национального экспериментального центра исполнительских искусств "Театр Гой" Артур СААКЯН. "Мы боремся не только за свой театр, но за систему ценностей, которую хотят отнять" - этот тезис они подняли на щит в противостоянии желанию Министерства ОНКС оптимизировать "Гой" в пользу театра им. Сундукяна. И в этой упорной борьбе они уже победили - в 2024 году "Гой" останется в статусе государственного театра и будет делать репертуар на своей площадке. А что будет дальше... Поживем - увидим.

    • ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЛАНИРУЕТ В 2025-2026 гг. ЗАКРЫТЬ БОЛЕЕ 40 ШКОЛ
      2024-04-25 10:30

      Спектакль с ревизией построенных и отремонтированных школ Пашинян недавно повторил в Лори, где снова дергал перед телекамерами крючки для вешалок, пробовал на прочность ворота на футбольном поле, давал ценные советы учителям по организации учебного процесса.

    • ARMMONO - ЛЮДИ, КУКЛЫ, ФРАНКОФОНИЯ И АРМЯНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
      2024-04-13 10:02

      Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.