ПРОЦЕСС ПО СУЩЕСТВУ ЕЩЕ НЕ НАЧАЛСЯ
Дикая история, случившаяся прошлым летом на Нубарашенском шоссе и завершившаяся избиением до смерти 58-летнего Егише Хачатряна (из-за сделанного молодым людям замечания), дошла до суда общей юрисдикции Эребуни и Нубарашена. На скамье подсудимых пятеро - Хачик Косян, Арташес Чичоян, Арарат Никогосян, Артур Закарян, Юрий Акопян. Все они обвиняются в умышленном убийстве и хулиганстве. Естественно, степень вины каждого и вообще их виновность предстоит определить суду. Пока до судебного следствия дело не дошло. Судья Анна Данибекян рассматривает ходатайства сторон. В пятницу, 3 марта, заседание началось с ходатайства об отводе одного из двух прокуроров - В. Саркисяна.
ЭТА ТЕМА ЗАТРАГИВАЛАСЬ В ПРОШЛЫЙ РАЗ, НО ДО КОНЦА ЕЕ ДОВЕСТИ НЕ УСПЕЛИ. Судья, удостоверившись, что у сторон каких-либо дополнительных соображений нет, ушла в совещательную комнату и, вернувшись через 50 минут, отклонила ходатайство. Зал на это никак не прореагировал. Кстати, довольно вместительное помещение почти сплошь занимали мужчины, человек 50, среди которых не было (2-3) пенсионеров. Собрание трудоспособных в разгар рабочего дня смахивало на мужской клуб или (если подойти с юмором) колонию строгого режима. К ним, дополняя картину, прибавим двух прокуроров, пять подсудимых с пятью мужчинами-адвокатами. Гендерное неравноправие лишь оттеняли несколько журналисток и правопреемница потерпевшего Парандзем Мейтиханян (вдова) с адвокатом Инессой Петросян. А еще судья и секретарь заседаний.
В соответствии с процедурными нормами в рабочей атмосфере был уточнен ряд деталей. Подсудимые от адвокатов не отказались, отводов друг другу не было, выяснилось также, что потерпевшая сторона выдвинула гражданский иск, и его нюансы тоже были разъяснены подсудимым. После чего защита сообщила о наличии у нее ходатайств до начала судебного следствия.
В частности, Липарит Симонян хотел ознакомиться с показаниями свидетеля (у него условные имя и фамилия), имеющими важное значение для обоснования вины его подзащитного. Это на следствии не получилось, и не было возможности задать вопросы, что мешало Симоняну выработать тактику. Ходатайство подкреплялось ссылками на вердикты ЕСПЧ, Кассационного суда РА. Выглядело убедительно, с одной стороны.
Давайте посмотрим и с другой. Суть дела в том, что указанное лицо находится под защитой, обозначено условными координатами. То есть инкогнито. И следствие делает это не из каприза, а с учетом (если его расшифруют) возможного интереса "мужской колонии" к указанной личности, которая в результате может изменить свою позицию или каким-либо образом пострадать.
В ходе обмена мнениями, где обвинение и потерпевшая были против ходатайства, придерживаясь логики, что на судебном следствии возможность защиты расспросить мистера Х. появится, полемику прервало лицо... не являющееся участником заседания. Вездесущий фотокор Г.Шамшян постоянно снимал различные кадры. Судья попросила его представиться. После чего уведомила, что на прошлом заседании (когда Шамшяна не было) суд принял решение о разрешении на съемки процесса в первые 10 минут. Так что порядок надо соблюдать.
ДАЖЕ НА ФУТБОЛЬНОМ ПОЛЕ С СУДЬЕЙ НЕ СПОРЯТ, ПОМНЯ О ТОМ, ЧТО желтая карточка может превратиться в красную. Но Шамшян попытался вступить в диалог, мотивируя свои действия стремлением к вящей гласности. Ну, что такое "гласность", мое поколение еще хорошо помнит. Как и то, что после "гласности" были горбачевские "ускорение" и "перестройка". Удивительно, но защита вдруг дружно включилась в обсуждение мнения неучастника судебного заседания, говоря, что он никому не мешает, и выражая запоздалый протест по поводу недостаточности лимита в 10 минут.
Тут П.Мейтиханян заметила, что об этом надо было говорить на прошлом заседании. После высказанной ею позиции заведенная мужская часть зала "ускоренно перестроилась", встала, прозвучали возгласы недовольства, громкие сетования на несправедливость суда, сопровождаемые выходом из помещения. Учитывая демарш публики, судья объявила перерыв.
Страсти почти сразу улеглись. Мужчины после получасового перерыва практически не вернулись (Шамшян тоже), и процесс продолжился. Данибекян, отложив рассмотрение ходатайства как несвоевременное, подчеркнула, что в ходе судебного следствия возможность разобраться с указанным (таинственным) свидетелем защите будет обеспечена.
Затем последовало ходатайство адвоката В.Косяна, предлагавшего провести следственный эксперимент. Он обратил внимание на некоторые временные акценты (минуты, секунды) из показаний лиц и материалов дела. Все это, по мнению адвоката, свидетельствовало, что его подзащитный Хачик Косян не мог быть на месте в момент инцидента, значит, невиновен. Нужно провести эксперимент, обосновывающий невиновность.
ЭТО ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО ЖАНРУ НОСИЛО ПРИЗНАКИ ЗАЩИТНОЙ РЕЧИ и, безусловно, заслуживает внимания и оценки. Но ведь процесс еще не начался, еще даже не оглашено обвинительное заключение и не задан протокольный вопрос подсудимым: признают ли они себя виновными? Естественно, ни один судья не станет ставить телегу впереди лошади и спешить с экспериментом, когда к существующим в деле доказательствам стороны еще не притрагивались. Прокуроры В.Саркисян и Р.Ерицян резонно заметили, что ходатайство следует рассмотреть позже. Тут подсудимый Косян кинул реплику: "Значит, мне столько сидеть?". Мгновенно и совершенно зря (при всем сочувствии к невосполнимой утрате) вдова отреагировала: "Ты будешь гнить в тюрьме..." Судья, перебивая, строго призвала обоих к соблюдению этических норм.
Ходатайство не прошло. Защита выдвинула еще одно - по дополнению списка свидетелей. Но и здесь сработал фактор несвоевременности. А вот ходатайство о получении информации из "Арментела" относительно звонков в день инцидента суд удовлетворил.
После долгих консультаций со сторонами А.Данибекян назначила очередное заседание на 17 марта. Процесс с самого начала обозначил жаркое противостояние обвинения и защиты. Очевидно, что часть адвокатов будет обосновывать абсолютную невиновность подзащитных. Обвинение выложит свои аргументы. Любопытно и дальнейшее поведение публики, дружно поддерживающей своих, хотя они или кто-то из них убили пожилого человека на глазах у его матери. А что скажут подсудимые?
Словом, работы много, и пора всем заняться делом без попыток давления на кого бы то ни было.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-05-23 09:47
Ованес Карапетян - ветеран армянской журналистики, работал в газетах "Гугарк", "Кайц", "Лору марз", редактировал газету "Кировакани кимиагорц", основал газеты "Айг", "Спехани", журнал "Спехани+", издал несколько книг. В этом ряду вышла еще одна - "А где твой якорь?" В предисловии автор отмечает, что в сложнейшие для страны времена надо оглядываться на тех наших творцов, которые маяками указывали путь соотечественникам. Это Маштоц, Хоренаци, Нарекаци, Туманян... И сегодня, подобные им, остаются нашими учителями.
-
2025-05-14 09:55
Каждый народ вносит свой вклад в историю мировой цивилизации. Его размеры и ценность зависят от ряда факторов, начиная с возраста нации, ее исторического пути и взаимоотношений с соседями. С этим, последним, нам уж совсем не повезло. Армянское нагорье расположилось на перекрестке дорог и войн на все четыре стороны света. Поэтому, периодически теряя независимость, часть армян покидала родную землю, обустраиваясь в других странах. Сказать, что там принимали чужаков с распростертыми объятиями, будет преувеличением. Но и в таких условиях деятели армянского происхождения сумели многое сделать для других, а значит и мира. Достаточно ли мы знаем об этом? В книге "Потерянное наследие" Эдуарда МАНВЕЛЯНА содержится информация об 47 наших зарубежных соотечественниках, добившихся успехов в различных сферах жизни. Название книги выражает позицию автора, сожалеющего, что армяне прославились не на Родине. Но тому есть объективные причины, а Земля в конце концов наш общий дом, хотя понимают это далеко не все люди и народы.
-
2025-05-09 09:48
Войны начинаются и заканчиваются. Причем из тех, кто воевал с первого дня, в живых остается ничтожный процент. После войны за дело берутся историки. К тому времени поэты и писатели уже успели что-то написать. Но главного пока не сказали. А потом наступает очередь мемуаристов. И они делятся увиденным собственными глазами. Если человек честный, точнее него про войну никто не расскажет. Книга ветерана ВОВ Сергея Шахвердяна называется "Воспоминания о войне, плене и доброте". Ее издал Эдуард Шахвердян через 22 года после смерти отца, по оставшимся в тетрадях записях. Над текстом потрудилась Рузанна Пепанян. Отец посвятил книгу Марфе и Федору Колесниченко - людям, которые спасли его жизнь. О них и многих других Шахвердян вспоминает с благодарностью. А о войне Сергей Артемович пишет искренне, с множеством интересных деталей, замеченных и сохранившихся в памяти. Вспомним некоторые из 250 страниц.
-
2025-05-09 09:07
"Живые и мертвые" - это не только название замечательного романа Константина Симонова, написанного про Великую Отечественную войну. Это констатация победной даты 9 Мая 1945 года, которая отделила тех, кто заплатил за Победу жизнью, от тех, кому посчастливилось вернуться домой и строить мир в надежде, что на планете такое больше не повторится, и подвиг миллионов станет уроком для будущих поколений. Сбылись ли полностью эти надежды? Увы, к 80-й годовщине крушения планов Третьего Рейха выясняется, что в сегодняшних реалиях есть политики, которые уверены, что их нация всегда и во всем права и имеет право учить остальных уму-разуму, а это и есть фундамент нацизма испокон веков с вытекающими для всех несогласных последствиями.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2025-01-20 10:29
17 января Антикоррупционный апелляционный уголовный суд, который 11 декабря продлил на два месяца срок содержания под стражей Хачатура Баласаняна, изменил ему меру пресечения. Баласанян младший отправится под домашний арест под залогом в 80 миллионов драмов.
-
2024-11-08 20:24
8 ноября Антикоррупционный суд под председательством судьи Ваге Долмазяна продолжил слушание по делу зампреда РПА Армена Ашотяна, а также экс-ректора ЕГМУ Микаэла Нариманяна и сотрудников вуза Ларисы Парсегян, Марты Симонян и Ролана Давтяна. Их обвиняют в злоупотреблении служебным положением и отмывании денежных средств.
-
2024-06-06 10:50
18 июня 2022 г. в окрестностях деревни Нигаван был убит герой - участник 44-дневной войны, награжденный медалью за храбрость контрактник Амаяк Микаелян. Он служил в военной части Нубарашена, до этого проходил службу в спецназе СНБ. Два года назад слухи о том, что члены апаранской ячейки ГД открыли стрельбу по Микаеляну, который позволил себе нелестно отозваться о Пашиняне, сразу облетели весь марз и достигли Еревана. Подозрения усилились после того, как полиция с места в карьер опровергла политический характер убийства, сосредоточившись на бытовой версии. Наши источники говорят о том, что участник 44-дневной войны обвинил Пашиняна в сдаче 75% территории Республики Арцах и гибели 5 тыс. армянских солдат, за это члены ГД его убили…
-
2024-03-25 20:13
25 марта в Антикоррупционном суде под председательством Ваге Долмазяна продолжилось слушание по делу зампреда РПА Армена Ашотяна, а также экс-ректора ЕГМУ Микаэла Нариманяна и сотрудников вуза Ларисы Парсегян, Марты Симонян и Ролана Давтяна. Их обвиняют в злоупотреблении служебным положением и отмывании денег. Напомним, что на прошлом заседании адвокат Тигран Атанесян внес ходатайство об отводе судьи, так как он не воспринимается как беспристрастный и справедливый. Долмазян произнес длинную речь, в конце которой отклонил ходатайство, заявив, что представленные факты необоснованы и причин для самоотвода нет.