Последние новости

АЛЬБОМ, ИЗДАННЫЙ С ЛЮБОВЬЮ

Этот альбом, вышедший в издательстве "Тигран Мец", посвящен творчеству народного художника Армении, лауреата государственных премий, множества международных премий Акопа Акопяна. Автор предисловия и составитель - искусствовед, заслуженный деятель искусств РА Шаэн Хачатрян.

 Народный художник Армении, лауреат государственных премий, множества международных премий Акоп АкопянКОНЕЧНО, ВО ВСЕМ, ЧТО ДЕЛАЕТ ШАЭН ХАЧАТРЯН, ПРИВЛЕКАЕТ ПРЕЖДЕ всего авторитет критика, умение точно выразить суть явления, логика аргументации. Со страниц его монографий и исследований живо предстают вершинные явления армянской живописи. Он широк в своих эстетических взглядах и восприимчив к разным художественным явлениям. Читая его труды, мы ясно ощущаем то основное, что больше всего его занимает на всем протяжении деятельности. Главное для него в том, что искусство только тогда выполняет свою общественную миссию, когда оно становится социальным и современным не по внешним признакам, а по своей художественной сути.

Что особенно характерно для Хачатряна? Его гражданственность, умение пожертвовать личными интересами ради общественных, организаторский талант, упорство в достижении цели. Несмотря на солидный возраст (искусствовед уже перешагнул восьмой десяток), он продолжает упорно трудиться, одну за другой выпускает книги-альбомы из серии "Узнай и полюби" и более солидные монографии. О ком бы он ни писал - о Якове Экизлере, первом дарителе Национальной картинной галерее Армении части своей коллекции, о художниках Минасе, Петросе Контураджяне, гениальном Сарьяне, Аршиле Горки, Жансеме и других, - везде перед глазами читателя встает органически цельный и живой образ художника-творца, во всем своеобразии его склонностей, вкусов, особенностей творческого почерка.

Особенно привлекательна по своей значимости книга, посвященная жизни и творчеству Ивана (Ованеса) Айвазовского, который всегда был объектом неподдельной любви и восхищения автора. В книге четко определена прогрессивная, масштабная роль творчества Айвазовского не только для русской, армянской, но и всей мировой культуры. Обозревая наследие Айвазовского в его цельности, Ш.Хачатрян отмечает, что без него невозможно рассматривать армянское искусство и процесс его исторического развития, "а глядя на Айвазовского только как на русского художника, не учитывая армянских истоков его искусства, нельзя полностью понять его творческую индивидуальность. Вот почему, принадлежа русской культуре, он в равной степени принадлежит и культуре армянской".

ЧТО ЖЕ КАСАЕТСЯ АЛЬБОМА, ПОСВЯЩЕННОГО ТВОРЧЕСТВУ АКОПА АКОПЯНА, то это не просто анализ внимательно изученного материала, а скорее повесть о соратнике автора. Художник и автор альбома встретились около полувека назад, и с тех пор от года к году крепла их дружба. Немалое из того, что вошло в альбом, родилось в их встречах и беседах. И все же самое увлекательное в этом издании то, что в нем словно бы звучит голос самого Акопяна. Он, можно сказать, окрашен в яркие цвета характера и темперамента, убежденности и непреклонности, которыми был наделен этот удивительный человек и художник.

Автор показывает, что А.Акопян был художником самого высокого достоинства, художником-гуманистом. Видел многое в окружающем мире гораздо глубже и воплощал намного острее, чем многие из его современников. Его искусство выражало правду посредством метафор, символов, аналогий. Оно очаровывало оригинальностью, свежестью, поэтической образностью. Глубина, с которой творчество Акопяна отразило наше время, простота и естественность его искусства, явившего миру душу, согретую близкой и созвучной всем человечностью, подлинная новизна и значительность созданного - вот качества, сделавшие его имя символом своей страны.

Вся его творческая изобретательность диктовалась искренним волнением, а потому он выражал себя в картинах глубоко и последовательно. Ремесленникам, марателям холстов, никогда не понять такой одержимости, такой всепоглощающей любви, такой искренности, какие были у Акопяна. В нем преобладала суровость, сочетавшаяся с большой душевностью. Он был молчалив, замкнут, похож на аскета. И его живопись соответствовала его облику. Одним из первых в республике он нарушил шаблон в изображении армянской природы. Вместо мягкости, расслабленности, яркой красочности он смело ввел в пейзаж суровость.

Произведения Акопяна, может быть, как никогда прежде, требуют сопричастности изображенному. Человеку бессердечному они покажутся сухими, бездыханными. Но тому, кто сам прошел через страдания, очевидна будет любовь художника к человеку, высокий гуманизм его творчества.

"Вы - большой талант и большой творческий темперамент. Я склоняю голову перед вашим искусством и проникаюсь к вам большим уважением и сердечной симпатией" - эти слова записал в книге отзывов великий артист Михаил Ульянов, посетив мастерскую художника где-то в конце 70-х вместе с Генрихом Игитяном и автором этой статьи. Эти строки остались и вошли в альбом как немеркнущий след той далекой встречи. В альбоме можно найти отклики и других выдающихся деятелей советской культуры, многих зарубежных мастеров искусства. И множество иллюстраций в альбоме Хачатряна подобраны таким образом, чтобы дать наиболее яркое представление обо всем многообразии этапов творчества живописца. Причем в альбоме впервые помимо последних творений художника представлены и скульптурные работы, которые мало известны широкому кругу зрителей. Просматривая все иллюстрации, любовно помещенные автором книги-альбома, убеждаешься в том, что Акоп Акопян был поэтом по восприятию жизни и реалистом по идейной содержательности и силе жизненной осязаемости своих творений.

 Работа Акопа АкопянаИСКУССТВО АКОПЯНА - ЯРКИЙ ПРИМЕР ГАРМОНИИ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ТВОРЧЕСТВА, - говорит Ш.Хачатрян. - Талант, ум, благородство - сочетание этих прекрасных качеств и было свойственно этому незаурядному художнику. Проникнуть в суть произведений живописца можно, если представить духовное состояние целого поколения, которое вошло в мир на чужбине после трагедии армянского народа - Геноцида. Чувство одиночества и ностальгия стали главным содержанием творчества лучших армянских художников за рубежом - Контураджяна, Адояна (Горки), Зулумяна (Гарзу), Семерджяна (Жансем) и других. К этому поколению принадлежал и Акоп Акопян.

Акоп Акопян приехал на Родину в 1962 году. Некоторые из тех, кто был знаком с его творчеством, полагали, что художник продолжит галерею своих персонажей - несчастных, обездоленных людей. Но, к удивлению и радости многих, уловив и распознав переживаемое страной время и глубоко прочувствовав армянскую природу, Акопян один за другим стал создавать одухотворенные поэтичные пейзажи. Мягкие, сотканные из пепельно-серебристых оттенков краски, как и выразительная линейная структура, воспринимаются зеркалом человеческих раздумий и господствующей вокруг атмосферы.

Изысканные цветовые созвучия многочисленных пейзажей, представленные в этом альбоме, новы по своему характеру и своеобразны композиционно: перед нами совершенное художником духовное открытие родной земли. Кроме проникнутых духом времени пейзажей Акопян создал также поразительной новизны натюрморты - клещи, перчатки, рыбины, корзины, высохшие цветы, в которых иносказательно раскрыл остроту людских взаимоотношений. Эти насыщенные враждой и любовью, жизнью и смертью натюрморты побуждают зрителя глубоко задуматься о природе человека. Исключительное место занимают в творчестве Акопяна крупных размеров картины, посвященные трагическому периоду советской истории - массовым репрессиям, преследованиям инакомыслящих.

- ХУДОЖНИК И В ПРЕКЛОННОМ ВОЗРАСТЕ БЫЛ ДУШЕВНО БОДР и отдавал предпочтение новым методам работы, - продолжает Ш.Хачатрян. - Так, собрав разного рода металлические предметы, он долго в них всматривался, располагая особым образом, и те словно бы вступали в схватку друг с другом, напоминая формами животных и людей. Эти символического содержания сюжеты разыгрывались и на новых картинах Акопяна, причем в прямой связи с природой и широко известными древнегреческими скульптурами. Этот дышащий новизной живописный цикл являл собой "сад любви". Вглядываясь в эти философские картины, чувствуешь, что мир любви Акопяна включает в себя и далекое прошлое человечества, и  бытие нынешнего поколения. Вот почему античные изваяния, символ минувшего, окружены на сугубо современных по звучанию полотнах птицами, изящными манекенами, а также острохарактерными, по сути "ожившими" металлическими инструментами. В мирной идиллической обстановке кипят страсти, мы видим агрессию, борьбу, сложное переплетение чувств.

Художник взирает на мир как бы с возвышенности, его произведения полны глубокого смысла. В этих картинах с необычной композицией говорящие сочетания различных форм обусловлены новым временем и с неожиданной остротой отражают жизнь.

Произведения Акопяна, представленные в настоящем альбоме многочисленные полотна, ряд скульптур и последние его работы своими структурными и содержательными особенностями сполна раскрывают своеобразие мастера, его творческое кредо.

Акоп Акопян посмертно был удостоен премии президента РА. Сегодня ощущается потребность основать музей его имени, где будут собраны работы художника. Искусство мастера, которое тепло принято и признано как на Родине, так и за рубежом, остается и останется источником актуальных и возвышающих душу мыслей и чувств.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • АРШИЛ ГОРКИ И XXI ВЕК
      2024-04-24 11:22

      Искусство Аршила Горки принадлежит к чудесным страницам художественного наследия прошлого века. Его произведения неизменно привлекают интерес исследователей разных стран. О нем изданы, преимущественно на английском, монографии, каталоги, аналитические статьи. Его имя фигурирует в книгах по истории искусства, в энциклопедиях. Как известно, на международных аукционах стоимость его произведений достигает нескольких миллионов долларов. Кем является этот художник для нашего времени, для XXI века? Казалось бы, о чем тут размышлять! Нет ни загадок, ни споров. Нет никакого недостатка в нашем уважительном отношении к Аршилу Горки и ко всем классикам мирового искусства. Мы охотно рассматриваем их работы, любуемся, увековечиваем. И все же… Мы мало задумываемся о том, почему мы теперь совсем другие, чем они. И что представляет собой наша современность? Что это - движение вперед по тому же самому пути, который мы, когда речь идет о прошлом, прославляем, увенчиваем лаврами? Или нечто другое - блуждание по оскудевшим тропам, среди сорняков, руин? А может быть, и то и другое в странном фантастическом сплетении…

    • ЖИВАЯ СОЗВУЧНОСТЬ
      2024-04-22 11:41

      Завершился фестиваль "Современные классики" Завершен Четвертый международный фестиваль "Современные классики", носящий имя великого польского классика Кшиштофа Пендерецкого. Его проводит Армянский государственный симфонический оркестр под управлением Сергея Смбатяна, который и является художественным руководителем фестиваля. Судьба этого фестиваля, так же как и фестиваля, посвященного армянскому композиторскому творчеству, с самого начала не захотела быть похожей на судьбу нашего общества, как бы действовала ей в противовес, проявляя при этом мудрое постоянство. В пору вседозволенности, безверия и равнодушия, фестиваль открыл очень свежую форму существования и взаимодействия искусств. Он подсказывает различным организациям в сфере культуры, с какой фантазией, смелостью можно работать.

    • КОНЦЕРТ-СОБЫТИЕ
      2024-04-17 12:20

      Программа второго концерта в рамках четвертого международного фестиваля "Современные классики" имени Кшиштофа Пендерецкого, проводимого Армянским государственным симфоническим оркестром под управлением Сергея Смбатяна, была по-настоящему неординарна и интересна. В Большом концертном зале им. Арама Хачатуряна звучала музыка, незнакомая широко публике. Это симфоническая поэма Wetlands современного итальянского классика Людовика Эйнауди, Концерт для флейты и оркестра персидского композитора Бехзада Ранджбарана и Джазовые вариации рококо для бас-гитары и оркестра Александра Розенблата, посвященные П.И. Чайковскому. Публика с большим интересом приняла всю программу. Она открыла для себя насыщенный, яркий, загадочный мир.

    • ВЕЧНО ЖИВАЯ ПОЭЗИЯ
      2024-04-15 11:01

      К 110-летию Амо САГИЯНА Невозможно без  волнения и большой  человеческой любви вспоминать имя Амо Сагияна, поскольку он  был не только прекрасным тончайшим поэтом, но и обаятельным человеком, личное общение с которым всегда доставляло огромную радость. И  даже сейчас, хотя с момента  его ухода  прошло уже столько лет.  Как-то не ощущаешь его среди мертвых. Недаром ведь сказано: "Поэты молодеют, умирая". 14 апреля - день рождения поэта, личности выдающейся, неоднозначной. В этом году ему исполнилось бы 110 лет. Но он не из тех, кого вспоминают лишь в юбилейные дни. Он поэт удивительный, редкостный, любимый всеми. Амо  Сагиян  и при жизни стоял особняком среди личностей  в высшей степени духовных, а уж ныне, когда поэтическим званием удостаивают графоманов, он и вовсе похож на неразделимую комету в армянской поэзии.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • АРТ СТУДИЯ «СЕДРАКЯН» ПРИГЛАШАЕТ НА ВЫСТАВКУ
      2023-07-01 09:54

      Арт Студия «Седракян» открылась около года назад, но уже может гордиться успехами своих юных учеников: воспитанники этого творческой организации сегодня предстали перед широкой публикой пусть как начинающие, но уже художники.

    • СИНТЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО АНАТОЛИЯ АВЕТЯНА
      2023-06-17 10:36

      В Союзе художников Армении прошла выставка авторских работ одного из талантливейших мастеров отечественного арта Анатолия Аветяна. Рассчитанная на одну неделю выставка продлилась еще 7 дней, что позволило большему числу ереванцев и гостей столицы соприкоснуться с магией творчества Аветяна, в которой живопись гармонично сливается с техникой работы по металлу, а декоративность одних панно лишь подчеркивает глубину замысла других.

    • ГОГЕН, ПИРОСМАНИ И... ПАШИНЯН
      2023-06-14 13:07

      Случаются в нашем искусстве события, которые иначе чем эпохальными не назовешь. В аннотации так и сказано - иллюстрация того, "какие концепции и эстетики открываются в живописи и, в целом, в актуальном искусстве дня сегодняшнего, и какие изменения происходят в искусстве и, в целом, в обществе в армянском контексте".

    • ОН КИСТЬЮ ВОЗРОЖДАЛ АРМЕНИЮ – 75 ЛЕТ НАЗАД НЕ СТАЛО АРШИЛА ГОРКИ
      2023-04-24 10:05

      Более 120 лет отделяют нас от дня рождения и 75 лет от дня кончины величайшего армянского художника, подлинного новатора Аршила Горки, творчество которого так же своеобразно и многолико, как и выдвинувшая его эпоха. Этот признанный новатор был из тех, кто в полной мере испытал на себе все ужасы армянской трагедии начала XX века – резню, беженство, сиротство, чужбину.