Последние новости
0
2341

НОВО-НАХИЧЕВАНЬ-НА-ДОНУ В ЖИЗНИ АЙВАЗОВСКОГО

К 200-летию со дня рождения И.К. Айвазовского

С именем крупнейшего в Европе и популярнейшего в России художника-мариниста в истории российского и армянского искусства связано немало ярких страниц. Он являлся также подлинным полпредом русской и армянской культуры во многих странах, где бывал и писал свои произведения. Достаточно сказать, что И.Айвазовский в возрасте 27 лет уже был избран членом римской, парижской, амстердамской, не говоря уже о российской, академий художеств. Жизненный и творческий путь великого художника хорошо известен всем, кто интересуется его искусством. 

 К 200-летию со дня рождения И.К. АйвазовскогоНО, МОЖЕТ БЫТЬ, НЕ ВСЕ ПОЧИТАТЕЛИ ТАЛАНТА ИВАНА КОНСТАНТИНОВИЧА, особенно из живущих в нашем крае, знают о его многолетних дружественных связях с Доном, в частности с Нахичеванью, Ростовом, Таганрогом, где он неоднократно гостил и имел немало друзей. Судя по сохранившимся документам, эти добрые отношения с донским краем, зародившись в середине позапрошлого столетия, не прерывались до конца жизни художника. Особенно прочными и глубокими были контакты Айвазовского с Ново-Нахичеванью-на-Дону. И это естественно, ибо у прославленного мариниста были крепкие корни с его родным армянским народом. Иван (Ованес) был одним из трех сыновей армянского торговца Константина (Геворга) Гайвазовского, поселившегося в начале XIX века в Феодосии. Ранее отец будущего художника носил фамилию Айвазян, но в Польше, где ему пришлось жить, он придал ей польское звучание на конце, но добавил к ее началу букву "Г", став Гайвазовским. Гай - армяне, и этим он подчеркивал свою национальную принадлежность. А сын его Иван Константинович уже с 1841 года свои холсты подписывал Айвазян или Айвазовский.

В коллекции Ростовского областного музея изобразительных искусств находятся произведения кисти Ивана Константиновича Айвазовского, которые, несомненно могут дополнить наше представление о многогранности и своеобразии таланта художника. Одно из них - композиция "Лунная ночь" написана в 1843 году и относится к раннему периоду творчества мастера, когда он совершал многократные поездки по культурным центрам Европы. Ей в полной мере присущи тенденции раннего романтизма, характерные для этого периода творчества художника.

Другой, небольшой по размеру, пейзаж Айвазовского "Море", написанный в 1882 году и также принадлежащий Ростовскому музею, передает прихотливую игру красок раннего рассвета в открытом море. Наверное, это о таком море русский поэт А.Н.Майков в одном из своих стихотворений, посвященных И.К.Айвазовскому, писал:

Когда б стихи мои вливали

Такой же свет в сердца людей,

Как ты в безбрежность этой дали...

КАЗАЛОСЬ БЫ, СПЕЦИАЛИСТЫ ОБ АЙВАЗОВСКОМ ЗНАЮТ ВСЕ. Но в творчестве этого мастера есть произведения малоизученные, малознакомые широкому кругу любителей изобразительного искусства и "неожиданные". Картина "Последний день Помпеи" К.Брюллова широко известна. А многим ли знакомо полотно "Гибель Помпеи" кисти Айвазовского из коллекции Ростовского областного музея изобразительных искусств? В переписке с Феодосинской картинной галереей имени Айвазовского удалось выяснить, что "Гибель Помпеи" поступила в галерею в 1900 году после смерти художника в числе 49 работ, завещанных им Феодосии. В 1930 году Ростовский музей обменял картину "Неаполитанский залив ночью", написанную в 1850 году, на "Гибель Помпеи", созданную художником в 1889 году. С какой целью и кем производился этот обмен, сведений нет. В Ростовском музее "Помпея" Айвазовского много лет не выставлялась, так как она требовала длительной и кропотливой реставрации, на что ушли годы. И зритель, наконец, может созерцать это малоизвестное произведение великого мариниста. В картине панорама насыщенного драматизмом действия разворачивается перед нами как бы внезапно. Над поверженной в огненную лаву и осыпаемой пеплом землей зловеще, сквозь полутьму, поглядывает конус вулкана. Своей монолитной глыбой он подавляет все, что находится у его основания.

Композиция картины такова, что берег и вулкан мы видим со стороны моря, и поэтому можем охватить всю грандиозность этого стихийного бедствия. Сам колорит произведения, сплавленный на напряженных сочетаниях тревожного красного и глубокого черного цветов, призван, по замыслу художника, сразу ввести зрителя в атмосферу катастрофы. Золотисто-красный свет, идущий от раскаленного потока лавы, заставляет тлеть облака дыма, обволакивающие вершину Везувия, вскипать воду у берега, где суетятся застигнутые бедой люди. Зловеще ниспадают с неба темные шлейфы пепла. Но вот что удивительно и, наверное, характерно все-таки для Айвазовского как художника романтического склада, верного своим принципам - видеть в проявлении сил стихии не только трагедию, но и зрелище эффектное, потрясающее человека.

Собрание работ художника-мариниста в Ростовском музее включает в себя и такую редкость, как образец портретного творчества - изображение Артемия Павловича Халибяна (1790-1871), крупного коммерсанта, городского головы Ново-Нахичевана, уполномоченного по церковным делам, личности весьма противоречивой, имевшей сложные финансовые взаимоотношения с городом. Мы не склонны преувеличивать возможности Айвазовского-портретиста, он редко обращался к этому жанру живописи, но в случае с портретом Халибяна можно сказать, что контур человеческого характера художником очерчен достаточно выразительно: полураскрытый рот, несколько недоверчивый недовольный взгляд чем-то растревоженного, рассерженного человека. И тем не менее при его непосредственном материальном участии в Феодосии была открыта гимназия его имени, которая так и называлась - Халибяновская гимназия.

Кроме Халибяна адресатами Айвазовского, с которыми он переписывался и общался в Нахичевани-на-Дону, были Г.П.Аладжалов, И.В.Денисов, Е.П.Хайранов и другие.

 НОВО-НАХИЧЕВАНЬ-НА-ДОНУ В ЖИЗНИ АЙВАЗОВСКОГОИЗВЕСТНО, ЧТО КАТОЛИКОС ХРИМЯН, ВЫЕХАВ В ПЕТЕРБУРГ С ВИЗИТОМ к царю в 1895 году, по пути посетил Ново-Нахичевань, где встретился с Айвазовским. Иван Константинович приезжал также в Таганрог. Здесь он преподнес местному православному палестинскому обществу в дар свою картину и позировал для портрета скульптору Егорову.

Издаваемая на Дону газета "Приазовский край" за 14 апреля 1895 года писала: "И.К.Айвазовский был в Нахичевани. Он подарил картину "После потопа". Кроме того, Айвазовский привез небольшие полотна, преимущественно марины. Одну из них преподнес католикосу, одну - нахичеванскому голове М.И.Балабанову, одну - армянской духовной семинарии. Одну картину - "Везувий" - оставил Балабанову для розыгрыша в лотерее, чтобы на вырученные деньги оказать помощь беднякам Нахичевани. Все картины предварительно должны быть показаны в Ростове, а вырученные от входной платы деньги употреблены для помощи бедным Ростова".

В фондах Ростовского областного музея краеведения находится фотография 1916 года, где на фоне картины "После потопа", экспонированной в одном из залов Нахичеванской духовной семинарии, запечатлена большая группа людей - очевидно, известных общественных деятелей города. Композиция этой картины совпадает с полотном кисти Айвазовского "Сошествие Ноя с Арарата" (1889), находящемся в Государственной картинной галерее Армении.

Доброе сердце было у художника Айвазовского: дарил он людям свое романтическое искусство, дарил и картины. В одном из писем, датированном 1895 годом, есть такие строки - впечатления о городе, к которому он был небезразличен: "Картину, которую я подарил городу Нахичевани, поставят в семинарии. Объехал все учебные заведения, и все они весьма утешительны".

Бывший директор Музея М.С.Сарьяна, много сделавший для популяризации искусства Армении на Дону, Ш.Хачатрян в одной из своих публикаций приводит удивительный факт. "Сам же Сарьян, который юношей видел приехавшего в Новый Нахичеван убеленного сединами Айвазовского, навсегда запечатлел в душе эту встречу и тепло о ней рассказывал, так охарактеризовал знаменитого мариниста: "Айвазовский ни на кого не похож, он похож только на себя. Таковы все настоящие художники".

Валерий РЯЗАНОВ, старший научный сотрудник Ростовского областного музея изобразительных искусств, заслуженный работник культуры Российской Федерации

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ СКОРЫЙ 6, 7 И 8 ДЕКАБРЯ
      2019-12-05 15:18
      227

      В связи с Днем памяти жертв Спитакского землетрясения 6, 7 и 8 декабря назначен дополнительный скорый электропоезд N102/103 сообщением Ереван - Гюмри - Ереван, который будет отправляться из Еревана в 10:30, из Гюмри - в 19:40.

    • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ
      2019-12-05 14:33
      256

      Известный  русский композитор Шостакович говорил, что без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна. И это совершенно верно. Без Симфонического  оркестра Силиконовой долины - одного из старейших музыкальных коллективов Соединенных Штатов Америки - миллионный город Сан-Хосе просто не представляет своей жизни. Вот и вчера   зал был полон. Мне казалось, что весь город пришел  на концерт  классической музыки.

    • ОТВЛЕКАЮЩИЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ МАНЕВРЫ "КАЙЛАРАСТОВ", или СУДЬБА АРЦАХА НА КОНУ
      2019-12-04 15:38
      833

      Я намеренно не писал ничего о вчерашнем разгоне студентов, требующих встречи с министром министерства с самым длинным названием за всю историю Армении. Очевидно, что разгон был заранее запланированным с целью отвлечь внимание общества от более важной проблемы. Ну а сами студенты им вольно или невольно подыграли, прорвав ранее полицейский кордон.

    • НОВОСЕЛЬЕ В СЕЛЕ МРГАВЕТ
      2019-12-04 11:34
      620

      В рамках домостроительной программы ВиваСелл-МТС и Домостроительного центра "Фуллер" решен жилищный вопрос семьи Мгерян, проживающей в селе Мргавет Араратской области.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • АРМЯНСКИЙ КИРОВАБАД 1988-1989 ГОДОВ
      2019-12-03 10:46
      1305

      К 30-летию исхода армян из Кировабада. Этим воспоминаниям из времен моей юности в родном Кировабаде свыше 30 лет, и ни одна деталь не стирается из памяти. Перед глазами цепочка событий, начавшихся в далеком феврале 1988 года и спровоцировавших спонтанное формирование отрядов самообороны на местах. Но за два года сопротивления, столкнувшись с преступной политикой Центра, попустительствующего действиям азербайджанского руководства и направляемым им вандалам, армянское население Кировабада - а это десятки тысяч человек - было вынуждено покинуть свою исконно историческую землю, родные очаги и разбрестись по всему свету.

    • К 30-ЛЕТИЮ ГЕНОЦИДА АРМЯН В КИРОВАБАДЕ
      2019-12-02 14:00
      1657

      В Ереване почтили память пострадавших армян Кировабада в связи с 30-летием исхода армянского населения из родного города.

    • "НИКОГДА НЕ ОГЛЯДЫВАЮСЬ НАЗАД!"
      2019-11-28 14:21
      2295

      Недавно  в Москве завершился международный фестиваль искусств "Планета милосердия", организованный культурным центром при Посольстве Республики Армения в Российской Федерации. В нем приняли участие более пятидесяти деятелей искусств - художники, поэты, актеры, музыканты и дизайнеры из разных стран. Фестиваль был конкурсный, и работа Анны СОГОМОНЯН  "Спящие наяву" стала его серебряным призером. 

    • ПРИБЛИЖАЕТСЯ ГОДОВЩИНА ДОСРОЧНЫХ ВЫБОРОВ
      2019-11-25 10:47
      1375

      Дефолт системы Приближается годовщина внеочередных парламентских выборов, в связи с этим хочется адресовать власти несколько вопросов. Где обещанный инвестиционный бум? Где экономический рывок? Где поголовное счастье? Ради чего революцию делали, если запланированные в бюджете 4,9% роста ВВП меньше, чем при прежней власти? После слов Никола о том, что бедность сначала нужно преодолеть в головах, в народе родилась горькая шутка о том, что преодолеть бедность удалось только одной голове и эта голова сегодня тратит миллионы бюджетных денег на собственные удовольствия.