СВОЕВРЕМЕННЫЙ КРИЗИС?
Начало марта отмечено очередным кризисом в отношениях между Германией и Турцией. Старт новому витку охлаждения был дан после того, как в Турции в феврале был задержан корреспондент немецкой газеты Die Welt Дениз Юджель. Анкара обвиняет его в участии в террористической организации, неправомерном использовании данных, а также пропаганде терроризма. Произошедшее сразу же привело к обмену резкими заявлениями между Берлином и Анкарой, дипломатическим демаршам, а также к отмене немецкой стороной серии встреч турецких политиков в Германии, запланированных в рамках агиткампании среди турецкой общины в пользу внесения поправок в Конституцию Турции.
ТРАДИЦИОННО РЕЗКИМИ ВЫПАДАМИ В АДРЕС БЕРЛИНА ОТМЕТИЛСЯ ТУРЕЦКИЙ ПРЕЗИДЕНТ. По оценке Эрдогана, задержанный в Турции корреспондент Die Welt является немецким шпионом. Президент Турции также сравнил запрет властей города Гаггенау на проведение агитации перед референдумом с политикой нацистов. В свою очередь глава МИД Германии Зигмар Габриэль назвал "пересечением красной черты" сравнение действий Берлина с нацистскими. Канцлер ФРГ Ангела Меркель также заявила о наличии "глубоких разногласий" с Турцией. Затем контрразведка ФРГ сообщила о значительном росте разведывательной активности Турции в Германии. Параллельно конфликт быстро вышел и на уровень отношений Турция - ЕС, в частности, канцлер Австрии Кристиан Керн заявил, что ЕС должен сформировать единый подход к вопросу запрета на проведение мероприятий с участием турецких министров.
Новый конфликт между Берлином и Анкарой произошел на фоне общего довольно бесперспективного состояния турецко-европейских отношений, что объясняет периодические кризисы в отношениях между сторонами. Центральным фактором в этом плане является окончательно зашедшая в тупик евроинтеграция Турции. Еще одним раздражителем стала критика со стороны европейцев в адрес Турции относительно нарушений прав человека в стране при подавлении мятежа военных в 2016 году. А в прошлом году отношения между Берлином и Анкарой особенно ухудшились после принятия парламентом Германии резолюции о признании Геноцида армян 1915 года. И наконец, как минимум непростой характер носит диалог между сторонами относительно миграционной проблемы.
В то же время при наличии всех этих негативных факторов в двусторонних отношениях нынешний виток охлаждения может быть связан не только с напряженной текущей повесткой контактов между Берлином и Анкарой. Обращает на себя внимание момент, когда в преддверии ключевых внутриполитических процессов в Турции и Германии разразился новый кризис. В первом случае речь идет о предстоящем 16 апреля референдуме по конституционным поправкам, призванном по сути законодательно оформить консолидирующуюся диктатуру Эрдогана. В Германии же осенью, в сентябре, предстоят парламентские выборы, на которых блок Меркель сталкивается с жесткой конкуренцией.
В ОБОИХ СЛУЧАЯХ ВЛАСТИ И В БЕРЛИНЕ, И В АНКАРЕ НУЖДАЮТСЯ в демонстративном конфликте для привлечения симпатий тех или иных социальных групп. Применительно к Турции Эрдоган разыгрывает в рамках конфликта с Берлином свой старый прием, призванный представить Турцию жертвой империалистической политики Запада. Данная тактика нацелена на консолидацию перед референдумом социальной базы правящих в Турции исламистов путем мобилизации голосов националистически и консервативно настроенных избирателей. При этом предстающий в образе жертвы Запада турецкий лидер предпочитает не вспоминать о сотрудничестве с тем же Западом в Сирии, а также о членстве Анкары в западном блоке НАТО.
Схожая ситуация складывается, возможно, и в Германии, но уже в контексте предстоящих там парламентских выборов. В отличие от соседней Франции, где несистемные крайне правые силы на президентских выборах составляют серьезную конкуренцию традиционным партиям, в Германии основная борьба пока разворачивается между умеренно правой ХДС/ХСС и социалистами из СДПГ. В этих условиях обострение отношений с Анкарой приходится как нельзя кстати для возглавляемого Меркель блока ХДС/ХСС, позволяя ему сыграть на антимигрантских и националистических настроениях избирателей, привлекая на свою сторону часть электората крайне правой "Альтернативы для Германии".
В то же время существующие между ЕС и Анкарой проблемы носят, как уже отмечалось, системный характер и не исчерпываются описанной двусторонней внутриполитической конъюнктурой. Центральной проблемой остается кризис процесса расширения ЕС, на практике похоронивший евроинтеграцию Турции. В результате отношения между Европой и Турцией оказались лишены стратегической цели при одновременном развороте внешней политики Анкары в направлении ближневосточной экспансии. При этом указанный кризис не сказался на интенсивности европейской критики в отношении режима Эрдогана, последовательно ликвидирующего политическую систему Турции в пользу формирования собственной вертикали власти.
Отметим также, что в будущем еще одним фактором, вызывающим противоречия между Анкарой и Берлином, может стать и растущая конкуренция между США и Германией, которая на определенном этапе может заставить Эрдогана обозначить свою позицию. Пока же турецкий лидер демонстративно подчеркивает свою лояльность новой администрации США, что также, скорее всего, не может вызывать особых симпатий в Берлине. В целом же, несмотря на наличие сдерживающих аспектов (экономическая зависимость и пока еще действующая миграционная сделка), сочетание всех этих факторов формирует конфликтную среду турецко-германских отношений, а это в свою очередь означает, что нынешний кризис между Берлином и Анкарой, видимо, будет далеко не последним.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2018-12-21 14:30
Решение президента США Дональда Трампа о выводе американских сил из Сирии в случае своей реализации окажет непосредственное воздействие на баланс сил в рамках конфликта и систему альянсов в регионе. Напомним, что Трамп заявил 19 декабря о том, что американские силы выполнили свою задачу, заключавшуюся в победе над группировкой ИГ, и необходимости в их присутствии на территории Сирии больше нет. По данным агентства Reuters, ссылающегося на свои источники, Вашингтон намерен вывести военных в течение 60-100 дней, при этом все сотрудники Госдепа США покинут Сирию в течение 24 часов.
-
2018-12-17 15:27
После инцидента в Керченском проливе наметилось быстрое обострение отношений между США и Россией. Вашингтон, по сути, отказался от имевших место попыток начала ограниченного диалога с Москвой и фактически перекрыл имеющиеся каналы коммуникаций, перейдя к новому витку военно-политической конфронтации.
-
2018-12-12 15:40
В декабре Израиль начал операцию "Северный щит" в районе границы с Ливаном по выявлению и уничтожению подземных тоннелей шиитской группировки "Хезболла". На фоне регулярных авиационных ударов Израиля по силам группировки в Сирии данная мера чревата новым обострением на ливано-израильской границе и расширением масштабов военной активности Израиля в Ливане.
-
2018-11-26 14:41
Отношения между Турцией и США после уступок Анкары по делу пастора Брансона начали на первый взгляд демонстрировать признаки некоторого улучшения. Анкара и Вашингтон взаимно отменили санкции в отношении некоторых официальных лиц, введенные из-за кризиса в отношениях в связи с делом пастора.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-10-18 12:01
От Турции до Саудовской Аравии и от Азербайджана до Казахстана страны действуют одинаково. Они диверсифицируют свою внешнюю политику, которую в данном случае можно назвать многовекторной. Объяснения этой тенденции различны, но в основном зависят от международных событий. Думаю, одной из причин может быть то, что США больше не считаются единственной глобальной и наиболее ответственной державой, поскольку с начала 2000-х годов они проводят неэффективную политику в Ираке, Ливии и Сирии, что плохо сказывается на репутации этой страны на Востоке и за его пределами.
-
2024-10-10 10:00
Армянская дипломатия пашиняновского периода – это прямо-таки "мастер-класс" по формуле, как делать не надо. Понятно, что сама сфера дипломатии предполагает в какой-то степени и до поры, до времени некоторую, скажем так, невнятность и наличие полутонов вместо радикального черно-белого. Но когда эта невнятность сигнализирует на всех перекрестках о том, что страна сама не знает, в каком направлении двигаться, каковы ее приоритеты (мантра на тему о "перекрестке мира" не в счет), то и другим остается только гадать, в какие отношения вступать (или не вступать) со страной, демонстрирующей "ни то, ни се, ни так, ни этак, непонятно как".
-
2024-06-20 09:41
Никол Пашинян разъезжает по селам Сюника и показывает измученным сельчанам то ли видео, то ли фото с обвязанным колючей проволокой забором у села Воскепар. Показывает сие и восторгается: дескать, смотрите, вместо позиций, которые мы преподнесли Азербайджану, теперь здесь колючая проволока, через которую не одна корова не проскочит… «Проскочит» ли через колючую проволоку снайперская пуля, артиллерийский снаряд, или дрон-камикадзе, премьер благоразумно умалчивает. Но сюр не в этом.
-
2024-06-11 10:47
Спикера парламента Армении Алена Симоняна вновь понесло. Отвечая на вопросы журналистов, он заявил, что Россия "кинула Армению", хотя Армения, как "наивный ребенок, верила, что Россия не оставит ее одну". По словам спикера, прежде чем говорить о недружественных шагах Армении по отношению к России, пусть в Москве посмотрят на свои шаги после 2020 года.